Пояснительная записка.
Программа «Удивительная планета» составлена на основе ФГОС СОО,
Конституции Российской Федерации (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 152; № 7, ст. 676; 2001, № 24, ст. 2421;
2003, № 30, ст. 3051; 2004, № 13, ст. 1110; 2005, № 42, ст. 4212; 2006, № 29,
ст. 3119; 2007, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3745; 2009, № 1, ст. 1, ст. 2; № 4, ст. 445) ,
Конвенции ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. (одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.), Федерального закона от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021 г.), Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г.,
22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря
2015 г., 11 декабря 2020 г.),в соответствии с санитарно эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных
Организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря
2010 г. № 189, в редакции Изменений № 1, утв. Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011
№ 85, изменений № 2 утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72, далее -
СанПиН 2.4.2.2821-10), на основе
учебного плана муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Улан-Удэ», программа «Удивительная планета», учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации,
обеспечивает достижение обучающимися образовательных
результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО,
определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и
организацию образовательной деятельности на уровне начального, среднего
общего образования и реализуется образовательной организацией через
внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Цель курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств:
патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре инациональным особенностям.
Задачи:
сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства; сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе; научить школьников работать с разными источниками географической информации,
показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
развивать картографическую грамотность школьников;
сформировать у школьников образные представления о крупных природно-
хозяйственных регионах страны;
Сроки реализации программы
Курс по географии «Удивительная планета», направлен на развитие
географического мышления школьников, формирование у них чувства
патриотизма, уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их
культуре и национальным особенностям.
Возраст учащихся: 12 – 13 лет. Срок реализации программы: 1 год.
Планируемые результаты
Изучив практический материал кружка, учащиеся должны уметь:
-определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану
местности;
-определять различия в поясном времени различных территорий;
-анализировать статистический материал;
-воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных
связей;
-читать карты различного содержания;
-показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
-описывать географическое положение;
-определять тип объекта согласно классификации;
-сравнивать свойства географических объектов;
-определять и объяснять особенности территории на основе использования
различных источников географической информации.
Содержание программы
Раздел 1 Источники географических знаний
Теория. Географические модели, глобус, географическая карта, план местности.
Выдающиеся географические открытия и исследования.
Раздел 2 Природа Земли и человек
Теория. Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и
литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна
Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части,
взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники,
многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция.
Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими
бисоферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли.
Раздел 3 Материки, океаны, народы и страны
Теория. Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле.
Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.
Раздел 4 Природопользование и геоэкология
Тематическое планирование.
№ | Дата | Название разделов, тем программы | Количество часов |
1 | | Раздел 1 Источники географических знаний Географические модели, глобус. | 2 |
2 | | План местности. | 1 |
3 | | Выдающиеся географические открытия и исследования. | 2 |
4 | | Раздел 2 Природа Земли и человек | 1 |
5 | | Земля как планета. | 1 |
6 | | Форма и размеры Земли, движение Земли | 1 |
7 | | Земная кора и литосфера | 1 |
8 | | Состав, строение, развитие | 1 |
9 | | Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана | 1 |
10 | | Гидросфера, ее состав и строение. | 1 |
11 | | Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. | 1 |
12 | | Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, | 1 |
13 | | Ледники, многолетняя мерзлота | 1 |
14 | | Водные ресурсы Земли | 1 |
15 | | Атмосфера. | 1 |
16 | | Состав, строение, циркуляция. | 1 |
17 | | Погода и климат | 2 |
18 | | Изучение элементов погоды | 1 |
19 | | Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами | 1 |
20 | | Почвенный покров | 1 |
21 | | Географическая оболочка Земли. | 1 |
22 | | Раздел 3 Материки, океаны, народы и страны | 1 |
23 | | Современный облик планеты Земля | 1 |
24 | | Соотношение суши и океана на Земле | 1 |
25 | | Население Земли | 1 |
26 | | Материки и страны | 1 |
27 | | . Многообразие стран | 2 |
28 | | Раздел 4 Природопользование и геоэкология | 2 |
| | Итого: | 34часа |
Библиография (список литературы)
Список литературы для педагога:
Стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень) 2019 г
Учебник: Дронов, В.П., Ром В.Я., География России. Население и хозяйство
Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к
экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ГИА 2010 Поурочное
планирование»)
Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.:
Издательство «Экзамен», (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы»)
Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М.,
Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен»,
Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В.
Болотникова. – Волгоград: Учитель.
География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных
курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель,
Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение.
Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10кл.):
Список литературы для обучающихся:
Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод. пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов.
-3-е издание. – М.:Дрофа,
География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы.9 кл.:учебн.для 8-
9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А.
Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,
Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А.
Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы