Пояснительная записка.
Программа «Научное общество» составлена на основе ФГОС СОО,
Конституции Российской Федерации (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 152; № 7, ст. 676; 2001, № 24, ст. 2421;
2003, № 30, ст. 3051; 2004, № 13, ст. 1110; 2005, № 42, ст. 4212; 2006, № 29,
ст. 3119; 2007, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3745; 2009, № 1, ст. 1, ст. 2; № 4, ст. 445) ,
Конвенции ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. (одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.), Федерального закона от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021 г.), Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г.,
22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря
2015 г., 11 декабря 2020 г.),в соответствии с санитарно эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных
Организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря
2010 г. № 189, в редакции Изменений № 1, утв. Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011
№ 85, изменений № 2 утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72, далее -
СанПиН 2.4.2.2821-10), на основе
учебного плана муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Улан-Удэ», программа «Научное общество», учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации,
обеспечивает достижение обучающимися образовательных
результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО,
определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и
организацию образовательной деятельности на уровне начального, среднего
общего образования и реализуется образовательной организацией через
внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Научное общество учащихся (далее – НОУ) - добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством, педагогов, учителей и других специалистов.
Цель курса: является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе; создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности.
Задачи:
воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
выявлять наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развивать их творческие способности;
готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области:
развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОУ на основе соглашения с различными учреждениями по использованию их материально-технической базы.
Участники НОУ
Членами научного общества могут быть учащиеся 5 – 11 классов, изъявившие желание работать в НОУ, имеющие склонность к научному творчеству, занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.
В работе НОУ могут также участвовать учителя школы.
Содержание программы.
Введение в исследовательскую деятельность.
Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества. Выбор Совета. Определение рабочих групп. Знакомство с научными руководителями и выбор консультантов.
Введение, основная часть, заключение. Приложения. Правила формулирования темы исследовательской работы.
Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем
Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Литературный отбор в исследовательской работе. Библиографическое оформление работы.
Формулирование цели и конкретных задач исследования. Понятия гипотезы. Выдвижение гипотезы. Понятие предмета и объекта исследования. Структура работы.
Теоретический и эмпирический методы исследования. Анализ статистических данных. Интервью. Анализ научных работ. Поиск информации в Интернет.
Обзор видов научных работ: доклад, творческая работа, монография, популярная статья, тезисы, рефераты, исследовательские работы. Составление аннотаций (кратких или развернутых). Составление тезисов работы. Критерии оценки исследовательских работ.
Требования к оформлению результатов работы. Цитирование, ссылки. Схемы и иллюстрации. Таблицы и диаграммы. Приложения и графики.
Конференция научного общества учащихся
Разработка программы конференции.
Подготовка докладов. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Принципы работы с большим объёмом информации. Презентация результатов работы, проведение конференции. Анализ результатов.
Риторика и культура речи. Композиция доклада. Использование наглядности. Критерии оценки устной защиты исследовательской работы. Оформление стендового доклада.
Предполагаемые результаты реализации программы
Реализация Программы позволит сформировать целостную систему, способствующую развитию и саморазвитию обучающихся, для которых НОУ должно стать обществом для получения знаний, школой культуры, развития, общения, творчества, традиций, здорового образа жизни.
1. приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение знаний:
- об этике и эстетике повседневной жизни человека;
- о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;
- о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны;
- о современных СМИ, пропаганде и идеологических войнах;
- о международном экологическом движении;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Школьник может приобрести:
- опыт исследовательской деятельности;
- опыт публичного выступления по проблемным вопросам;
- опыт природосберегающей и природоохранной деятельности;
- опыт охраны памятников истории и культуры;
- опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;
- опыт волонтерской деятельности;
- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
Тематическое планирование.
№ | Дата | Название разделов, тем программы | Количество часов |
1 | | Введение в исследовательскую деятельность | 4 |
2 | | Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем. | 3 |
3 | | Методы исследования. Работа в сети Internet. | 2 |
4 | | Статистические методы исследования. Работа с графиками и диаграммами. | 2 |
5 | | Как оформить реферат. | 2 |
6 | | Анкетирование. Тестирование. Составление анкет и тестов для проекта. | 2 |
7 | | Структура исследовательской работы. | 2 |
8 | | Как правильно создать презентацию проекта. | 2 |
9 | | Конференция научного общества учащихся. Учимся слушать себя и других. | 5 |
10 | | Выпуск школьной газеты об школьном научном обществе | 2 |
11 | | Методы исследования. Работа в сети Internet. | 2 |
12 | | Статистические методы исследования. Работа с графиками и диаграммами. | 2 |
13 | | Как оформить реферат. | 2 |
14 | | Итого: | 32часа |
Рекомендуемая учебно-методическая литература
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)
2. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор личностного и профессионального развития: Материалы научно - практической конференции 9 -10 дек. 2003 г. - Вологда, 2004. - 376 с. - (ВИРО, ВГПУ)
3. Исследовательская работа школьников / Сост. Н.С.Криволап. - Минск: ИООО "Красико-Принт", 2005.-176 с. -(Педагогическая мастерская)
4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников: Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. - (Школьное образование)
5. Научно - исследовательская деятельность учащихся: Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002 / Отв. ред. Л.Е.Курнешова. - М.: Центр "Школьная книга". Вып.2. - 2002. - 64 с.
6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.-М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. - (Библиотека журнала "Директор школы". Вып. 8)
7. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие для вузов.-М.: Ось - 89, 2006. - 480 с.
8. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследовательские способности: Учебник - тетрадь для учащихся средней школы. - М.: Генезис, 2005. - 95 с.
9. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005. - 203 с.
10. Степанова М.В. Учебно - исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно - методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. - СПБ: КАРО, 2005. - 96 с.
11. Технология исследовательской деятельности по полевой биологии: ( Методические рекомендации). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 64 с. - ( Библиотечка для педагогов, родителей и детей. Прил. к журналу "Внешкольник". Вып. 2)
12. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: Словарь. - М.: Академия; АНКиПРО, 2005. - 64 с.
Статьи
Теория и методика исследовательской работы учащихся
1. Арцев М. Н. Учебно - исследовательская работа учащихся: (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. - 2005. - № 6. - С. 4 - 29.
2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 68 –74.
3. Бушковская Е.А. Методическое сопровождение в исследовательской деятельности обучающихся и учителей, ориентированное на самореализацию индивидуальных проявлений и использование витагенного опыта: [Академический лицей г.Томска] / Е.А.Бушковская, И.Н. Тоболкина // Одаренный ребенок. - 2008. - № 2. - С. 70 -102.
4. Витте И. Маленькая кузница большой науки: [привитие навыков научно - исследовательской работы учащимся]
// Управление школой. - 2008. - № 5. - С. 15 -17
Этапы научного исследования школьника; Как работать над рефератом; Защита
5. Иванов Г. А. Интегративные основы организации научно - исследовательской деятельности учащихся
// Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22 - 28.
6. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14 -21.
7. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14 -21.
8. Кущенко И. Ю. Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций школьников // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 142 - 146.
9. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования // Исследовательская работа школьников. - 2007.- № 4.-С. 6 -10.
10. Леонтьева А.В. О критериях оценивания проектно-исследовательских работ учащихся / А.В.Леонтьева, Ю.О.Шевяхова // Биология в школе. - 2009. - № 4. - С. 47 – 50
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников
11. Макарова М. Учебно-научные конференции - средство развития и воспитания учащихся / Макарова М.Ф., Кузькин Н.П. // Директор школы. - 2007. - № 3. - С. 67 - 71.
12. Макотрова Г. В. Формирование учебно - исследовательской культуры учащихся как условие устойчивого развития школьного обучения // Химия: методика преподавания. - 2005. - № 2. – С. 46 -48.
13. Макотрова Г. В. Экспертная оценка учебно - исследовательской культуры школьников // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 1. -С. 33 - 41
14. Макотрова Г.В. Учебно - исследовательская культура учащихся // Педагогика. - 2007. – № 1. - С. 47 - 52.
15. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности. Творческая личность // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123 - 127; № 9. –
С. 173 -180; Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С . 19 – 31
16. Наливайко Е. И. Система показателей интеллектуального поведения М.А.Холодной в педагогической диагностике исследовательской деятельности // Одаренный ребенок. - 2007. - № 1.-С. 80 - 82.
17. Нинбург Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации // Биология. -2008. - № 10. - С. 15 - 21; № 11. - С. 8 - 15.
18. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 3. - С. 18 - 38.
19. Панов В.И. Становление субъекта и субъектности в исследовательской деятельности // Школьные технологии. - 2008. - № 4. - С. 45 - 46.
20. Пархоменко Т.Л. Исследовательский метод познания в учебной деятельности // Физика. -2009. - № 4. - С. 3 - 4.
21. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не тождественные // Директор школы. - 2006. - № 2. - С. 47 - 52. - (Организация учебного процесса).
22. Пискунова М.В. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся: [опыт "Лицея на Донской"] // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 1. - С. 93 – 99
23. Проекты и исследования: [что такое научное исследование школьного уровня в рамках исследовательской деятельности учащихся: Подборка материалов] // Управление школой. - 2009.- № 5. - С. 30 – 36
24. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников
// Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 108 -114.
25. Романцова Н. С. Исследовательский метод в образовательном процессе // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 4. - С. 57 - 60.
26. Савенков А. Принципы исследовательского обучения // Директор школы. - 2008. - № 9. – С. 50 - 55.
27. Савенков А. Развитие исследовательских умений школьников // Школьный психолог. - 2008.- № 18. - С. 19 - 30.
28. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. - 2008. - № 1. - С. 11 -20.
29. Савенков А. И. Проектирование и исследование в современном образовании // Химия в школе. - 2008. - № 6. –
С. 2- 8.
30. Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения // Школьные технологии . - 2008.- № 4. - С. 47 -50.
31. Савенков А.И. Учебные исследования детей: [история, перспективы, условия, механизмы развития, как способ образования] // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 3. – С. 68 - 75.
32. Шноль Д.Э. О типологии исследовательских работ школьников // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 1. - С. 44 - 48.
33. Штейн А.В. Интеграция предметов гуманитарного цикла как путь развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 1. - С. 92 - 97.
Организация исследовательской работы в школе
1. Алейникова И. Интеллект будущего: [организация учебно - исследовательской работы учащихся] // Управление школой. - 2007. - № 1. - С. 25 – 27
2. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся: Концепции и программы // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - C. 24 -33.
3. Бессолицына Р. Организация научно - исследовательской деятельности учащихся и педагогов // Управление школой. - 2005. - № 17. - С. 3 - 10.
4. Блинова Т. В. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе интеграции учреждений общего и дополнительного образования: [опыт ЦДТ г. Ижевска] / Блинова Т.В., Матвеева О.Г., Ворожцова Т.В.
// Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 126 -130.