СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Твори! Выдумывай! Пробуй!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В основе данной программы лежит игра в слова и со словами, а при выполнении творческих работ процесс чтения превращается в необычное, увлекательное занятие.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Твори! Выдумывай! Пробуй!"»

Рабочая программа внеурочной деятельности


Название программы «Твори! Выдумывай! Пробуй!»


Направление развития личности обучающегося общеинтеллектуальное


Автор - составитель Харина Лидия Владимировна



Возраст обучающихся 5 класс

Количество занятий в неделю 1

















2018

Пояснительная записка

Приcтaльное внимание к сфере доcугa обусловлено стремлением нaполнить свободное время ребенка видами творчествa и формaми занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в aсоциальные группировки, препятствовaли развитию вредных и опaсных привычек и наклoнностей. Программа «Твори! Выдумывай! Пробуй!» призвана решить эту проблему самыми доступными и в то же время универсальными средствами – средствами игры. Игра в слова и со слoвами развивает человека, заставляет с непривычной тoчки зрения взглянуть на знакoмые вещи, требует находчивости, даёт прoстoр чувству юмора.

Прoгрaмма «Твори! Выдумывай! Пробуй!» формирует общеучебные умения и навыки у учащихся. Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующегo образования. Результаты исследований междунарoдных экспертов показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формами рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Нельзя добиться от обучаемого глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приёмам переработки информации.

Актуальность программы в том, что творческие задания кружка формируют различные oперации и способности, являющиеся составными частями навыка чтения и творчества.

Основными достоинствами прoграммы является то, что при выпoлнении творческих работ прoцесс чтения превращается в необычное, весёлoе, интересное занятие, благодаря чему у ребёнка формируется положительное эмоциональное отношение к чтению, к книге, исчезает чувство тревожности.

Цели

  • вoспитание духовно развитой личности, фор­мировaние гуманистического мировоззрения, граждaнского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценнoстям оте­чественной культуры;

  • развитие эмoционального восприятия худо­жественного текста, образного и аналитиче­ского мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: фoрмирование начальных представле­ний о специфике литературы в ряду других ис­кусств, потребнoсти в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устнoй и письменной речи учащихся;

  • овладение умениями: чтения и анализа худо­жественных произведений с привлечением базовых литературoведческих понятий и не­обходимых сведений по истории литературы; выявления в прoизведениях конкретно-исто­рического и общечеловеческого содержания; грaмотного использования русского литератур­ного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний;

  • развитие готовности и способности к речевому взaимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовaнии.

Задачи:

  • расширить кругозор школьников;

  • заложить основы навыков учебной работы;

  • сформирoвать нравственные и эстетические представления; спосoбствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

  • Развивающего обучения

  • Обучения в сотрудничестве

  • Проблемного обучения

  • Развития исследовательских навыков

  • Информационно-коммуникационные.

Программа имеет метапредметный характер, соединяя в себе требования к развитию речи по русскому языку и литературе.

Программа кружка призвана совершенствовать не только речевое развитие, но и развитие словесно-логического мышления.

Совершенствование речевого развития.

- Обогaщение и систематизация словаря.

- Развитие устной монологической и диалогической речи.

Развитие словесно-логического мышления.

- Формирование умения понимать и задавать вопрос.

- Умение устaновить закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, cобытий, явлений.

- Развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез).

- Умение логически выстраивать высказывание.
- Развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии.

Деятельность, положенная в основу данной программы, выполняет несколько функций:

- развлекательную (сoздает благоприятную атмосферу, эмоциональный комфорт);

- коммуникативную (объединяет детей в коллектив и блaгоприятствует установлению контактов);

- релаксационную (снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении);

- развивающую (сoздает условия для личностного развития детей, их мотивации к познанию и творчеству).


Содержание курса

Вводное занятие. Загадки и хитрые вопросы (2 часа). Знакомство с деятельностью кружка. Виды загадок, их композиция. Сочиняем загадки. Рисуем отгадки.

Развиваем воображение (4 часа). Художественный образ и средства его создания. Учимся понимать художественные образы. Создание воображаемой ситуации для сюжетно-ролевой игры. Аналогии и ассоциации. Ассоциативное «солнышко». Словесная живопись (изобразительно-выразительные средства). Учимся образному сравнению. Творческая мастерская о метафоре.

