АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № от 29.08.20 | Утверждаю Директор О.В. Антышева Приказ № 267-ОД от 29.08.20 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка "Увлекательная биохимия"
Крамаренко Лариса Николаевна
(ФИО)
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка "Увлекательная биохимия" составлена на основе Положения о дополнительном образовании МБОУ "СШ № 9" г.Смоленска.
Кружок "Увлекательная биохимия" основан на интеграции предметов биологии и химии и адресован ученикам 9 -11 классов. Изучение этих двух фундаментальных естественнонаучных дисциплин базируется на взаимном проникновении и обогащении.
Познание химических основ жизни расширит представление старшеклассников о строении и функционировании биологических систем и поможет сделать первый шаг на пути к овладению в будущем многими нужными профессиями. Биологическая химия необходима врачу и ветеринару, генетику и биотехнологу, агроному и животноводу, экологу, педагогу и многим другим учёным и специалистам.
На занятиях элективного курса последовательно освещаются особенности строения, свойства и функции важнейших групп химических соединений, входящих в состав живого.
Проверить знания и глубину понимания пройденного материала помогут вопросы и тестовые задания, проводимые в конце каждой темы. Ответы на поставленные вопросы потребуют от учеников не простого воспроизведения прочитанного, а творческой переработки полученной информации, её обобщения для закрепления полученных знаний. Изучение теоретического материала дополняют практические занятия. Они позволяют овладеть методами исследования химических свойств биоорганических соединений, а также ближе ознакомиться с их ролью в функционировании организмов. Всё это, несомненно, будет способствовать формированию целостного представления о химических основах жизни и обогатит естественнонаучное мировоззрение старшеклассников.
Многие практические работы могут служить основой для исследовательской (проектной) деятельности учеников.
Курс рассчитан на проведение 1 часа в неделю, всего 34 часа.
В процессе посещения кружка учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
определять цель, выделять объект исследования;
наблюдать и изучать явления и свойства;
описывать результаты наблюдений;
представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
составлять отчет;
делать выводы;
обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
осуществлять проектную деятельность.
Реализуя программу данного курса необходимо обращать внимание учащихся на перспективность данной области знаний, их теоретическую и практическую значимость;
на приемы биохимического анализа, спектр использования биохимического анализа;
вопросы профориентации.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля |
ВВЕДЕНИЕ. Химические элементы и их соединения в биосфере. | 1 | Предмет биологической химии, её связь с другими науками. Понятие о биогенных химических элементах, их распространение в природе. Биогенные микроэлементы и макроэлементы | |
ТЕМА 1. Биогенные элементы и их роль в организме. Неорганические вещества | 3 | Биогенные элементы, составляю щие основу живой материи – углерод, кислород, водород, азот, фосфор, сера. Их место в жизненных процессах. Другие биогенные элементы-неметаллы -селен, бор, кремний, хлор, фтор, йод, бром. Их значение для организма. Биогенные элементы –металлы – железо, медь, цинк, магний, кальций, марганец, натрий, калий, молибден, кобальт, ванадий, хром, никель, литий. Вода, её физико –химические свойства, определяющие роль в биологичес ких системах. Гидрофильные и гидрофобные молекулы. Функции воды в клетке и в организме. Окси ды, соли, кислоты в биологических системах. | |
Тема 2. Биоорганические соединения, их строение, функции и обмен | 6 | Углеводы, их строение и функции в организме. Классификация углево дов. Моносахариды и полисахари ды. Первичный синтез углеводов. Фотосинтез. Хемосинтез. Роль углеводов в энергетическом обмене. Аэробный распад углеводов. Анаэробный распад углеводов. Пр/р "Цветные качественные реакции на сахариды. Действие сахарозы на цитоплазму клетки. Обнаружение крахмала". Белки и аминокислоты. Общая характеристи ка и элементарный состав белков. Аминокислоты – структурные элементы белка. Заменимые и неза менимые аминокислоты. Пептиды. Структура белковой молекулы. Функции белков. Пр/р "Цветные качественные реакции на белки и аминокислоты. Щелочной гидролиз белка". Нуклеиновые кислоты и нуклеотиды, их строение и функции Матричный синтез биологических полимеров – ДНК,РНК и белка. Липиды, их строение и функции в организме. Классификация липидов Простые и сложные липиды, их важнейшие представители. | |
