Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Озерненская СШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
по русскому языку в 7 классе
«Подружись с грамматикой»
Рябиковой Натальи Николаевны
Учителя русского языка и литературы
Первая категория
п.Озерный Смоленская область
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- ФГОС. Разноуровневый тематический контроль по русскому языку под редакцией И. П. Цыбулько. 7 класс. М.: Дрофа, 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Актуальность программы курса.
Программа курса «Подружись с грамматикой» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Курс «Подружись с грамматикой» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате учебных предметов 7 класса. Занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Повышение уровня обученности и образованности по русскому языку, выпуск из основной и средней школы грамотного выпускника – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.
Орфографическая грамотность прививается с первых дней пребывания ученика в школе. В системе эта работа ведется с начальной школы. Малое количество учебных часов не позволяет расширять и углублять знания учащихся по орфографии. А такое углубление и расширение необходимо, потому что учащихся надо основательно готовить к ГИА и ЕГЭ по русскому языку, подготовить их к дальнейшему обучению.
Известно так же, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее ( в этом же году) изученному материалу с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа учебного курса «Учись писать грамотно».
Методические особенности организации занятий.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.
В ходе работы по программе данного спецкурса должны быть реализованы следующие цели:
- углубление знаний по орфографии;
- знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;
- систематизация имеющихся знаний, новых сведений, обобщение их форме таблиц, опорных схем;
- повышение интереса к изучению русского языка;
- подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Задачи:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по орфографии русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Ожидаемый результат:
формирование познавательной деятельности;
развития у учащихся стремления расширить свои знания по предмету;
повышение грамотности учащихся.
Занятия по данной программе должны носить развивающий характер, поэтому приемлемы следующие формы и методы работы по усвоению орфографического материала и выработки орфографической зоркости:
- работа по опорным таблицам и алгоритмам;
- словарно-орфографическая работа;
- морфологический, словообразовательный и орфографический разборы;
- этимологический анализ слова;
- различные виды диктантов;
- работа с текстом;
- тестирование.
В конце изучения программы спецкурса учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- знать все нормы правописания;
- уметь классифицировать ошибки, объяснять их;
- графически обозначать орфограммы и объяснять их;
- уметь пользоваться справочниками по орфографии и орфографическими словарями.
Изучение орфографии в разрезе данного курса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения в школе.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Учебный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Основные технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы и вопросы контроля.
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам). Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).
Программа учебного курса «Подружись с грамматикой» предполагает формирование у учащихся орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста. Практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Средства обучения:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях.
Содержание тем учебного курса
Основные принципы русской орфографии (4 ч.).
Правописание безударных гласных в корне слова (2 ч.).
Правописание приставок ПРЕ-ПРИ (2 ч.).
Правописание О-Ё-Е, И-Ы после шипящих и Ц (2 ч.).
Правописание сложных слов (2 ч.).
Разделительные Ъ и Ь (2 ч.).
Склонение количественных числительных (2 ч.)
Правописание определительных и неопределённых местоимений(2 ч.)
Правописание глаголов и отглагольных частей речи.(3 ч.)
Н и НН в разных частях речи (2 ч.).
НЕ и НИ с частями речи.(3 ч.)
Правописание наречий( 2 ч.)
Служебные части речи и междометия(1 ч.)
Сочинение на лингвистическую тему. Классификация ошибок (4 ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата по плану | Дата фактич. | Корректировка плана | Проектная деятельность | ИКТ |
1. | Введение. Основные принципы русской орфографии | | | | | Презентация «Основные принципы русской орфографии» |
2. | Фонетический принцип | | | | | |
3-4. | Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа. | | | | | |
5-6 | Правописание безударных гласных в корне слова | | | | | |
7-8. | Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ Контрольный словарный диктант. | | | | Учебный проект «Трудные темы орфогра-фии» | |
9-10 | Правописание О-Ё-Е после шипящих | | | | Планирование | |
11 | И-Ы после Ц | | | | | |
12-13 | Правописание сложных слов | | | | Сбор материала | |
14. | Разделительные Ъ и Ь. Тест | | | | | |
15-16 | Склонение количественных числительных | | | | | |
17 | Правописание неопределенных и отрицательных местоимений | | | | Сбор материала | |
18 | Контрольное тестирование | | | | | |
19-20 | Правописание личных окончаний глаголов. Тест. | | | | | |
21 | Правописание суффиксов причастий | | | | | |
22-24 | Правописание Н и НН в разных частях речи | | | | | |
25-27 | Правописание частицы НЕ со всеми частями речи | | | | Корректировка | |
28. | Частицы НЕ и НИ. | | | | | |
29-30 | Правописание наречий. Тест. | | | | | |
31 | Служебные части речи и междометия | | | | Презентация проекта | |
32-33 | Сочинение на лингвистическую тему. Зачет (письменный) | | | | | Презентация «Сочинение на лингвистическую тему». |
34. | Классификация ошибок. Итоговое занятие. Зачет (тест) | | | | | |
Требования к знаниям, умениям и навыкам
обучающихся
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Литература
Русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. 1.Аспектные и толковые словари. 2.Словари выразительности образной речи. язык: подготовка к ГИА.- Москва: Просвещение, 2013г 3..Н.А.Сенина. Русский язык: подготовка к ГИА.- Москва: Просвещение, 2014г. 4.ФГОС.Разноуровневый тематический контроль по русскому языку под редакцией И. П. Цыбулько. 7 класс. М.: Дрофа, 2014 5.Цифровые образовательные ресурсы: - http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library - http://www.develop-kinder.com/katalog-razviv/category-middle_pupils-4_5_class_1.html -http://festival.1september.ru/articles/524330/ - http://festival.1september.ru/articles/504253/ - http://www.slideshare.net/ssusera1d829/ss-11591088 - http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/parasat-intellektualnaya-igra-5-7-klassy |
7