Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №43 г.Тюмени |
| | |
«Рассмотрено» Руководитель МО ествественных наук МАОУ СОШ№43 г.Тюмень ________________/Е.Н.Попова/ Протокол №1 от.27.08.2015г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №43 г.Тюмень ________________/Г.В.Джатиева/ 28.08.2015г. | Утверждаю Директор МАОУ СОШ №43г.Тюмень ________________/Диянова Т.В./ 29.08.2015г. |
| | |
Рабочая программа кружка по информатике и ИКТ для обучающихся начальных классов «Практическая лаборатория» Учитель Южакова Надежда Викторовна, первая квалификационная категория |
2015/2016 учебный год |
Пояснительная записка
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Программа кружка представляет собой глубоко методически проработанный пропедевтический развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
системность;
гуманизация;
междисциплинарная интеграция;
дифференциация;
дополнительная мотивация через игру.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Программа курса состоит из 18 часов.
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.
Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Уроки информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
Цель начального курса информатики – не только обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения образования в основной школе, но и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учётом специфики предмета (информатика), направленную:
на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Информатики», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5–11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление.
на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.
на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать объекты , исследовать их структурный состав, описывать ситуации, моделировать, прогнозировать результаты, контролировать правильность и полноту выполнения действий, планировать решение деятельности, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, конструировать и пр.
Операционная система Windows
Графический редактор Paint
Текстовый редактор MS Word, Libre Office Writer
Редактор LibreOffice Impress
Мультимедиа приложение Windows Movie Maker
Логические и обучающие игры.
Формирование универсальных учебных действий
На конец обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Первые шаги в мире информатики». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Примерная структура занятия
Организационный момент (1-2 мин)
Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)
Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа на печатных листах (10 мин)
Физкультминутка (1 мин)
Работа за компьютером (10-15 мин)
Релаксация (1 мин)
Подведение итогов (2 мин)
По каждой теме с учащимися проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение работы кружка (2-3 раза) для учащихся проводится диагностические тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции.
Тематическое планирование кружка
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1 | Введение | 3 | |
1 | Правила техники безопасности компьютерном кабинете. | 1 | |
2 | Компьютер и его составляющие. | 1 | |
3 | Программное обеспечение компьютера. | 1 | |
Раздел 2 | «Юный компьютерный художник» | 7 | |
4 | Графический редактор Paint. Назначение программы. Инструментарий программы Paint. | 1 | |
5 | Создание документа, открытие файла, сохранение выполненной работы в файле. | 1 | |
6 | Функция раскрашивания в графическом редакторе. | 1 | |
7 | Функция копирования. Составление рисунков. | 1 | |
8 | Функция редактирования изображения. | 1 | |
9 | Творческий проект. | 1 | |
10 | Творческий проект. | 1 | |
Раздел 3 | «Мастер презентации» | 9 | |
11 | Программа для создания презентаций MS PowerPoint. Назначение программы. Основные возможности программы PowerPoint. | 1 | |
12 | Создание презентации с использованием графики и текста. | 1 | |
13 | Создание презентации с добавлением анимации, звука. | 1 | |
14 | Правила составления презентации. | 1 | |
15 | Создание анимированной открытки. | 1 | |
16 | Использование сети Internet с целью поиска информации для составления презентации. | 1 | |
17 | Творческий проект. | 1 | |
18 | Творческий проект. | 1 | |
Содержание курса
Раздел 1. Введение (3 часа)
Тема: Правила техники безопасности (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Тема: Компьютер и его устройства (1 час)
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа с тренажером.
Тема: Программное обеспечение компьютера (1 час)
Знакомство с программным обеспечением компьютера. Интерфейс операционной системы.
Раздел 2. «Юный компьютерный художник» (7 часов)
Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.
Цели раздела: формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики, промграфики и т.п.).
Задачи направлены на:
воспитание у учащихся эстетического вкуса.
развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.
Тема: Графический редактор Paint. Назначение программы. Инструментарий программы Paint. (1 час)
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы.
Тема: Создание документа, открытие файла, сохранение выполненной работы в файле. (1 час)
Тема: Функция раскрашивания в графическом редакторе. (1 час)
Тема: Функция копирования. Составление рисунков. (1 час)
Тема: Функция редактирования изображения. (1 час)
Тема: Творческий проект. (2 часа)
Раздел 3. «Мастер презентации» (9 часов)
Введение
В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации . Презентация – это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.
Цель раздела: формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах.
Задачи направлены на:
формирование навыка использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности
развитие принципов работы наиболее распространенных операционных систем
овладение навыков работы с основными прикладными программами;
Тема: Программа для создания презентаций MS PowerPoint. Назначение программы. Основные возможности программы PowerPoint. (1 час)
Тема: Создание презентации с использованием графики и текста. (1 час)
Тема: Создание презентации с добавлением анимации, звука. (1 час)
Тема: Правила составления презентации. (1 час)
Тема: Создание анимированной открытки. (1 час)
Тема: Использование сети Internet с целью поиска информации для составления презентации. (1 час)
Тема: Творческий проект. (2 часа)
Список литературы:
1. Алексюк А. Педагогика высшей школы. Курс лекций: модульное обучение. – Киев. 1993.
2. Вазина К. Саморазвитие человека и модульное обучение. – Н. Новгород, 1991.
3. Громкова М.Т. Модульное структурирование педагогического знания. – М., 1992.
4. Третьяков И.Б., Сенновский П.И. Технология модульного обучения в школе. – М., 1987.
5. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 3. Технологии развивающего обучения. – Майкоп, 1998.
6. Шамова Т.И. Модульное обучение, сущность, технология // Биология в школе. – 1994. – №5.
7. Юцявичене П. Теоретические основы модульного обучения: Дис. док. пед. наук. – Вильнюс, 1990.
8 .Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Учебник в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 20008г.
9. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Методическое пособие для учителя к учебнику - тетради в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 2002г.
10. Леонов В.П. Персональный комьютер. Карманный справочник. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 928 с.
11. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.
12. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.
13. Книга игр для детей. Кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. – М.: Астрель,2003. – 192 с.
14. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
15. Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2011. - №12.
16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997
Сайты сети интернет
http://standart.edu.ru/
http://zanimatika.narod.ru/Nachalka17_1.htm
http://koshki-mishki.ru/n4-9.html
Электронные пособия
Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие = СD. Москва. Академкнига/Учебник 2010г.
Мир информатики 1 -2 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия
Мир информатики 3 -4 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия