СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кржка патриотического направления "ДЕТИ ДОНБАССА"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа расчитана на детей 7-11 классов и имеет своей целью воспитание подростающего поколения, как патриота своей Родины!. Расчитана на 3 занятия в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кржка патриотического направления "ДЕТИ ДОНБАССА"»

Пояснительная записка

Без памяти – нет истории.

Без истории – нет культуры.

Без культуры – нет духовности.

Без духовности нет воспитания.

Без воспитания – нет Человека.

Без Человека нет – Народа!

В.Караковский

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у воспитанников любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан своей родной земли во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого…

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач школы и республики. Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан.

В связи с этим на базе МОУ «СШ № 57» в 2019-2020 учебном году работает военно-патриотический кружок «Дети Донбасса», в котором воспитанники приобретут нравственные, морально-психологические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Конституции Донецкой Народной Республики;

  2. Законе ДНР «Об образовании»;

  3. Государственного образовательного стандарта среднего общего образования;

  4. Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики;

  5. Конвенции ООН о правах ребёнка;

  6. Приказа МОН ДНР «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования детей» № 392 от 11.08.2015;

  7. Приказа МОН ДНР «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельностипо образовательным программамдополнительного образования детей»

  8. Методических рекомендаций к программам дополнительного образования.

В основе работы кружка предусматривается ознакомление воспитанников со статьями Конституции о защите Отечества, беседы, лекции по истории Вооруженных сил ДНР, России, СССР, о подвигах нашего народа. Также для воспитания патриотизма в работе предполагается использование народной тематики: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Республика, что составляет стержень национального характера.

Направленность образовательной программы

Программа направлена на содействие всесторонней подготовки молодежи к предстоящей службе в Вооруженных Силах ДНР, профессиональную ориентацию по выбору военных профессий. Ориентирована на военно-патриотическое воспитание, имеет целевую установку готовить к защите Отечества на боевых традициях, формировать морально-психологические качества, дисциплинированность. Основная цель военно-патриотического воспитания – готовить учащихся к защите Отечества, своего народа, родного края, воспитывать чувство уважения и гордости к Вооруженным Силам ДНР.

Концепция предлагаемой программы строится на актуальности для жителей ДНР вопросов защиты своей Родины. В настоящее время вопросы военной подготовки вызывает у подростков большой интерес. Программа позволяет подросткам приобщиться к здоровому образу жизни. Создаются условия для развития юношей и девушек мотивации к познанию, выработки чувства коллективизма, ответственности за себя и товарищей. Дает возможность получить первичные навыки военной службы, почувствовать себя будущими защитниками нашего государства.

В связи с этим видим необходимость в составлении учебной программы так, чтобы темы изучались последовательно, от легкого к сложному, были взаимодополняемыми. Особое внимание предлагается уделить практическим занятиям.

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями нынешнего времени и задачами Донецкой Народной Республики. Охватывает теорию и практику защиты человека от опасностей природного, техногенного происхождения, а также опасностей военного времени.

В программе формируются понятия здорового образа жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.

Роль кружковой работы в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания состоит в формировании у учащихся готовности к выполнению гражданского и конституционного долга по защите Родины, в укреплении морального духа учащихся, в развитии принципов само- и взаимопомощи, в формировании их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.



Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Актуальность программы

В последнее десятилетие в мире произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. Краеведческий подход дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Воспитывать патриотические чувства следует через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальность данной программы состоит и в комплексном подходе к воспитанию и обучению воспитанников, позволяющем сочетать патриотическое, духовно- нравственное, эстетическое воспитание учащихся.


Педагогическая целесообразность программы

Практическая значимость программы в том, что подрастающее поколение нуждается в обновленном патриотическом воспитании. Очевидно, что при эффективной патриотической работе возможно не только укрепление любви и уважения молодых людей к Родине, своему народу, родному городу, двору, но и резкое снижение среди молодежи криминальной культуры, экстремистского поведения и иных негативных явлений.

В воспитании – гражданина ДНР и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых ДНРовцев, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.

