СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по ИЗО "Жар-птица" 2019-2020

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по ИЗО "Жар-птица" 2019-2020»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Коломна Московской области


Приложение к ООП ООО МБОУ СОШ №16 на 2019-2024 уч.г.


РЕКОМЕНДОВАНО

Методическим советом школы руководитель МС Федосова О.В. протокол от 22.12.2019

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБOУ СОШ№16

______________Е.Н.Зыкова

Приказ от 23.12.2019 № 404-ОД



Дополнительная

общеразвивающая программа

Направленность программы: художественно-эстетическая

«Жар-птица»

Стартовый уровень






Возраст детей –8-9 лет

01.01.2020 – 31.05.2020

36 часов





Автор-составитель Фильчугина Т.А.

Учитель первой квалификационной категории











г. Коломна

2019

Пояснительная записка.



         Программа «Жар-птица» предназначена для детей с разной степенью одарённости, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.


Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.


Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.

Дополнительная общеразвивающая программа «Жар-птица» для 1-3 классов составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

5. Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 - 13 в/07).

11. На основе программы курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» (М.: Просвещение, 2014 г.)

Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.

В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов).  Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками, лепить из пластилина, работать с бумагой.

 Большой мир искусства откроет детям свои тайны!

Новизна программы художественного кружка «Жар-птица» заключается в

интегрированном характере и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно-ориентированные на игровые технологии.

Отличительной особенностью программы

«Жар-птица» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Срок реализации программы: с 01.01.2020 по 31.05.2020, программа рассчитана на 36 часов, реализуется в 1-3 классах 2 часа в неделю.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия изобразительным искусством развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус и эмоциональное состояние детей.  

Цель программы: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни.

Задачи преподавания изобразительного искусства :

Обучающие:

  • формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;

  • расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;

  • помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной деятельности;

  • формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;

  • формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);

  • формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;

  • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзыв­чивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

  • формирование художественно-творческой активности школьников;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, уме­ний и навыков.

Развивающие:

  • Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.

Воспитательные:

  • Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;

  • развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

  • формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.

Материал курса «Жар-птица» представлен в программе следующими содержательными линиями:

- рисунок,

- живопись,

- композиция,

- народное и декоративно-прикладное искусство,


Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

Возраст детей,  участвующих в реализации данной образовательной программы 8-9 лет. Дети занимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении художественного материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения художественный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься рисованием.

Структура занятий:

Занятие - изучение нового материала.

  1. Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы и цели занятия).

  2. Основная часть. (Изучение новой темы. Могут применяться такие методы обучения, как рассказ, беседа, использование различных наглядных пособий).

  3. Закрепление. (Проверка степени усвоения материала в форме индивидуальной и фронтальной беседы по основным положениям прослушанного материала. Возможно проведение самостоятельной проверочной работы).


Занятие - выполнение практической работы.

  1. Организационный момент. ( Приветствие, сообщение темы и цели занятия).

  2. Основная часть.

- Повторение материала, необходимого для выполнения работы.

- Рассмотрение порядка выполнения работы, разбор вопросов, вызывающих у

воспитанников затруднения.

- Выполнение работы.

- Формулировка вывода, сравнение его с поставленной целью работы.

3. Подведение итогов.

Комбинированное занятие - используются элементы занятий рассмотренных типов в различных сочетаниях как по времени, так и по сочетании применения.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

- личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка,

- дидактические: наглядность, связь теории с практикой,

- творчества (креативности):  предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения,

- деятельностно-ориентированные: деятельности, освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности.

- вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её  исправления.



Формы организации деятельности: групповые


Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы


Ученик будет знать:

  • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

  • ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

  • об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции;

  • поэтапно выполнять живописные работы


Ученик будет уметь:

  • передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

  • понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

  • понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

  • передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

  • выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

  • делать наброски и зарисовки с натуры



Педагогический контроль



Название

Сроки

Задачи

Формы оценки ожидаемого результата

Текущий

по итогам темы

- выявить степень усвоения детьми учебного материала;
- выявление отстающих, опережающих, уровень развития способностей

просмотр работ, составление карты наблюдений

Итоговый

  1. По итогам учебного года


  2. По итогам освоения всей программы

- диагностика усвоения детьми образовательной программы за год;
- закрепление знаний
- степень достижения результатов по итогам освоения всей программы;
- закрепление знаний;
- получение сведений о необходимости корректировки программы;
- ориентация на самостоятельное обучение, дальнейшее планирование деятельности по изобразительному искусству.

выставка внутри учреждения;

игра, викторина по предмету,

выставка, конкурс творческих работ;

итоговое тестирование



Для лучшего освоения содержания программы используются различные формы занятий: традиционные занятия (сообщение новой темы, комбинированные занятия, занятие – зачет) и нетрадиционные занятия (занятие – игра, занятие – выставка, мастер – класс, занятие – конкурс…), экскурсия…

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности воспитанников на занятиях изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

При составлении тематического плана основное внимание сосредоточилось на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:

– развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;

– воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;

– создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала – осмысление – усвоение – применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи.

