Пояснительная записка
Без памяти – нет истории.
Без истории – нет культуры.
Без культуры – нет духовности.
Без духовности нет воспитания.
Без воспитания – нет Человека.
Без Человека нет – Народа!
В.Караковский
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у воспитанников любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан своей родной земли во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого…
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач школы и республики. Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества.
Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан.
В связи с этим на базе МОУ «СШ № 57» в 2019-2020 учебном году работает военно-патриотический кружок «Дети Донбасса», в котором воспитанники приобретут нравственные, морально-психологические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Конституции Донецкой Народной Республики;
Законе ДНР «Об образовании»;
Государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики;
Конвенции ООН о правах ребёнка;
Приказа МОН ДНР «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования детей» № 392 от 11.08.2015;
Приказа МОН ДНР «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельностипо образовательным программамдополнительного образования детей»
Методических рекомендаций к программам дополнительного образования.
В основе работы кружка предусматривается ознакомление воспитанников со статьями Конституции о защите Отечества, беседы, лекции по истории Вооруженных сил ДНР, России, СССР, о подвигах нашего народа. Также для воспитания патриотизма в работе предполагается использование народной тематики: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Республика, что составляет стержень национального характера.
Направленность образовательной программы
Программа направлена на содействие всесторонней подготовки молодежи к предстоящей службе в Вооруженных Силах ДНР, профессиональную ориентацию по выбору военных профессий. Ориентирована на военно-патриотическое воспитание, имеет целевую установку готовить к защите Отечества на боевых традициях, формировать морально-психологические качества, дисциплинированность. Основная цель военно-патриотического воспитания – готовить учащихся к защите Отечества, своего народа, родного края, воспитывать чувство уважения и гордости к Вооруженным Силам ДНР.
Концепция предлагаемой программы строится на актуальности для жителей ДНР вопросов защиты своей Родины. В настоящее время вопросы военной подготовки вызывает у подростков большой интерес. Программа позволяет подросткам приобщиться к здоровому образу жизни. Создаются условия для развития юношей и девушек мотивации к познанию, выработки чувства коллективизма, ответственности за себя и товарищей. Дает возможность получить первичные навыки военной службы, почувствовать себя будущими защитниками нашего государства.
В связи с этим видим необходимость в составлении учебной программы так, чтобы темы изучались последовательно, от легкого к сложному, были взаимодополняемыми. Особое внимание предлагается уделить практическим занятиям.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями нынешнего времени и задачами Донецкой Народной Республики. Охватывает теорию и практику защиты человека от опасностей природного, техногенного происхождения, а также опасностей военного времени.
В программе формируются понятия здорового образа жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.
Роль кружковой работы в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания состоит в формировании у учащихся готовности к выполнению гражданского и конституционного долга по защите Родины, в укреплении морального духа учащихся, в развитии принципов само- и взаимопомощи, в формировании их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Актуальность программы
В последнее десятилетие в мире произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. Краеведческий подход дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Воспитывать патриотические чувства следует через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Актуальность данной программы состоит и в комплексном подходе к воспитанию и обучению воспитанников, позволяющем сочетать патриотическое, духовно- нравственное, эстетическое воспитание учащихся.
Педагогическая целесообразность программы
Практическая значимость программы в том, что подрастающее поколение нуждается в обновленном патриотическом воспитании. Очевидно, что при эффективной патриотической работе возможно не только укрепление любви и уважения молодых людей к Родине, своему народу, родному городу, двору, но и резкое снижение среди молодежи криминальной культуры, экстремистского поведения и иных негативных явлений.
В воспитании – гражданина ДНР и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых ДНРовцев, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.
Педагогическая целесообразность программы кружка «Дети Донбасса» заключается в формировании патриотических чувств, развитии чувства гордости за свою страну; воспитании личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Отличительной особенность программы является ее базирование на краеведческом материале, включение в содержание программы блока тем по духовно-нравственному направлению.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся занимаются основами поисковой, краеведческой работы, знакомятся с историей родного края и Великой Отечественной войны. Кроме того, подростки приобретают навыки на занятиях по различным направлениям: военно-спортивное, туристическое, журналистское, медицина и т.д.
