СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса черчения в 8 классе А, Б, В, Г. на 2015-2016 учебный год. 34 часа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса черчения в 8 классе А, Б, В, Г. на 2015-2016 учебный год. 34 часа

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса черчения в 8 классе А, Б, В, Г. на 2015-2016 учебный год. 34 часа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным

изучением отдельных предметов».



Рассмотрено на заседании

ШМО

Руководитель МО

___________________

Протокол № _ от «__»

_____________ 2015г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________________

«__»__________ 2015 г.


Утверждаю

Директор МОУ «Сорская СОШ № 3 с УИОП» Борисова Т.Н. ________________________

Приказ № _______________

от «___»__________ 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса черчения

в 8 классе А, Б, В, Г.

на 2015-2016 учебный год.



34 часа

1 час в неделю

Базовый уровень









Учитель:

Барковская Наталья Александровна

Стаж: 7 лет

Категория: 1

Аттестация: 29.05.2015г.







г. Сорск. 2015

Пояснительная записка.

Программа по черчению для 8 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089). Примерных программ по черчению для 8 классов (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 3-1263), с учетом учебного плана МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2014-2015 учебный год и тематического планирования, по предмету «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, Астрель 2012г.

Общая характеристика учебного предмета


Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда. Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом.

Цели и задачи:

Программа ставит целью:

- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

-прививать культуру графического труда.

В практике используются формы организации работы на уроке:

- индивидуальные;

- групповые;

- индивидуально-групповые;

- фронтальные;

- практикумы.


В качестве методов обучения применяются:

- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой),

- наглядные методы (метод демонстрации),

- практические методы (упражнения, практические работы).



Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.


Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

  1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

  2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Требования к уровню подготовки


В результате изучения базового курса черчения ученик 8 класса должен:

- понимать и выполнять различные графические изображения, и в первую очередь чертежи;


- изучить правила построения и оформления чертежей, научиться работать чертежными инструментами, выполнять изображения от руки;


- развить инженерное мышление, усилить политехническое направление обучения;


- научиться, в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;


- развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью;


- научить пользоваться учебными и справочными материалами.



Перечень учебно-методического обеспечения.

Методическая литература:

Для учителя:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.

2. Справочник по машиностроительному черчению В.А. Федоренко, А.И. Шошин



Для учащихся:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Вента-Граф», 2009.



Инструменты, принадлежности и материалы для черчения.


  1. Учебник «Черчение»;

  2. Тетрадь в клетку формата 48 листов;

  3. Чертежная бумага плотная нелинованная — формат А4;

  4. Миллиметровая бумага;

  5. Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);

  6. Линейка деревянная 30 см;

  7. Чертежные угольники с углами:

  1. 90, 45, 45 - градусов;

  2. 90, 30, 60 - градусов.

  1. Транспортир;

  2. Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);

  3. Ластик для карандаша (мягкий);

  4. Инструмент для заточки карандаша.



Содержание учебного материала

п.п

Разделы программы

Количество учебных часов

Количество практических (графических) работ

1

Техника выполнения чертежей и правила их оформления.

4

2

2

Чертежи в системе прямоугольных проекций.

4

2

3

Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

4

2

4

Чтение и выполнение чертежей

8

5

5

Эскизы

2

2

6

Сечение и разрезы

6

3

7

Определение необходимого количества изображений

1

1

8

Сборочные чертежи

5

3






Календарно-тематическое планирование уроков черчения 8 класса

(1 час в неделю, 34 часа)


№ п.п

Дата

Наименование урока

Краткое содержание

Требование стандарта

Форма контроля

Примечание

Знать/понимать

Уметь/применять

Учебный предмет «Черчение». Техника выполнения чертежей и правила их оформления. (4 ч. Пр-2).

1


Введение.

Организация рабочего места.

Оборудование рабочего места.

Что такое «Черчение». Роль чертежа в жизни человека. Имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи.




2


Чертежные инструменты, материалы и принадлежности.

Предмет «Черчение». Инструменты для выполнения чертежей. Чертежные материалы и принадлежности.

Что такое циркуль, рейсшина, как правильно подготовить рабочее место и принадлежности к работе.

Пользуясь инструментами проводить вертикальные, и горизонтальные и наклонные линии, а также окружности

Выполн. практичес-

кой работы


3


Правила оформления чертежей.

