Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Левашинская средняя школа №2
Утверждено
Директор МКОУ ЛСОШ №2
_________Алиева П.А.
«____»________2018 г.
Рабочая программа кружка
«Подготовка к ЕГЭ по математике»
для учащихся 10-11 классов
Учитель математики
МКОУ «Левашинская СОШ №2»
-Ибрагимова З.С.
Пояснительная записка.
Проблема. Показатели средних баллов ЕГЭ по математике района ниже показателей республиканских. Недостаточное количество часов, отводимое на предмет математика в общеобразовательной школе.
Актуальность. Единый государственный экзамен совмещает два экзамена — выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие учебные заведения. Поэтому в рамках ЕГЭ осуществляется проверка овладения материалом курса алгебры и начал анализа 10-11-х классов, усвоение которого должно проверяться на выпускном школьном экзамене, а также материалом некоторых тем курса алгебры основной школы и геометрии основной и средней школы, которые традиционно даются на вступительных экзаменах в вузы. Поэтому успешная сдача к экзамену позволит ученику поступить в ВУЗ.
Направленность модифицированной образовательной программы.
Учебно-познавательная деятельность
Основные идеи программы, их новизна, предполагаемая востребованность и педагогическая целесообразность
Основная идея программы заключается в том, чтобы дать возможность сельским ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ и быть конкурентоспособными во время вступительной кампании.
Нормативные документы, в соответствии с которыми бала разработана образовательная программа:
Данная программа основана на следующих документах:
- Концепция модернизации Российского образования.
- Концепция модернизации дополнительного образования.
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Программа развития учреждения
- Устав образовательного учреждения.
- Комплексно – целевые программы существующие в учреждении.
- Закон «Об образовании» Российской Федерации и Республики Дагестан.
«Формирование здорового образа жизни», «Воспитания и развития личности учащихся».
Цель и задачи программы:
Обучающая цель: создание условий для систематизации полученных знаний, овладение приемами и методами решения сложных задач, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи:
-
расширение знаний по математике;
-
знакомство с новыми методами и приемами решения задач;
-
формирование специальных умений и навыков обучающихся: алгоритмических умений и вычислительных навыков;
-
освоение нестандарных приемов и методов решения задач;
-
формирование коммуникативных способностей через активную поисковую и исследовательскую деятельность;
-
сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач.
Развивающая цель: развитие у обучающихся аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи.
Задачи:
-
развитие мышлении яобучающихся :через использование активных методов изучения;
-
совершенствование техники решения сложных задач;
-
создание условий для творческого развития и самореализации
обучающихся через решение нестандартных задач;
-
развитие познавательного интереса к предмету математика…
-
развитие самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
-
развитие поисковых, исследовательских навыков, творческих способностей;
Воспитательная цель: воспитание качеств личности - самостоятельность, целеустремленность, конкурентоспособность
Задачи:
-
воспитание нравственно-волевых качеств обучающихся:
-
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, создание дружного коллектива;
-
создание условий для формирования коммуникативной культуры
обучающихся;
Отличительные особенности программы и используемые в ней ключевые понятия:
В дополнительном образовании имеют возможность заниматься все желающие. С целью реализации интеллектуальных способностей детей, удовлетворения их интереса и потребностей была разработана модифицированная образовательная программа для детей «Подготовка к ЕГЭ по математике»
Программа «Подготовка к ЕГЭ по математике», построена на … деятельности обучающихся, а именно на совместной учебно-познавательной, деятельности, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности, ставит своей целью создание необходимых условий для развития …способностей детей и подростков в условиях дополнительного образования.
Сроки и этапы реализации программы
Данная программа предполагает одногодичное обучение, рассчитана на выпускников школы. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей. В содержании программы предусмотрен диффренцированый подход к обучающимся, поэтому в группе могут заниматься дети с различным уровнем развития.
Принципы формирования учебных групп
- развивающий и воспитывающий характер обучения (направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности, развитие общечеловеческих ценностей);
- научности содержания и методов учебного процесса;
-систематичности и последовательности;
-связи обучения с практикой;
-доступности обучения;
-от простого к сложному.
- максимального разнообразия предоставленных возможностей
для развития личности;
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- создания условий для совместной работы обучающихся при
минимальном участии педагога;
- насыщенности учебного материала заданиями открытого типа;
- поощрения результатов, которые содержат новые идеи.
Ожидаемые результаты
В предлагаемой программе кружка разработана серия заданий для подготовки старшеклассников (учащихся 10-11 классов) к ЕГЭ по всем заданиям: В1-В14,С1-С6. Количество учебных часов - 102. Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса математики, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся. Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления. Поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ по математике, а также при выборе ими будущей профессии, связанной с математикой.
