СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Кружок «ЛЕГКОЕ ПЕРЫШКО» 4 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                          ЗАДАЧИ.

Курс «Легкое перышко», направленный на формирование и закрепление предпосылок грамотного письма, решает следующие задачи, связанные с преодолением и профилактикой специфических ошибок, нарушающих  механизм письма:

  • формирование четкой слуховой дифференциации всех звуков речи;
  • овладение всеми доступными возрасту видами звукового анализа;
  • формирование достаточно большого и упорядоченного словарного запаса;
  • устранение искажений звуко-слоговой структуры слова;
  • устранение аграмматизмов в устной речи;
  • формирование грамматических сиситем;
  • развитие  и повышение уровня зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа;
  • совершенствование тонкой ручной моторики;
  • развитие зрительного мнезиса;
  • формирование интереса к процессу письма;
  • выработка желания научиться грамотно писать.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Кружок «ЛЕГКОЕ ПЕРЫШКО» 4 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск






Утверждено

Приказом директора

МАОУ СОШ №18 с. Синегорск

от_______ №_____







Рабочая программа


Кружок «ЛЕГКОЕ ПЕРЫШКО»


4 класс


Составлена на основе программы

Л.Г. Парамоновой.

« Предупреждение и устранение дисграфии у детей»

«Коррекционная педагоника» 2016г.






Учитель-логопед

М.Л.Энтина























Синегорск

2023





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Для современной общеобразовательной школы характерным показателем является катастрофически низкий уровень овладения навыками грамотного письма. Нарушение письма – одна из самых распространенных форм трудностей обучения школьников. Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются на дальнейших этапах, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи.

Это происходит потому, что зачастую школа начинает учить грамматике и письму совершенно не подготовленных, «не созревших» для этого детей и неизбежно заходит на этом пути в тупик. Зачастую в школу попадает ребенок с недостаточным уровнем психофизической зрелости и попадает под удар, последствия которого не удается преодолеть не только в течение многих лет, но нередко и всей жизни. Несомненные предпосылки того или иного вида дисграфии имеют до 55% детей, а именно: акустической – более 10%, артикулярно-акустической – более 16%, несформированность звукового анализа и синтеза наблюдается у 25%,детей, оптической – около27%, аграмматической- более 55%. Школа же, требуя следования за программой обучения, пытается добиться от не вполне овладевшего грамотой ученика еще и знания грамматических правил. Это приводит к наслоению на уже имеющиеся специфические ошибки (дисграфические) еще и грамматических. А далее все катится, разрастаясь, как снежный ком. Именно поэтому в старших классах нередко можно встретить учащихся, делающих по 30 – 40 ошибок на одной странице и не способных применять на практике ни одного «пройденного» или даже хорошо заученного наизусть грамматического правила. Традиционная «работа над ошибками», многократное переписывание одних и тех же заданий, бесконечные нецеленаправленные диктовки не дают никакого результата.

В дальнейшем нарушение усвоения орфографии оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие их познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-волевую сферу, затрудняет процесс их школьной и социальной адаптации в целом.

Все это говорит о необходимости применения наряду со школьной программой дополнительного параллельного курса, нацеленного на проводимую в занимательно-игровой форме профилактику и частичное преодоление нарушений письменной речи у младших школьников. Этой задаче может способствовать программа «Легкое перышко», направленная на создание у учащихся необходимых предпосылок грамотного письма. Программа может быть реализована во внеурочной работе с детьми 1-4 классов.

На реализацию данной программы отводится 34 часа – 1 занятие в неделю, в первом классе – 33 часа (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия – 40 минут, в первом классе – 30 минут.

ЦЕЛЬ.

У поступивших в школу первоклассников обследование речи выявляет несформированность таких функций, как зрительный анализ и синтез, пространственные представления, слухо-произносительная дифференциация звуков речи, слоговой анализ и синтез, деление предложений на слова, лексико-грамматический строй речи, а также расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Это приводит к нарушению механизма письма: внутреннего программирования текста и отдельного предложения, грамматического структурирования, выбора фонем, фонематического анализа слов и пр.

Своевременное и постепенное формирование у ребенка предпосылок письма, необходимых для успешного овладения сначала самой его техникой, а затем и грамматическими правилами - по сути единственно надежный и верный путь профилактики трудностей в усвоении русского языка. На решение этой проблемы направлена программа курса «Легкое перышко»

ЗАДАЧИ.

