СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по теактрализованной деятельности "Улыбка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа кружка по теактрализованной деятельности "Улыбка" для средней группы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по теактрализованной деятельности "Улыбка"»







Дополнительная общеобразовательная программа
по театрализованной деятельности дошкольников
«Улыбка»

возраст обучающихся: от 5 лет
срок реализации: 1 год


программа разработана на основе методического пособия
Маханёвой М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду:
Пособие для работников дошкольных учреждений»






























Содержание

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Цели и задачи реализации программы

Принципы формирования программы

2. Планируемые результаты освоения программы


II. Содержательный раздел

3. Описание разделов программы

4. Способы и направления поддержки детской инициативы в ходе реализации Программы

5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников при реализации Программы

III. Организационный раздел

6. Материально-техническое обеспечение Программы

7. Учебный план

8. Учебно-тематический план

9. Перспективный план

10. Список литературы














  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка.

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Программа описывает подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И.Венгер, Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов, О.М.Дьяченко, А.И.Волков и многие другие. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью в дошкольном возрасте помогают развить интересы и способности, способствуют общему развитию ребенка, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, эмоциональности. Эти занятия требуют от ребенка решительности, трудолюбия, систематичности в работе, что способствует формированию волевых черт характера.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, ребенок знакомится с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, умело заданные вопросы помогают ему думать, анализировать, делать выводы и обобщения. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Игровые театрализованные занятия, выступления перед зрителем способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению, снятию внутренних и внешних зажимов, повышению самооценки.

Сложно переоценить важность этих занятий для развития и совершенствования речи ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят юного артиста перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний, открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В процессе занятий развивается эмоциональная сфера ребенка, они заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и пр.) Благодаря доброй сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И, что важно, не только познает, но и учится выражать свое собственное отношение к добру и злу.

Таким образом, именно театрализованная деятельность дошкольников выполняет важнейшую задачу современной педагогики: способствовать всестороннему развитию личности ребенка.

Отличительные особенности программы

Настоящая программа имеет художественную направленность, она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, поддержку его неповторимой индивидуальности через игровую деятельность. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И.Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых, ребенок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации.

В настоящее время существует достаточное количество разработанных программ по организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Проблемой творческого развития детей через игровую театрализованную деятельность в последнее десятилетие занимались: Н.Ф.Губанова, Э.Г.Чурилова, Н.Б.Улашенко, Е.В.Мигунова, Н.Ф.Сорокина и многие другие. Однако, на наш взгляд, наиболее системно и педагогически- целесообразно этот вопрос освещен в программах М.Д.Маханевой и А.В.Щеткина. Именно по этой причине в основу нашей образовательной программы легли следующие разработанные программы:

  1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001;

  2. Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под ред. О.Ф.Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

По мнению авторов методических пособий, современный педагог должен:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности: поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации;

  • приобщать детей к театральной культуре: знакомить с устройством театра, театральными жанрами, терминами и понятиями;

  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной и других видов деятельности в едином педагогическом процессе;

  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.


Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: Создание развивающих условий, открывающих возможности для позитивной социализации каждого ребенка, развития его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в области детской театрализованной деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др);

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;

Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене;

Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

Развивающие:

Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;

Развивать память, внимание, воображение, фантазию;

Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;

Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.;

Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации;

Развивать желание выступать перед родителями;

Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

Воспитательные:

Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;

Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;

Воспитание аккуратности старательности;

Воспитание коммуникативных способностей детей.

Объем, сроки, порядок реализации программы

Продолжительность обучения по данной образовательной программе составляет 1 год обучения. Объем программы – 32 академических часа.

Порядок реализации программы:

  • начало занятий детской театральной студии: октябрь

  • окончание занятий детской театральной студии: май

  • продолжительность учебного года: 32 недели

  • количество занятий в неделю: 1 академический час

  • продолжительность 1 академического часа составляет 25 минут

  • занятия проводятся во второй половине дня

Принципы формирования Программы:

  • тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей от­бор материала по различным видам театрального искусст­ва (музыкальное, художественно-речевое);

  • интеграция работы на основе театрального искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры и т.д.);

  • создание положительного эмоционального климата на занятиях театрализованной деятельности;

  • индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных предпо­чтений, склонностей, интересов; индивидуальная работа с каждым ребен­ком в процессе коллективных занятий;

  • единство процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности. Фундаментом этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагога на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Данный принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.

  • отсутствие принуждения  предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности и ее руководстве исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.

  • бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком
    бы виде оно ни проявлялось;

  • использование разнообразных (в том числе игровых) методов и при­емов в работе с детьми.