Понятие о стандартах ЕСКД. Форматы, Основная подпись чертежа.

Какие размеры имеет лист формата. Рамка чертежа.

Выполнять чертежные надписи. Уметь наносить размеры. Выполнять надписи чертежным шрифтом.



4


Чертежные шрифты

Шрифты и линии. ГОСТ. Масштаб.

Выполнение основной надписи чертежа.

Выполнять надписи чертежным шрифтом.

Выполн. практичес-

кой работы


№ п.п

Дата

Наименование урока

Краткое содержание

Требование стандарта

Форма контроля

Примечание

Знать/понимать

Уметь/применять

Чертежи в системе прямоугольных проекций. (4 ч. Пр -2).

5


Проецирование.

Общие сведения о проецировании. Центральное и параллельное проецирование.

Что такое проецирование. Как построить на плоскости проекцию точки, фигуры. Какой способ проецирова ния принят за основной.

Построить проекцию заданной фигуры.

Фронт. опрос


6


Прямоугольное проецирование.

Проецирование на одну плоскость проекции. Проецирование на несколько плоскостей проекции.

Как называются плоскости проекции, как они обозначаются. Проецирование на три плоскости.

Распознавать на чертеже виды проекции. Уметь выполнять три проекции предмета.

Фронт. опрос.

Граф. работа


7


Расположение видов на чертеже. Местные виды.

Правило расположения видов. Местные виды.

Что такое вид. Как располагается вид на чертеже. Какой вид называется главным и почему.

Начертить проекцию куба с изображением выреза.

Опрос


8


Выполнение практической работы.

Оформить чертеж (рамка, подпись). Выполнить три вида проекции предмета.

Правила оформления чертежа. Правила проецирования предмета на плоскости.

Распознать виды проекции. Проводить замеры. Построить и правильно оформить чертеж.



Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 ч Пр-2).

№ п.п

Дата

Наименование урока

Краткое содержание

Требование стандарта

Форма контроля

Примечание

Знать/понимать

Уметь/применять

9


Получение аксонометрических проекций.

Образование аксонометрических проекций. Проецирование по осям ординат.

Какие аксонометрические проекции существуют. Чем отличаются.

Определять проекции по осям x, y, z. Различать фронтальные и изометрические проекции.

Опрос


10


Построение аксонометрических проекций.

Положение осей. Отложение размеров при выполнении чертежа.

Правила построе ния проекций. Правила отложе ния размеров на чертеже.

Изобразить оси аксонометрических проекций. Построение осей при выполнении технических рисунков.

Практич. работа


11


Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

Способы построения фронтальных диметрических проекций окружностей.

Правила и порядок построения проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

Построить аксиальные проекции окружностей.

Практич. работа


12


Технический рисунок.

Закрепление навыков построения проек- ций. Выполнение технич. рисунка.

Чем отличается аксонометрическая проекция от техни ческого рисунка.

Изобразить технический рисунок детали со штриховкой.

Опрос


Чтение и выполнение чертежей (8 ч Пр-5).

13


Анализ геометрической формы предмета.

Знакомство с правилами построения проекции геометрических тел.

Мысленное расчленение предмета на геометрические тела.

Анализировать геометрические формы и тела.

Опрос


№ п.п

Дата

Наименование урока

Краткое содержание

Требование стандарта

Форма контроля

Примечание

Знать/понимать

Уметь/применять

14


Чертежи аксонометрических проекций геометрических тел.

Понятие о проекциях геометрических тел, формирование навыков построения точек.

Анализ чертежей геометрических тел.

Выполнять чертежи геометрических тел в 3 проекциях.

Фронтальная графическая работа.


15


Проекции вершин, ребер и граней предмета.

Понятие о изображении элементов предметов.

Правила изображения элементов предмета.

Выполнять аксонометрические проекции предметов

Практич. работа


16/17


Порядок построения изображений на чертежах. Построение третьего вида.


Способы построения изображений на основе анализа формы предмета.

Последовательность построения видов на чертеже детали.

Выполнять построение третьего вида по двум данным.

Практич. работа


18


Нанесение размеров с учетом формы предмета.

Правила нанесения размеров на чертеже.