Умение решать задачи – один из основных показателей математического развития учащихся, глубины усвоения ими учебного материала, четкости в рассуждениях, понимании логических аспектов различных вопросов.
Данный кружок направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса различных задач.
Решение уравнений и неравенств рассматриваемое в старшей школе, усваивается учащимися хуже, чем в среднем звене. Объяснить это можно недостатком в арсенале знаний учащегося методов, необходимых для решения уравнений и неравенств.
Речь идет о темах, выходящих за пределы базовых общеобразовательных программ или требующих углубления. К таким темам относятся темы «универсальные задачи и универсальные методы» и «нестандартные задачи и нестандартные методы». Необходимость формирования целого ряда специальных математических навыков требует частого привлечения образца работы в учебных ситуациях, называемых стандартными. В этих условиях организация работы учащихся достаточно сложна, жестко ограничена рамками учебного времени, нередко затруднена наличием психологической инерции, возникающей при частом и необходимом повторе задач и упражнений. Между тем, наряду с усвоением основ математических знаний, школа должна обеспечить формирование у учащихся умений активно применять эти знания, прививать им умение трудиться творчески.
Под нестандартными мы будем понимать задачи, которые традиционными преобразованиями и методами не решаются. Исчерпать все типы просто невозможно. Зато возможно набраться опыта в решении подобных задач и, по крайней мере, спокойно отнестись к наличию такой задачи на экзамене.
В настоящее время текстовые задачи являются обязательными в курсе основной школы. Текстовые задачи повышенной сложности входят в перечень вопросов содержания школьного курса математики.
Роль текстовых задач обусловлена тем, что практические представления являются важнейшей составляющей интеллектуального багажа современного человека. Они нужны и для повседневной жизни в современном цивилизованном обществе, и для продолжения образования практически во всех сферах человеческой деятельности.
В настоящее время, когда наблюдается ориентация научно-технического прогресса на интеграцию наук и внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности человека, на первый план выступает задача формирования нового стиля мышления- операционного. Формирование операционного стиля мышления следует организовать при взаимосвязанном обучении математике и информатике, при этом используя специальные методические средства. Таким средством являются процессуальные задачи, задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели при определенных условиях.
Решение геометрических задач часто вызывает трудности у учащихся. Это в первую очередь связано с тем, что редко какая задача в геометрии может быть решена с использованием определенной формулы. При решении большинства задач не обойтись без привлечения разнообразных фактов теории доказательств тех или иных утверждений. Но и при хорошем знании теории приобрести навык в решении задач можно лишь решив достаточно много задач, начиная с простых и переходя к более сложным задачам.
Задачи по стереометрии вызывают большие затруднения у учеников. Это связано с тем, что для успешного решения пространственных задач требуется не только знание основных определений и теорем, но и развитое геометрическое воображение, умение выполнять необходимые построения. Эффективно использовать алгебру и тригонометрию.
Пространственные представления учащихся развиваются в процессе решения большого числа задач, при этом часто приходится вычислять расстояния между различными точками, плоскостями и расстояния между скрещивающимися прямыми.
Учащиеся испытывают большие затруднения особенно при вычислении расстояния между скрещивающимися прямыми. Поэтому в данный курс входят дополнения к учебнику Л.С Атанасяна «Геометрия 10-11» углубляя и расширяя его. Зная определения расстояния между любыми элементами геометрии, легко можно справиться с комбинированными задачами на вычисления объемов, площадей и задачами, связанными с нахождением экстремальных значений.
В школьной программе понятие модуля вводится с шестого класса, последствии учащиеся лишь эпизодически встречаются с заданиями, содержащими модуль. Часто ученики такое задание воспринимают как новое и неожиданное и не знают, с какой стороны к нему подступиться. На базовом уровне учащиеся должны уметь выполнять задания стандартного вида (одношаговые)
В процессе изучения курса старшеклассники смогут познакомиться с различными приемами построения графиков функций, решениями уравнений и неравенств с модулем, приобретут навыки рационального поиска решения задач и построения алгоритмов, а в дальнейшем применят полученные знания и умения при подготовке к экзаменам. Решение уравнений и неравенств с параметрами открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях. Задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью, так как с помощью этих задач можно проверить знание основных разделов школьной математики, уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности, а главное, перспективные возможности успешного овладения курса математики.
Основу данного курса составляют решения разных по степени важности и трудности задач, поэтому занятия элективного курса способны повысить познавательный интерес учащихся к математике.
Требование математической подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
-
методы преобразования числовых выражений, содержащих корни, степень;
-
способы преобразования тригонометрических и рациональных выражений;
-
свойства функции;
-
алгоритм исследования функции;
-
основные методы решения уравнений;
-
основные методы решения неравенств;
-
методы решения систем уравнений;
-
нестандартные приемы решения уравнений и неравенств.
