СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Занимательная экология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Занимательная экология ", расчитана на 2 часа  изучения , в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Занимательная экология"»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»;ФГОС (базовый уровни); Примерной программы  внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» 5-6 класс. В 5 классе начинается серия курсов внеурочной деятельности по экологическому образованию, выстроенных последовательно на основе учебных задач, в соответствии с требованиями ФГОС, преемственно с экологической составляющей базовых учебных предметов основной школы. В 5—6 классах это «Моя экологическая грамотность», в 7 классе — дискуссионный клуб «Экология общения», в 8 классе — клуб по интересам «Экологическая культура и здоровый образ жизни», в 9 классе — малая экологическая академия «Экологическая культура и устойчивое развитие». Учебные задачи, решаемые этими курсами, последовательно формируют у учащихся основы экологического мышления, экологическое сознание, умения рефлексивно-оценочной и экологически ориентированной практической деятельности.

Программа по экологическому образованию для 5 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.  Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.

Программа определяет минимальный объём содержания внеурочной деятельности в 5 классах, оставляя возможность дополнения её вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей (законных представителей).

Цель программы:   — формирование основ экосистемной познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять её, преобразовывать, определять её личный смысл, публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.

Задачи:

· обучающие - развитие познавательного интереса к природе родного края , приобретение знаний и умений оформления творческих проектов , листовок, плакатов , развитие мотивации бережного отношения к природе и ресурсам среды .;

· воспитательные - формирование общественной активности личности, культуры общения ,выступления и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и бережного отношения к природе и ресурсам среды;

· развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности

Общая характеристика     программы  внеурочной деятельности

Рабочая программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой — даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых — родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Виды учебной деятельности: 

проектная, ролевая игра,

проблемно-ценностное и досуговое общение,

социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы учебной деятельности: 

исследовательская работа в  библиотеке, Интернете;

проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов;

проведение эко-уроков «Хранители воды »;

ролевые ситуационные игры; просветительские проекты.

В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьесберегающей практической деятельности.

  • Содержание  работы   школы   экологической  грамотности структурировано в виде шести разделов-модулей.

1. «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению»

2. «Экологическая грамотность: уроки прошлого»

3. «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности»

Описание места внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» в учебном плане.

Содержание внеурочного компонента экологического образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования экологической грамотности как начального элемента экологической культуры.

Рабочая программа авторов,  Е.Н.Дзядковской,  А.Н. Захлебного, А.Ю. Либерова,  внеурочной деятельности составлена из расчёта 68 ч, включая 20% времени, отводимого на вариативную часть рабочей программы. Общее число учебных часов за 5 класс составляет  68 (2ч в неделю) .

Набор обучающихся - свободный

Результаты внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность».

Цели и результаты внеурочной деятельности в 5 классах формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.

Внеурочная деятельность выполняет развивающую,  воспитательную и социализирующую функции.

Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимися в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы экологического миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения.

Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнёрством; самоопределением в экологических ценностях.

Личностные результаты предусматривают умения:

  • оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

  • позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;

  • выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

  • демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными  результатами являются умения:

  • объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

  • представлять    экосистемную    познавательную    модель в виде последовательности аналитических действий;

  • рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

  • находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

  • представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

  • пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

  • различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

  • называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;

  • выполнять проект;

  • называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;

  • позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.

Предметными результатами являются представления:

  • о научной области экологии, предмете её изучения;

  • о принципе предосторожности;

  • о   способах   экологически   безопасного   образа  жизни в местных условиях;

  • об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

  • о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;

  • о способах ресурсосбережения  (энергосбережения,  бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

  • о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

  • давать  определение  понятиям  «экологический  риск», «экологическая безопасность»;

  • применять экосистемную  познавательную  модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

  • устанавливать    причинно-следственные    связи    между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;

  • называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;

  • приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

Отслеживание и оценивание результатов обучения детей

Защита проектов , исследований по экономному использованию энергии, предметов, материалов;

Проведение эко-уроков «Хранители воды »;

Организация фотовыставки «Экология души»;













Основное содержание курса

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению

Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.

Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности. Правила работы в малых группах сотрудничества.

Формы организации внеурочной деятельности:

Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.

Ролевая игра «Экологический след нашего класса».

Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО».

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого

Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.

Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире.

Формы организации внеурочной деятельности:

«Экологический следопыт» (исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете).

Киноклуб: этнографические документальные фильмы об экологической культуре народов России, региона.

Практикум.

Демонстрация опытов.

Заседание редколлегии классной газеты «ЭКООКО», выпуск газеты.

Уроки для младших школьников, сверстников.

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности

Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.

Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.

Формы организации внеурочной деятельности:

«Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, официальными документами, консультация у специалистов).

Встречи со специалистами.

Киноклуб: документальные фильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своём регионе.

Урок для родителей на тему «Наши полезные советы».