Правила нанесения размеров на чертеже.


Уметь наносить размеры на чертеж.

Опрос


19


Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

Анализ графического изображения. Деление окружности на равные части. Сопряжения.

Анализировать графическое изображение. Знать правила деления окружности.

Выполнять чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений).


Практич. работа


20


Чертежи разверток поверхностей геометрических тел.

Развертки поверхностей различных фигур.

Правила построения разверток.

Выполнять развертку деталей. (фигур)

Практич. работа


№ п.п

Дата

Наименование урока

Краткое содержание

Требование стандарта

Форма контроля

Примечание

Знать/понимать

Уметь/применять

Эскизы (2ч Пр-2).

21


Выполнение эскизов деталей.

Назначение эскизов. Каким требованиям должен отвечать эскиз.

Порядок выполнения эскизов.

Проводить замеры линейкой.

Практич. работа


22


Выполнение эскизов деталей с включе-нием элементов конструирования.

Штангенциркуль.

Методы измерений.

Пользоваться штангенциркулем. Выполнить эскиз.

Практич. работа


Сечение и разрезы (6ч Пр-3).

23


Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.

Сечение как способ выявления поперечной формы. Назначение сечений.

Что такое сечение. С какой целью изображают сечения.

Уметь отличать сечение от разреза.

Опрос


24


Правила выполнения сечений.

Выполнение сечений. Обозначения сечений.

Особенности выполнения сечений.

Изобразить эскиз детали с выполнением сечения.

Практич. работа


25


Назначение разрезов.

Разрезы как способ выявления внутреннего устройства предмета.

Какое изображение называют разрезом. Для чего применяют на чертежах разрезы.

Изображать разрез на чертеже. Обозначать разрез.

Практич. работа


26


Правила выполнения разрезов.

Правила графичес кого изображения разрезов.


№ п.п

Дата

Наименование урока

Краткое содержание

Требование стандарта

Форма контроля

Примечание

Знать/понимать

Уметь/применять

27


Соединение вида и разреза.

Соединение части вида и части разреза на чертеже.

Знать как соединить вид и разрез.

Выполнять на чертеже соединения вида и разреза.

Опрос


28


Другие сведения о разрезах и сечениях.

Графические обозначения материалов в сечениях. Примене-ние разрезо в аксоно метрических проекциях.

Как располагают секущие плоскости для выявления внутренних очертаний детали на аксонометричес кой проекции.

Выполнять эскиз детали с выполнением необходимого разреза.

Практич. работа


Определение необходимого количества изображений (1ч Пр-1).

29


Выбор количества изображений и главного изображения.

Построение детали в разных видах.

Какие виды существуют. Какое количество видов необходимо для построения чертежа

Уметь читать чертежи.

Практич. работа


Сборочные чертежи (5ч Пр-3).

30


Общие сведения о соединении деталей.

Виды соединений деталей. Стандартные детали. Взаимозаменяемость.

Знать различные способы изображения соединения деталей.

Изобразить соединение двух деталей на чертеже.

Опрос


31


Изображение и обозначение резьбы.

Изображение и обозначение резьбы на чертеже. Работа со справочниками.

Знать правила работы со справоч -ными материалами. Правила построе- ния резьбовых соединений.

Изобразить резьбовое соединение двух деталей на чертеже.

Практич. работа


№ п.п

Дата

Наименование урока

Краткое содержание

Требование стандарта

Форма контроля

Примечание

Знать/понимать

Уметь/применять

32


Чертежи болтовых и шпилечных соединений.

Изображения болтовых соединений. Изображение шпилечных соединений.

Правила построе-ния болтовых соединений и шпи-лечных соединений.

Изобразить шпилечноее соединение двух деталей на чертеже.

Чтение чертежа.


33


Общие сведения о сборочных чертежах.

Сборочный чертеж. Спецификация. Размеры на сборочном чертеже.

Знать что такое сборочный чертеж и спецификация. Как наносят размеры на сборочном чертеже.

Наносить размеры на сборочном чертеже. Отличать сборочный чертеж от других видов чертежей.

Практич. работа


34


Порядок чтения сборочных чертежей.

Чтение различных сборочных чертежей.

Знать основные правила чтения чертежа.

Читать различные сборочные чертежи.

Практич. работа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!