«Почемучка»
Программа интеллектуальной внеурочной деятельности обучающихся
2 – 4 классов
Пояснительная записка
Занятия включают в себя комплексные развивающие занятия по окружающему миру. В комплекс занятий так же входит расширение кругозора и интеллектуальные игры.
Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиции исследовательского деятельностного подхода.
Курс рассчитан на 3 года (2-4 классы), 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель - создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности, выработке навыков исследовательской работы.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
- Развивать опыт исследовательской творческой деятельности, творческих способностей.
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
- Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- усиление прикладной направленности обучения;
- психологическая комфортность.
Форма организации: поисковые и научные исследования.
Виды деятельности младшего школьника:
- Игровая деятельность;
- Исследовательская деятельность;
- Поисковая деятельность;
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу);
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов, подготовка презентаций, сочинений, сочинение стихов).
Ожидаемые результаты.
Предметные результаты:
- интерес к исследованию и познанию окружающего мира;
- мотивация к углубленному изучению предметов.
Межпредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской и познавательной деятельности;
- формирование коммуникативных навыков.
Личностные результаты:
- самовыражение личности;
- развитие культурного общения;
- получение позитивного отношения к достижениям.
Календарно-тематический план
для 2 класса
№ п/п | Тема занятия | Теоретические занятия | Практические занятия | Примечание |
1 | Почему Земля круглая? | 1 | | |
2 | Почему звезды светятся? | 1 | | |
3 | Почему у нас день, а в Америке Ночь? | 1 | | |
4 | Домой и кони веселей бегут. ( Мой родной дом и улица). | 1 | | |
5 | Мяч: история, спортивные игры | | | |
6 | Шахматы и шашки | 1 | | |
7 | Кто изобрел перо и ручку? | | | |
8 | Кто изобрел бумагу? | 1 | | |
9 | Первая книга | 1 | | |
10 | Первая марка | 1 | | |
11 | Животные нашего края | 1 | | |
12 | Какую еду предпочитает плесень? | 1 | | |
13 | В каких жидкостях семена растут лучше всего? | 1 | | |
14 | Кто изобрел карту? | 1 | | |
15 | Что кушают в Африке? | 1 | | |
16 | Как празднуют Новый год в Новой Зеландии? | 1 | | |
17 | Как люди одеваются в Индии? | 1 | | |
18 | Секреты каши | 1 | | |
19 | Компьютер | 1 | | |
20 | Кто придумал светофор? | 1 | | |
21 | Первые рисунки, рисунки в пещерах | 1 | | |
22 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | | |
23 | Выставка поделок из бытовых отходов. | | 1 | |
24 | Почему на Луне можно прыгать высоко? | 1 | | |
25 | Что растворяется быстрее : соль или сахар? | | 1 | |
26 | Почему растут сосульки вниз? | 1 | | |
27 | Почему в Сибири холодно, а в Африке жарко? | 1 | | |
28 | Года - что вода. (Как люди в древности считали недели и года). Народные приметы. | 1 | | |
29 | Русские сувениры | | 1 | |
30 | Куклы: история куклы. | 1 | | |
31 | Кукольный театр. Сделаем куклу своими руками | | 1 | |
32 | Почему земля быстрее остывает, чем вода? | 1 | | |
33 | Как люди живут в Канаде? | 1 | | |
34 | Какие бывают ребусы? | | 1 | |
Список использованной литературы и источников
Белицкая, Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы / Н.Г. Белицкая, А.О. Орг. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128с.
Большая Энциклопедия, в 30 томах, М.: «Советская энциклопедия», 1997г. 18240с.
Дьячкова Г.Т.Олимпиадные задания. Окружающий мир.2-4 классы / Г.Т. Дьячкова – Волгоград: Учитель, 2006 – 138 с.
Нэнси К.О Лири и Сьюзен Шелли. Увлекательные опыты. Биология, физика, науки о Земле / Нэнси К.О Лири и Сьюзен Шелли.- М.:АСТ: Астрель, 2009.-240 с.: ил.
Человек и природа – 2011:итоги, задачи, решения / В.В. Шевцов, Л.А. Шевцова, Л.М. Артамонова – Новосибирск центр продуктивного обучения, 2011.- 40с.