Цели и задачи программы
Цели:
формировать и развивать у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитывать патриотические качества личности в соответствии с моделью «Гражданина - патриота ДНР».
создать условия, способствующие патриотическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина ДНР, его лидерских качеств;
развивать интерес к изучению истории своей Родины, уважения к наследию своего народа;
изучать культурно - исторические отечественные традиций.
Задачи:
воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине, родному краю;
формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
-совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения воспитанников, их творческой активности.
формирование патриотизма, гражданской позиции, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся,
готовить их к жизни в современной действительности.
Отличительные особенности Программы
Данная программа модифицирована, при её составлении автор опирался на педагогические идеи классиков педагогики Я.А.Коменского, Н.Г.Чернышевского и В.А.Сухомлинского, считающих, что человеческое достоинство измеряется его заслугами Родине. Близки и мысли современных педагогов В.В.Мартынова, А.В.Беляева, которые определяют патриотизм как одно из нравственных качеств личности. Учитывая большое влияние на воспитание патриотизма на конкретных исторических примерах, в содержание программы внесен региональный компонент. Кроме того, добавлены элементы педагогической антропологии, направленные на сохранение здоровья учащихся.
Оличительной чертой является актуальность данного направления именно в нашей Республике. Военно-патриотическое направление — направлено на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях.
За основу была взята программа Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Патриот», разработанная методистом Костяевой Н.А., Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворца творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово»
Возраст учащихся
Программа рассчитана на детей в возрасте 13-16 лет (7-10 классы). Группа в составе ___ учащихся была набрана по желанию родителей и учащихся для развития военно – патриотического воспитания.
Срок реализации программы
Программа «Дети Донбасса» расчитана на 1 год. Недельная нагрузка – 3 часа.
Год обучения | Всего часов | Теория | Практика |
1 | 109 | 33 | 76 |
Формы и режим занятий
Форма кружковой работы – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка. В течение года возможно использование как индивидуально-групповых занятий, так и работа по подгруппам. Применяются как словесные способы организации занятия (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, фильма, ролика) так и наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, фото, наблюдение, работа по образцу) и практические (тренинги, тренировочные упражнения, участие в инсценировках, в митингах, строевая подготовка).
Формы проведения занятий:
Проявление заботы о ветеранах, визиты к участникам ВОВ;
Линейки Памяти и минуты молчания, митинги;
Уроки мужества и встречи с ветеранами в дни воинской славы;
Участие в поисковой работе;
Тематические беседы, оформление стенгазет;
Встречи с ополченцами армии ДНР;
Благотворительные акции «Ветераны рядом» и «Солдатская почта»;
Тематические вечера и поэтические гостинные;
Выставки рисунков и фото-выставки;
Дискуссии, обсуждения;
Участие в конкурсах и концертах, викторинах;
Экскурсии;
Участие в благотворительных ярмарках и акциях;
Военно-спортивные соревнования.
Занятия проводятся 3 раза в неделю (3 часа).
Дни и часы занятий:
Понедельник 15.00 – 16.00
Среда 15.00 – 16.00
Пятница 15.00 – 16.00
Ожидаемые результаты
формирование духовно-патриотических ценностей у воспитанников;
воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
повышение интеллектуального, культурного, нравственного развития воспитанников;
воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики - Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;
формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских взаимоотношений между народами.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-важные даты в жизни семьи;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким;
-историю Донбасса;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю государственных символов ДНР;
-имена знаменитых соотечественников, прославивших Донбасс;
-свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
-календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-донести сведения о своем роде, своей семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-вести здоровый образ жизни;
-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;
-делать приятное своим родным и близким;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказывать народные сказки, играть в народные игры, водить хороводы;
-ценить красоту и богатства родной природы;
Действую:
-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,
-знаю текст и мелодию Гимна ДНР, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб ДНР среди других гербов;
-смотрю мультфильмы и фильмы посвященные моему Отечеству и жизни его героев;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества,уважительно отношусь к другим людям;
-не нарушаю правила и законы моего государства;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-участвую в народных праздниках, в сохранении памятников истории и культуры;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.
