Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса для 7-11ых классов «Школа успеха. Подготовка к олимпиаде по психологии»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 63» города Магнитогорска
Согласовано: | | Утверждаю: |
Зам. директора по УВР: __________________________/Т.С. Рыбакова/ 4 сентября 2017г. | Директор МОУ СОШ № 63: ___________________/Е.А. Шиндяева/ 5 сентября 2017г. |
Утверждаю:
Рабочая программа курса
для 7-11ых классов
«Школа успеха. Подготовка к олимпиаде по психологии»
на 2017-2018 учебный год
Составитель рабочей программы:
педагог-психолог
высшей кв.категории
Григорьева Ирина Викторовна
Пояснительная записка
Необходимость курса по подготовке учащихся 9-11х классов к всероссийской олимпиаде по психологии вызвана потребностями в:
повышении интереса к предмету психологии как составной части социального и гуманитарного знания, достижении понимания закономерностей развития личности;
высокой степени усвоения фактологического материала и его эффективного применения с использованием новой научной терминологии;
формировании у школьников творческого мышления, совершенствовании их познавательной деятельности, развитии исследовательских приёмов работы;
улучшении качества выполнения олимпиадных работ;
отборе наиболее успешных учащихся на муниципальный и областной туры всероссийской олимпиады.
Таким образом, программа составлена исходя из следующих целей обучения:
активизации интереса к изучению психологии;
определения глубины и осознанности понимания школьниками важнейших проблем развития личности, выявление эрудиции учащихся;
стимулирования научно – поискового творчества, самостоятельного, углублённого изучения психологии;
освоения способов учебно – познавательной и проектной деятельности в психологии, знакомство с инструментарием, методами познания, основными направлениями научных поисков;
помощи одарённым учащимся в самораскрытии ( их творческая направленность )
отбора учащихся на муниципальный и областной туры олимпиады по психологии.
Достижению названных целей соответствует учебно – методический комплекс:
Методические пособия | Дидактические материалы | Литература для учащихся |
Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е издание\ Под редакцией И.В.Дубровиной – СПб . Питер, 2004 | | |
В рабочей программе представлены основные содержательные линии курса психологии: «Введение в психологию», «Личность и деятельность», «Познавательные процессы», «Эмоционально-волевые процессы», «Психологические особенности личности », «Психологическая диагностика», «Возрастная психология», « Социальная психология », « Коррекционная психология ».
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год и носит практико – ориентированный характер. Поэтому основное количество часов отводится на практические занятия.
Основные критерии отбора материала для программы:
способность содействовать усвоению базовых психологических идей и понятий;
обеспеченность включенных в программу тем и вопросов литературой для подготовки учителя, для организации самостоятельной работы учащихся;
соответствие материала уровню полготовки учителя и познавательным возможностям, знаниям, умениям учащихся, их образовательному потенциалу;
возможность использовать при изучении материала активные формы и методы работы, дискуссионный характер материала;
практическая направленность;
соответствие материала курса олимпиадному уровню.
В результате изучения курса предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного;
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей , в том числе с использованием мультимедийных технологий
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема. | Дата | Форма проведения занятия | Требования к результатам обучения |
Тема 1 « Введение в психологию » ( 4 ч. ) | |
1-2 | Актуализация знаний по блоку тем «Психология». Особенности психологического познания и его роль в жизни. Источники психологических знаний. Возможности психологического самопознания и познания других людей. | | Проблемная лекция | описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров и теоретически; сравнивать несколько социальных объектов или источников делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам знать основные обществоведческие термины перечислять изученные социальные объекты и их свойства объяснять изученные социальные явления и процессы характеризовать изученные социальные объекты и процессы приводить примеры, т.е. иллюстрировать, пояснять изученные теоретические положения, социальные нормы давать оценку изученных социальных объектов и процессов анализировать и интерпретировать информацию, заключённую в тексте правильно использовать обществоведческие понятия и термины при анализе и интерпретации текста соотносить значение отдельных авторских слов и фраз с обществоведческим материалом определять логические связи в тексте видеть подтекст, связывать авторские идеи друг с другом и с содержанием текста в целом понимать как отдельные мысли автора, так и общую идею документа, выраженную в ней авторскую позицию соотносить содержание документа с реалиями современности |
3 | Работа с тестовыми и проблемными заданиями. | | Практикум |
| | | Практикум |
4 | Итоговый контроль | | КР |
Тема 2. « Личность и деятельность » ( 4ч. ) |
5-6 | Актуализация знаний по блоку тем « Личность и деятельность » . | | Проблемная лекция |
7 | Работа с тестовыми и проблемными заданиями. | | Практикум |
| | | Практикум |
8 | Итоговый контроль | | КР |
Тема 3. ( 4 ч. ) «Познавательные процессы» |
9-10 | Актуализация знаний по блоку тем «Познавательные процессы». | | Проблемная лекция |
11 | Работа с тестовыми и проблемными заданиями. | | Практикум |
| | | Практикум |
12 | Итоговый контроль | | КР |
Тема 4 «Эмоционально-волевые процессы» ( 4 ч. ) |
13-14 | Актуализация знаний по блоку тем «Эмоционально-волевые процессы» | | Проблемная лекция |
15 | Работа с тестовыми и проблемными заданиями. | | Практикум |
| | | Практикум |
16 | Итоговый контроль | | КР |
Тема 5. «Психологические особенности личности » ( 4 ч. ) |
17-18 | Актуализация знаний по блоку тем «Психологические особенности личности ». | | Проблемная лекция |
19 | Работа с тестовыми и проблемными заданиями. | | Практикум |
| | | Практикум |
20 | Итоговый контроль | | КР |
Тема 6 «Возрастная психология», (4ч) |
21-22 | Актуализация знаний по блоку тем «Возрастная психология». | | Проблемная лекция |
23 | Работа с тестовыми и проблемными заданиями. | | Практикум |
| | | Практикум |
24 | Итоговый контроль | | КР |
Тема 7. « Социальная психология » ( 4 ч. ) |
25-26 | Актуализация знаний по блоку тем « Социальная психология ». | | Проблемная лекция |
27 | Работа с тестовыми и проблемными заданиями. | | Практикум |
| | | Практикум |
28 | Итоговый контроль | | КР |
Тема 8. «Психологическая диагностика и коррекция», (3 ч. ) |
29 | Актуализация знаний по блоку тем«Психологическая диагностика и коррекция». | | Проблемная лекция |
30 | Работа с тестовыми и проблемными заданиями. | | Практикум |
| | | Практикум |
31 | Итоговый контроль | | КР |
Тема 9. Эссе по психологии как творческая работа учащихся (2 ч. ) |
32 | Основные принципы написания эссе по психологии. | | Лекция с элементами практикума |
33 | Занятия -практикумы | | Практикум |
Тема 10. Проектная деятельность учащихся ( 2 ч. ) |
34 | Проект по психологии: сущность, этапы работы, принципы оформления. | | Лекция с элементами практикума | исследовательские и творческие способности личности умения самостоятельно конструировать свои знания способность ориентироваться в информационном пространстве умение работать с различными типами текстов умение планировать свою работу и время навыки анализа и рефлексии умение представить результаты своей работы |
35 | Занятия-практикумы | | Практикум |
| Итоги года. Определение перспектив дальнейшей работы. | | Круглый стол | |