МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Рязанской области Управление образования и молодежной политики Рыбновский муниципальный район Рязанской области
МБОУ "Рыбновская СШ №3 "
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для 3класса
«Математическая грамотность»
Составители учителя начальных классов:
Лозовая Н.Н., Сяркина О.В., Прокудина Д.А.
Г.Рыбное 2023-2024уч.год
Пояснительная записка.
Программа учебного курса для 3 классов «Математическая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Математическая грамотность» составлена на основе авторской программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Математическая грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития математической грамотности.
Целью изучения «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
-распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
-формулировать эти проблемы на языке математики;
-решать проблемы, используя математические факты и методы;
-анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
-формулировать и записывать результаты решения.
-вопросов в области экономики семьи.
Планируемые результаты в освоении курса
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
-проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, к общим способам решения задач;
-ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-проявлять внутреннюю мотивацию к обучению, основанную на переживании положительных эмоций при решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремленности к достижению результата.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Ученик получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёра в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно ---передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Программа курса «Математическая грамотность» рассчитана на 34часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 1 год.
Содержание курса
1 | Логические задачи и задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Графические схемы, рисунки диаграммы | 1ч |
2 | Задачи на нахождение неизвестного слагаемого и суммы с помощью множества. Решение задач на нахождение вычитаемого и множителей с помощью схематических рисунков и составления диаграмм. | 3ч |
3 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. Использование таблиц. | 1ч |
4 | Решение задач на нахождение множителей с помощью схематических рисунков и диаграмм. | 2ч |
5 | Работа над ошибками. Решение геометрических задач. Решение логических задач, задачи на время используя часы. Задачи на пропорциональное деление. Решение задач по диаграмме и таблице. | 6ч |
6 | Решение задач по диаграмме и таблице. Задачи на нахождение площади. Решение задач по чертежу и таблице. Решение геометрических задач на основе чертежа, таблиц и утверждений. | 5ч |
7 | Работа над ошибками. Составные задачи изученных типов. Задачи на нахождение суммы нескольких произведений. Задачи на деление. Составные задачи на приведение к единице и нахождения остатка. Задачи на нахождение двух произведений, нахождение доли по числу, площади и работа с диаграммой. Задачи на нахождение слагаемых и части от целого. | 6ч |
8 | Задачи на время и выбор правильного утверждения, задачи на разностное сравнение. Задачи на нахождение суммы от двух произведений и разностное сравнение. Решение составных задач на умножение и деление работая с диаграммами. Составные задачи на приведение к единице Решение составных задач. | 7ч |
Оценка достижений планируемых результатов
-Обучение ведется на основе оценок по пятибалльной системе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
-для текущего контроля проводятся контрольные работы по изученным видам задач.
-в конце года проводится итоговая контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Логические задачи. | 1 | | |
2 | Задачи на нахождение неизвестного слагаемого и суммы с помощью множества. | 1 | | |
3-4 | Решение задач на нахождение вычитаемого и множителей с помощью схематических рисунков и составления диаграмм. | 2 | | |
5 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. Использование таблиц. | 1 | | |
6 | Решение задач на нахождение множителей с помощью схематических рисунков и диаграмм. | 2 | | |
7 | Контрольная работа №1 по теме «Решение задач». | 1 | | |
8-9 | Работа над ошибками. Решение геометрических задач. | 2 | | |
10-11 | Решение логических задач, задачи на время используя часы.(8) | 2 | | |
12 | Задачи на пропорциональное деление.(9) | 1 | | |
13 | Решение задач по диаграмме и таблице.(10) | 1 | | |
14 | Задачи на нахождение площади.(11) | 1 | | |
15 | Решение задач по чертежу и таблице.(12) | 2 | | |
16 | Решение геометрических задач на основе чертежа, таблиц и утверждений.(13) | 1 | | |
17 | Контрольная работа №2 по теме «Задачи изученных типов». | 1 | | |
18 | Работа над ошибками. Составные задачи изученных типов. | 1 | | |
19 | Задачи на нахождение суммы нескольких произведений.(14) | 1 | | |
20 | Задачи на деление.(15) | 1 | | |
21 | Составные задачи на приведение к единице и нахождения остатка.(16) | 1 | | |
22- | Задачи на нахождение двух произведений, нахождение доли по числу, площади и работа с диаграммой.(17) | 1 | | |
23 | Задачи на нахождение слагаемых и части от целого.(18) | 1 | | |
24 | Контрольная работа №3 по теме «Простые и составные задачи изученных типов». | 1 | | |
25-26 | Работа над ошибками. Простые и составные задачи на умножение и деление.(19,20) | 2 | | |
27-28 | Задачи на время и выбор правильного утверждения, задачи на разностное сравнение(21,22,23) | 2 | | |
29 | Задачи на нахождение суммы от двух произведений и разностное сравнение.(24) | 1 | | |
30 | Решение составных задач на умножение и деление работая с диаграммами.(25,26) | 1 | | |
31 | Составные задачи на приведение к единице(27) | 1 | | |
32 | Решение составных задач.(29) | 1 | | |
33 | Решение составных задач.(30) | 1 | | |