СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с ОВЗ (умственной отсталостью).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Рабочая программа

«Альтернативная коммуникация»



Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Альтернативная коммуникация» разработанная на основе:

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «СШ №3» (вариант 2).

Базовыми предпосылками для развития речи является коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, готовность речевого аппарата. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы. Особенности психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Интеллектуальное развитие детей с ТМНР различно. Развитие тех детей, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Способность детей выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создает предпосылки для обучения.

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи:

- учить понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений, рисунков;

- развивать умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации; жестом, взглядом;

- развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения и фиксировать взгляд на лице партнёра;

- учить пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками таблицами с графическим изображениям, либо другим доступным способом;

- учить понимать и выполнять словесные инструкции (на, дай, возьми, положи);

- продолжать учить реагировать на своё имя;

- формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта;

- формировать умение понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова;

- формировать умение употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова.

Коррекционные задачи:

- создавать предпосылки к развитию речи;

- формировать артикуляционные способности;

- формировать умение произносить гласные звуки (а, о, у, и) и соотносить их с определенными игрушками;

- формировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов и мимики;

- учить понимать обращенную речь;

- формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого;

- побуждать к эмоционально-звуковому выражению чувств;

- учить пониманию речи и жестов;

- развивать мышление и память в процессе общения со взрослыми на основе обогащения представлений об окружающем.

Основные формы и методы обучения: практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассматривание картин. На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции.

Материально- техническое обеспечение:

- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи, «говорящие» книжки и плакаты;

- аудио и видеоматериалы.

Сроки реализации программы: программа курса рассчитана на 1 учебный год.

Место курса в учебном плане: на курс «Альтернативная коммуникация» отводится 0,5 часа в неделю.

Формы организации: индивидуальные.

Место проведения занятий: обучение по ИУП на дому.

Требования к результатами освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


Возможные результаты обучения

Личностные и предметные результаты:

1) овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными:

- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.);

2) умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответвующих возрасту житейских задач:

- потребность в коммуникации;

- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;

- использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;

- использование доступных жестов для передачи сообщений;

- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка:

- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова;

- узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;

- использование карточек с напечатанными буквами и словами как средства коммуникации;

5) развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:

- узнавание и различение напечатанных букв;

- написание печатных букв, слов.


Критерии оценивания результатов обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе обучения специалисты образовательной организации учитывают степень самостоятельности ребенка, т.е. оценивают уровень сформированности действий/операций и представлений.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»,

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект»,

«не узнает объект».

Результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в виде характеристики. Итоговые достижения обучающихся с умственной отсталостью определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции.


Содержание учебного предмета

Коммуникация

Установление зрительного контакта со взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.


Импрессивная речь

Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).


Экспрессивная речь

Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это, т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.








































Список литературы


1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы/ Под редакцией кпн, профессора И.М. Баряевой – М.: Просвещение, 2011.

2.Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей/ И.Н. Садовникова. – М.:ПАРАДИГМА, 2012.

3.Шатрова С.А. Коррекция устной и письменной речи первоклассников. Методическое пособие для педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья/С.А. Шатрова. – М.: Баллас, 2012.

4.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.

5.Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

6.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2001.

7.Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.

8.Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.

9.Володина В.С. Альбом по развитию речи. - М.: РОСМЭН, 2019.

10.Мезенцева М. Логопедия в картинках. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013.

11.Земцова О.Н. Ожившие буквы. – ООО «Издательская группа Аттикус», 2007.

12.Земцова О.Н. Ожившие слова. – ООО «Издательская группа Аттикус», 2007.12.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2003.

13.Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.












Учебно-тематический план


п/п

дата по плану

дата

по

факту


тема занятия

1

05.09


Встреча.

2

12.09


Моё имя. Введение пиктограмм.

3

19.09


Понимание речевых сигналов.

4

26.09


Моя семья. Члены семьи. Мама, папа.

5

03.10


Моя семья. Члены семьи. Бабушка, дедушка.

6

10.10


Моя семья. Члены семьи. Братья, сестра.

7

17.10


Пиктограммы.

8

24.10


Подготовка руки к письму.

9

07.11


Школьные принадлежности.

10

14.11


Развитие слухового внимания.

11

21.11


Слушание сказок.

12

28.11


Развитие зрительного восприятия.

13

05.12


Использование мимики.

14

12.12


Мимика и жесты.

15

19.12


Пиктограммы-фотографии.

16

26.12


Ответ на приветствие.

17

16.01


Использование согласованных движений рук, глаз и тела при общении.

18

23.01


Поддержание контакта.

19

30.01


Просьба о помощи.

20

06.02


Выражение согласия или несогласия.

21

13.02


Выражение благодарности.

22

20.02


Завершение контакта.

23

27.02


Прощание с собеседником.

24

05.03


Импрессивная речь. Понимание простых слов.

25

12.03


Понимание существительных – имена членов семьи.

26

19.03


Понимание существительных – имена педагогов.

27

09.04


Импрессивная речь: понимание существительных (объекты, явления).

28

16.04


Понимание простых предложений.

29

23.04


Графомоторные навыки. Подготовка руки к письму.

30

30.04


Экспрессивная речь. Употребление звуков, звукоподражаний.

31

07.05


Экспрессивная речь. Употребление простых слов.

32

14.05


Экспрессивная речь. Имя.

33

21.05


Экспрессивная речь. Употребление имен членов семьи.

34

28.05


Экспрессивная речь. Употребление имен педагогов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!