СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка "Увлекательная биохимия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок "Увлекательная    биохимия"  основан на интеграции предметов биологии и химии и  адресован  ученикам  9 -11  классов.  Изучение  этих  двух  фундаментальных естественнонаучных дисциплин базируется на взаимном проникновении и обогащении. v

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка "Увлекательная биохимия"»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)



Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол № от 29.08.20

Утверждаю

Директор

О.В. Антышева

Приказ № 267-ОД от 29.08.20








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




кружка "Увлекательная биохимия"


Крамаренко Лариса Николаевна

(ФИО)





























1. Пояснительная записка.


Рабочая программа кружка "Увлекательная биохимия" составлена на основе Положения о дополнительном образовании МБОУ "СШ № 9" г.Смоленска.

Кружок "Увлекательная биохимия" основан на интеграции предметов биологии и химии и адресован ученикам 9 -11 классов. Изучение этих двух фундаментальных естественнонаучных дисциплин базируется на взаимном проникновении и обогащении.

Познание химических основ жизни расширит представление старшеклассников о строении и функционировании биологических систем и поможет сделать первый шаг на пути к овладению в будущем многими нужными профессиями. Биологическая химия необходима врачу и ветеринару, генетику и биотехнологу, агроному и животноводу, экологу, педагогу и многим другим учёным и специалистам.

На занятиях элективного курса последовательно освещаются особенности строения, свойства и функции важнейших групп химических соединений, входящих в состав живого.

Проверить знания и глубину понимания пройденного материала помогут вопросы и тестовые задания, проводимые в конце каждой темы. Ответы на поставленные вопросы потребуют от учеников не простого воспроизведения прочитанного, а творческой переработки полученной информации, её обобщения для закрепления полученных знаний. Изучение теоретического материала дополняют практические занятия. Они позволяют овладеть методами исследования химических свойств биоорганических соединений, а также ближе ознакомиться с их ролью в функционировании организмов. Всё это, несомненно, будет способствовать формированию целостного представления о химических основах жизни и обогатит естественнонаучное мировоззрение старшеклассников.

Многие практические работы могут служить основой для исследовательской (проектной) деятельности учеников.

Курс рассчитан на проведение 1 часа в неделю, всего 34 часа.

В процессе посещения кружка учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

  • определять цель, выделять объект исследования;

  • наблюдать и изучать явления и свойства;

  • описывать результаты наблюдений;

  • представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;

  • составлять отчет;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • осуществлять проектную деятельность.


Реализуя программу данного курса необходимо обращать внимание учащихся на перспективность данной области знаний, их теоретическую и практическую значимость;

на приемы биохимического анализа, спектр использования биохимического анализа;

вопросы профориентации.




2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.


Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Формы контроля

ВВЕДЕНИЕ. Химические элементы и их соединения в биосфере.

1

Предмет биологической химии, её связь с другими науками. Понятие о биогенных химических элементах, их распространение в природе. Биогенные микроэлементы и макроэлементы


ТЕМА 1.

Биогенные элементы и их роль в организме. Неорганические вещества

3

Биогенные элементы, составляю

щие основу живой материи – углерод, кислород, водород, азот, фосфор, сера. Их место в жизненных процессах. Другие биогенные элементы-неметаллы -селен, бор, кремний, хлор, фтор, йод, бром. Их значение для организма. Биогенные элементы –металлы – железо, медь, цинк, магний, кальций, марганец, натрий, калий, молибден, кобальт, ванадий, хром, никель, литий. Вода, её физико –химические свойства, определяющие роль в биологичес

ких системах. Гидрофильные и гидрофобные молекулы. Функции воды в клетке и в организме. Окси

ды, соли, кислоты в биологических системах.


Тема 2. Биоорганические соединения, их строение, функции и обмен

6

Углеводы, их строение и функции в организме. Классификация углево

дов. Моносахариды и полисахари ды. Первичный синтез углеводов. Фотосинтез. Хемосинтез. Роль углеводов в энергетическом обмене. Аэробный распад углеводов. Анаэробный распад углеводов.

Пр/р "Цветные качественные реакции на сахариды. Действие сахарозы на цитоплазму клетки. Обнаружение крахмала". Белки и аминокислоты. Общая характеристи

ка и элементарный состав белков. Аминокислоты – структурные элементы белка. Заменимые и неза

менимые аминокислоты. Пептиды. Структура белковой молекулы. Функции белков. Пр/р "Цветные качественные реакции на белки и аминокислоты. Щелочной гидролиз белка". Нуклеиновые кислоты и нуклеотиды, их строение и функции Матричный синтез биологических полимеров – ДНК,РНК и белка. Липиды, их строение и функции в организме. Классификация липидов Простые и сложные липиды, их важнейшие представители.