После изучения каждой темы проводится зачёт на усвоение программного материала. При этом педагог опирается на следующие критерии оценивания:

  • Целостность восприятия

  • Аккуратность в работе

  • Возраст воспитанника

  • Уровень сложности

Самостоятельность

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога



Учебно-тематический план.

п/п


Содержание тематического блока

всегокол. часов

теория

практика


Форма организации занятий

Форма контроля


1

    1. Введение в предмет.

Все дети любят рисовать

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

2. Рисунок. ( 6часов)



1

Учись рисовать с натуры

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

2

Искусство создавать гравюры

1

0,5

0,5

практическая

гравюра

3

Народное творчество – лубочные картинки

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

4-5

Натюрморт

1

0,5

1,5

практическая

рисунок

6

В мире животных

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

    1. Живопись (8часов)






1

Пасмурный денёк

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

2

На рассвете

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

3

Цвет и чувство

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

4

Снег

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

5

Рисуем драпировку

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

6

Мозаика

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

7

Пушистые зверята

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

8

Весна пришла

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

4. Декоративная работа. (6 часов)



1

Мозаика

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

2

Городецкая роспись

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

3

Золотая хохлома

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

4

Голубая сказка Гжели

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

5

Мои любимые сказки

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

6

Смешные кляксы

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

5. Композиция. (4 часа)



1

Статика

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

2

Динамика

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

3

Композиционный центр

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

4

Симметрия и асимметрия

1

0,5

0,5

практическая

рисунок

6. Введение в историю искусств (2 часа) 2 2

лекция


7. Знакомство с творчеством художников.(9 часов) 8 8

лекция


Итоговое занятие. «Ярмарка талантов» 1 0,5 0,5

коллективная

Тест, выставка


итого

36







Содержание программы

Раздел №1. «Введение в предмет. Все дети любят рисовать» - Вводное занятие.

Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.

Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.


Раздел 2. Рисунок

2.1 «Учись рисовать с натуры»

Теория: повторение и закрепление понятий «Натюрморт», познакомить с понятиями «Тень падающая, тень собственная, блик, рефлекс, ось симметрии»

Практика: навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге.


2.2 «Искусство создавать гравюры»

Теория: знакомство с новым видом искусства Гравюрой, с известными художниками, работавшими в этой технике.

Практика: выполнение гравюры


2.3 «Народное творчество – лубочные картинки»

Теория: знакомство с лубочным творчеством

Практика: навыки работы с цветными карандашами.


2.4-2.5 «Натюрморт»

Теория: закрепление знаний о натюрморте, знакомство с творчеством Машкова

Практика: навыки работы с натурой, построение изображения на листе бумаги.


2.6 «В мире животных» - итоговое занятие по блоку

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.


Раздел 3. Живопись

3.1 «Пасмурный денёк»

Теория: знакомство с понятием «Пленэр», «Колорит», знакомство с творчеством Куинджи

Практика: навыки передачи цветом состояния природы, навыки работы с различными материалами.


3.2 « На рассвете»

Теория: знакомство с понятиями « Контраст», «Нюанс», закрепление понятия колорит.

Практика: навыки работы акварелью, передача цветом времени суток.


3.3 «Цвет и чувство»

Теория: закрепление понятий «контраст, колорит, нюанс»

Практика: навыки передачи цветом своего настроения, акцент на целостности цветового решения.


3.4 «Снег»

Теория: закрепление понятия раздельного мазка

Практика: навыки работы акварелью, передача цветом состояния природы


3.5 «Рисуем драпировку»

Теория: закрепление понятий колорит, контраст.

Практика: изображение одного и того же предмета на двух контрастных по цвету драпировках.


3.6 «Мозаика»

Теория: знакомство с понятием «Мозаика», историей ее возникновения.

Практика: выполнение работы в технике мозаики, подбор цветов, получение необходимых оттенков.


3.7 «Пушистые зверята»

Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью

Практика: выполнение работы в технике сухой кисти, выполнение схемы построения животных.


3.8 «Весна пришла»

Теория: закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Саврасова.

Практика: закрепление навыка работы по – сырому, построение композиции.


3.9 «Распускаются цветы» - итоговое занятие по блоку.

Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.


Раздел 4. Декоративная работа.

4.1 «Мозаика»

Теория: закрепление понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж»

Практика: выполнение витража пластилином на стекле.


4.2 «Городецкая роспись»

Теория: закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, ее историей, традициями, основными элементами

Практика: выполнение росписи дощечки в традициях городца.


4.3 «Золотая хохлома»

Теория: знакомство с хохломой, историей ее возникновения, традициями письма, основными элементами, цветами.

Практика: выполнение хохломской росписи


4.4 Голубая сказка Гжели»

Теория: знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами, традициями

Практика: выполнение гжельской росписи на блюдце.


4.5 «Мои любимые сказки»

Теория: закрепление знаний о лубочном творчестве, иллюстрации

Практика: иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи.



4.6 «Смешные кляксы»

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам, знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксографией..