Педагогическая целесообразность программы кружка «Дети Донбасса» заключается в формировании патриотических чувств, развитии чувства гордости за свою страну; воспитании личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Отличительной особенность программы является ее базирование на краеведческом материале, включение в содержание программы блока тем по духовно-нравственному направлению.


Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся занимаются основами поисковой, краеведческой работы, знакомятся с историей родного края и Великой Отечественной войны. Кроме того, подростки приобретают навыки на занятиях по различным направлениям: военно-спортивное, туристическое, журналистское, медицина и т.д.



Цели и задачи программы

Цели:

  • формировать и развивать у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитывать патриотические качества личности в соответствии с моделью «Гражданина - патриота ДНР».

  • создать условия, способствующие патриотическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина ДНР, его лидерских качеств;

  • развивать интерес к изучению истории своей Родины, уважения к наследию своего народа;

  • изучать культурно - исторические отечественные традиций.

Задачи:

  • воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине, родному краю;

  • формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;

  • воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;

  • -совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения воспитанников, их творческой активности.

  • формирование патриотизма, гражданской позиции, понимание прав и свобод личности;

  • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

  • вести постоянную работу по социализации обучающихся,

  • готовить их к жизни в современной действительности.


Отличительные особенности Программы

Данная программа модифицирована, при её составлении автор опирался на педагогические идеи классиков педагогики Я.А.Коменского, Н.Г.Чернышевского и В.А.Сухомлинского, считающих, что человеческое достоинство измеряется его заслугами Родине. Близки и мысли современных педагогов В.В.Мартынова, А.В.Беляева, которые определяют патриотизм как одно из нравственных качеств личности. Учитывая большое влияние на воспитание патриотизма на конкретных исторических примерах, в содержание программы внесен региональный компонент. Кроме того, добавлены элементы педагогической антропологии, направленные на сохранение здоровья учащихся.

Оличительной чертой является актуальность данного направления именно в нашей Республике. Военно-патриотическое направление — направлено на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях.

За основу была взята программа Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Патриот», разработанная методистом Костяевой Н.А., Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворца творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово»



Возраст учащихся

Программа рассчитана на детей в возрасте 13-16 лет (7-10 классы). Группа в составе ___ учащихся была набрана по желанию родителей и учащихся для развития военно – патриотического воспитания.



Срок реализации программы

Программа «Дети Донбасса» расчитана на 1 год. Недельная нагрузка – 3 часа.

Год обучения

Всего часов

Теория

Практика

1

109

33

76



Формы и режим занятий

Форма кружковой работы – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка. В течение года возможно использование как индивидуально-групповых занятий, так и работа по подгруппам. Применяются как словесные способы организации занятия (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, фильма, ролика) так и наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, фото, наблюдение, работа по образцу) и практические (тренинги, тренировочные упражнения, участие в инсценировках, в митингах, строевая подготовка).

Формы проведения занятий:

  • Проявление заботы о ветеранах, визиты к участникам ВОВ; 

  • Линейки Памяти и минуты молчания, митинги;

  • Уроки мужества и встречи с ветеранами в дни воинской славы;

  • Участие в поисковой работе;

  • Тематические беседы, оформление стенгазет;

  • Встречи с ополченцами армии ДНР;

  • Благотворительные акции «Ветераны рядом» и «Солдатская почта»;

  • Тематические вечера и поэтические гостинные;

  • Выставки рисунков и фото-выставки;

  • Дискуссии, обсуждения;

  • Участие в конкурсах и концертах, викторинах;

  • Экскурсии;

  • Участие в благотворительных ярмарках и акциях;

  • Военно-спортивные соревнования.


Занятия проводятся 3 раза в неделю (3 часа).

