Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным
изучением отдельных предметов».
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО ___________________ Протокол № _ от «__» _____________ 2015г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________________ «__»__________ 2015 г. | Утверждаю Директор МОУ «Сорская СОШ № 3 с УИОП» Борисова Т.Н. ________________________ Приказ № _______________ от «___»__________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса черчения
в 8 классе А, Б, В, Г.
на 2015-2016 учебный год.
34 часа
1 час в неделю
Базовый уровень
Учитель:
Барковская Наталья Александровна
Стаж: 7 лет
Категория: 1
Аттестация: 29.05.2015г.
г. Сорск. 2015
Пояснительная записка.
Программа по черчению для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089). Примерных программ по черчению для 8 классов (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 3-1263), с учетом учебного плана МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2014-2015 учебный год и тематического планирования, по предмету «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, Астрель 2012г.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда. Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.
Цели и задачи:
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
В практике используются формы организации работы на уроке:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
В качестве методов обучения применяются:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой),
- наглядные методы (метод демонстрации),
- практические методы (упражнения, практические работы).
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:
Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения базового курса черчения ученик 8 класса должен:
- понимать и выполнять различные графические изображения, и в первую очередь чертежи;
- изучить правила построения и оформления чертежей, научиться работать чертежными инструментами, выполнять изображения от руки;
- развить инженерное мышление, усилить политехническое направление обучения;
- научиться, в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью;
- научить пользоваться учебными и справочными материалами.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Методическая литература:
Для учителя:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.
2. Справочник по машиностроительному черчению В.А. Федоренко, А.И. Шошин
Для учащихся:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Вента-Граф», 2009.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения.
Учебник «Черчение»;
Тетрадь в клетку формата 48 листов;
Чертежная бумага плотная нелинованная — формат А4;
Миллиметровая бумага;
Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
Линейка деревянная 30 см;
Чертежные угольники с углами:
90, 45, 45 - градусов;
90, 30, 60 - градусов.
Транспортир;
Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
Ластик для карандаша (мягкий);
Инструмент для заточки карандаша.
Содержание учебного материала
№ п.п | Разделы программы | Количество учебных часов | Количество практических (графических) работ |
1 | Техника выполнения чертежей и правила их оформления. | 4 | 2 |
2 | Чертежи в системе прямоугольных проекций. | 4 | 2 |
3 | Аксонометрические проекции. Технический рисунок. | 4 | 2 |
4 | Чтение и выполнение чертежей | 8 | 5 |
5 | Эскизы | 2 | 2 |
6 | Сечение и разрезы | 6 | 3 |
7 | Определение необходимого количества изображений | 1 | 1 |
8 | Сборочные чертежи | 5 | 3 |
Календарно-тематическое планирование уроков черчения 8 класса
(1 час в неделю, 34 часа)
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
Учебный предмет «Черчение». Техника выполнения чертежей и правила их оформления. (4 ч. Пр-2). |
1 | | Введение. Организация рабочего места. | Оборудование рабочего места. | Что такое «Черчение». Роль чертежа в жизни человека. Имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи. | | | |
2 | | Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. | Предмет «Черчение». Инструменты для выполнения чертежей. Чертежные материалы и принадлежности. | Что такое циркуль, рейсшина, как правильно подготовить рабочее место и принадлежности к работе. | Пользуясь инструментами проводить вертикальные, и горизонтальные и наклонные линии, а также окружности | Выполн. практичес- кой работы | |
3 | | Правила оформления чертежей. | Понятие о стандартах ЕСКД. Форматы, Основная подпись чертежа. | Какие размеры имеет лист формата. Рамка чертежа. | Выполнять чертежные надписи. Уметь наносить размеры. Выполнять надписи чертежным шрифтом. | | |
4 | | Чертежные шрифты | Шрифты и линии. ГОСТ. Масштаб. | Выполнение основной надписи чертежа. | Выполнять надписи чертежным шрифтом. | Выполн. практичес- кой работы | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
Чертежи в системе прямоугольных проекций. (4 ч. Пр -2). |
5 | | Проецирование. | Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование. | Что такое проецирование. Как построить на плоскости проекцию точки, фигуры. Какой способ проецирова ния принят за основной. | Построить проекцию заданной фигуры. | Фронт. опрос | |
6 | | Прямоугольное проецирование. | Проецирование на одну плоскость проекции. Проецирование на несколько плоскостей проекции. | Как называются плоскости проекции, как они обозначаются. Проецирование на три плоскости. | Распознавать на чертеже виды проекции. Уметь выполнять три проекции предмета. | Фронт. опрос. Граф. работа | |
7 | | Расположение видов на чертеже. Местные виды. | Правило расположения видов. Местные виды. | Что такое вид. Как располагается вид на чертеже. Какой вид называется главным и почему. | Начертить проекцию куба с изображением выреза. | Опрос | |
8 | | Выполнение практической работы. | Оформить чертеж (рамка, подпись). Выполнить три вида проекции предмета. | Правила оформления чертежа. Правила проецирования предмета на плоскости. | Распознать виды проекции. Проводить замеры. Построить и правильно оформить чертеж. | | |
Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 ч Пр-2). |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