Тема 3. Биологически активные вещества. Вещества - регуляторы. | 5 | Общая характеристика и классифи кация ферментов, их роль в катали зе физиологических процессов. Получение и использование фермен тов. Гормоны, их характеристика и функции в организме. Классифика ция гормонов и их представители. Гормональные лекарственные препа раты. Гормональные заболевания. Витамины, их характеристика и функции в организме. Потребность организма человека в важнейших витаминах. Авитаминозы, гипо - и гипервитаминозы. Антибиотики, их характеристика и функции. Организ мы – продуценты антибиотиков. Использование антибиотиков в медицине, ветеринарии, и растение водстве. Аттрактанты и феромоны как средства химической коммуни кации в природе. Использование этих веществ в хозяйственной деятельности человека. | |
Тема 4. Обмен веществ, энергии и информации в биологических системах. | 1 | Обмен веществ – важнейшее свойство живого. Общий и промежу точный обмен (метаболизм). Энерге тический обмен в клетке в организме. Информационный обмен в биологических системах и роль в нём химических соединений | |
Тема 5. Подведение итогов. Заключительное занятие | 1 | Презентация проектов. Подведение итогов совместной деятельности в освоении программы. Элективного курса. Демонстрация и оценка выполненных проектов,подготовлен ных учащимися в процессе освоения программы | |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
| Введение. | 1 | |
1 | Биогенные элементы и их роль в организме. Неорганические вещества. | 3 | |
2 | Биоорганические соединения, их строение, функции и обмен | 6 | |
3 | Биологически активные вещества. Вещества - регуляторы. | 5 | |
4 | Обмен веществ, энергии и информации в биологических системах. | 1 | |
5 | Подведение итогов. Заключительное занятие | 1 | |
ИТОГО | | 17 | |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ Урока | Тема урока | Дата | Корректировка КТП |
1 | ВВЕДЕНИЕ. Химические элементы и их соединения в биосфере. | | |
Биогенные элементы и их роль в организме. Неорганические вещества. (5ч) |
2 | Химические элементы и их соединения в биосфере. Биогенные элементы. | | |
3-4 | Вода в биологических системах . Физико - химические свойства воды, проявляющиеся в живых системах. | | |
5-6 | Оксиды, соли, кислоты в биологических системах. | | |
Биоорганические соединения, их строение, функции и обмен (6ч) |
7 | Углеводы. Общая характеристика и классификация углеводов . | | |
8 | Практическая работа. "Цветные качественные реакции на сахариды. Обнаружение крахмала". | | |
9-10 | Дисахариды, их свойства и функции. Защитное дейст вие сахарозы на цитоплазму клетки. Высокомолекуляр ные полисахариды, их строение и функции. | | |
11-12 | Фотосинтез и хемосинтез. Наблюдение флуоресценции хлорофилла. | | |
13 | Липиды – запасные вещества в биологических системах. | | |
14 | Белки и аминокислоты. | | |
15 | Практическая работа. "Цветные качественные реакции на белки и аминокислоты" | | |
16 | Нуклеиновые кислоты. Синтез ДНК и РНК . | | |
Биологически активные вещества. Вещества - регуляторы.(5ч) |
17-18 | Ферменты. Общая характеристика и классификация ферментов. Значение ферментов: дегидрогеназы дрожжей, сахарозы дрожжей, амилазы ячменного солода, уреазы соевых бобов. | | |
19-20 | Гормоны. Общая характеристика и классификация гормонов. Качественные реакции на инсулин. | | |
21-22 | Витамины Общая характеристика витаминов и их представители. Роль витаминов в обмене веществ. Определение аскорбиновой кислоты. | | |
23-24-25 | Антибиотики, феромоны и аттрактанты. Влияние фитонцидов на простейших. Аттрактанты и феромоны как средства химической коммуникации в природе. | | |
Обмен веществ, энергии и информации в биологических системах.(1ч) |
26-27 | Общие представления о пластическом, энергетическом и информационном обмене. Взаимодействие веществ в обменных процессах. | | |
Подведение итогов. Заключительное занятие. (1ч) |
28-29 | Презентация проектов. | | |
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
1. Личностные:
формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
формирование творческого отношения к проблемам;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности
формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
2. Метапредметные:
навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое мнение к фактам и явлениям окружающей действительности; к прочитанному, увиденному, услышанному;
способность организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
умение взаимодействовать с людьми