Тема 3.

Биологически активные вещества. Вещества - регуляторы.

5

Общая характеристика и классифи

кация ферментов, их роль в катали

зе физиологических процессов.

Получение и использование фермен

тов. Гормоны, их характеристика и функции в организме. Классифика

ция гормонов и их представители. Гормональные лекарственные препа

раты. Гормональные заболевания. Витамины, их характеристика и функции в организме. Потребность организма человека в важнейших витаминах. Авитаминозы, гипо - и гипервитаминозы. Антибиотики, их характеристика и функции. Организ

мы – продуценты антибиотиков.

Использование антибиотиков в медицине, ветеринарии, и растение

водстве. Аттрактанты и феромоны как средства химической коммуни

кации в природе. Использование этих веществ в хозяйственной деятельности человека.


Тема 4.

Обмен веществ, энергии и информации в биологических системах.

1

Обмен веществ – важнейшее свойство живого. Общий и промежу точный обмен (метаболизм). Энерге тический обмен в клетке в организме. Информационный обмен в биологических системах и роль в нём химических соединений


Тема 5.

Подведение итогов. Заключительное занятие

1

Презентация проектов. Подведение итогов совместной деятельности в освоении программы. Элективного курса. Демонстрация и оценка выполненных проектов,подготовлен

ных учащимися в процессе освоения программы



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Количество часов

Резерв


Введение.

1


1

Биогенные элементы и их роль в организме. Неорганические вещества.

3


2

Биоорганические соединения, их строение, функции и обмен

6


3

Биологически активные вещества. Вещества - регуляторы.

5


4

Обмен веществ, энергии и информации в биологических системах.

1


5

Подведение итогов. Заключительное занятие

1


ИТОГО


17






4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Урока


Тема урока


Дата


Корректировка КТП

1

ВВЕДЕНИЕ. Химические элементы и их соединения в биосфере.



Биогенные элементы и их роль в организме. Неорганические вещества. (5ч)

2

Химические элементы и их соединения в биосфере. Биогенные элементы.



3-4

Вода в биологических системах . Физико - химические свойства воды, проявляющиеся в живых системах.



5-6

Оксиды, соли, кислоты в биологических системах.



Биоорганические соединения, их строение, функции и обмен (6ч)

7

Углеводы. Общая характеристика и классификация углеводов .




8

Практическая работа. "Цветные качественные реакции на сахариды. Обнаружение крахмала".



9-10

Дисахариды, их свойства и функции. Защитное дейст

вие сахарозы на цитоплазму клетки. Высокомолекуляр

ные полисахариды, их строение и функции.



11-12

Фотосинтез и хемосинтез. Наблюдение флуоресценции хлорофилла.



13

Липиды – запасные вещества в биологических

системах.



14

Белки и аминокислоты.



15

Практическая работа. "Цветные качественные реакции на белки и аминокислоты"



16

Нуклеиновые кислоты. Синтез ДНК и РНК .



Биологически активные вещества. Вещества - регуляторы.(5ч)

17-18

Ферменты. Общая характеристика и классификация ферментов. Значение ферментов: дегидрогеназы дрожжей, сахарозы дрожжей, амилазы ячменного

солода, уреазы соевых бобов.



19-20

Гормоны. Общая характеристика и классификация гормонов. Качественные реакции на инсулин.



21-22

Витамины Общая характеристика витаминов и их представители. Роль витаминов в обмене веществ. Определение аскорбиновой кислоты.



23-24-25

Антибиотики, феромоны и аттрактанты. Влияние фитонцидов на простейших. Аттрактанты и феромоны как средства химической коммуникации в природе.



Обмен веществ, энергии и информации в биологических системах.(1ч)

26-27

Общие представления о пластическом, энергетическом и информационном обмене. Взаимодействие веществ в обменных процессах.



Подведение итогов. Заключительное занятие. (1ч)

28-29

Презентация проектов.





5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

1. Личностные:

  • формирование чувства гордости за российскую химическую науку;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;

  • понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;

  • формирование творческого отношения к проблемам;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;

  • развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности

  • формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.

2. Метапредметные:

  • навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  • умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  • умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  • умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

  • умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое мнение к фактам и явлениям окружающей действительности; к прочитанному, увиденному, услышанному;

  • способность организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;

  • способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • умение взаимодействовать с людьми



Скачать

© 2019 228 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!