Формы подведения итогов в реализации дополнительной образовательной программы
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – творческие конкурсы, выставки;
итоговый – открытые и зачетные занятия, участие в выставках.
Учебно-тематический план
I семестр
Раздел | Тема | Общее кол-во часов | Тео рия | Прак тика |
1. Вводные организационные занятия. Введение и ознакомление с направлениями работы кружка. | | 12 | 4 | 8 |
| Вводное организационное занятие. | | 1 | |
Посещение школьного музея. Планирование программы на год. Сбор материалов для исследовательских работ учащихся. | | | 1 |
Участие в митинге и в возложении цветов на братской могиле посвящённые Дню освобождения Донбасса от фашистских захватчиков. | | | 1 |
Донбасс в годы оккупации. Параллель с нашим временем. | | 1 | |
Работа над музейным стендом «Они сражались за Родину» | | | 1 |
Кто они наши освободители? Юные герои ВОВ – наши земляки. | | 1 | |
Диспут «Что такое МИР?» | | | 1 |
Творческая лаборатория. Мастер-класс по изготовлению голубей ко Дню Мира. Конкурс рисунков «Мир глазами детей» | | | 1 |
Участие в линейке посвящённой Дню Мира. | | | 1 |
Создание отряда «Юные тимуровцы». Планирование работы отряда. | | 1 | |
Посещение памятника погибших детей на Донбассе. | | | 1 |
Диспут «Дети плачут одинаково - на всех языках» | | | 1 |
2. Мой дом - моя семья! | | 4 | 1 | 3 |
| Мой дом - моя семья! Роль семьи в моей жизни и в обществе в целом. | | 1 | |
Составление древа рода. Рисуем фамильный герб. Дорожите именем своим! | | | 1 |
Семейные ценности. Я горжусь своей семьёй. История моего родственника. | | | 1 |
«Старая фотография рассказала» Выставка рисунков «Моя семья – моё богатство» | | | 1 |
3. Город, в котором я живу! | | 9 | 2 | 7 |
| Город, в котором я живу. Главные вехи в истории. Мой город сегодня. Моя роль и моё место в нашей родной Макеевке. | | 1 | |
Ими гордится наш город. Памятные места нашего города. | | 1 | |
Фотоконкурс «Мой любимый уголок родного города» | | | 1 |
Моя улица. Исследовательская работа в честь кого названа моя улица. | | | 1 |
Тематический вечер «День партизанской славы» | | | 1 |
Проведение митинга и флешмоба « Белые журавли» | | | 1 |
Участие в республиканском итоговом слёте поисковых отрядов и активистов музеев «Наследники Победы» | | | 1 |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. | | | 1 |
Оформление альбома «Наш город» | | | 1 |
4. Наша родина – Донбасс. | | 16 | 5 | 11 |
| Наша родина – Донбасс. Место на карте. Города и население. | | | 1 |
Традиции многонационального Донбасса. | | 1 | |
«Где песня льётся – там легче живётся» | | | 1 |
Флора и фауна родного края. Заповедные места Донбасса. | | | 1 |
Экскурсия в Донецкий Ботанический Сад. | | | 1 |
Полезные ископаемые Донбасса. Уголь – гордость земли донецкой. | | 1 | |
Промышленность Донбасса. Большие предприятия. | | | 1 |
Профессии моих родителей. Викторина о профессиях. | | | 1 |
Диспут «Кем я буду, когда вырасту». Тест «Какая моя будущая профессия» | | | 1 |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. | | | 1 |
Религия в нашем государстве. Храмы нашего города. Святыни Донбасса. | | 1 | |
Родной язык – часть меня. | | 1 | |
Поездка в краеведческий музей города Макеевки. | | | 1 |
Экологические проблемы нашего края. | | 1 | |
Тематический вечер, посвящённый Дню Неизвестного Солдата. | | | 1 |
Проведение в школе акции «Георгиевская Ленточка» | | | 1 |
5. Я гражданин ДНР. | | 11 | 5 | 6 |
| Я гражданин ДНР. Мои права и обязанности. | | 1 | |
Конституция ДНР. | | | 1 |
Символика ДНР. Наш флаг и герб. «Его должны знать все» Гимн ДНР. | | | 1 |
Образование ДНР. | | 1 | |