Тематическое планирование

(68 ч внеурочной деятельности в 5 классах, 2 часа в неделю)

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению ( 21 ч)

Развиваем экологическую зоркость

Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем. Необходимость экологического мышления для каждого человека. Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление — условие развития экологической зоркости, умения обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.). Экологическая безопасность. Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение

Называть предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность». Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека). В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её. Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек

Способы предупреждения населения об экологической опасности

Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, правильного её использования в целях экологической безопасности. Кружок «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления необходимой экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества

Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.). Анализировать личный опыт поиска необходимой информации, её понимания, правильного использования. Называть и оценивать личные затруднения при работе с информацией. Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации. Доказывать преимущества работы с информацией в группах сотрудничества.   Называть правила совместной работы «Экологического следопыта», редколлегии классной газеты «ЭКООКО»

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого ( 19 ч)

Полезная информация из прошлого

Источники информации об экологической культуре разных народов: традиции, музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Сбор, фиксация информации, её обобщение и преобразование в популярный текст

Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль, пересказывать её своими словами. Народная мудрость об экологической безопасности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма. Возможность использования традиций прошлого в современном мире

Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем. Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования, питания, устройства жилища и др.), их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представлять полученную информацию своими словами

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности ( 28 ч)

Достоверная и ложная экологическая информация

Важность достоверности информации («предупреждён - значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др. Способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках

Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения. Описывать признаки ложной информации. Называть способы проверки экологической информации на достоверность

Предосторожность в принятии решения о направлении действия

Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадёжности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надёжные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве питьевой воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

Объяснять своими словами смысл принципа предосторожности. Применять его в работе с   экологической информацией. Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от продуктов питания, питьевой воды, окружающего воздуха, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Различать достоверные знания (факты) и мнения о них. Взаимодействовать в группе сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения. Публично представлять экологическую информацию, разделяя в ней факты и мнения (урок). Представлять достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла














Тематическое планирование внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» в 5 классе

68 часа, 2 часа в неделю

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты

проведения

Даты

проведения

Характеристика видов деятельности (УД)

план

факт


Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению( 21 ч)

1.1.Развиваем экологическую зоркость ( 9 часов ).

1

Экология как область научного знания.

1

5.09



Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой.

2

Экологическое мышление

1

7.09


Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности.

3

Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер.

1

12.09


Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).

4

Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер.

1

14.09


Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).

5

Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека.

1

17.09


Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности.

6

Экологический риск как вероятность опасности. Выявление экологических рисков в повседневной жизни.

1

19.09


Называть предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность».

7

Выявление экологических рисков в повседневной жизни.

1

21.09


Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность».

8

Экологическая безопасность.

1

24.09


Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек

9

Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение

1

26.09


Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек

1.2. Способы предупреждения населения об экологической опасности. ( 12 часов. )

10

Роль средств массовой информации: телевидения, Интернета, радио.

1

7.10


Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.)

11

Роль средств массовой информации : рекламы, средств оповещения гражданской обороны.

1

9.10


Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности ( система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.)

12

Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» (поиск, сбор необходимой экологической информации).

1

14.10


Анализировать личный опыт поиска необходимой информации, её понимания, правильного использования.

13

Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» (поиск, сбор необходимой экологической информации).

1

16.10


Называть и оценивать личные затруднения при работе с информацией.

14

Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» (поиск, сбор необходимой экологической информации).

1

21.10


Называть и оценивать личные затруднения при работе с информацией. Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации.

15

Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» (поиск, сбор необходимой экологической информации).

1

23.10


Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации.

16

Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» (поиск, сбор необходимой экологической информации).

1

28.10


Называть и оценивать личные затруднения при работе с информацией. Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации.

17

Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» (поиск, сбор необходимой экологической информации).

1

30.10


Называть правила совместной работы «Экологического следопыта», редколлегии классной газеты «ЭКООКО»

18

Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» (поиск, сбор необходимой экологической информации).

1

7.11


Называть правила совместной работы «Экологического следопыта», редколлегии классной газеты «ЭКООКО»

19

Работа секции «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» (поиск, сбор необходимой экологической информации).

1

9.11


Называть правила совместной работы «Экологического следопыта», редколлегии классной газеты «ЭКООКО»

20

Публичное представление необходимой экологической информации.

1

14.11


Называть правила совместной работы «Экологического следопыта», редколлегии классной газеты «ЭКООКО»

21

Публичное представление необходимой экологической информации.

1

16.11


Называть правила совместной работы «Экологического следопыта», редколлегии классной газеты «ЭКООКО»

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого( 19 ч)

2.1. Полезная информация из прошлого.( 7 ч.)

22

Источники информации об экологической культуре разных народов

1

21.11


Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов

23

Источники информации об экологической культуре разных народов (сбор и фиксация информации)

1

23.11


Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов

24

Источники информации об экологической культуре разных народов (сбор и фиксация информации)

1

28.11


Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов

25

Источники информации об экологической культуре разных народов (сбор и фиксация информации)

1

30.11


Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов

26

Обобщение и преобразование информации об экологической культуре

1

5.12


Называть и применять способы фиксации информации.

