Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Шумячский Дом детского творчества
Принята на заседании Педагогического совета, протокол №_____от «__ » ________20___года | | Утверждена приказом Шумячского ДДТ №______от «_ _» ________20__года директор Шумячского ДДТ __________В.Г. Прудникова |
Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа естественно-научного направления
«По страницам учебника химии»
| Срок реализации: 1 год |
Возраст обучающихся: 15-16 лет |
| Составитель: Колотина Наталья Леонидовна, педагог дополнительного образования |
пгт Шумячи 2017г
Пояснительная записка.
Данный курс сопровождает учебный предмет “Химия” и предназначен для учащихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена по новой форме ОГЭ. Он также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий частей А, В, С контрольно-измерительных материалов.
Новизна программы заключается в интеграции традиционных занятий с решением тематических тестов, а также решением задач углубленного курса. Это даёт учащимся возможность глубже изучать темы, рассматривать варианты со сложными заданиями. Всё это необходимо для большего процента решения заданий из части С и В.
Для реализации помимо учебной, воспитательной и развивающей функций большое значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции.
Самообразовательная функция связана с вооружением обучающихся методами работы с различными источниками информации, способности анализировать и преобразовывать информацию, аргументировать выводы, обладать способностью переносить знания из одной области в другую, умело применять их на практике.
Стимулирующая функция способствует формированию мотивации образования, устойчивого интереса к изучаемому, побуждает воспитанников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять и развивать свои знания.
Воспитание компетентных, самостоятельно мыслящих детей должно осуществляться совместными усилиями педагогов школы и дополнительного образования.
Актуальность программы в том. что она подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость.
Концепция программы позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода.
Программа кружка направлена на овладение такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему, гипотезу; ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить логический эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения.
Концептуальные идеи программы:
- материальное единство веществ естественного мира, их генетическая связь;
- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;
- объективность и познаваемость законов природы;
- нахождение экологически безопасных способов производства;
- предупреждение техногенных и экологических катастроф;
- развитие науки в целом.
-
Варианты реализации идей:
через целеполагание и задачи;
через методику построения курса («от простого к сложному» и др.);
через разнообразные формы занятий;
через методы, средства и приёмы образовательной программы;
через основные принципы курса:
через взаимосвязь с другими науками и предметами;
через обобщённые способы действий и умения ( в конце года дети должны знать и уметь) и др.
Программа учит детей реализовывать принцип «мыслить глобально – действовать локально».
Реализация программы предусматривает работу по направлениям:
Информационно – методическое обеспечение
Цель курса: углубить знания и подготовить девятиклассников к успешной сдаче экзамена по химии по ОГЭ.
Основные задачи курса:
Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса химии основной школы.
Формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций.
Развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
Формировать индивидуальные
Отличительной особенностью программы является то, что программа кружка даёт научное обоснование и понимание процессов, происходящих в природе, их закономерностях, последствиях. Взаимоотношений человека и окружающей среды; помогает выработать способность анализировать факты и материалы, выявлять причинно – следственные связи, сформировать практические умения по анализу различных экологических ситуаций.
Программа курса предназначена для учащихся 14-15 лет.
Требования к учащимся:
полученные знания должны помочь учащимся:
успешно сдать экзамен по химии в новой форме;
определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения);
закрепить практические навыки и умения решения разноуровневых заданий;
В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся приобретают следующее знания:
закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса химии 8-9 класса общеобразовательной школы;
отрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий;
формирующие научную картину мира;
умения:
решать типовые тесты разных авторов и демонстрационной версии ФИПИ;
производить расчеты химических задач согласно требованиям Федерального стандарта.
Формы контроля:
Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование, самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.
Курс рассчитан на 72 часа. Из них 51 час теории и 21 час практики.
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа.
Срок реализации программы: 1 год.