Высшие органы власти ДНР. Кто такой глава Республики. | | 1 | |
Диспут – «Если бы я был депутатом» | | | 1 |
Государственные праздники ДНР. | | 1 | |
Наши соседи – государства. Что такое толерантность. | | 1 | |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. | | | 1 |
Благотворительная акция «В подарок нашим защитникам» | | | 1 |
Акция «Открытка с поздравлениями солдатам армии ДНР» | | | 1 |
Всего за 1 семестр | | 52 | 17 | 35 |
II СЕМЕСТР
Раздел | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Прак тика |
6.Культурная жизнь Республики. | | 12 | 5 | 7 |
| О чём говорят названия наших городов. Ознакомление с гербами городов нашей Республики. | | | 1 |
Легенды и предания нашего края. | | 1 | |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. | | | 1 |
Писатели о Родине. | | | 1 |
Памятники истории вокруг нас. | | | 1 |
Культурная жизнь нашего края. | | 1 | |
Поэтический вечер «Ты в сердце моём – ДОНБАСС!» | | | 1 |
Театры Донбасса. | | 1 | |
Выдающиеся деятели культуры родившиеся на Донбассе. | | | 1 |
Поход в Филармонию. | | 1 | |
Донецкая государственная академическая филармония. Дебаты. | | 1 | |
Фотоконкурс «Наша Республика». Выставка работ в школе. | | | 1 |
7. Строевая подготовка. День Защитника Отечества. | | 11 | 2 | 9 |
| Просмотр парада посвящённого 75 - летию Победы. | | 1 | |
Основные приёмы военной подготовки. Строевые приёмы и движения. Строевая стойка. | | | 1 |
Экскурсия в военную часть батальона «Восток» | | | 1 |
Повороты на месте. Движение строевым шагом. Строевой шаг. | | | 1 |
Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй. | | | 1 |
История солдатской открытки. Творческая лаборатория «Открытки с поздравлениями» - для солдат нашей армии. | | | 1 |
Проведение выставки рисунков «Мы будущие защитники своей Родины» | | | 1 |
Выпуск стенгазеты ко Дню Защитника Отечества. Участие в конкурсе строевой песни. | | | 1 |
Участие в «Зарнице» и «Рыцарском турнире» | | | 1 |
Просмотр фильма «Кадеты» | | 1 | |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. | | | 1 |
8. Армия – это сила! | | 12 | 4 | 8 |
| Что такое армия. Виды Вооружённых сил. Рода войск. | | 1 | |
Воинские звания. Военная символика. | | 1 | |
Военная техника. Просмотр документального фильма о военной технике. | | | 1 |
Рисуем боевую технику. | | | 1 |
Творческая лаборатория. Создаём новый вид боевой техники. | | | 1 |
Военная форма. | | 1 | |
Творческая лаборатория. «Мы модельеры» Рисуем фасон военной формы будущего. | | | 1 |
Встреча с воинами афганцами. | | | 1 |
Диспут «Воинский долг – что это такое». | | | 1 |
Виды оружия массового поражения. | | 1 | |
Просмотр фильма о ядерном и бактериологическом оружии. | | | 1 |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. | | | 1 |
9. Здоровье. Туризм. Медицина. | | 9 | 3 | 6 |
| Здоровая нация – залог процветания государства. | | 1 | |
Просмотр документального фильма о вреде курения и наркотиков. | | | 1 |
Час здоровья. | | | 1 |
Правила личной гигиены. | | 1 | |
Медицинская подготовка. Общие принципы оказания первой медицинской помощи. | | | 1 |
Ушибы. Растяжения. Вывихи. Переломы. Первая медицинская помощь. | | | 1 |
Первая медицинская помощь при термических и химических ожогах. Обморожение и замерзание. Поражение электрическим током и молнии. | | | 1 |
Гражданская оборона. Правила поведения в условиях катастроф и бедствий. Средства индивидуальной защиты. Противогазы и их виды. | | | 1 |
Основы туризма. Правила выживания в экстремальных условиях. | | 1 | |
10.«Прикоснись сердцем к подвигу» | | 13 | 2 | 11 |
| Тимуровское движение. Посещение ветеранов. | | | 1 |
«Прикоснись сердцем к их подвигу» | | 1 | |