27

Обобщение и преобразование информации об экологической культуре разных народов в популярный текст

1

7.12


Выделять главную мысль, пересказывать её своими словами

28

Обобщение и преобразование информации об экологической культуре разных народов в популярный текст

1

12.12


Выделять главную мысль, пересказывать её своими словами

2.2. Народная мудрость об экологической безопасности ( 12 часов).

29

Экологические традиции и обычаи народов России.

1

14.12


Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем.

30

Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта.

1

19.12


Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем.

31

Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в произведениях народных промыслов, фольклоре.

1

21.12


Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем.

32

Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в произведениях народных промыслов, фольклоре.

1

26.12


Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем.

33

Экологическая культура коренных народов своего региона.


1

28.12


Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования.),

34

Экологическая культура коренных народов своего региона.


1

9.01


Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона

35

Особенности питания.


1

11.01


Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (питания.)

36

Особенности жилища, хозяйствования, народного творчества


1

16.01


Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (устройства жилища и др.),

37

Отношение к вредным привычкам, расточительному природопользованию.


1

18.01


Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона их отношения к расточительному природопользованию.

38

Отношение к вредным привычкам, случаям экологического вандализма.


1

23.01


Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона их отношения экологическому вандализму.

39

Возможность использования традиций прошлого в современном мире.

1

25.01


Приводить примеры использования традиций прошлого в современном мире

40

Возможность использования традиций прошлого в современном мире.

1

30.01


Приводить примеры использования традиций прошлого в современном мире

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности( ч)

3.1. Достоверная и ложная экологическая информация ( 14 часов).


41

Важность достоверности информации («предупреждён - значит вооружён»).

1

1.02


Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

42

Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации.

1

6.02


Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

43

Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации.

1

8.02


Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

44

Признаки ложной информации.

1

13.02


Описывать признаки ложной информации.

45

Информация о качестве потребляемой питьевой воды.

1

15.02


Называть способы проверки экологической информации на достоверность

46

Информация о качестве потребляемого воздуха.

1

27.02


Называть способы проверки экологической информации на достоверность

47

Информация о качестве потребляемой пищи .

1

1.03


Называть способы проверки экологической информации на достоверность

48

Информация о качестве потребляемой пищи .

1

6.03


Называть способы проверки экологической информации на достоверность

49

Информация о качестве потребляемой пищи .

1

13.03


Называть способы проверки экологической информации на достоверность

50

Информация о качестве используемых бытовых приборов

1

15.03


Называть способы проверки экологической информации на достоверность

51

Информация о качестве используемой мебели.

1

20.03


Называть способы проверки экологической информации на достоверность

52

Информация о качестве стройматериалов и др

1

22.03


Называть способы проверки экологической информации на достоверность

53

Способы проверки информации на достоверность.

1

27.03


Называть способы проверки экологической информации на достоверность

54

Способы проверки информации на достоверность.

1

29.03


Называть способы проверки экологической информации на достоверность

3.2. Предосторожность в принятии решения о направлении действия( 6 часов).

55

Достоверность информации.

1

3.04


Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях

56

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

1

5.04


Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

57

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

1

17.04


Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

58

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

1

19.04


Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

59

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

1

24.04


Высказывать мнение об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

60

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

1

26.04


Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

61

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

1

30.04


Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

62

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

1

3.05


Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

63

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

1

8.05


Высказывать мнение об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

64

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

1

10.05


Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

65

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

1

15.05


Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

66

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

1

17.05


Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

67

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них

1

22.05


Высказывать мнение об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.

68

Заключительное занятие.

1

24.05



ИТОГО: в 5 классе 68 часов.



















Ресурсное обеспечение реализации Программы

Кадровое : учитель 1 категории Яроцкая И.А.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Меловая доска

Ноутбук

Цифровая лаборатория einsteintm

Световые микроскопы

Электрический микроскоп

Коллекции

Гербарии

Информационно – методическое обеспечение образовательного процесса

Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод, пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.

Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.

Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000

Данилов-Данилъян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Да-нильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001.

Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.

Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология,

2009.

Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлеб-ный. — М.: Педагогика, 1999.

Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984.

Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21.

Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009.

Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум, 1997.

Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008.

Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии. — Вологда: Русь, 1995. — Ч. 1.

Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1999.

Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб.-метод. пособие / О. Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004.

Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 кн. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живём / П. Ревель, Ч. Ревель. — М.: Мир, 1995.

Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г. П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.

Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М.: Просвещение, 1995.

Рекомендуемая литература для учащихся и родителей

Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Ва-лент», 1995, 1997. - Ч. 1—3.

Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б. Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского — М.: Изд. МНЭПУ, 1995.

Дзятковская Е. Н. Учусь учиться: рабочая тетрадь для 4—5 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.

Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - М.: 1ЛНКА РКЕ88, 1996.

Рянжин С. В: Экологический букварь / С. В. Рянжин. — СПб.: Пит-Та, 1996.

Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28.

Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В. П. Ситников. — М.: Слово, 1997.

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Би-бинформ, 2007.

Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология.

Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. А. Е. Чижевский. — М.: АСТ, 1997.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!