Планируемые результаты освоения химии
При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
1.В познавательной сфере:
давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом», «ион», «молекула», «простые и сложные вещества», «вещество», «химическая формула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «валентность», «степень окисления», «кристаллическая решетка», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность», «индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение», «генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация», «скорость химической реакции»;
описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;
2.В ценностно – ориентационной сфере:
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу обучения по программе у обучающихся:
складывается определенная система знаний, умений и навыков; знание общей, наиболее употребляемой терминологии и осознанное владение ей;
формируются умения самостоятельно ставить проблемные вопросы, собирать и обрабатывать материал по исследуемой теме;
- формируется устойчивая потребность следовать научно-обоснованным правилам поведения в жизни
Формы подведения итогов реализации программы: итоговый контроль проходит в форме тестирования с заданиями, позволяющими выявить уровень усвоения материала.
Содержание курса.
Тематическая подготовка на основе систематизации и повторения теоретических основ химии 8–9 класса (72 часа).
Блок 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (10 часов)
Строение атома. Ядро. Изотопы.
Строение электронных оболочек атомов. Радиусы атомов, закономерности их изменения в периодах и группах периодической системы.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева с точки зрения теории строения атома; физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы (для элементов главных подгрупп).
Закономерности в периодах и группах.
Работа с тестами (4 часа)
Блок 2. Строение вещества (5 часов)
Теория: химическая связь, ее виды. Валентность и степень окисления. Ковалентная химическая связь: полярная, неполярная, механизмы ее образования. Ионная химическая связь. Металлическая химическая связь, ее особенности.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Свойства веществ с различным типом кристаллических решеток.
Различные формы существования веществ. Аллотропия.
Практика:работа с тестами (2 часа)
Блок 3. Свойства неорганических веществ (14 часов)
Теория:классификация неорганических соединений. Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей. Амфотерность. Генетическая связь между различными классами неорганических соединений.
Металлы главных подгрупп I–III групп периодической системы Д.И. Менделеева, их важнейшие соединения.
Металлы побочных подгрупп: медь, железо, хром, марганец и их соединения.
Общая характеристика неметаллов и их соединений: оксидов, кислот и др.
Практика:работа с тестами 6 (часов)
Блок 4. Химические реакции, закономерности их протекания (5 часов)
Теория:признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и не электролиты. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители.
Практика:работа с тестами (5 часов)
Тема 5. Представления об органических веществах (9часов)
Состав, строение простейших углеводородов: метана, этана. Общие физические и химические свойства, применение углеводородов.
Состав, строение этилена, ацетилена, бензола. Общие физические и химические свойства, применение углеводородов.
Состав и строение спиртов (метанола, этанола, глицерина), карбоновых кислот (уксусной и стеариновой).
Углеводы. Состав и строение. Классификация. Свойства.
Аминокислоты. Белки .Амины. Их строение и характерные химические свойства.
Работа с тестами (2 часа)
Блок 6. Правила работы в химической лаборатории (3часа)
Обобщение знаний учащихся по технике безопасности в химической лаборатории.
Систематизация правил для учащихся по обращению с различными веществами и химическим оборудованием.
Работа с тестами (1 час)
Резервное время – 6 часов
Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | Форма контроля |
Тема 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (10 часов + 4 часа тесты) |
1-2 | 04.09 | Строение атома. Ядро. Изотопы. | 2 | Лекция |
3-4 | 11.09 | Строение электронных оболочек атомов. Радиусы атомов, закономерности их изменения в периодах и группах периодической системы. | 2 | Самостоятельная работа |
5-6 | 18.09 | Работа с тестами | 2 | Тестирование |
7-8 | 25.09 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева с точки зрения теории строения атома; физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы (для элементов главных подгрупп). | 2 | Лекция |