Интернет путешествие по городам-героям и местам великих битв. | | | 1 |
Акция «Обелиск». Уход за братской могилой. | | | 1 |
Участие в митинге посвящённому празднованиюДня Великой Победы. | | | 1 |
Участие в конкурсе военной песни «Песни в шинели» | | | 1 |
Участие в акции «Бессмертный полк» | | | 1 |
Участие в легкоатлетическом пробеге посвящённом Дню Победы. | | | 1 |
Просмотр фильмов о ВОВ. | | | 1 |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. | | | 1 |
Викторина «Я юный патриот» | | | 1 |
Посещение Саур –Могилы. Саур могила в годы ВОВ и сегодня. | | | 1 |
Заключительное занятие. Подведение итогов. Планирование работы на следующий год. | | 1 | |
ВСЕГО ЗА 2 СЕМЕСТР | | 57 | 16 | 41 |
ВСЕГО ЗА ГОД | | 109 | 33 | 76 |
Содержание программы
1. Вводные организационные занятия. Введение и ознакомление с направлениями работы кружка.
Цель: познакомить детей с программой кружка, техникой безопасности, друг с другом и педагогом.
Задачи:
Предоставление сведений о программе кружка, выявление начального уровня знаний и умений. Информирование о технике безопасности.
Развитие творческих способностей, коммуникабельности.
Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости за Россию.
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.
Вводное организационное занятие. |
Посещение школьного музея. Планирование программы на год. Сбор материалов для исследовательских работ учащихся. |
Участие в митинге и в возложении цветов на братской могиле посвящённые Дню освобождения Донбасса от фашистских захватчиков. |
Донбасс в годы оккупации. Параллель с нашим временем. |
Работа над музейным стендом «Они сражались за Родину» |
Кто они наши освободители? Юные герои ВОВ – наши земляки. |
Диспут «Что такое МИР?» |
Творческая лаборатория. Мастер-класс по изготовлению голубей ко Дню Мира. Конкурс рисунков «Мир глазами детей» |
Участие в линейке посвящённой Дню Мира. |
Создание отряда «Юные тимуровцы». Планирование работы отряда. |
Посещение памятника погибших детей на Донбассе. |
Диспут «Дети плачут одинаково - на всех языках» |
2. Мой дом - моя семья!
Знает:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-традиции и обычаи своей семьи;
-важные даты в жизни семьи.
Умеет:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье.
Мой дом - моя семья! Роль семьи в моей жизни и в обществе в целом. |
Составление древа рода. Рисуем фамильный герб. Дорожите именем своим! |
Семейные ценности. Я горжусь своей семьёй. История моего родственника. |
«Старая фотография рассказала» Выставка рисунков «Моя семья – моё богатство» |
3. Город, в котором я живу!
Знает:
- историю города;
- рассказы, фильмы и картины, связанные с родным городом;
- историю своей семьи в истории родного города.
Умеет:
- рассказывать о соотечественниках, прославивших Макеевку своими подвигами
(в том числе о своих предках, родных и близких людях).
Посещает музеи, изучает историю и культуру родного города.
Ходит в походы по родному краю и бережет его природу; ценит красоту и богатства родной природы.
Участвует в сохранении памятников истории и культуры.
Город, в котором я живу. Главные вехи в истории. Мой город сегодня. Моя роль и моё место в нашей родной Макеевке. |
Ими гордится наш город. Памятные места нашего города. |
Фотоконкурс «Мой любимый уголок родного города» |
Моя улица. Исследовательская работа в честь кого названа моя улица. |
Тематический вечер «День партизанской славы» |
Проведение митинга и флешмоба « Белые журавли» |
Участие в республиканском итоговом слёте поисковых отрядов и активистов музеев «Наследники Победы» |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. |
Оформление альбома «Наш город» |
4. Наша родина – Донбасс.
