
Рабочая программа кружка по физике для 7 класса «Физика вокруг нас»
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе программы по физике для 7 класса, используемой в настоящее время.
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от микромира к макромиру.
Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания учащихся об объектах природы и явлениях, происходящих в ней.
Работа в физическом кружке полезна не только для учащихся, но и для учителя: она помогает лучше узнать своих учеников, развивает организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой. Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.
Средствами реализации программы курса является:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;
- стимулирование учащихся к высказыванию собственного мнения, рассуждений, использованию различных способов выполнения заданий;
- использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего учащимся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
- проведение на занятиях занимательных опытов, что значительно усиливает интерес учеников.
Цель:
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности;
Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретаемых знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.
Задачи:
- формирование осознанных мотивов учения;
- формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении физики и в повседневной жизни;
- повышение уровня интеллектуального развития учащихся;
- формирование экспериментальных умений: пользоваться простейшими приборами и инструментами и делать выводы на основе экспериментальных данных.
-развитие познавательного интереса учащихся в области физики путем использования занимательных задач;
-расширение теоретических знаний учащихся в области физики;
-развитие у учащихся интереса к физике как к науке и ее физическим основам;
-формирование у учащихся практических умений и навыков при решении задач;
-развитие нравственных качеств личности – настойчивости в достижении цели, ответственности, дисциплинированности, трудолюбия.
Ожидаемые результаты работы учащихся по данному курсу:
Ожидается, что к концу обучения члены кружка усвоят учебную программу в полном объёме. Они приобретут:
Навыки выполнения работ исследовательского характера;
Навыки решения разных типов задач;
Навыки постановки эксперимента;
Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умения пользоваться ресурсами Интернет.
Повышение уровня самооценки учащимися собственных знаний по предмету
Повышение теоретических знаний и познавательного уровня по физике
Активное участие в дискуссии, умение строить логическую цепь рассуждения, уметь подготовиться к выступлению и правильно оформлять рефераты.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Форма проведения занятий кружка:
Теоретические:
Беседа;
Лекции с элементами беседы;
Сообщения учащихся;
Просмотр книг, журналов.
Практические:
Решение экспериментальных и расчетных задач;
Наблюдения и опыты;
Проектная работа;
Практические работы исследовательского характера;
Домашний эксперимент;
Организационные формы занятий: индивидуальная работа, работа в паре, в малых группах, фронтальная работа.
№ | Тема занятия | Количество часов. |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Выбор тем по проектным работам. | 2 |
2 | Вершок, локоть и другие старинные единицы измерения расстояния и массы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин. Рычажные и электронные весы. | 2 |
3 | Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных мер. СИ – система Интернациональная. | 2 |
4 | Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов о внутреннем строении вещества. Ох уж эти молекулы. Домашнее задание по выращиванию кристаллов поваренной соли и медного купороса. | 2 |
5 | Диффузия в жизни человека и животных. Проведение опытов по теме «Диффузия» | 2 |
6 | Как быстро мы движемся. Инерция. Использование в технике принципов движения живых существ. | 2 |
7 | Силы в природе. Сила тяжести. Сколько весит тело, когда оно падает. Невесомость. Выход в открытый космос. К.Э.Циолковский о космических полетах. | 2 |
8 | Трение в природе и технике. Трение полезное и вредное. Сочинение «Что произойдет, если исчезнет трение». Подготовка презентации. | 2 |
9 | Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. | 2 |
10 | Атмосферное давление. Воздух работает. Исследования морских глубин. Глубоководные животные и их приспособленность к большим глубинам. | 2 |
11 | Архимед о плавании тел. Архимедова сила и киты. | 2 |
12 | Простые механизмы. Сильнее самого себя. Простые механизмы у нас дома. Подготовка презентации. | 2 |
13 | Практическая работа «Определение своей работы и мощности» | 2 |
14 | Вечные двигатели. | 2 |
15 | Физическая олимпиада | 2 |
16 | Заключительные занятия. Защита проектных работ кружковцев 4 |
17 |
Список литературы:
М.Е. Тульчинский «Занимательные задачи-парадоксы и софизмы».
А.Е. Марон «Дидактический материал-7-8 класс»; «Задания по физике».
В.А. Буров, А.И. Иванов «Фронтальные экспериментальные задания по физике-7-8 класс».
Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
М.И Блудов «Беседы по физике»
Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 7-8 класс.
Интерактивный курс физики для 7-11 классов. www. Physicon. ru
Внеурочная работа по физике. Под ред. О.Ф. Кабардина, Москва, «Просвещение», 1983 г.
Внеклассная работа по физике. И.Я.Ланина. Москва, «Просвещение», 1987 г.
Физические викторины. Б.Ф.Билимович. Москва, «Просвещение», 1977 г.
Занимательные вечера по физике в средней школе. И.Л.Юфанова. Москва, «Просвещение», 1990 г.
Вечера по физике в средней школе. Э.В.Браверман. Москва, «Просвещение», 1989 г.
Экспериментальные задачи по физике в 6–7 классах. Антипин А. Г.– М.: Просвещение, 1974.
Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6–7 классах средней школы. Буров В.Б., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И.– М.: Просвещение, 1981г.
Занимательные опыты по физике в 6–7 классах средней школы. Горев Л. А. – М.: Просвещение, 1985г.
Биофизика на уроках физики. Кац Ц. Б.– М.: Просвещение, 1988г.