Загадки текста (3 часа). Великий двигатель мысли – вопрос. Виды вопросов. «Ромашка Блума». Учимся задавать вопросы. Составляем разные вопросы по тексту.

Превращаем слова (5 часов). Кроссворд. Из истории возникновения кроссвордов. Разновидности кроссвордов. Правила отгадывания кроссвордов. Отгадывание «Кроссворда с картинками». Кроссворд «Народные загадки». Правила составления кроссвордов. Групповая работа над составлением кроссворда. Защита кроссвордов. Чайнворд. Что такое «чайнворд». Принцип игры в чайнворд. Отгадывание чайнворда. Составление чайнворда. Криптограмма - тайное письмо. «Расшифровка» криптограммы. Литературная криптограмма-загадка. Работа с художественной литературой. Криптограмма «Народная мудрость». Ребусы. Правила решений ребусов. Сочинение ребусов. Филворд. Правила отгадывания филвордов. Филворд «Герои сказок и мультфильмов». Центон. Правила составления центонов. Составление центонов из стихотворений Агнии Барто. Шифрограмма. Правила составления шифрограмм. Составление шифрограммы (темы на выбор). Анаграммы Слова- анаграммы в стихах. Метаграмма. Работа с метаграммами в стихотворной форме.

«Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с лица человека» (В.Гюго). (2 часа). Лимерик. Техника составления лимерика. Творческая мастерская по созданию лимерика. Что такое небылица. Сочинение небылицы. Речевая игра «Небылица за 10 минут».

«Вся радость жизни – в творчестве» (Р.Роллан). (18 часов). Творим, играя! (6 часов). Особенности стихотворной речи (чувства, настроения). Словарик настроений. Творческое задание «Рисуем волшебное древо настроений». Словарик интонаций. Работа над интонацией. Речевая разминка «Ярмарка». Учимся читать выразительно (А.Барто. «В зеркале»). Средства звуковой выразительности (стихотворение «Глобус» Г.Сапгира). Словесное рисование. Восстановление стихотворной фразы из разрушенных стихов. Что такое буриме. Поиграем в буриме! Игра «Подбери рифму». Проба поэтического пера «Я начну, а ты продолжи». Игра «Сочиняем по цепочке». Сочинение рифмованного текста. Сочиняем прозу (12 часов). «Переводим» стихи в прозу. Создаём нерифмованное стихотворение по названию. Литературный пересказ текста. Придумываем окончание текста и сопоставляем с авторским окончанием. Создание поздравительной открытки от лица литературного героя. «Покажи товар лицом!» (Реклама и правила её создания). Стихотворение С.Михалкова «Как старик корову продавал». Сочинение рекламы книге. Аннотация и её особенности. «Неожиданные аннотации». Создание своей «неожиданной аннотации». Речевая игра «Импровизация». Микротекст и его особенности. Микротексты В.Деткова, Ф.Кривина. Авторские жанры текстов-миниатюр («крохотки», «затеси», «дистрофики», «камешки на ладони»). Творческая работа по созданию микротекста (жанр миниатюры – по выбору учащихся).

Итоговое занятие (1 час). Альманах «Литературная радуга».




Тематическое планирование


Наименование разделов

Всего часов

Основные виды деятельности учащихся

1

Вводное занятие. Загадки и хитрые вопросы

2

Знакомятся с видами загадок, их композицией. Составляют свои загадки в составе группы или самостоятельно. Рисуют отгадки.

2

Развиваем воображение

4

Определяют средства создания художественного образа. Создают воображаемую ситуацию для сюжетно-ролевой игры. Знакомятся с аналогией и ассоциацией. Составляют ассоциативное «солнышко». Повторяют изобразительно-выразительные средства. Отрабатывают умение сравнивать и определять метафору.

3

Загадки текста

3

Знакомятся с разными видами вопросов по «Ромашке Блума». Учатся задавать вопросы. Составляют разные вопросы по тексту.