-
методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
-
свойства геометрических фигур (аксиомы, определения, теоремы);
-
формулы для вычисления геометрических величин.
Учащиеся должны уметь:
-
применять методы преобразования числовых выражений, содержащих корни, степень на практике;
-
применять способы преобразования тригонометрических выражений на практике;
-
строить график любой функции;
-
находить область определения функции;
-
находить множество значений функции;
-
исследовать функцию по алгоритму;
-
применять методы решения уравнений на практике;
-
применять методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
-
применять свойства геометрических для обоснования вычислений;
-
применять формулы для вычисления геометрических величин;
-
записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые свойства геометрических фигур.
Условия реализации программы.
Занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим требованием и требованиям техники безопасности, соблюдается питьевой и температурный режим, проводится проветривание и влажная уборка кабинета.
Имеется уголок Техники безопасности. Кабинет оборудован необходимой мебелью: столы и стулья соответствуют возрасту обучающихся. Имеется стол для педагога, шкаф для хранения творческой лаборатории, методической литературы, наглядного материала. В кабинете имеется ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.
Календарно-тематический план
к модифицированной образовательной программе
«Подготовка к ЕГЭ по математике»,
по естественно-научному направлению
№ | Содержание курса | Дата |
| Вводное занятие | |
-
| Инструктаж по ТБ: ИПБ №1,ИПДД №1,2, ИОТ № 009,010, 011,012, 039,040. Правила внутреннего распорядка. | |
| Алгебраические выражения и уравнения | |
-
| Рациональные выражения и уравнения | |
-
| Иррациональные выражения и уравнения | |
-
| Степенные выражения и уравнения | |
-
| Тригонометрические выражения и уравнения | |
-
| Логарифмические выражения и уравнения | |
| Текстовые задачи | |
-
| Практико-ориентированные задачи | |
-
| Задачи на движение. | |
-
| Задачи на движение. | |
-
| Задачи на работу | |
-
| Задачи на сложные проценты | |
-
| Задачи на сложные проценты | |
-
| На концентрацию смеси и сплава. | |
-
| Комбинированные задачи на геометрическую и арифметическую прогрессию. | |
-
| Прикладные задачи на исследование с физическим содержанием | |
-
| Прикладные задачи на исследование с физическим содержанием | |
-
| Практическая задача на нахождение вероятности события | |
-
| Практическая задача на нахождение вероятности события | |
| Задачи по планиметрии | |
-
| Задачи на нахождение длин и углов | |
-
| Задачи на нахождение длин и углов | |
-
| Задачи на нахождение длин и углов | |
-
| Задачи на вычисление площади фигур, заданной на координатной плоскости или клетчатой бумаге | |
-
| Задачи на вычисление площади фигур, заданной на координатной плоскости или клетчатой бумаге | |
| Задачи по стереометрии | |
-
| Задачи на нахождение длин и углов стереометрических фигур | |
-
| Задачи на нахождение объема тела | |
-
| Задачи на нахождение объема тела | |
| Начала математического анализа | |
-
| Задачи на геометрический и физический смысл производной | |
-
| Задачи на геометрический и физический смысл производной | |
-
| Задание на нахождение наименьшего и наибольшего значений функций на отрезке | |
-
| Задание на нахождение наименьшего и наибольшего значений функций на отрезке | |
-
| Задание на нахождение наименьшего и наибольшего значений функций на отрезке | |
-
| Задание на нахождение наименьшего и наибольшего значений функций на отрезке | |
| Задачи повышенной сложности | |
| Задача на решение тригонометрического уравнения и исследование расположения его корней | |
-
| Формулы для записи решений простейших тригонометрических уравнений | |
-
| Числовая окружность | |
-
| Геометрическая иллюстрация решения простейших тригонометрических уравнений. | |
-
| Проблема отбора корней и способы их отбора. | |
-
| Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях. Арифметический способ. Непосредственная подстановка в уравнение и имеющиеся ограничения. | |
-
| Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях. Арифметический способ. Перебор значений целочисленного параметра и вычисление корней. | |
-
| Отбор корней с помощью тригонометрической окружности | |
-
| Отбор корней с помощью тригонометрической окружности | |
-
| Решение неоднородных тригонометрических уравнений. | |
-
| Решение тригонометрических уравнений, сводящихся к решению квадратных уравнений | |
-