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.


Раздел 5. Композиция

5.1«Статика»

Теория: изучение понятия «Статика» на примере художественных произведений.

Практика: выполнение упражнения на передачу статики в изображении .


5.2 «Динамика»

Теория: изучение понятия «Динамика» на примере художественных произведений

Практика: выполнение упражнений на передачу динамики в изображении.

5.3«Композиционный центр»

Теория: закрепление понятия композиционный центр

Практика: выполнение упражнений на выделение композиционного центра цветом, расположением.


5.4 «Симметрия и асимметрия»

Теория: знакомство с понятием симметрии и асимметрии

Практика: Выполнение графических упражнений


Раздел 6. Введение в историю искусств

Теория: виды и жанры изобразительного искусства. Остановка на произведениях отдельных художников в разных жанрах и видах искусства. Беседы об отдельных народных промыслах.


Раздел 7. Знакомство с творчеством художников.

Теория: . Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь, Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов)



Итоговое занятие. «Ярмарка талантов»

Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Условием эффективности образовательного процесса является использование современных форм и методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический.


  1. Нетрадиционные формы работы: мозговой штурм, дискуссия, исполнение песен.


  1. Используемые технологии: личностно-ориентированная, технология обучения в сотрудничестве, групповые технологии, исследовательского (проблемного) обучения.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Занятия проводятся в кабинете, оснащенном дидактическими средствами, методическими разработками, плакатами и стендами, а также на пленере.













Список литературы для педагога:

1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 3 класс.- М.: ВАКО, 2013.-212с.- ( в помощь школьному учителю).

2. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 4 класс.- М.: ВАКО, 2014.-144с.- ( в помощь школьному учителю).

3..Неменский Б.М. Методическое пособие 1-4 класс. Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,2011.-188с.

4. Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение .2011

5. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Издательство «Просвещение», 2011 г.



Список литературы для детей и родителей:

1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.

2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.

3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.

4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.

5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.

6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.

8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.

17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.







Список интернет ресурсов по ИЗО

  1. http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи)

  2. http://www.artprojekt.ru Энциклопедия искусства - галереи, история искусства, дополнительные темы

  3. http://mifolog.ru/ Энциклопедия мифологии (изложение мифов, тексты)

  4. http://www.virtourist.com/ Англоязычные сайты виртуальных путешествий по странам мира

  5. http://www.classical.ru/r/ Архив классической музыки в формате Real Audio

  6. http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm Виртуальная экскурсия по собору святого Павла в Лондоне

  7. http://www.kulichki.com/travel/ Виртуальные путешествия (Петергоф, Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага)

  8. http://eurotour.narod.ru/index.html Виртуальные путешествия по странам мира

  9. http://www.wco.ru/icons/ http://www.travellinks.ru/Virtual_journey/ Виртуальный каталог икон

  10. http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного искусства, сгруппированных по эпохам и стилям

  11. http://www.smallbay.ru/ Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология

  12. http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

  13. http://kizhi.karelia.ru/ Государственный музей-заповедник Кижи

  14. http://fashion.artyx.ru/ Иллюстрированная энциклопедия моды

  15. http://petrov-gallery.narod.ru/ Картинная галерея Александра Петрова

  16. http://jivopis.ru/gallery/ Картинные галереи и биографии русских художников

  17. http://www.artclassic.edu.ru/ Коллекция образовательных ресурсов по МХК

  18. http://www.culturemap.ru/ Культура регионов России (достопримечательности регионов)

  19. http://louvre.historic.ru Лувр (история, коллекции, виртуальная экскурсия)

  20. http://www.metmuseum.org/ Метрополитен-музей в Нью-Йорке

  21. http://sobory.ru/ Народный каталог православной архитектуры (описания и фотографии церквей, храмов и монастырей)

  22. http://notes.tarakanov.net/ Нотная библиотека (ноты, партитуры, клавиры, фрагменты из опер, балетов)

  23. http://www.belcanto.ru Оперное искусство (новости, биографии, книги, статьи, записи)

  24. http://www.tretyakov.ru Официальный сайт Третьяковской галереи

  25. http://www.rusmuseum.ru Официальный сайт Русского музея

  26. http://www.hermitagemuseum.org Официальный сайт Эрмитажа

  27. http://www.museum.ru Портал музеев России

  28. http://www.bards.ru/ Российские барды

  29. http://www.sgu.ru/rus_hist/ Русская история в зеркале изобразительного искусства

  30. http://www.theatremuseum.ru/ Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

  31. http://www.artlib.ru/ Сборник галерей живописи русских художников и художников XX века

  32. http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/sculpture_greek/index.htmlhttp://historic.ru/lostcivil/greece/art/statue.shtml Собрания древнегреческой скульптуры

  33. http://www.wroubel.ru/ Творчество Михаила Врубеля

  34. http://www.encspb.ru Энциклопедия Санкт-Петербурга

  35. http://www.castles.narod.ru

  36. http://www.impressionism.ru Эпоха Средневековья. Литература о рыцарстве и крестовых походах, коллекция изображений средневековых замков.




15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!