СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Кружок "Байкаловедение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Кружок "Байкаловедение"»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5 классов. В соответствии со статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.

Цель и задачи изучения предмета:

Цель Программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия. Задачи Программы:

 формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;

 формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;

 формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;


воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.

Общая характеристика учебного предмета: В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в республике Бурятия является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах республики спецкурса «Байкаловедение». Программа дает возможность в течение двух лет сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Место предмета в учебном плане:

Структура программы курса «Байкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «География» с 1 по 7 класс. Значительное место в курсе отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Программа рассчитана на 1год обучения и состоит из 2 разделов: В первом разделе Программы «Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала» предусмотрено формирование знаний, умений и навыков использования знаний на практике по географии, гидрологии и методам исследования озера Байкал. Во втором разделе Программы "Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале" учащиеся познакомятся с биологическим разнообразием и условиями обитания растений и животных Байкала и Прибайкалья, приобретут знания о природоохранных проблемах озера Байкал и познакомятся с современными методами решения таких проблем.


Описание используемых образовательных технологий и приемов:

В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология личностно-ориентированного обучения.

4. Новые информационные технологии.

5. Нетрадиционные формы организации уроков.

6. Различные источники географической информации.

Планируемые результаты к разделу I Учащиеся должны знать:

особенности географического положения озера Байкал (широта, высота над уровнем моря);

- основные притоки озера (перечислять, приводить примеры);

- острова (перечислять, кратко характеризовать);

- особенности климатических и погодных условий на озере (перечислять, приводить примеры);

- возникновение и геологическое происхождение Байкала, причины землетрясений (перечислять, кратко характеризовать);


-горные породы, минералы, полезные ископаемые (приводить примеры, кратко характеризовать);

- современное строение котловины озера Байкал (кратко характеризовать);

- водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды (характеризовать на уровне общих представлений);

- температурный режим, течения, ледовый режим (на уровне общих представлений);

- история открытия озера Байкал, современные исследователи и защитники Байкала ( приводить примеры, кратко характеризовать);

- современные методы изучения озера Байкал (перечислять, кратко характеризовать).

- Учащиеся должны уметь:

- показывать на карте место расположения озера Байкал;

- определять по карте широту и высоту над уровнем моря расположения озера;

- показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы;

- находить на карте максимальную глубину озера Байкал;

- показывать направления основных течений на карте озера;

- работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.

Учебно-тематический план Название раздела

Количество часов

Введение

1

География Байкала

11

Происхождение Байкала

7

Воды Байкала

9

Исследования озера Байкал

6

Содержание учебного предмета 5 класс (34 часа)« Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала»

Введение – 1 час Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Байкал – участок всемирного природного наследия. Легенды и сказания о Байкале.

География Байкала – 11 часов Особенности географического положения озера Байкал. Водный бассейн Байкала. Притоки. Ангара. Заливы, бухты, соры. Названия островов, их расположение, особенности геологии. Ландшафтное разнообразие побережья Байкала. Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Ветры, шторма. Легенды и сказки о ветрах. Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления. Практическая работа № 1. Тема: Географическое положение озера Байкал. Практическая работа № 2. Тема: Климат озера Байкал. Практическая работа № 3. Тема: Ветры Байкала.

Происхождение Байкала – 7 часов Возникновение и формирование Байкала. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Действия во время землетрясения. Современное геологическое строение Байкальской котловины. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Вертикальный разрез Байкала. Глубины. Береговые склоны, подводные рельефы, каньоны, террасы. Рельеф дна. Связь с мантией Земли. Породная структура берегов и дна Байкала. Полезные ископаемые байкальского дна

Практическая работа № 4. Тема: Землетрясения. Практическая работа № 5. Тема: Полезные ископаемые.

Воды Байкала – 9 часов Водный баланс и водообмен озера Байкал. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Уникальные химические характеристики байкальской воды. Сравнение воды Байкала с водами других озѐр мира. Температурный режим байкальских вод. Сезонная динамика температурных изменений. Вертикальный обмен тепла. Тепловой режим и жизнь в Байкале. Течения в Байкале. Поверхностные течения. Влияние крупных рек (Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара). Подлѐдные течения. Присклоновые течения. Течения в придонном слое. Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью в толще вод Байкала. Ледовый режим. Время замерзания, толщина льда, период таяния льда на Байкале. Ледовые явления – трещины (становые щели), торосы, полыньи, сокуи и др. Практическая работа № 6. Тема: Свойства байкальской воды. Практическая работа № 7. Тема: Температурный режим байкальских вод. Практическая работа № 8. Тема: Течения Байкала.