| Применение тригонометрических формул при решении тригонометрических уравнений | |
-
| Линейные уравнения вида а соsx + b sin x = c | |
-
| Тригонометрические уравнения ,сводящиеся к алгебраическим с помощью замены. Уравнения ,сводящиеся к многочлену от одной тригонометрической функции. | |
-
| Решение уравнений однородных относительно синуса и косинуса. | |
-
| Симметричные уравнения. | |
-
| Применение универсальной тригонометрической подстановки. | |
| Стереометрические задачи | |
-
| Определение угла между прямыми | |
-
| Определение угла между прямыми | |
-
| Определение угла между прямой и плоскостью | |
-
| Определение угла между прямой и плоскостью | |
-
| Определение угла между плоскостями | |
-
| Определение угла между плоскостями | |
-
| Определение расстояния между скрещивающимися прямыми. | |
-
| Определение расстояния от точки до прямой. | |
-
| Определение расстояния от точки до прямой. | |
-
| Определение расстояния от точки до плоскости | |
-
| Определение расстояния от точки до плоскости | |
-
| Определение расстояния между параллельными плоскостями. | |
-
| Определение расстояния между параллельными плоскостями | |
| Решение системы неравенств | |
-
| Показательные неравенства. | |
-
| Показательные неравенства | |
-
| Метод рационализации для решения показательных неравенств | |
-
| Метод рационализации для решения показательных неравенств | |
-
| Логарифмические неравенства. | |
-
| Метод рационализации для решения логарифмических неравенств | |
-
| Метод рационализации для решения логарифмических неравенств | |
-
| Метод рационализации для решения логарифмических неравенств | |
-
| Решение неравенств с модулями | |
-
| Решение неравенств с модулями | |
-
| Решение неравенств с модулями | |
-
| Смешанные неравенства | |
-
| Системы неравенств | |
-
| Системы неравенств | |
-
| Функциональный метод решения уравнений и неравенств | |
-
| Функциональный метод решения уравнений и неравенств | |
-
| Отношение отрезков | |
-
| Отношение отрезков | |
-
| Отношение площадей | |
-
| Отношение площадей | |
-
| Касающиеся окружности | |
-
| Касающиеся окружности | |
-
| Пересекающиеся окружности | |
-
| Пересекающиеся окружности | |
-
| Окружности, связанные с треугольником и четырехугольником | |
-
| Окружности, связанные с треугольником и четырехугольником | |
-
| Пропорциональные отрезки в окружности | |
-
| Пропорциональные отрезки в окружности | |
-
| Углы, связанные с окружностью. Метод вспомогательной окружности | |
-
| Углы, связанные с окружностью. Метод вспомогательной окружности | |
-
| Вспомогательные подобные треугольники | |
-
| Вспомогательные подобные треугольники | |
-
| Некоторые свойства высот и точек их пересечения | |
-
| Некоторые свойства высот и точек их пересечения | |
| Решение задач с параметрами | |
-
| Понятие о графическом решении уравнений и неравенств с параметром | |
-
| Построение графиков уравнений и неравенств | |
-
| Построение графиков уравнений и неравенств | |
-
| Решение уравнений и неравенств с параметром графическим методом | |
-
| Решение уравнений и неравенств с параметром графическим методом | |
-
| Решение уравнений и неравенств с параметром графическим методом | |
-
| Решение уравнений и неравенств с параметром графическим методом | |
Использованная литература.
-
Корянов А. Г., Прокофьев А.А. Тригонометрические уравнения: методы решения и отбор корней, http://alexlarin.net/ege/2012/C12012.html
-
Корянов А. Г., Прокофьев А.А. Системы неравенств с одной переменной, http://alexlarin.net/ege/2012/C12012.html
-
Колесникова С. И. Математика. Решение сложных задач ЕГЭ. – М.: Айрис-пресс, 2005
-
Куланин Е. Д. 3000 конкурсных задач по математике. 4-е ихд., испр. и доп. – М.: Рольф, 2000
-
Никольский С.М. и др. Алгебра и начала анализа: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
-
Потапов М.К. и др. Конкурсные задачи по математике: Справочное пособие. М.:Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит.,1992
-
Семенов А.В., Ященко И.В Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части 2(С).:Экзамен,2013
-
Семенов А.В.,Трепалин А.С.,,Ященко И.В., П.И.Захаров. Оптимальный банк заданий ЕГЭ.: Интеллект-центр,2013
-
Сергеев И.Н., Панферов В.С. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. Задача С4.:МНЦМО,2012
-
Смирнов В.А. ЕГЭ 2013 Математика. Задача С2..:МНЦМО,2013
-
ЕГЭ 2013 Математика. Задача С3. .:МНЦМО,2013, 80с.
-
Супрун В.П. Математика для старшеклассников: Нестандартные методы решения задач. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 272 с.
-
Ященко И.В., и др.Подготовка к ЕГЭ по математике в 2018 году. Ященко И.В., и др.:МНЦМО,2018
11