Курс «Легкое перышко», направленный на формирование и закрепление предпосылок грамотного письма, решает следующие задачи, связанные с преодолением и профилактикой специфических ошибок, нарушающих механизм письма:

  • формирование четкой слуховой дифференциации всех звуков речи;

  • овладение всеми доступными возрасту видами звукового анализа;

  • формирование достаточно большого и упорядоченного словарного запаса;

  • устранение искажений звуко-слоговой структуры слова;

  • устранение аграмматизмов в устной речи;

  • формирование грамматических сиситем;

  • развитие и повышение уровня зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа;

  • совершенствование тонкой ручной моторики;

  • развитие зрительного мнезиса;

  • формирование интереса к процессу письма;

  • выработка желания научиться грамотно писать.

СТРУКТУРА КУРСА, СВОЕОБРАЗИЕ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ.

Курс «Легкое перышко» рассчитан на четыре года и распадается на три раздела.

Первый раздел соответствует первому году обучения в школе и включает работу по предупреждению предпосылок акустической дисграфии, преодолению несформированности фонематического анализа и синтеза слов, а также по предупреждению предпосылок оптической дисграфии.

Методика преодоления предпосылок акустической дисграфии включает демонстрацию положения органов артикуляции при произнесении звуков, словесное описание различий в звучании, запоминание опорных фраз и шуточных рифмовок, связывание звука с буквой, упражнения на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из звуков в составе слова, самостоятельный подбор ребенком картинок со словами, содержащими наиболее сложные по артикуляции звуки.

Методика устранения предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов включает задания, направленные на узнавание звука на фоне слова, определение примерного места звука в слове / в начале, в середине, в конце/, выделение звука из начала и конца слова, определение и выделение ударения в ряду из двух-пяти ударных и безударных гласных с опорой на различные анализаторы, развитие умения находить ударные и безударные гласные в сериях слогов, развитие умения находить ударные и безударные гласные в словах.

Методика устранения предпосылок оптической дисграфии включает развитие представлений о форме и величине предметов, работу над пространственными предлогами, ориентировку в правой и левой сторонах пространства, развитие зрительного восприятия и узнавания (в том числе буквенного), расширение объема зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза, формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений, дифференциацию смешиваемых при письме букв (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и связных текстах).

Второй раздел соответствует второму и третьему классу школы. Он включает устранение предпосылок аграмматической дисграфии: работу над словоизменением и словообразованием, связанную с выполнением заданий, направленных на образование единственного и множественного числа существительных, согласование прилагательных и существительных, существительных и числительных, работу над предлогами, задания, связанные с образованием слов при помощи уменьшительных суффиксов, с образованием глаголов при помощи приставок, образованием относительных и притяжательных прилагательных, задания , включающие образование названий детенышей животных.

Третий раздел соответствует четвертому классу. Он включает обогащение словарного запаса, работу над связной речью, предупреждение и коррекцию дизорфографии (правописание окончаний и традиционный принцип написания слов). Методика работы по развитию лексики направлена на совершенствование денотативного значения слов, формирование сигнификативного компонента лексического значения, на развитие структуры значения слов. Подбор синонимов и антонимов способствует усвоению парадигматических отношений, Формированию умения детей устанавливать синтагматические отношения способствует составление предложений. Составление предложений формирует умение детей устанавливать синтагматические отношения между словами. Умение объяснять значение словоформ также развивает сигнификативную функцию.

В основе работы над связной речью лежит формирование внутреннего программирования связных и отдельных высказываний (глубинно-семантическое структурирование), формирование языкового оформления речевого высказывания, формирование умения описывать предметы по основным признакам, с включением разных признаков (микротем), описывать предметы в сравнительном плане, формирование навыка пересказа текста и пересказа деформированного текста.

Методика коррекции дизорфографии включает выполнение орфографических действий с использованием нагдядного материала, закрепление орфографических знаний с использованием схем, графических и условных обозначений, таблиц, выполнение орфографических действий при громком разъяснении выполняемых действий в виде рассуждений и выводов, перевод умений во внутренний план и их девербализация. При усвоении отдельных языковых закономерностей методика предполагает выработку умения сравнивать, сопоставлять и противопоставлять фонематические и морфологические единицы словоформ, выделять в них сходное и различное, формировать парадитматические отношения.

Овладению традиционным принципом письма спсобствуют задания, связанные с подбором возможно большего числа родственных слов к слову с традиционным написанием, которые записываются в столбик с выделением всех морфем, задания, связанные с образованием возможно большего числа сложных слов от слова с традиционным написанием, а также запоминание групп слов, относящихся к одной логической категории, рифмовки слов, использование опорных слов-подсказок и т.д

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ.