Дни и часы занятий:

Понедельник 15.00 – 16.00

Среда 15.00 – 16.00

Пятница 15.00 – 16.00

Ожидаемые результаты

  • формирование духовно-патриотических ценностей у воспитанников;

  • воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;

  • повышение интеллектуального, культурного, нравственного развития воспитанников;

  • воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики - Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;

  • формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских взаимоотношений между народами.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знаю:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;

-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;

-важные даты в жизни семьи;

-свои права и свои семейные обязанности;

-как и чем я могу помочь своим близким;

-историю Донбасса;

-историю Малой Родины и родного края;

-историю своего народа и его нравы;

-историю государственных символов ДНР;

-имена знаменитых соотечественников, прославивших Донбасс;

-свой родной язык;

-родную литературу;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный

-календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.

Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

-понять и прощать, сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-донести сведения о своем роде, своей семье;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-вести здоровый образ жизни;

-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;

-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;

-делать приятное своим родным и близким;

-рассказать об истории своего Отечества;

-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами

(в том числе о своих предках, родных и близких людях);

-рассказывать народные сказки, играть в народные игры, водить хороводы;

-ценить красоту и богатства родной природы;

Действую:

-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,

-знаю текст и мелодию Гимна ДНР, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб ДНР среди других гербов;

-смотрю мультфильмы и фильмы посвященные моему Отечеству и жизни его героев;

-беру пример с достойных граждан своего Отечества,уважительно отношусь к другим людям;

-не нарушаю правила и законы моего государства;

-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

-участвую в народных праздниках, в сохранении памятников истории и культуры;

-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;

-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.

Формы подведения итогов в реализации дополнительной образовательной программы

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

  • промежуточный – творческие конкурсы, выставки;

  • итоговый – открытые и зачетные занятия, участие в выставках.


Учебно-тематический план

I семестр

Раздел

Тема

Общее

кол-во

часов

Тео

рия

Прак

тика

1. Вводные организационные занятия. Введение и ознакомление с направлениями работы кружка.


12

4

8


Вводное организационное занятие.


1


Посещение школьного музея. Планирование программы на год. Сбор материалов для исследовательских работ учащихся.



1

Участие в митинге и в возложении цветов на братской могиле посвящённые Дню освобождения Донбасса от фашистских захватчиков.



1

Донбасс в годы оккупации. Параллель с нашим временем.


1


Работа над музейным стендом «Они сражались за Родину»



1

Кто они наши освободители? Юные герои ВОВ – наши земляки.


1


Диспут «Что такое МИР?»



1

Творческая лаборатория. Мастер-класс по изготовлению голубей ко Дню Мира. Конкурс рисунков «Мир глазами детей»



1

Участие в линейке посвящённой Дню Мира.



1

Создание отряда «Юные тимуровцы». Планирование работы отряда.


1


Посещение памятника погибших детей на Донбассе.



1

Диспут «Дети плачут одинаково - на всех языках»



1

2. Мой дом - моя семья!


4

1

3


Мой дом - моя семья! Роль семьи в моей жизни и в обществе в целом.


1


Составление древа рода. Рисуем фамильный герб. Дорожите именем своим!



1

Семейные ценности. Я горжусь своей семьёй. История моего родственника.



1

«Старая фотография рассказала» Выставка рисунков «Моя семья – моё богатство»



1

3. Город, в котором я живу!


9

2

7


Город, в котором я живу. Главные вехи в истории. Мой город сегодня. Моя роль и моё место в нашей родной Макеевке.


1


Ими гордится наш город. Памятные места нашего города.


1


Фотоконкурс «Мой любимый уголок родного города»



1

Моя улица. Исследовательская работа в честь кого названа моя улица.



1

Тематический вечер «День партизанской славы»



1

Проведение митинга и флешмоба « Белые журавли»



1

Участие в республиканском итоговом слёте поисковых отрядов и активистов музеев «Наследники Победы»



1

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



1

Оформление альбома «Наш город»



1

4. Наша родина – Донбасс.


16

5

11


Наша родина – Донбасс. Место на карте. Города и население.



1

Традиции многонационального Донбасса.


1


«Где песня льётся – там легче живётся»



1

Флора и фауна родного края. Заповедные места Донбасса.



1

Экскурсия в Донецкий Ботанический Сад.



1

Полезные ископаемые Донбасса. Уголь – гордость земли донецкой.


1


Промышленность Донбасса. Большие предприятия.



