Рабочая программа кружка «Я люблю русский язык» составлена для 6 класса. Программа рассчитана на 16 часов, создана на основе заданий Всероссийской проверочной работы.
Программа предусматривает обучение анализу текста типа повествования, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, определять тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ВПР.
Актуальность программы обусловлена тем, что она актуализирует потребности учащихся в реализации своего творческого потенциала. Необходимость создания данной программы обусловлена проблемой орфографической грамотности учащихся, работы с текстом. Программа даёт возможность закреплять знания и навыки, полученные обучающими на уроках, и одновременно вовлекать учащихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, ориентированную на творческую самореализацию и социализацию. Программа позволяет школьникам увидеть разнообразный, увлекательный, неисчерпаемый мир слова и текста. Помогает успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, развивать и самостоятельность, и творческие инициативы.
Новизна программы касается практики, ведь интересно наблюдать, какие изменения происходят в учащихся в ходе творческой деятельности, как меняется их поведение, способности, что неожиданно открывается в них и что они сами в себе открывают.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
№ | Дата | Тема | Решаемые проблемы | Понятие | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 | 1 неделя января | Вводное занятие «Слово о нас» | Как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной, личностно-ориентированной деятельности? | Словарный запас. Лексикон. | Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной, личностно-ориентированной деятельности | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения диагностической работы Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы, с достаточной полнотой и точностью формулировать собственные мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Путь к слову –6ч |
2 | 2 неделя | Слово о слове. | Как научиться извлекать необходимую информацию? | Словарное богатство русского языка, лексическое значение слова. | Научиться извлекать необходимую информацию | Познавательные: определять лексическое значение слова, учитывать его при выборе орфограмм Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению проблемных зон в обучении Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Осознание себя как гражданина России, гордость за свою Родину, народ и историю, интерес и уважение к другим народам |
3 | 3 неделя | Слово о словарях. К истокам слова | Как научиться находить необходимую информацию в словарях различных типов? Как научиться использовать знания о различных видах словарей? | Основные виды словарей, их назначение, структура. Строение словарной статьи.. Этимология. Этимологический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи. | Научиться находить необходимую информацию Научиться использовать знания о различных видах словарей. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с различными видами словарей, извлекать нужную информацию из различных источников Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование устойчивой мотивации к речевому самосовершенствованию; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
4 | | Слова-омонимы и многозначные слова | Как научиться различать прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов? | Однозначные и многозначные слова. Понятие «метафора». Прямое и переносное значения слова; омонимы. | Научиться различать прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов. | Познавательные: извлекать нужную информацию из различных источников Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные: формировать навыки проектной работы | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
5 | | Слово и его синонимы, антонимы, паронимы. | Как научиться извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различного типа? | Синонимы, антонимы, паронимы. | Научиться извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различного типа | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Формирование желания осваивать новые виды деятельности; участие в творческом процессе. |
6 | | Слово во фразеологических оборотах | Как научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы? | Фразеология, фразеологизмы, свободные сочетания слов, синонимы-фразеологизмы, «крылатые выражения» | Научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме | Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности. |
7 | | Роль слова в тексте. | Как научиться применять правила коллективного решения творческой задачи? | Живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов. | Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Формирование знания о взаимосвязи слова с культурой и истории России. |
От слова к тексту |
8 | | «В глубь текста» | Как научиться применять правила коллективного решения творческой задачи? Как научиться определять способы связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте? | Тема, основная мысль, авторская позиция, микротема, абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи. Средства связи. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы) | Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи. Научиться определять способы связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте? | Познавательные: анализировать языковые явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе работы над тестом Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию Коммуникативные: эффективно сотрудничать в парах, группах с учётом конкретных задач. | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста. |
9 | | Типология текстов. | Как научиться определять типы текста? | Повествование, описание, рассуждение. | Научиться определять типы текста. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий Регулятивные: выявлять и осознавать особенности разных типов текстов Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста. |
10 | | Стили текста. Основные черты. | Как научиться выявлять особенности функциональных стилей речи? | Стилистика. Стили речи: разговорный, художественный, официально-деловой, публицистический, научный. | Научиться выявлять особенности функциональных стилей речи, производить стилистический анализ текста. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе стилистического анализа текста Регулятивные: выявлять и осознавать особенности функциональных стилей речи Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме. | Формирование нравственно-этических ценностей. |
От готового текста – к собственному тексту |
11 | 3 неделя февраля | Модель создания речевого высказывания. Конкурс юных ораторов | Как научиться отбирать материал для создания речевого высказывания? Как научиться выступать перед аудиторией? | Литературная речь. Риторика, риторические жанры приветственное, поздравительное слово (послания). Риторика. Ораторское мастерство. | Научиться отбирать материал для создания речевого высказывания. Научиться выступать перед аудиторией | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы. | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения задания. |
12 | | Творческое изложение | Как написать творческую работу? | Виды творческих изложений | Научиться составлять и редактировать текст творческой работы | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над разными видами изложений; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера Регулятивные: проектировать траектории через включение в новые виды деятельности Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Формирование устойчивой мотивации к обучению, изучению и закреплению нового. |
13 | 2 неделя марта | Обучение написанию сочинения-миниатюры. | Как научиться писать сочинение-миниатюру? | Сочинение-миниатюра | Научиться писать сочинение-миниатюру. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира | Формирование устойчивой мотивации к творческому самовыражению. |
14 | 3 неделя марта | Сочинение-анализ поэтического текста. | Как научиться исследовать поэтический текст? | Жанры поэтического текста (баллада, ода, послание и др.) | Научиться исследовать поэтический текст. | Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию Коммуникативные с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование навыков исследования поэтического текста. |
15 | 4 неделя марта | Сочинение-анализ эпизода. | Как анализировать эпизод? | Эпизод. Завязка, кульминация, развязка | Научиться анализировать эпизоды из текста. | Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формирование устойчивой мотивации к творческому самовыражению. |
16 | 3 неделя мая | Итоговое занятие «Пишут дети» | Как научиться выполнять коллективный проект? | Проект. Виды, структура и свойства проекта. | Научиться выполнять коллективный проект. | Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участие в спорах обсуждениях | Формирование устойчивой мотивации для творческой самореализации и социореализации. |