  1. Планируемые результаты

В процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы по театрализованной деятельности дошкольников «Улыбка» юные артисты:

  •  Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

  • Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

  • Запоминают заданные позы.

  • Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

  • Знают 5–8 артикуляционных упражнений.

  • Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.

  • Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

  • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

  • Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

  • Умеют составлять предложения с заданными словами.

  • Умеют сочинять этюды по сказкам.

  • Умеют строить простейший диалог.





  1. Содержательный раздел

Организационно-педагогические условия

Виды театрализованных занятий:

  1. Водное занятие

  2. Игровое занятие

  3. Занятие-репетиция

  4. Занятие-драматизация

  5. Занятие-показ

  6. Итоговое занятие

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

  • просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, постановок;

  • игры-драматизации;

  • разыгрывание сказок, инсценировок, диалогов;

  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованные занятия призваны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:

  • развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

  • созданию атмосферы творчества;

  • социально-эмоциональному развитию детей.

Структура занятия

Театрализованные занятия строятся, в основном, по единой схеме:

  1. Введение в тему, создание эмоционального настроения;

  2. Различные формы театрализованной деятельности, где каждый ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;

  3. Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Своеобразным итогом работы является занятие-показ - результат коллективного творчества детей и педагога в форме импровизированного спектакля, на который приглашаются зрители: родители, педагоги, воспитанники других групп.

Основные приемы распределения ролей

  • выбор детьми роли по желанию;

  • распределение ролей по карточкам;

  • назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей;

  • проигрывание ролей в парах.

Формы работы

  • индивидуальная

  • групповая

  • массовая

Основные формы и методы работы с детьми

В рамках освоения дополнительной общеобразовательной программы могут использоваться различные формы и методы работы с юными артистами. Основными значимыми формами являются: театральная игра, ритмопластика, работа над культурой и техникой речи, изучение базовых основ театральной культуры, репетиционный процесс, непосредственно показ спектакля зрительской аудитории, последействие (рефлексия).

  • Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас детей.

  • Основы театральной культуры - Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства. Культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем  Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Показ спектакля - наивысшая точка эмоционального и психологического напряжения, демонстрация результатов общего дела, личностного творческого роста каждого ребенка.

Задачи. Совершенствовать навыки публичных выступлений, развивать произвольность действий и умение подчиняться ситуации, поддерживать эмоциональный настрой и мотивацию на дальнейшую работу.

  • Рефлексия - процесс обсуждения и осмысления проделанной работы.

Задачи. Прививать навыки самоанализа, умения высказывать свою точку зрения, мотивировать ее, развивать стремление к совершенствованию, стремлению устранять недочеты, ставить и решать новые задачи.


  1. Способы и направления поддержки детской инициативы
    в ходе реализации Программы

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в
самоутверждении и признании со стороны взрослых, руководитель кружка обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.

Руководитель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от руководителя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. При этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.


  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
    при реализации Программы.

На всем протяжении освоения дополнительной общеразвивающей программы «Улыбка» педагогом выстраивается система взаимодействия с родителями обучающихся. Родители привлекаются не только, и не столько как зрители на занятия показы, но и как субъекты организации жизнедеятельности студии. Мнение родителей учитывается при выборе форм работы с детьми, тематического содержания занятий, при подборе музыкального или танцевального материала. Оформление зала и сцены, придумывание и исполнение костюмов и реквизита тоже не обходится без участия родителей. Совместная деятельность взрослых и детей носит развивающий характер, общение вне дома обогащает мир взаимоотношений ребенка и мамы, папы, бабушки. Взрослые имеют уникальную возможность посмотреть на своего малыша со стороны, увидеть те стороны его личности, которые в повседневном обиходе не
раскрываются, или раскрываются крайне редко.

Формы взаимодействия взрослых и детей разнообразны, индивидуальны, подвижны, комфортны и интересны.






месяц

формы работы

участники

задачи взаимодействия

1

Сентябрь

Анкетирование «Нужны ли кружки в ДОУ для детей?»

педагог,

родители


Формирование и подкрепление у родителей установки на
сотрудничество

2

Октябрь

Памятка для родителей «Как
организовать театр дома?»