1

Профессии моих родителей. Викторина о профессиях.



1

Диспут «Кем я буду, когда вырасту». Тест «Какая моя будущая профессия»



1

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



1

Религия в нашем государстве. Храмы нашего города. Святыни Донбасса.


1


Родной язык – часть меня.


1


Поездка в краеведческий музей города Макеевки.



1

Экологические проблемы нашего края.


1


Тематический вечер, посвящённый Дню Неизвестного Солдата.



1

Проведение в школе акции «Георгиевская Ленточка»



1

5. Я гражданин ДНР.


11

5

6


Я гражданин ДНР. Мои права и обязанности.


1


Конституция ДНР.



1

Символика ДНР. Наш флаг и герб. «Его должны знать все» Гимн ДНР.



1

Образование ДНР.


1


Высшие органы власти ДНР. Кто такой глава Республики.


1


Диспут – «Если бы я был депутатом»



1

Государственные праздники ДНР.


1


Наши соседи – государства. Что такое толерантность.


1


Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



1

Благотворительная акция «В подарок нашим защитникам»



1

Акция «Открытка с поздравлениями солдатам армии ДНР»



1

Всего за 1

семестр


52

17

35

II СЕМЕСТР

Раздел

Тема

Общее

кол-во

часов

Теория

Прак

тика

6.Культурная жизнь Республики.


12

5

7


О чём говорят названия наших городов. Ознакомление с гербами городов нашей Республики.



1

Легенды и предания нашего края.


1


Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



1

Писатели о Родине.



1

Памятники истории вокруг нас.



1

Культурная жизнь нашего края.


1


Поэтический вечер «Ты в сердце моём – ДОНБАСС!»



1

Театры Донбасса.


1


Выдающиеся деятели культуры родившиеся на Донбассе.



1

Поход в Филармонию.


1


Донецкая государственная

академическая филармония. Дебаты.


1


Фотоконкурс «Наша Республика». Выставка работ в школе.



1

7. Строевая подготовка. День Защитника Отечества.


11

2

9


Просмотр парада посвящённого 75 - летию Победы.


1


Основные приёмы военной подготовки. Строевые приёмы и движения. Строевая стойка.



1

Экскурсия в военную часть батальона «Восток»



1

Повороты на месте. Движение строевым шагом. Строевой шаг.



1

Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй.



1

История солдатской открытки. Творческая лаборатория «Открытки с поздравлениями» - для солдат нашей армии.



1

Проведение выставки рисунков «Мы будущие защитники своей Родины»



1

Выпуск стенгазеты ко Дню Защитника Отечества. Участие в конкурсе строевой песни.



1

Участие в «Зарнице» и «Рыцарском турнире»



1

Просмотр фильма «Кадеты»


1


Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



1

8. Армия – это сила!


12

4

8


Что такое армия. Виды Вооружённых сил. Рода войск.


1


Воинские звания. Военная символика.


1


Военная техника. Просмотр документального фильма о военной технике.



1

Рисуем боевую технику.



1

Творческая лаборатория. Создаём новый вид боевой техники.



1

Военная форма.


1


Творческая лаборатория. «Мы модельеры» Рисуем фасон военной формы будущего.



1

Встреча с воинами афганцами.



1

Диспут «Воинский долг – что это такое».



1

Виды оружия массового поражения.


1


Просмотр фильма о ядерном и бактериологическом оружии.



1

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



1

9. Здоровье. Туризм. Медицина.


9

3

6


Здоровая нация – залог процветания государства.


1


Просмотр документального фильма о вреде курения и наркотиков.



1

Час здоровья.



1

Правила личной гигиены.


1


Медицинская подготовка. Общие принципы оказания первой медицинской помощи.



1

Ушибы. Растяжения. Вывихи. Переломы. Первая медицинская помощь.



1

Первая медицинская помощь при термических и химических ожогах. Обморожение и замерзание. Поражение электрическим током и молнии.



1

Гражданская оборона. Правила поведения в условиях катастроф и бедствий. Средства индивидуальной защиты. Противогазы и их виды.



1

Основы туризма. Правила выживания в экстремальных условиях.


1


10.«Прикоснись сердцем к подвигу»


13

2

11


Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



1

«Прикоснись сердцем к их подвигу»


1


Интернет путешествие по городам-героям и местам великих битв.



1

Акция «Обелиск». Уход за братской могилой.



1

Участие в митинге посвящённому празднованиюДня Великой Победы.



1

Участие в конкурсе военной песни «Песни в шинели»



1

Участие в акции «Бессмертный полк»



1

Участие в легкоатлетическом пробеге посвящённом Дню Победы.



1

Просмотр фильмов о ВОВ.



1

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



1

Викторина «Я юный патриот»



1

Посещение Саур –Могилы. Саур могила в годы ВОВ и сегодня.



1

Заключительное занятие. Подведение итогов. Планирование работы на следующий год.


1


ВСЕГО ЗА 2

СЕМЕСТР


57

16

41

ВСЕГО ЗА

ГОД


109

33

76

Содержание программы

1. Вводные организационные занятия. Введение и ознакомление с направлениями работы кружка.

Цель: познакомить детей с программой кружка, техникой безопасности, друг с другом и педагогом.

Задачи:

  1. Предоставление сведений о программе кружка, выявление начального уровня знаний и умений. Информирование о технике безопасности.

  2. Развитие творческих способностей, коммуникабельности.

  3. Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости за Россию.

Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.

Вводное организационное занятие.

Посещение школьного музея. Планирование программы на год. Сбор материалов для исследовательских работ учащихся.

Участие в митинге и в возложении цветов на братской могиле посвящённые Дню освобождения Донбасса от фашистских захватчиков.

Донбасс в годы оккупации. Параллель с нашим временем.

Работа над музейным стендом «Они сражались за Родину»

Кто они наши освободители? Юные герои ВОВ – наши земляки.

Диспут «Что такое МИР?»

Творческая лаборатория. Мастер-класс по изготовлению голубей ко Дню Мира. Конкурс рисунков «Мир глазами детей»

Участие в линейке посвящённой Дню Мира.

Создание отряда «Юные тимуровцы». Планирование работы отряда.

Посещение памятника погибших детей на Донбассе.

Диспут «Дети плачут одинаково - на всех языках»

2. Мой дом - моя семья!

Знает:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-традиции и обычаи своей семьи;

-важные даты в жизни семьи.

Умеет:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-хранить семейные реликвии;

-донести сведения о своем роде, своей семье.

Мой дом - моя семья! Роль семьи в моей жизни и в обществе в целом.

Составление древа рода. Рисуем фамильный герб. Дорожите именем своим!

Семейные ценности. Я горжусь своей семьёй. История моего родственника.

«Старая фотография рассказала» Выставка рисунков «Моя семья – моё богатство»

3. Город, в котором я живу!

Знает:

- историю города;

- рассказы, фильмы и картины, связанные с родным городом;

- историю своей семьи в истории родного города.

Умеет:

- рассказывать о соотечественниках, прославивших Макеевку своими подвигами

(в том числе о своих предках, родных и близких людях).

Посещает музеи, изучает историю и культуру родного города.

Ходит в походы по родному краю и бережет его природу; ценит красоту и богатства родной природы.

Участвует в сохранении памятников истории и культуры.

Город, в котором я живу. Главные вехи в истории. Мой город сегодня. Моя роль и моё место в нашей родной Макеевке.

Ими гордится наш город. Памятные места нашего города.

Фотоконкурс «Мой любимый уголок родного города»

Моя улица. Исследовательская работа в честь кого названа моя улица.

Тематический вечер «День партизанской славы»

Проведение митинга и флешмоба « Белые журавли»

Участие в республиканском итоговом слёте поисковых отрядов и активистов музеев «Наследники Победы»

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

Оформление альбома «Наш город»

4. Наша родина – Донбасс.

Знает: полезные ископаемые и заповедные места ДНР;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды;

- экологические проблемы своего края.