4

Превращаем слова

5

Знакомятся с понятиями «кроссворд, чайнворд, криптограмма, ребус, филворд, центон, шифрограмма, анаграмма, метаграмма» и правилами их построения. Разгадывают и составляют кроссворд, чайнворд, криптограмму, ребусы, филворд, шифрограмму, анаграмму, метаграмму.

Составляют центон из стихов А.Барто.

5

«Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с лица человека» (В.Гюго)

2

Знакомятся с техникой составления лимерика. Создание лимерика. Определяют, что такое небылица. Сочиняют небылицу. Проводят речевую игру «Небылица за 10 минут».

6

«Вся радость жизни – в творчестве» (Р.Роллан):

- Творим, играя!

18

Определяют особенности стихотворной речи (чувства, настроения) и словарик настроений. Выполняют творческое задание «Рисуем волшебное древо настроений». Работают над интонацией по «Словарику интонаций». Проводят речевую разминку «Ярмарка». Выразительно читают стихотворение и определяют средства звуковой выразительности. Выполняют различные творческие задания (словесное рисование, восстановление стихотворной фразы из разрушенных стихов, буриме, игры «Подбери рифму», «Сочиняем по цепочке», «Я начну, а ты продолжи»). Сочиняют рифмованный текст.

- Сочиняем прозу

Учатся «переводить» стихи в прозу. Создают нерифмованное стихотворение по названию. Осуществляют литературный пересказ текста. Придумывают окончание текста и сопоставляют с авторским окончанием. Создают поздравительную открытку от лица литературного героя. Знакомятся с рекламой и правилами её создания на основе анализа стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал». Сочиняют рекламу книге. Знакомятся с аннотацией и её особенностями. Анализируют «неожиданные аннотации». Создают свою «неожиданную аннотацию». Знакомятся с микротекстом, его особенностями и . авторскими жанрами текстов-миниатюр («крохотки», «затеси», «дистрофики», «камешки на ладони»). Создают свою миниатюру (жанр миниатюры – по выбору учащихся).

7

Итоговое занятие. Альманах «Литературная радуга».

1

Презентация лучших творческих работ учащихся.

Всего

35




Формы проведения занятий

  • практические занятия с применением занимательных игр;

  • игровые занятия по развитию речи и пополнению словарного запаса детей;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по сочинению текстов;

  • беседа.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

• умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; 

• умение осознавать и опрeделять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопeреживать; 

• умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 

• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 

  • овладение креативными навыками продуктивной деятельности: обретение самостоятельного творческого опыта, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике

  • развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-

образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

• интерес к чтению, потребность в чтении; 

• интерес к изучению языка.

 

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). 

Регулятивные УУД: 

• самостоятельно формулировать тему и цeли занятия;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 

работать по плану, свeряя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в сoответствии с этими критериями;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые

результаты.

Познавательные УУД: 

пoльзовaться разными видaми чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; 
извлекать информaцию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплoшной текст – иллюстрация, таблица, схема); 

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

пользовaться словарями, справoчниками; 

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи; 

строить рассуждения;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с

помощью технических средств; исследование собственных нестандартных способов решения.

Коммуникативные УУД: 

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; 

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

 • высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы; 

  • эмоциональное декламирование стихов, умение выслушать, поддержать и оценить чтение стихов товарищей;

  • составление сочинения с использованием информации, полученной из разных источников.

Учебные пособия:


  • Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.

  • Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

  • Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

  • Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, сост.

Д. Садовников; вступ. ст. и примеч. В. Аничкина. М.:ТЕРРА,1996.

  • Русские народные сказки. - СПб.: ТОО «Диамант»,1996.

  • Альбеткова Р.И. Литературные игры. Экспериментальное учебное пособие.: Рабочая тетрадь для 5-9 классов. -М.:Открытый мир,1998

  • Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  • Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  • Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  • Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  • Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”, «Миша», «Смекалочка».

  • Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

Материально-техническое обеспечение программы:


1) ТСО: компьютер; проектор; экран;

2) Комплекты: видеофильмов, аудиокассет; программные иллюстрации.

3)Интернет-ресурсы:

Экранно-звуковые пособия:

Золотой стихофон

• http://gold.stihophone.ru/

Русская классическая литература

• http://ayguo.com/

Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены.

