Актуальность программы обусловлена возрастающей ролью биологии в жизни человека, необходимостью популяризации этих знаний среди населения и привлечения подрастающего поколения к решению глобальных проблем человечества, основываясь на биологических знаниях, а не на умозрительных заключениях, дабы не навредить биосфере и человеку, как части природы и общества. Она позволяет показать единство различных наук в деле исследования живой природы, показать их дифференциацию и интегрированность. Даёт широкую возможность для исследовательской деятельности ребят, позволяет организовать работу в виде проектной деятельности.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Дмитриева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение. Психология научного творчества.(3ч.)
Круглый стол – «Роль личности в науке» (значение работ российских учёных в мировой науке).
Тема 2. Требования к реферату, проекту.(5ч)
Практические работы:
1.Обработка результатов исследований по раздаточному материалу.
2.Оформление результатов исследований по раздаточному материалу(сведение в таблицы, графики, схемы).
Тема 3. Абиотические факторы среды, их влияние на жизнь растений, животных и человека (10ч)
Практические работы:
1.Лаб. работа: " Роль воды в организме при мышечном сокращении. Изготовление простейшего осморецептора".
2.Лаб. работа: "Роль клеточной мембраны в поступлении воды в клетку".
3.Лаб. работа: "Зависимость транспирации от условий окружающей среды".
4. Расчет своих биоритмов.
5.«Космическая биология»- ролевая игра.
Тема 4. Взаимосвязи между живыми организмами, населяющими
планету Земля.(8ч)
1.Лаб. работа: " Рассматривание зубов животных, относящихся к разным классам, отрядам".
2.Чтение с обсуждением статьи «Тихая поступь рыси».
3.Просмотр видеофильма о жизни волков.
4.Семинар на тему: «Стайное поведение животных».
5.Мини- конференция на тему: «Моя любимая книга о животных», с приглашением библиотекаря для обзора литературы, имеющейся в библиотеке, по данной теме.
Тема 5.Человек как часть природы, его физиологические способности и возможности.(13ч)
1.Лаб. работа: "Слуховые обманы".
2.Лаб. работа: "Рассматривание под микроскопом фиксированных препаратов крови различных животных".
3.Дискуссия на тему: «Человек-царь природы?».
4.Защита проекта: «Учение о группах крови сельскохозяйственных животных и его использование в практике сельского хозяйства».
Тема 6. Здоровье – богатство во все времена.(13ч)
Биология и философия здорового образа жизни.
Физкультура, спорт, гимнастика, зарядка.
Пищевые добавки.
Дикорастущие растения в питании человека.
Лекарственные растения.
Декоративные растения, их роль в эмоциональном здоровье человека. Аромотерапия. Светотерапия. Цветотерапия.
Ядовитые растения и животные.
Практические работы:
1.Составление комплекса утренней зарядки.
2.Лаб. работа: "Анализ пищевых веществ".
3.Изучение наличия вредных пищевых добавок в частоупотребляемых в пищу продуктах по этикеткам (газированная вода, шоколад и т.д.).
4.Составление карточек – определителей дикорастущих растений, используемых в питании человека.
5.Определение лекарственных растений по справочникам - определителям.
6.Составление фотоальбома или презентации о декоративных растениях г.Тамбова.
7.Игра - путешествие: «Мой дом - моя крепость?».
8.Круглый стол - «За здоровый образ жизни».
9.Выпуск газеты.
Тема 7. Применение биологических знаний в науке, технике и других областях знаний.(10ч)
Объяснение с точки зрения физики, химии ,математики и др. наук явлений, происходящих в живых организмах.
Достижения биохимии.
Биофизика.
Биотехнология. Достижения. Практическое значение.
Бионика, разработки. Практическое значение.
Применение нанатехнологий в биологии и медицине.
Практическая работа:
1.Моделирование технических приборов , химических процессов с использованием знаний биотехнологии и бионики.
2.Защита проектов: «Металлические проводники и нервы», «Биоэлектрические протезы».
3.Викторина – «Наука опасная и безопасная».
Тема 8. Здоровье планеты - в руках человека.(9ч)
Биосфера – жизненная оболочка Земли.
Космическая роль растений. Фотосинтез.
Биосфера и атомная война. Может ли атом быть мирным?
Практические работы:
1.Просмотр и обсуждение видеофильма «Хранители природы» о экологических катастрофах и природных катаклизмах.
2.Итоговый контроль. Звёздный час - «Клуб эрудитов».
Тема 9. Итоговое занятие.(1ч)
Научная конференция: «Фристайл»(Свободный выбор тем рефератов).
Подведение итогов работы кружка. Награждение ребят, активно участвовавших в работе кружка и предоставивших самые интересные работы по выбранной ими теме исследования.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Расширить знания в области биологии, сформировать у воспитанников гуманное и ответственное отношение к природе, заложить основы культуры здоровья, вооружить школьников необходимыми познаниями в области охраны здоровья, привить умения, навыки и привычки, способствующие сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия; формировать интерес к предметам естественно-математического цикла.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
самостоятельно осуществлять информационно-познавательной деятельности;
владеть навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
определять назначение и функции различных социальных институтов;
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владеть языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
нет
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Учебное и компьютерное оборудование:
1. Компьютер для работы учителя.
2. Мультимедийный проектор
3. Цифровой микроскоп
4. Портативная лаборатория Лабдиск.
Лабораторное оборудование:
Колбы, пробирки, воронки, фильтры, химические стаканы, препаровальные иглы, предметные и покровные стёкла, пипетки, мензурки, спиртовки,весы.
Электронные средства обучения:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
2. Документальные фильмы о животных
3. Подборка видеофильмов из Интернет(Ютуб).