педагог

Повысить педагогическую
грамотность родителей по
вопросам театральной деятельности

3

Ноябрь

Семинар - практикум
«Организация театрально-
игровой деятельности в
домашних условиях» с
использованием презентации

педагог,

родители

Мотивировать заинтересованность
родителей в обогащении
развивающей среды, в создании условий для творческого развития ребенка

4

Декабрь

Показ театрализованного
представления

педагог,

дети,

родители

Развивать интерес родителей к
театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному
творчеству

5

Январь

Издательская деятельность:
буклеты «Играем дома»

педагог

Повысить педагогическую
грамотность родителей по
вопросам организации детского
досуга

6

Февраль

Фото-стенд «Театральная
семья», оформление папки-
передвижки «Ты детям
сказку расскажи»

педагог

Способствовать освоению активной родительской позиции в деятельности детского сада

7

Март

Папка - раскладушка
«Театрализованная
деятельность дошкольников»

педагог

Повысить педагогическую
грамотность родителей по
вопросам организации детского досуга

S

Апрель

Фото-альбом: «Весь мир -
театр», выставка театральных
кукол, сделанных руками
родителей

педагог,

родители.

воспитатели

Вызвать интерес у родителей к
жизни ДОУ Привлечение
родителей к подготовке атрибутов для выступлений детских костюмов

9

Май

Анкетирование, показ сказки
родителям

педагог,

дети,

родители

Подведение итогов работы




















  1. Организационный раздел.

  1. Материально техническое обеспечение программы.

  1. Театральная ширма

  2. Разные виды кукольных театров:

  • пальчиковый

  • плоскостной шагающий театр

  • конусный

  • теневой

  • би-ба-бо (перчаточный)

  • фланелеграф

  • масочный

  • театр рукавичек

  • театр игрушек

  1. Ноутбук, колонки.

  2. Детские костюмы для спектаклей.

  3. Атрибуты для занятий и для спектаклей.

  4. Музыкальный центр, видеоаппаратура.

  5. Медиотека (аудио- и CD диски).

  6. Декорации к спектаклям.

  7. Книги и иллюстрации к сказкам.

  8. Методическая литература.

















  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН КРУЖКА «УЛЫБКА»


Вид занятия

Количество часов

Аттестация

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Игровые занятия

4

3

7

3

Занятия-репетиции

14

-

14

4

Занятия-драматизации

7

-

7

5

Занятия-показы

2

-

2

6

Итоговое занятие

1

-

1

Итого:

32 ак. часа


  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел Программы

Количество занятий

Количество часов

Всего

Ознакомление с искусством

Художественная деятельность

1

Вводное

занятие

1

1

-

25 мин.

2

Игровые

занятия

7



7

20 мин.

3

Занятия-

репетиции

14



14

1ч. 20мин.

4

Занятия-

драматизации

7



7

2ч. 10мин.

6

Занятия-

показы

2


2

1ч. 20 мин.

7

Итоговое

занятие

1

-

1

1 ч.


Итого

32

1

31










Занятие/ Тема

Цели и задачи

Дидактический наглядный материал и оборудование

октябрь

1 Вводное занятие Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать

Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке;

Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

1. Первое посещение детьми театральной комнаты (зала) в новом учебном году (беседа);

2. Игра «Назови свое имя ласково»

2 Попробуем измениться


Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.

Развивать способность понимать собеседника.

Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест».

Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.

1. Игра «Назови ласково соседа».

2. Вопросы к детям.

3. Творческое задание.

4. Пантомимические загадки и упражнения.


3 Сказку ты, дружок, послушай и сыграй

Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.

Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Упражнений на дыхание «Мыльные пузыри» и «Веселый пятачок».

Скороговорка: «Шесть мышат в камышах шуршат».

Игра «Театральная разминка».


4

Ритмопластика «Медведи в клетке».

Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуцию.

1. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».

2. Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

Ноябрь

5 Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка»

Познакомить детей со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка».

1. Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

2. Беседа о прочитанной сказке.

6

Репетиция сказки «Красная Шапочка»

Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность). Совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных и согласных.

1. Упражнение для голоса «Воробьи».

2. Беседа о театральной терминологии.

3. Репетиция сказки «Красная Шапочка».

7

Репетиция сказки «Красная Шапочка»

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

1. Работа над дикцией.

2. Репетиция события «Работа дровосеков».

8 Ритмопластика. Музыкально-пластические импровизации

Учить детей передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.

1. Упражнение «Осенние листья».

2. Упражнение «Бабочки».

3. Упражнение «Утро».


декабрь

9

Постучимся в теремок

Развивать фантазию.

2. Совершенствовать выразительность движений.

3. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой

1. Игра-загадка «Узнай, кто это?»

2. Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок»

3. Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом».

10

Многим домик послужил, кто только в домике ни жил


1. Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

2. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.

3. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.

1. Пересказ сказки В. Бианки «Теремок» детьми по частям.

2. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.

11

Косолапый приходил, теремочек развалил


1. Учить узнавать героя по характерным признакам.

2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

3. Формировать дружеские взаимоотношения.