Знает: полезные ископаемые и заповедные места ДНР;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды;
- экологические проблемы своего края.
Умеет: рассказывать о полезных ископаемых ДНР;
- петь народные песни и играть в народные игры;
- беречь природу;
- описывать красоту родного Донбасса.
Наша родина – Донбасс. Место на карте. Города и население. |
Традиции многонационального Донбасса. |
«Где песня льётся – там легче живётся» |
Флора и фауна родного края. Заповедные места Донбасса. |
Экскурсия в Донецкий Ботанический Сад. |
Полезные ископаемые Донбасса. Уголь – гордость земли донецкой. |
Промышленность Донбасса. Большие предприятия. |
Профессии моих родителей. Викторина о профессиях. |
Диспут «Кем я буду, когда вырасту». Тест «Какая моя будущая профессия» |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. |
Религия в нашем государстве. Храмы нашего города. Святыни Донбасса. |
Родной язык – часть меня. |
Поездка в краеведческий музей города Макеевки. |
Экологические проблемы нашего края. |
Тематический вечер, посвящённый Дню Неизвестного Солдата. |
Проведение в школе акции «Георгиевская Ленточка» |
5. Я гражданин ДНР.
Знает:
- историю государственных символов;
- текст и мелодию Гимна Республики;
Умеет:
- грамотно вести себя при подъеме флага и исполнения Гимна;
рассказывать о полезных ископаемых ДНР;
- рассказывать о роли Макеевки в экономике Республики;
Я гражданин ДНР. Мои права и обязанности. |
Конституция ДНР. |
Символика ДНР. Наш флаг и герб. «Его должны знать все» Гимн ДНР. |
Образование ДНР. |
Высшие органы власти ДНР. Кто такой глава Республики. |
Диспут – «Если бы я был депутатом» |
Государственные праздники ДНР. |
Наши соседи – государства. Что такое толерантность. |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. |
Благотворительная акция «В ПОДАРОК НАШИМ ЗАЩИТНИКАМ» |
Акция «Открытка с поздравлениями солдатам армии ДНР» |
6.Культурная жизнь Республики.
Знает: перечень городов входящих в Республику; легенды нашего края; великих культурных деятелей Донбасса; культурные места нашей Республики.
Умеет: выразительно продекламировать поэзию о нашем крае; ориентироваться в культурной жизни Донбасса.
О чём говорят названия наших городов. Ознакомление с гербами городов нашей Республики. |
Легенды и предания нашего края. |
Писатели о Родине. |
Памятники истории вокруг нас. |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. |
Фотоконкурс «Наша Республика». Выставка работ в школе. |
Культурная жизнь нашего края. |
Театры Донбасса. |
Поэтический вечер «Ты в сердце моём – ДОНБАСС!» |
Выдающиеся деятели культуры родившиеся на Донбассе. |
Донецкая государственная академическая филармония |
Поход в Филармонию. |
7. Строевая подготовка. День Защитника Отечества.
Цели:
1.Обучить детей основным строевым приемам.
2. Выработка у детей строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять воинское приветствие.
3. Воспитание дисциплины, гражданственности и патриотизма.
Теоретические знания: строи и их элементы, строевые приемы.
Практические знания: выполнение основных приемов и движений, участие в шкооьном смотре строя.
Просмотр парада посвящённого 75 - летию Победы. |
Основные приёмы военной подготовки. Строевые приёмы и движения. Строевая стойка. |
Экскурсия в военную часть батальона «Восток» |
Повороты на месте. Движение строевым шагом. Строевой шаг. |
Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй. |
История солдатской открытки. Творческая лаборатория «Открытки с поздравлениями» - для солдат нашей армии. |
Проведение выставки рисунков «Мы будущие защитники своей Родины» |
Выпуск стенгазеты ко Дню Защитника Отечества. Участие в конкурсе строевой песни. |
Участие в «Зарнице» и «Рыцарском турнире» |
Просмотр фильма «Кадеты» |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. |
Просмотр парада посвящённого 75 - летию Победы. |
Основные приёмы военной подготовки. Строевые приёмы и движения. Строевая стойка. |
Экскурсия в военную часть батальона «Восток» |
Повороты на месте. Движение строевым шагом. Строевой шаг. |
Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй. |
История солдатской открытки. Творческая лаборатория «Открытки с поздравлениями» - для солдат нашей армии. |
Проведение выставки рисунков «Мы будущие защитники своей Родины» |
Выпуск стенгазеты ко Дню Защитника Отечества. Участие в конкурсе строевой песни. |
Участие в «Зарнице» и «Рыцарском турнире» |
Просмотр фильма «Кадеты» |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. |
8. Армия – это сила!