Умеет: рассказывать о полезных ископаемых ДНР;

- петь народные песни и играть в народные игры;

- беречь природу;

- описывать красоту родного Донбасса.

Наша родина – Донбасс. Место на карте. Города и население.

Традиции многонационального Донбасса.

«Где песня льётся – там легче живётся»

Флора и фауна родного края. Заповедные места Донбасса.

Экскурсия в Донецкий Ботанический Сад.

Полезные ископаемые Донбасса. Уголь – гордость земли донецкой.

Промышленность Донбасса. Большие предприятия.

Профессии моих родителей. Викторина о профессиях.

Диспут «Кем я буду, когда вырасту». Тест «Какая моя будущая профессия»

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

Религия в нашем государстве. Храмы нашего города. Святыни Донбасса.

Родной язык – часть меня.

Поездка в краеведческий музей города Макеевки.

Экологические проблемы нашего края.

Тематический вечер, посвящённый Дню Неизвестного Солдата.

Проведение в школе акции «Георгиевская Ленточка»

5. Я гражданин ДНР.

Знает:

- историю государственных символов;

- текст и мелодию Гимна Республики;

Умеет:

грамотно вести себя при подъеме флага и исполнения Гимна;

рассказывать о полезных ископаемых ДНР;

- рассказывать о роли Макеевки в экономике Республики;

Я гражданин ДНР. Мои права и обязанности.

Конституция ДНР.

Символика ДНР. Наш флаг и герб. «Его должны знать все» Гимн ДНР.

Образование ДНР.

Высшие органы власти ДНР. Кто такой глава Республики.

Диспут – «Если бы я был депутатом»

Государственные праздники ДНР.

Наши соседи – государства. Что такое толерантность.

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

Благотворительная акция «В ПОДАРОК НАШИМ ЗАЩИТНИКАМ»

Акция «Открытка с поздравлениями солдатам армии ДНР»

6.Культурная жизнь Республики.

Знает: перечень городов входящих в Республику; легенды нашего края; великих культурных деятелей Донбасса; культурные места нашей Республики.

Умеет: выразительно продекламировать поэзию о нашем крае; ориентироваться в культурной жизни Донбасса.

О чём говорят названия наших городов. Ознакомление с гербами городов нашей Республики.

Легенды и предания нашего края.

Писатели о Родине.

Памятники истории вокруг нас.

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

Фотоконкурс «Наша Республика». Выставка работ в школе.

Культурная жизнь нашего края.

Театры Донбасса.

Поэтический вечер «Ты в сердце моём – ДОНБАСС!»

Выдающиеся деятели культуры родившиеся на Донбассе.

Донецкая государственная

академическая филармония

Поход в Филармонию.

7. Строевая подготовка. День Защитника Отечества.

Цели: 

1.Обучить детей основным строевым приемам.

2. Выработка у детей строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять воинское приветствие.

3. Воспитание дисциплины, гражданственности и патриотизма.
Теоретические знания: строи и их элементы, строевые приемы.
Практические знания: выполнение основных приемов и движений, участие в шкооьном смотре строя.

Просмотр парада посвящённого 75 - летию Победы.

Основные приёмы военной подготовки. Строевые приёмы и движения. Строевая стойка.

Экскурсия в военную часть батальона «Восток»

Повороты на месте. Движение строевым шагом. Строевой шаг.

Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй.

История солдатской открытки. Творческая лаборатория «Открытки с поздравлениями» - для солдат нашей армии.

Проведение выставки рисунков «Мы будущие защитники своей Родины»

Выпуск стенгазеты ко Дню Защитника Отечества. Участие в конкурсе строевой песни.

Участие в «Зарнице» и «Рыцарском турнире»

Просмотр фильма «Кадеты»

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

Просмотр парада посвящённого 75 - летию Победы.

Основные приёмы военной подготовки. Строевые приёмы и движения. Строевая стойка.

Экскурсия в военную часть батальона «Восток»

Повороты на месте. Движение строевым шагом. Строевой шаг.

Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй.

История солдатской открытки. Творческая лаборатория «Открытки с поздравлениями» - для солдат нашей армии.

Проведение выставки рисунков «Мы будущие защитники своей Родины»

Выпуск стенгазеты ко Дню Защитника Отечества. Участие в конкурсе строевой песни.

Участие в «Зарнице» и «Рыцарском турнире»

Просмотр фильма «Кадеты»

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

8. Армия – это сила!

Теоретические знания: история и традиции Вооруженных Сил ДНР И Российской Федерации, символы воинской чести; воинские награды, истории создания Вооруженных Сил ДНР; организационной структуры ВС ДНР, видов ВС ДНР; истории их создания и предназначения; функций и основных задач современных ВС, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.

Цель: формировать уважение к военным; воспитывать готовность самим в любое время стать на защиту родины; Что такое армия. Виды Вооружённых сил. Рода войск.

Воинские звания. Военная символика.

Военная техника. Просмотр документального фильма о военной технике.

Рисуем боевую технику.

Творческая лаборатория. Создаём новый вид боевой техники.

Военная форма.

Творческая лаборатория. «Мы модельеры» Рисуем фасон военной формы будущего.

Встреча с воинами афганцами.

Диспут «Воинский долг – что это такое».

Виды оружия массового поражения.

Просмотр фильма о ядерном и бактериологическом оружии.

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

9. Здоровье. Туризм. Медицина.

Задачи:

1. Ознакомить детей с правилами и способами оказания первой медицинской помощи.

2. Развитие навыков и умений по оказанию первой медицинской помощи.

3. Воспитание ответственности за жизнь и здоровье, взаимопомощи.

4. Познакомить детей со способами выживания в условиях вынужденной автономии.

5. Развитие навыков и умений по отработке основных приемов выживания в природных условиях.

6. Воспитание дисциплины, товарищества, коллективизма.

7. Познакомить с основными правилами гигиены.

Здоровая нация – залог процветания государства.

Просмотр документального фильма о вреде курения и наркотиков.

Час здоровья.

Правила личной гигиены.

Медицинская подготовка. Общие принципы оказания первой медицинской помощи.

Ушибы. Растяжения. Вывихи. Переломы. Первая медицинская помощь.

Первая медицинская помощь при термических и химических ожогах. Обморожение и замерзание. Поражение электрическим током и молнии.

Гражданская оборона. Правила поведения в условиях катастроф и бедствий. Средства индивидуальной защиты. Противогазы и их виды.

Основы туризма. Правила выживания в экстремальных условиях.

10.«Прикоснись сердцем к подвигу»

Знает:

- о соотечественниках, прославивших Донбасс своими подвигами в годы войны (в том числе о своих предках, родных и близких людях);

- основные события, связанные с легендарной Саур-Могилой (о героических сражениях в 1943 и 2014 годах).

Умеет:

рассказывать об улицах, которые носят имена героев Великой Отечественной войны;

- рассказать о героических сражениях на Саур-Могиле;

- рассказать о себе как о хранителе истории.

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

«Прикоснись сердцем к их подвигу»

Интернет путешествие по городам-героям и местам великих битв.

Акция «Обелиск». Уход за братской могилой.

Участие в митинге посвящённому празднованиюДня Великой Победы.

Участие в конкурсе военной песни «Песни в шинели»

Участие в акции «Бессмертный полк»

Участие в легкоатлетическом пробеге посвящённом Дню Победы.

Просмотр фильмов о ВОВ.

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

Викторина «Я юный патриот»

Посещение Саур –Могилы. Саур могила в годы ВОВ и сегодня.

Заключительное занятие. Подведение итогов. Планирование работы на следующий год.

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

«Прикоснись сердцем к их подвигу»

Интернет путешествие по городам-героям и местам великих битв.

Акция «Обелиск». Уход за братской могилой.

Участие в митинге посвящённому празднованиюДня Великой Победы.

Участие в конкурсе военной песни «Песни в шинели»

Участие в акции «Бессмертный полк»

Участие в легкоатлетическом пробеге посвящённом Дню Победы.

Просмотр фильмов о ВОВ.