Игра «Угадай героя».

2. Драматизация сказки.

12

Ритмопластика


Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук.


1. Беседа на тему «Руки – главный орган движения с точки зрения физической выразительности актера в роли».

2. Упражнения для рук «Волна», «Плавники».

январь

13

Учимся четко говорить

С помощью сказки развивать фантазию детей.

2. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

1. Погружение в сказочную ситуацию.

2. Введение понятия «скороговорка».

3. Игра-упражнение «Едем на паровозе».

4. Физкультминутка «Буратино».

5. Обобщение.

14

Раз, два, три, четыре, пять — стих мы будем сочинять


Уточнить понятие «скороговорка».

2. Развивать у детей дикцию,

3. Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма».

4. Упражнять в придумывании рифмы к словам.

5. Учить работать вместе, сообща, дружно.

1. Повторение понятия «скороговорка».

2. Игра «Едем на поезде».

3. Введение понятия «рифма».

4. Дидактическая игра «Придумай рифму».

5. Физкультминутка.

6. Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.

15

Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем

1. Создать положительный эмоциональный настрой.

2. Упражнять детей в подборе рифм к словам.

3. Закрепить понятие «рифма».

4. Поощрять совместное стихосложение.

1. Погружение в сказочную атмосферу.

2. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».

3. Физкультминутка.

4. Придумывание рифмующихся слов.

16

Ритмопластика


Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом

1. Упражнение «Ритмический этюд».

2. Игра «Считалочка».

Февраль

17

Разыгрывание этюдов

Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

1. Беседа на тему «Что такое этюд?»

2. Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».

18

Разыгрывание этюдов

Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение друг друга.

1. Разыгрывание этюдов на эмоции: гнев, отвращение.

19

Театральная игра «Морское путешествие»


Дать детям возможность представить себя в образе матросов. Развивать фантазию и воображение, внимание, память, общение.


1. Беседа о профессии моряка.

2. Разучивание песни «Бескозырка белая».

3. Игра «Морское путешествие».

20.

Ритмопластика

Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

1. Беседа о театре.

2. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».

март

21

Сочиняем новую сказку

Развивать у детей творческое воображение,

2. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

3. Совершенствовать навыки групповой работы.

1. Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик»

2. Беседа по содержанию.

3. Сочинение продолжения сказки.

22

Театральная игра «Любитель-рыболов»


Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.


1. Этюд «Любитель-рыболов».

2. Разучивание текста и мелодии песни «Любитель-рыболов», муз. Н. Старокадомского, сл. А. Барто

23

Театральная игра «Карусель»


Воспитывать музыкальность, внимание, умение соизмерять свои действия с действиями товарищей. Работать над дикцией и голосом.

1.Театральная игра «Карусель».


24.

Ритмопластика


Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

1. Разминочные упражнения.

2. Упражнения на внимание и координацию.

3. Речедвигательная координация.

апрель

25

Театральная игра «Одно и то же по-разному»

Развивать воображение, фантазию детей.

1. Игра «Одно и то же по-разному».

2. Игра «Превращение предмета».

26

Культура и техника речи


Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей

1. Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч».

2. Игры со скороговорками.

27

Наши эмоции

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: «радость», «грусть», «страх», «злость».

2. Учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику у себя на лице.

3. Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли.

1. Рассматривание сюжетных картинок.

2. Беседа.

3. Упражнение «Изобрази эмоцию».

4. Практическое задание.

5. Обсуждение.

28

Ритмопластика


Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

1. Игра «Конкурс лентяев».

2. Игра «Гипнотизер».

май

29

Изображение различных эмоций


1. Продолжать знакомить детей со схематичными изображениями эмоций радости, злости, страха, грусти.

2. Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию.

3. Закреплять умение детей логично, связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения.

1. Объяснение понятия «эмоция».

2. Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость, страх.

3. Этюды на изображение эмоций грусти, радости, страха, злости.

30

Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить!


1. Продолжать учить детей распознавать злость.

2. Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.

3. Закреплять умение детей полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.


1. Рассматривание картинки «Злость».

2. Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна» и беседа по ее содержанию.

3. Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов.

31

Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца, быстро разрешил


1. Закрепить умение детей узнавать и изображать злость, отмечая ее характерные особенности.

2. Совершенствовать свои исполнительские умения в роли рассказчика сказки,

3. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы.


1. Сюрпризный момент.

2. Беседа о злости.

3. Упражнение «Изображаем эмоцию».

4. Рассказывание детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна.

32

Викторина «Мы любим сказки»

Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.


1. Проведение викторины.

2. Драматизация любимой сказки.

3. Награждение.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!