9 | | Получение аксонометрических проекций. | Образование аксонометрических проекций. Проецирование по осям ординат. | Какие аксонометрические проекции существуют. Чем отличаются. | Определять проекции по осям x, y, z. Различать фронтальные и изометрические проекции. | Опрос | |
10 | | Построение аксонометрических проекций. | Положение осей. Отложение размеров при выполнении чертежа. | Правила построе ния проекций. Правила отложе ния размеров на чертеже. | Изобразить оси аксонометрических проекций. Построение осей при выполнении технических рисунков. | Практич. работа | |
11 | | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. | Способы построения фронтальных диметрических проекций окружностей. | Правила и порядок построения проекции предметов, имеющих круглые поверхности. | Построить аксиальные проекции окружностей. | Практич. работа | |
12 | | Технический рисунок. | Закрепление навыков построения проек- ций. Выполнение технич. рисунка. | Чем отличается аксонометрическая проекция от техни ческого рисунка. | Изобразить технический рисунок детали со штриховкой. | Опрос | |
Чтение и выполнение чертежей (8 ч Пр-5). |
13 | | Анализ геометрической формы предмета. | Знакомство с правилами построения проекции геометрических тел. | Мысленное расчленение предмета на геометрические тела. | Анализировать геометрические формы и тела. | Опрос | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
14 | | Чертежи аксонометрических проекций геометрических тел. | Понятие о проекциях геометрических тел, формирование навыков построения точек. | Анализ чертежей геометрических тел. | Выполнять чертежи геометрических тел в 3 проекциях. | Фронтальная графическая работа. | |
15 | | Проекции вершин, ребер и граней предмета. | Понятие о изображении элементов предметов. | Правила изображения элементов предмета. | Выполнять аксонометрические проекции предметов | Практич. работа | |
16/17 | | Порядок построения изображений на чертежах. Построение третьего вида. | Способы построения изображений на основе анализа формы предмета. | Последовательность построения видов на чертеже детали. | Выполнять построение третьего вида по двум данным. | Практич. работа | |
18 | | Нанесение размеров с учетом формы предмета. | Правила нанесения размеров на чертеже. | Правила нанесения размеров на чертеже. | Уметь наносить размеры на чертеж. | Опрос | |
19 | | Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. | Анализ графического изображения. Деление окружности на равные части. Сопряжения. | Анализировать графическое изображение. Знать правила деления окружности. | Выполнять чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений). | Практич. работа | |
20 | | Чертежи разверток поверхностей геометрических тел. | Развертки поверхностей различных фигур. | Правила построения разверток. | Выполнять развертку деталей. (фигур) | Практич. работа | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
Эскизы (2ч Пр-2). |
21 | | Выполнение эскизов деталей. | Назначение эскизов. Каким требованиям должен отвечать эскиз. | Порядок выполнения эскизов. | Проводить замеры линейкой. | Практич. работа | |
22 | | Выполнение эскизов деталей с включе-нием элементов конструирования. | Штангенциркуль. | Методы измерений. | Пользоваться штангенциркулем. Выполнить эскиз. | Практич. работа | |
Сечение и разрезы (6ч Пр-3). |
23 | | Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. | Сечение как способ выявления поперечной формы. Назначение сечений. | Что такое сечение. С какой целью изображают сечения. | Уметь отличать сечение от разреза. | Опрос | |
24 | | Правила выполнения сечений. | Выполнение сечений. Обозначения сечений. | Особенности выполнения сечений. | Изобразить эскиз детали с выполнением сечения. | Практич. работа | |
25 | | Назначение разрезов. | Разрезы как способ выявления внутреннего устройства предмета. | Какое изображение называют разрезом. Для чего применяют на чертежах разрезы. | Изображать разрез на чертеже. Обозначать разрез. | Практич. работа | |
26 | | Правила выполнения разрезов. | Правила графичес кого изображения разрезов. | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
27 | | Соединение вида и разреза. | Соединение части вида и части разреза на чертеже. | Знать как соединить вид и разрез. | Выполнять на чертеже соединения вида и разреза. | Опрос | |
28 | | Другие сведения о разрезах и сечениях. | Графические обозначения материалов в сечениях. Примене-ние разрезо в аксоно метрических проекциях. | Как располагают секущие плоскости для выявления внутренних очертаний детали на аксонометричес кой проекции. | Выполнять эскиз детали с выполнением необходимого разреза. | Практич. работа | |
Определение необходимого количества изображений (1ч Пр-1). |
29 | | Выбор количества изображений и главного изображения. | Построение детали в разных видах. | Какие виды существуют. Какое количество видов необходимо для построения чертежа | Уметь читать чертежи. | Практич. работа | |
Сборочные чертежи (5ч Пр-3). |
30 | | Общие сведения о соединении деталей. | Виды соединений деталей. Стандартные детали. Взаимозаменяемость. | Знать различные способы изображения соединения деталей. | Изобразить соединение двух деталей на чертеже. | Опрос | |
31 | | Изображение и обозначение резьбы. | Изображение и обозначение резьбы на чертеже. Работа со справочниками. | Знать правила работы со справоч -ными материалами. Правила построе- ния резьбовых соединений. | Изобразить резьбовое соединение двух деталей на чертеже. | Практич. работа | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
32 | | Чертежи болтовых и шпилечных соединений. | Изображения болтовых соединений. Изображение шпилечных соединений. | Правила построе-ния болтовых соединений и шпи-лечных соединений. | Изобразить шпилечноее соединение двух деталей на чертеже. | Чтение чертежа. | |
33 | | Общие сведения о сборочных чертежах. | Сборочный чертеж. Спецификация. Размеры на сборочном чертеже. | Знать что такое сборочный чертеж и спецификация. Как наносят размеры на сборочном чертеже. | Наносить размеры на сборочном чертеже. Отличать сборочный чертеж от других видов чертежей. | Практич. работа | |
34 | | Порядок чтения сборочных чертежей. | Чтение различных сборочных чертежей. | Знать основные правила чтения чертежа. | Читать различные сборочные чертежи. | Практич. работа | |