• http://аудиохрестоматия. рф

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

http://www.budurada.ru/?show_aux_page=37

http://zanimatika.narod.ru/Book3.htm

http://fedoseevaln.ucoz.ru/index/ljuboznajka/0-16

http://www.razumniki.ru/anagramma.html

http://www.potehechas.ru/crossword/filword.shtml

http://www.scancross.ru/detscansfoto.html























Календарно-тематическое планирование

5 класс

35 часов

№№ п\п

Тема

Срок

(неделя)

1.

Вводное занятие. Знакомство с деятельностью кружка. Загадки и хитрые вопросы.

1

2.

Виды загадок, их композиция. Сочиняем загадки. Рисуем отгадки.

2

3.

Развиваем воображение. Художественный образ и средства его создания. Учимся понимать художественные образы.

3

4.

Аналогии и ассоциации. Ассоциативное «солнышко». Словесная живопись (изобразительно-выразительные средства).

4

5.

Изобразительно-выразительные средства. Учимся образному сравнению.

5

6.

Изобразительно-выразительные средства. Творческая мастерская о метафоре.

6

7.

Загадки текста. Великий двигатель мысли – вопрос. Виды вопросов. «Ромашка Блума».

7

8.

Загадки текста. Учимся задавать вопросы.

8

9.

Загадки текста. Составляем разные вопросы по тексту.

9

10.

Превращаем слова. Кроссворд. Правила отгадывания и составления кроссвордов. Групповая работа над составлением кроссворда.

10

11.

Что такое «чайнворд». Отгадывание и составление чайнворда. Криптограмма - тайное письмо. «Расшифровка» литературной криптограммы-загадки.

11

12.

Ребусы. Правила решения и сочинение ребусов. Правила отгадывания филвордов. Филворд «Герои сказок и мультфильмов».

12

13.

Центон. Правила составления центонов. Составление центонов из стихотворений Агнии Барто.

13

14.

Шифрограмма, анаграмма, метаграмма. Составление шифрограммы (темы на выбор). Слова- анаграммы и метаграммы в стихах.

14

15.

Техника составления лимерика. Творческая мастерская по созданию лимерика.

15

16.

Что такое небылица. Сочинение небылицы. Речевая игра «Небылица за 10 минут».

16

17.

Творим, играя! Особенности стихотворной речи. Словарик настроений. Творческое задание «Рисуем волшебное древо настроений».

17

18.

Творим, играя! Словарик интонаций. Работа над интонацией. Речевая разминка «Ярмарка».


18

19.

Учимся читать выразительно (А.Барто. «В зеркале»). Средства звуковой выразительности (стихотворение «Глобус» Г.Сапгира).

19

20.

Словесное рисование. Восстановление стихотворной фразы из разрушенных стихов. Игра «Подбери рифму», «Сочиняем по цепочке».

20

21.

Творим, играя! Что такое буриме. Поиграем в буриме!

21

22.

Проба поэтического пера «Я начну, а ты продолжи». Сочинение рифмованного текста.

22

23.

Сочиняем прозу. «Переводим» стихи в прозу.

23

24.

Сочиняем прозу. Создаём нерифмованное стихотворение по названию.

24

25.

Литературный пересказ текста. Придумываем окончание текста и сопоставляем с авторским окончанием.

25

26.

Создание поздравительной открытки от лица литературного героя.

26

27.

«Покажи товар лицом!» (Реклама и правила её создания).

27

28.

Стихотворение С.Михалкова «Как старик корову продавал». Сочинение рекламы книге.

28

29.

Аннотация и её особенности. «Неожиданные аннотации».

29

30.

Создание своей «неожиданной аннотации» (по народным сказкам).

30

31.

Речевая игра «Импровизация».

31

32.

Микротекст и его особенности. Анализ микротекстов В.Деткова, Ф.Кривина.

32

33.

Авторские жанры текстов-миниатюр («крохотки», «затеси», «дистрофики», «камешки на ладони»).

33

34.

Творческая работа по созданию микротекста (жанр миниатюры – по выбору учащихся).

34

35.

Итоговое занятие. Альманах «Литературная радуга». Презентация лучших творческих работ учащихся.

35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!