СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «язык-душа народа»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «язык-душа народа»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Керчи Республики Крым «Школа № 11»




СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР

_________Чемезова И.В. «_____» ___________2017

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Школа № 11»

_____________ Мантуленко Л.С.

приказ № ______от_______ 2017 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЯЗЫК-ДУША НАРОДА»









  Рабочую программу составила

учитель русского языка и литературы Жарко Раиса Викторовна












Пояснительная записка

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук.

Актуальность

Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.

Направленность модифицированной образовательной программы

Содержание занятий кружка направлено на освоение норм литературного языка в целом, умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.


Основные идеи программы, их новизна, предполагаемая востребованность и педагогическая целесообразность

Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая их учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базовых предметов – русского языка и литературы. Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

В соответствии с идеологией ФГОС второго поколения в данном курсе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной парадигме. Это означает его направленность на взаимосвязанное формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Важной составляющей компетенции является деятельностное умение, овладение которым предполагает активную учебно-познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания и опыт в конкретной жизненной ситуации.. Поэтому компетентностный подход согласуется с заявленным во ФГОС системно-деятельностным, имеющим общедидактический характер.

Важной особенностью курса является его направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования соответствующих УУД (универсальных учебных действий):

личностных, обеспечивающих самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-эстетических ориентиров, мотивацию к учению вообще и к изучению русского языка в частности;

регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности;

познавательных, включающих общеучебные действия, универсальные логические действия; действия постановки и решения проблем;

коммуникативных, обеспечивающих социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или совместной деятельности (адекватное восприятие устной и письменной речи, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение полно и точно выражать мысли в соответствии с ситуацией и сферой общения; соблюдение в процессе речевого общения основных норм устной и письменной речи, норм речевого этикета).

В курсе «Язык- душа народа»когнитивность(мыслительный процесс) является важнейшим компонентом формирования лингвистической, языковой компетенций, а также коммуникативных способностей обучающихся. Таким образом, когнитивный аспект содержания разработанного курса актуализирует направленность процесса обучения русскому языку на взаимосвязанное формирование познавательных (когнитивных) и коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык».

Достижение целей реализуется через решение следующих задач:

  • формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;

  • развитие логического мышления обучающихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • формирование общеучебных умений – со справочной литературой, совершенствование навыков чтения; анализа.

  • совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса

Личностные результаты:

  1. осознание феномена родного языка как духовной,культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли русского языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

  2. представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

  3. увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

  • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

  • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу;участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

  • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми,учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

  • разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  1. способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  2. готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

  3. овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметные результаты:

  1. представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

  2. осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  3. владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

  • осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном иде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

  • владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление

их в виде тезисов, конспектов, аннотаций рефератов; говорение и письмо:

  • создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

  • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

  • соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

  • осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

  1. освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности

языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

  1. проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.











СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Вводное занятие2

Инструктаж по ТБ. Правила внутреннего распорядка.

Нулевой контрольный срез

Из истории русского языка 14

1)Языки мира. Карта языков мира.

2) Родственные связи языков.

3) Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мертвые языки.

4) Классификация и происхождение славянских языков.

5) Учёные-лингвисты.

Культура речи 18

1)Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация.

2) Трудные случаи акцентуации.

3) Интерпретация поэтического текста

4) Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка.

5) Творческая работа «Я работаю корректором».

Морфология и орфография русского языка 6

1) Орфограммы приставок и корня

2) Орфограммы суффиксов и окончаний

3) Орфографическая игра «Гонка за лидером»

Литературоведение и работа с текстом 28

1) Выразительность речи:

• тропы,

• фигуры речи,

• фразеология,

• синонимия.

2) Создание сочинения-миниатюры по определенной теме с использованием заданных тропов.

3)Крылатые слова и выражения.

4) Литературная игра «Фигурами да тропами …»

5)Комплексный анализ художественного текста. План.

6)Комплексный анализ художественного текста. Опыт анализа.

2. Из истории русского языка

1)Языки мира. Карта языков мира.

2) Родственные связи языков.

3) Генеалогическое древо индоевропейских языков: живые и мертвые языки.

4) Классификация и происхождение славянских языков.

5) Учёные-лингвисты.

3. Культура речи

1)Орфоэпические нормы русского литературного языка. Акцентуация.

2) Трудные случаи акцентуации.

3) Интерпретация поэтического текста

4) Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка.

5) Творческая работа «Я работаю корректором».

4. Морфология и орфография русского языка.

1) Орфограммы приставок и корня

2) Орфограммы суффиксов и окончаний

3) Орфографическая игра «Гонка за лидером»

5. Литературоведение и работа с текстом.

1) Выразительность речи:

• тропы,

• фигуры речи,

• фразеология,

• синонимия.

2) Создание сочинения-миниатюры по определенной теме с использованием заданных тропов.

3)Крылатые слова и выражения.

4) Литературная игра «Фигурами да тропами …»

5)Комплексный анализ художественного текста. План.

6)Комплексный анализ художественного текста. Опыт анализа.


Тематическое планирование

разделов

Наименование разделов и тем

часы

1

Вводное занятие

2

2

Из истории русского языка


14

3

Культура речи


18

4

Морфология и орфография русского языка


6

5

Литературоведение и работа с текстом


28


Итого

68






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!