Исследования озера Байкал – 6 часов История открытия озера Байкал. Первые учѐные, изучавшие Байкал, их вклад в исследования Байкала. Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги, И.Д. Черский, Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, Г.И. Верещагин. Современные исследователи и защитники Байкала. М.М. Кожов, О.М. Кожова, Г.И. Галазий. Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук, его вклад в изучение Байкала. Современные методы изучения Байкала. Методы наблюдения. Методы оценки численности обитателей Байкала. Методы изучения биологии, поведения обитателей Байкала. Подводные методы исследований. Аппарат для глубоководного погружения. Подводные съѐмки. Эхолоты. Методы изучения прошлого Байкала.

урока

Раздел или глава, количество часов, цели к разделу


Тема урока (с указанием практических работ)


Количество часов


Прохождение по календарю


план


фактически


1

Введение 1 час.


Уникальность предмета. Легенды и сказания о Байкале


1



2

География Байкала - 11 часов.

Сформировать умение называть и (или) показывать особенности ГП озера, основные притоки, острова, особенности климатических и погодных условий на озере. Объяснять понятия: мыс, залив, бухта, губа, сор. Определять (измерять): по карте широту и высоту над уровнем моря расположения озера.

Географическое положение озера. Практическая работа №1


1



3

Береговая линия.


1



4

Береговая линия


1



5

Острова


1



6

Горное окружение.


1



7

Горное окружение.


1



8

Особенности климата на Байкале. Практическая работа №2


1



9

Ветры. Практическая работа № 3


1



10

Сезоны года.


1



11

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «География Байкала»


1



12

Контроль знаний по теме.


1



13

Происхождение Байкала 7 часов.

Сформировать умение называть возникновение и геологическое происхождение Байкала, причины землетрясений, горные породы, минералы, полезные ископаемые. Характеризовать современное строение котловины озера Объяснять понятия: минералы, горные породы, полезные ископаемые. Уметь работать с картой.

Геологическое происхождение Байкала.


1



14

Геологическое происхождение Байкала


1



15

Землетрясения, вулканы. Практическая работа № 4


1



16

Полезные ископаемые. Практическая работа № 5


1



17

Современное геологическое строение Байкальской котловины


1



18

Урок обобщения по теме «Происхождение Байкала».


1



19

Контроль по теме «Происхождение Байкала»


1



20

Воды Байкала 9 часов

Сформировать умение характеризовать: Водный баланс озера, водообмен, химические свойства Байкальской воды, температурный и ледовый режим. Объяснять понятия: период открытой воды, микроорганизмы, вдольбереговое течение, ледостав Показывать направления основных течений на карте.

Водный баланс Байкала.


1



21

Свойства воды. Практическая работа № 6


1



22

Особенности Байкальской воды.


1



23

Температурный режим байкальских вод. Практическая работа


1



24

Температурный режим байкальских вод.


1



25

Течения Байкала Практическая работа № 8


1



26

Ледовый режим.


1



27

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Воды Байкала».


1



28

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Воды Байкала».


1



29

Исследования озера Байкал - 6 часов. Приводить примеры и кратко характеризовать

исследователей Байкала Перечислять методы изучения озера.


История открытия Байкала.


1



30

Изучение Байкала в XIX в.


1



31

Изучение Байкала в XX в


1



32

Методы изучения Байкала. Практическая работа № 9


1



33

Урок обобщения по теме "Исследования озера Байкал".


1



34

Урок обобщения. Итоги года


1







Материально-техническая база


Литература для учителя

1. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.

2. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.

3. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.

4. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2010. - 53 с.

5.Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.

6.Проблемы Байкала / Отв. ред. , . - Новосибирск: Наука, 1978. – 295 с.

7.Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.

8. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.

Литература для учащихся

1. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.

2. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.

3. Следопыты Байкала. Очерки.– Иркутск: Вост- Сиб. Кн. Изд-во, 1986. – 224 с.

4., Что в имени твоем, Байкал? - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1982.

5. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.

6. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.

7., Атлас-определитель птиц Байкала. – Иркутск: Призма, 2002. – 192

8.Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.

9. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!