Теоретические знания: история и традиции Вооруженных Сил ДНР И Российской Федерации, символы воинской чести; воинские награды, истории создания Вооруженных Сил ДНР; организационной структуры ВС ДНР, видов ВС ДНР; истории их создания и предназначения; функций и основных задач современных ВС, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.
Цель: формировать уважение к военным; воспитывать готовность самим в любое время стать на защиту родины; Что такое армия. Виды Вооружённых сил. Рода войск. |
Воинские звания. Военная символика. |
Военная техника. Просмотр документального фильма о военной технике. |
Рисуем боевую технику. |
Творческая лаборатория. Создаём новый вид боевой техники. |
Военная форма. |
Творческая лаборатория. «Мы модельеры» Рисуем фасон военной формы будущего. |
Встреча с воинами афганцами. |
Диспут «Воинский долг – что это такое». |
Виды оружия массового поражения. |
Просмотр фильма о ядерном и бактериологическом оружии. |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. |
9. Здоровье. Туризм. Медицина.
Задачи:
1. Ознакомить детей с правилами и способами оказания первой медицинской помощи.
2. Развитие навыков и умений по оказанию первой медицинской помощи.
3. Воспитание ответственности за жизнь и здоровье, взаимопомощи.
4. Познакомить детей со способами выживания в условиях вынужденной автономии.
5. Развитие навыков и умений по отработке основных приемов выживания в природных условиях.
6. Воспитание дисциплины, товарищества, коллективизма.
7. Познакомить с основными правилами гигиены.
Здоровая нация – залог процветания государства. |
Просмотр документального фильма о вреде курения и наркотиков. |
Час здоровья. |
Правила личной гигиены. |
Медицинская подготовка. Общие принципы оказания первой медицинской помощи. |
Ушибы. Растяжения. Вывихи. Переломы. Первая медицинская помощь. |
Первая медицинская помощь при термических и химических ожогах. Обморожение и замерзание. Поражение электрическим током и молнии. |
Гражданская оборона. Правила поведения в условиях катастроф и бедствий. Средства индивидуальной защиты. Противогазы и их виды. |
Основы туризма. Правила выживания в экстремальных условиях. |
10.«Прикоснись сердцем к подвигу»
Знает:
- о соотечественниках, прославивших Донбасс своими подвигами в годы войны (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
- основные события, связанные с легендарной Саур-Могилой (о героических сражениях в 1943 и 2014 годах).
Умеет:
- рассказывать об улицах, которые носят имена героев Великой Отечественной войны;
- рассказать о героических сражениях на Саур-Могиле;
- рассказать о себе как о хранителе истории.
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. |
«Прикоснись сердцем к их подвигу» |
Интернет путешествие по городам-героям и местам великих битв. |
Акция «Обелиск». Уход за братской могилой. |
Участие в митинге посвящённому празднованиюДня Великой Победы. |
Участие в конкурсе военной песни «Песни в шинели» |
Участие в акции «Бессмертный полк» |
Участие в легкоатлетическом пробеге посвящённом Дню Победы. |
Просмотр фильмов о ВОВ. |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. |
Викторина «Я юный патриот» |
Посещение Саур –Могилы. Саур могила в годы ВОВ и сегодня. |
Заключительное занятие. Подведение итогов. Планирование работы на следующий год. |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. |
«Прикоснись сердцем к их подвигу» |
Интернет путешествие по городам-героям и местам великих битв. |
Акция «Обелиск». Уход за братской могилой. |
Участие в митинге посвящённому празднованиюДня Великой Победы. |
Участие в конкурсе военной песни «Песни в шинели» |
Участие в акции «Бессмертный полк» |
Участие в легкоатлетическом пробеге посвящённом Дню Победы. |
Просмотр фильмов о ВОВ. |
Тимуровское движение. Посещение ветеранов. |
Викторина «Я юный патриот» |
Посещение Саур –Могилы. Саур могила в годы ВОВ и сегодня. |
Заключительное занятие. Подведение итогов. Планирование работы на следующий год. |
Методическое обеспечение образовательной программы
Для реализации программы необходимы: плакаты, журналы, природные материалы (дерево, листва, глина), бумага, клей, ножницы, костюмы для праздников, книги, компьютеры, видео и фото оборудование.