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

Викторина «Я юный патриот»

Посещение Саур –Могилы. Саур могила в годы ВОВ и сегодня.

Заключительное занятие. Подведение итогов. Планирование работы на следующий год.



Методическое обеспечение образовательной программы

Для реализации программы необходимы: плакаты, журналы, природные материалы (дерево, листва, глина), бумага, клей, ножницы, костюмы для праздников, книги, компьютеры, видео и фото оборудование.

Техническое оснащение:

  • проектор;

  • экран;

  • видео – диски;

  • магнитофон;

  • компьютер.

Дидактическое обеспечение программы: ( используются наглядные пособия следующих видов: естественный или натуральный, объёмный, схематический или символический, картинный и картинно-динамический, звуковой, смешанный):

  • методические разработки по темам программы;

  • подборка информационной справочной литературы;

  • сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;

  • наглядные пособия по темам;

  • карты индивидуального пользования по темам;

  • образцы творческих работ;

  • инструктаж последовательного выполнения работы;

  • учебники и журналы;

  • видео и фотоматериалы.

Санитарно – гигиенические требования.

Для реализации программы необходимо иметь:

  • светлое просторное помещение;

  • у каждого ребенка должно быть место за партой и набор необходимых канцелярских принадлежностей;

  • расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40см, при меньшем расстоянии может развиться близорукость;

  • кабинет должен быть оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий;

  • в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;

  • в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.


Список использованной литературы

Использованная литература

  1.  Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми. – М.: «Сфера», 2005.

  3. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.

  4. Колокола веков. /Сост. В.Я. Лазарев. М.: «Молодая гвардия», 1976.

  5. Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Издательство «УкрНТЭК», 2002.

  6. Краеведение: пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М., 1987.

  7. Прутченков А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996.

  8. Степкин В.П., Гергель В.Ы. Полная история Донецка. – Донецк: Апекс, 2008.

  9. Щербина А.В. Иностранные капиталы в угольной и металлургической промышленности Донбасса и Приднепровья (1861-1914). – Донецк: ООО «Юго-Восток», 2006.

Литература для учителя

  1. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию Дня Победы / Авт.–сост. М. В. Видякин. – Волгоград, 2007.

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми. – М.: «Сфера», 2005.

  4. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. И доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.

  5. Дружинина А. Е. Толерантных отношений в образовательном пространстве // Воспитание школьников. – 2011. – №6.

  6. Колокола веков. /Сост. В.Я. Лазарев. М.: «Молодая гвардия», 1976.

  7. Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Издательство «УкрНТЭК», 2002.

  8. Краеведение: пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М., 1987.

  9. Мохотаева Н. Н. Программа «Формирование нравственных ценностей» // Классный руководитель. –2012. – № 3.

  10. Прутченков А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996.

  11. Степкин В.П., Гергель В.Ы. Полная история Донецка. – Донецк: Апекс, 2008.

  12. Щербина А.В. Иностранные капиталы в угольной и металлургической промышленности Донбасса и Приднепровья (1861-1914). – Донецк: ООО «Юго-Восток», 2006.
     

Литература для учащихся:

  1. Атлас «Люби и знай свой край». М., 1998.

  2. Благинина Е. Огонек. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.

  3. Благинина Е. Бабушка-забота. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.

  4. Будкин, А. Законы лучше не нарушать, а знать // Мы . - 2009 . - № 4.

  5. Все о Донецке : спр.. - Донецк : Донбасс, 1983.

  6. Все о Донецке : горожанам и гостям столицы Донбасса : спр. пособие. - Донецк : Донбасс, 2003.

  7. Дашко В. Права детей // Позакласний час . - 2013 . - № 9/10.

  8. Мартышин В.С. Твоя родословная : духовно-нравственные основы семьи. - М.: Школьная Пресса, 2000.

  9. Рогозин Ю. П. Секреты общения. - М.:Знание, 1991.

  10. Федоров С. Символ несокрушимости Донбасса [ Саур - могила] // Донецкая республика. - 2015. - 12-19 февраля (№ 2).

  11. Я познаю мир: детская энциклопедия. История./Под ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!