9-10 | 02.10 | Закономерности в периодах и группах | 2 | Собеседование |
11-12 | 09.10 | Работа с тестами | 2 | Тестирование |
Тема 2. Строение вещества (5 часов + 2 часа тесты) |
13-14 | 16.10 | Химическая связь, ее виды. Валентность и степень окисления. Ковалентная химическая связь: полярная, неполярная, механизмы ее образования. Ионная химическая связь. Металлическая химическая связь, ее особенности | 2 | Лекция |
15-16 | 23.10 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Свойства веществ с различным типом кристаллических решеток. | 2 | Собеседование |
17-18 | 30.10 | Различные формы существования веществ. Аллотропия. | 2 | Самостоятельная робота |
19-20 | 06.11 | Работа с тестами | 2 | Тестирование |
Тема 3. Свойства неорганических веществ (14 часов +6 часов тесты) |
21-22 | 13.11 | Классификация неорганических соединений. Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей. | 2 | Лекция |
23-24 | 20.11 | Амфотерность. Генетическая связь между различными классами неорганических соединений. | 2 | Самостоятельная работа |
25-26 | 27.11 | Работа с тестами | 2 | Тестирование |
27-28 | 04.12 | Металлы главных подгрупп I–II групп периодической системы Д.И. Менделеева, их важнейшие соединения. | 2 | Самостоятельная работа |
29-30 | 11.12 | Металлы главной подгруппы III группы периодической системы Д.И. Менделеева, их важнейшие соединения. | 2 | Самостоятельная работа |
31-32 | 18.12 | Работа с тестами | 2 | Тестирование |
33-34 | 25.12 | Общая характеристика галогенов и их соединений. Кремний | 2 | Лекция |
35-36 | 15.01 | Общая характеристика неметаллов и их соединений: оксидов, кислот. Сера и углерод. | 2 | Лекция |
37-38 | 22.01 | Общая характеристика неметаллов и их соединений: оксидов, кислот. Азот и фосфор. | 2 | Самостоятельная работа |
39-40 | 29.01 | Работа с тестами | 2 | Тестирование |
Тема 4. Химические реакции, закономерности их протекания (5 часов + 5 часов тесты) |
41-42 | 05.02 | Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам. | 2 | Собеседование |
43-44 | 12.02 | Работа с тестами | 2 | Тестирование |
45-46 | 19.02 | Электролитическая диссоциация. Электролиты и не электролиты. Реакции ионного обмена. | 2 | Самостоятельная работа |
47-48 | 26.02 | Работа с тестами | 2 | Тестирование |
49-50 | 05.03 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители. | 2 | Лекция |
51-52 | 12.03 | Работа с тестами | 2 | Тестирование |
Тема 5. Представления об органических веществах (9часов + 2 часа тесты) |
53-54 | 19.03 | Состав, строение простейших углеводородов: метана, этана. Общие физические и химические свойства, применение углеводородов. | 2 | Лекция |
55-56 | 26.03 | Состав, строение этилена, ацетилена, бензола. Общие физические и химические свойства, применение углеводородов | 2 | Лекция |
57-58 | 02.04 | Состав и строение спиртов (метанола, этанола, глицерина), карбоновых кислот (уксусной и стеариновой). | 2 | Собеседование |
59-60 | 09.04 | Углеводы. Состав и строение. Классификация. Свойства. Аминокислоты. Белки .Амины. Их строение и характерные химические свойства. | 2 | Самостоятельная работа |
61-62 | 16.04 | Работа с тестами | 2 | Тестирование |
Тема 6. Правила работы в химической лаборатории (3часа + 1 час тесты)
|
63-64 | 23.04 | Обобщение знаний учащихся по технике безопасности в химической лаборатории. | 2 | Собеседование |
65-66 | 30.04 | Систематизация правил для учащихся по обращению с различными веществами и химическим оборудованием | 2 | Самостоятельная работа |
67-68 | 07.05 | Работа с тестами | 2 | Тестирование |
69-70 | 14.05 | Решение тестовых заданий по всем темам. Промежуточная аттестация. | 2 | Тестирование |
71-72 | 21.05 | Итоговое занятие. Решение тестовых заданий. | 2 | Тестирование |
Итого: 72 часа
Учебно-методическое обеспечение курса.
Добротин Д.Ю., Каверина А.А., Болотов Д.В., Боровских Т.А.ОГЭ. Химия. Тематические тренировочные задания. М.: Эксмо, 2017.
ФИПИ. ОГЭ. Экзамен в новой форме. Химия. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ. М.: АСТ-Астрель, 20016,2017
Федеральный центр тестирования. Тесты. Химия. 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования. М.: ООО “РУСТЕСТ”, 2016.
Доронькин В.Н., Бережная А.Г., Сажнева Т.В., Февралёва В.А. Химия. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. Ростов-на-Дону: Легион, 2016.
Хомченко А.В. Химия. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). 9 класс. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2016.
Левина Э.М. 9 класс. Химия. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Раздаточный материал тренировочных тестов. Санкт-Петербург: ТРИГОН, 2016.
16