Техническое оснащение:
проектор;
экран;
видео – диски;
магнитофон;
компьютер.
Дидактическое обеспечение программы: ( используются наглядные пособия следующих видов: естественный или натуральный, объёмный, схематический или символический, картинный и картинно-динамический, звуковой, смешанный):
методические разработки по темам программы;
подборка информационной справочной литературы;
сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;
наглядные пособия по темам;
карты индивидуального пользования по темам;
образцы творческих работ;
инструктаж последовательного выполнения работы;
учебники и журналы;
видео и фотоматериалы.
Санитарно – гигиенические требования.
Для реализации программы необходимо иметь:
светлое просторное помещение;
у каждого ребенка должно быть место за партой и набор необходимых канцелярских принадлежностей;
расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40см, при меньшем расстоянии может развиться близорукость;
кабинет должен быть оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий;
в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Список использованной литературы
Использованная литература
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми. – М.: «Сфера», 2005.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.
Колокола веков. /Сост. В.Я. Лазарев. М.: «Молодая гвардия», 1976.
Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Издательство «УкрНТЭК», 2002.
Краеведение: пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М., 1987.
Прутченков А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996.
Степкин В.П., Гергель В.Ы. Полная история Донецка. – Донецк: Апекс, 2008.
Щербина А.В. Иностранные капиталы в угольной и металлургической промышленности Донбасса и Приднепровья (1861-1914). – Донецк: ООО «Юго-Восток», 2006.
Литература для учителя
Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию Дня Победы / Авт.–сост. М. В. Видякин. – Волгоград, 2007.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми. – М.: «Сфера», 2005.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. И доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.
Дружинина А. Е. Толерантных отношений в образовательном пространстве // Воспитание школьников. – 2011. – №6.
Колокола веков. /Сост. В.Я. Лазарев. М.: «Молодая гвардия», 1976.
Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Издательство «УкрНТЭК», 2002.
Краеведение: пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М., 1987.
Мохотаева Н. Н. Программа «Формирование нравственных ценностей» // Классный руководитель. –2012. – № 3.
Прутченков А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996.
Степкин В.П., Гергель В.Ы. Полная история Донецка. – Донецк: Апекс, 2008.
Щербина А.В. Иностранные капиталы в угольной и металлургической промышленности Донбасса и Приднепровья (1861-1914). – Донецк: ООО «Юго-Восток», 2006.
Литература для учащихся:
Атлас «Люби и знай свой край». М., 1998.
Благинина Е. Огонек. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.
Благинина Е. Бабушка-забота. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.
Будкин, А. Законы лучше не нарушать, а знать // Мы . - 2009 . - № 4.
Все о Донецке : спр.. - Донецк : Донбасс, 1983.
Все о Донецке : горожанам и гостям столицы Донбасса : спр. пособие. - Донецк : Донбасс, 2003.
Дашко В. Права детей // Позакласний час . - 2013 . - № 9/10.
Мартышин В.С. Твоя родословная : духовно-нравственные основы семьи. - М.: Школьная Пресса, 2000.
Рогозин Ю. П. Секреты общения. - М.:Знание, 1991.
Федоров С. Символ несокрушимости Донбасса [ Саур - могила] // Донецкая республика. - 2015. - 12-19 февраля (№ 2).
Я познаю мир: детская энциклопедия. История./Под ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.