Педагог, преподающий курс «Легкое перышко», должен обладать системой общетеоретических и специальных знаний, совокупность которых дает ему представление о способах предупреждения и преодоления предпосылок нарушения письма, вести поиск наилучших средств коррекции письма учащихся. Профессиональная компетентность преподавателя включает знание программ, школьных учебников и научной литературы. Педагог должен обладать гуманистической убежденностью, познавательной педагогической направленностью, творческим воображением, последовательностью в действиях. В подборе заданий преподаватель должен учитывать проявления речевых нарушений учащихся, степень их тяжести и предлагать задания, выполнение которых доставит ребенку чувство удовлетворения, радости и повысит его самооценку. Сложные задания выполнять только с группой, в которой в равной мере представлены и сильные и слабые учащиеся, тогда каждый из них внесет посильный вклад, а дети с ярко выраженным дефектом письма получат возможность уточнять и корректировать свои действия, тем самым настраивая в общем хоре свой расстроенный механизм. Занятия кружка следует проводить в занимательной, игровой форме. Эмоциональный фон этих занятий целиком зависит от личности педагога.

ПРИЕМЫ.


  • Составление предложений по сюжетной картинке, предложений с определенным количеством слов; определение количества слов в предложении, увеличение количества слов, определение места слов в предложении; составление графических схем предложений; выделение из текста слов с определенным количеством слов.

  • Подбор слов, произношение которых не отличается от написания; записывание одних только гласных данного слова; выделение гласных и соответствующих им букв; расположение картинок под словами с сочетаниями гласных.

  • Повторение слова по слогам, подсчет количества слогов; расположение картинок рядами в зависимости от количества слогов; выделение первого слога в словах, обозначающих изображенные на картинках предметы; объединение слогов в слово, предложение и прочтение этих слов и предложений; определение по картинке пропущенного в слове слога; составление слова из беспорядочных слогов; выделение слов, состоящих из определенного количества слогов.

  • Подбор слов, в которых заданный звук стоит на определенном месте (втором, третьем и т. д.); составление слов различной слоговой структуры; добавление звуков к одному и тому же слову; подбор слов с одинаковым количеством звуков, на каждый звук; преобразование слов, добавляя звук, изменяя звук, переставляя звуки; составление других слов из звуков одного слова; образование цепочек слов, в которых каждое последующее начинается с последнего звука предыдущего; прочтение слова, в котором звуки расположены в обратном порядке; нахождение общего звука в словах; определение исчезнувшего звука.

  • Беседа по вопросам, отражающим содержание текста; нахождение в тексте предложения, соответствующего содержанию картинки; нахождение в тексте ответа на поставленный вопрос.

  • Определение пространственного расположения предметов, определение пространственных соотношений между несколькими предметами или изображениями предметов.

  • Запоминание нескольких картинок и нахождение их среди других; размещение предметов в первоначальной последовательности.

  • Написание букв справа или слева от вертикальной линии; расположение предметов по инструкции; пошаговое рисование фигур по инструкции; определение правой и левой стороны предметов.

  • Нахождение буквы в ряду сходных печатных или рукописных; рисование фигуры или стилизованной буквы по образцу после кратковременной экспозиции; конструирование букв из предложенных элементов; нахождение правильной буквы среди обычного и зеркально предъявленного изображения; дополнение недостающего элемента буквы; реконструкция одной буквы в другую добавлением элемента (К – Ж, Р – В и т.д.);Реконструкция буква добавлением элемента (З – В, Ь –В); реконструкция буквы перемещением элемента (П – Н – И и т.д.); определение различия и сходства букв, отличающихся одним элементом.

  • Овладение механикой словообразования на основе практики постепенного присоединения к корню морфем в однотипных многочисленных примерах; образование множественного числа имен существительных при помощи окончаний; образование имен существительных при помощи суффиксов; образование существительных при помощи суффиксов и окончаний; образование глаголов при помощи приставок; образование слов смешанными способами; образование групп родственных слов, различающихся по смыслу, но сходных по звуковому составу; запоминание правописаний окончаний разных частей речи с помощью легко запоминающихся рифмованных примеров.

  • Составление и решение ребусов, грамматических шарад и пр.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

    1. Демонстрационный материал: схемы, таблицы, картины.

    2. Раздаточный материал: карточки с заданиями, пособия, перфокарты, таблицы, картинки и т.д.

    3. Индивидуальные универсальные комплекты для установления обратной связи.

    4. Электронный ресурс (таблицы, схемы, интерактивные развивающие игры).

    5. Наборы шарад, ребусов, пазлов и пр.

ОЖИДАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КУРСА


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Преодоление нарушений системы словообразования. Формирование полноценного грамматического строя речи, усвоение основного смыслового значения конкретных грамматических форм. Формирования навыка образования малознакомых слов по аналогии. Формирование навыка правильного употребления грамматических форм без предварительных «поисков» и долгого припоминания.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция, а также

познавательные универсальные действия: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

Первый уровень. Устранение предпосылок нарушения письменной речи существенно повысит качество письма учащихся, необходимое для полноценного общения, адаптации в современной социальной реальности и повседневной жизни.


Второй уровень. Сформированность предпосылок грамотного письма даст учащимся возможность полноценного манипулирования с письменными источниками информации (оформление записей, составление конспектов, создание собственных текстов, содержащих рассуждение на волнующие общество темы и т.д.), что позволит им получать опыт позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


Третий уровень. Возможность полноценного овладения навыками письменной речи, открывает перед учащимися перспективу совершения самостоятельных общественных действий, связанных с письмом.



ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Приобретение навыка коммуникативных действий,  социальной компетентности с учетом позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Учебно-тематический план

4 класс

Тема

Количество часов

1

Однокоренные и родственные слова

23

2

Приставки и предлоги

3

3

Антонимы и синонимы

5


ИТОГО

33

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Однокоренные и родственные слова. Подбор родственных и однокоренных слов. Игра «Третий лишний». Исключение неродственного слова. Игра «За кем последнее слово» Образование однокоренных слов и нахождение родственного слова. Командная игра-соревнование «Кто больше?». Образование словообразовательных гнезд. Включение однокоренных слов в предложения. Распределение слов на группы по значению. Составление и наращивание предложений. Сравнение слов по написанию и по смыслу. Составление кроссвордов. Сравнение однокоренных слов по значению. Игра « Слова в сказке убежали». Включение однокоренных слов в текст. Игра «Путешествие по родственным словам» Игра «Горки» Составление словообразовательных цепочек. Игра «Как зовут детенышей». Определение неродственности слов в тематической паре. Нахождение безударной гласной в однокоренных словах. Игра «Хитрые слова». Определение проверочных слов среди омофонов. Игра «Пирамиды». Работа по формированию навыка правописания безударной гласной, проверяемой ударением. Приставки и предлоги Дифференцированное использование приставок и предлогов Игра «Не пропусти». Выделение предлога на слух. Игра «Прятки». Расширение круга употребляемых предлогов. Антонимы и синонимы. Подбор антонимов Составление предложений с союзом а. Близкие по значению слова. Смещенные ряды близких и противоположных слов. Игра «Эрудит». Подбор синонимов. КВН «Зайки-словознайки»






Календарно - тематический план

4 класс


Название раздела, тем урока

Дата по плану

Корректировка

1

Подбор родственных и однокоренных слов



2

Подбор родственных и однокоренных слов



3

Подбор родственных и однокоренных слов



4

Игра «Третий лишний». Исключение неродственного слова



5

Игра «Лото однокоренных слов»



6

Игра «За кем последнее слово» Образование однокоренных слов и нахождение родственного слова



7

Командная игра-соревнование «Кто больше?». Образование словообразовательных гнезд.



8

Включение однокоренных слов в предложения



9

Распределение слов на группы по значению



10

Распределение слов на группы по значению



11

Составление и наращивание предложений



12

Составление и наращивание предложений.



13

Сравнение слов по написанию и по смыслу



14

Сравнение слов по написанию и по смыслу



15

Составление кроссвордов. Сравнение однокоренных слов по значению



16

Игра « Слова в сказке убежали». Включение однокоренных слов в текст.



17

Игра «Путешествие по родственным словам»



18

Игра «Горки» Составление словообразовательных цепочек



19

Игра «Как зовут детенышей». Определение неродственности слов в тематической паре.



20

Нахождение безударной гласной в однокоренных словах.



21

Нахождение безударной гласной в однокоренных словах



22

Игра «Хитрые слова».

Определение проверочных слов среди омофонов.



23

Игра «Пирамиды». Работа по формированию навыка правописания безударной гласной, проверяемой ударением



24

Дифференцированное использование приставок и предлогов



25

Игра «Не пропусти». Выделение предлога на слух



26

Игра «Прятки». Расширение круга употребляемых предлогов.



27

Подбор антонимов



28

Игра «Наоборот». Подбор антонимов



29

Составление редложений с союзом а



30

Близкие по значению слова



31

Смещенные ряды близких и противоположных слов



32

Игра «Эрудит». Подбор синонимов.



33.

Итоговое занятие. КВН «Зайки-словознайки»



2


3 класс

3 кла


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!