СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса дополнительного образования "Основы финансовой грамотности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса дополнительного образования составлена для учащихся 4 - ого класс, расчитана на 15 учебных часов в полугодие.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса дополнительного образования "Основы финансовой грамотности"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лингвистическая гимназия № 20 имени Л.Л. Верховцевой»

г. Сарапула Удмуртской Республики




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Финансовая грамотность

Модуль 1



Направленность: социально-гуманитарная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 9-10 лет

Срок реализации: 15 часов



Составитель: педагог дополнительного образования МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20»

Поварницина Светлана Александровна

















2021 - 2022 учебный год





Пояснительная записка

Курс дополнительного образования «Финансовая грамотность» реализуется в МБОУ «Лингвистическая гимназия №20 им. Л.Л. Верховцевой», в первом полугодии 2018-2019 учебного года, 15 часов (по 1 часу в неделю).

Составлена на основе курса «Финансовая грамотность» 2-4 класс Ю. Курлюговой. Подготовленного в рамках совместного проекта министерства финансов РФ и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Уровень программы: ознакомительный.

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 раз в неделю

Актуальность данного курса продиктована временем.  Во многих странах мира активно предпринимаются попытки введения финансовой грамотности в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в учебных заведениях.

Формы организации образовательного процесса: тематические занятия, групповые занятия, практические работы, тематические игры, творческие отчеты.

Финансовое образование способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.

Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли  других  людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества.

Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4-х классов в сфере экономики семьи.

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирования применения опыта полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

Основные содержательные линии курса:

  • деньги, их история, их виды, функции

  • семейный бюджет

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики литературы и окружающего мира. Учебные материалы подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования, проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы со схемами, таблицами, текстами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества, государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки и представления информации;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные

  • понимание цели своих действий;

  • составление простых планов с помощью учителя;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий;

  • адекватное восприятие предложения товарищей;

Коммуникативные

  • составление текстов в устной и письменных формах;

  • умение слушать собеседника и вести диалог;

  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственнон поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание и правильное использование экономических терминов ;

  • представление о роли денег в семье и обществе:

  • умение характеризовать виды и функции денег;

  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;

  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

  • определение элементарных проблем в области финансов и путей их решения;

  • проведение элементарных финансовых расчетов.

Порядок и содержание промежуточной аттестации учащихся, формы и методы промежуточной аттестации

В соответствии с запланированными результатами освоения учащимися содержания программы учащиеся получают в конце освоения курса дополнительного образования – зачет, выполняя итоговое тестирование.

В течение курса выполняют и представляют творческую работу в виде коллажа «Мои мечты и желания».

Учебно – тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Что такое деньги и какими они бывают.

8

7

1

тест

2

Из чего складываются доходы в семье.

3

2

1

----

3

Деньги любят счет, как управлять своим кошельком чтобы он не пустовал.

4

1

3

  1. Коллаж «Мои мечты и желания»

  2. Итоговое тестирование (зачет)




Содержание учебно-тематического плана



Название раздела/ кол-во часов

Темы раздела

Содержание

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

Что такое деньги, и какими они бывают.

8 часов

  1. Что такое деньги.

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения

ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже

делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности

перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег

может меняться.


Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты.

Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила.

Товары. Услуги.


Объяснять выгоды обмена.

Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

Описывать ситуации, в которых используются деньги.

Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

Составлять задачи с денежными расчётами.


  1. Как появились деньги.

  1. Самые первые деньги. История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской

империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты

появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании цент-рализованного государства монеты стали едиными.


Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий.

Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривен-ник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».


Объяснять, почему появились монеты.

Описывать устройство монеты.

Приводить примеры первых монет.

Описывать старинные российские деньги.

Объяснять происхождение названий денег.



  1. Для чего нужны деньги.


  1. Какие бывают деньги. Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные

деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги

удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защи-щают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.


Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Ку-пюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.


Объяснять, почему появились бумажные деньги.

Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.

Приводить примеры первых бумажных денег.

Описывать первые российские бумажные деньги.

Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является

преступлением.



  1. Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают

от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.


Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Пла-тельщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты.

Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.


Сравнивать виды денег.

Объяснять роль банков.

Объяснять условия вкладов и кредитов.

Рассчитывать проценты на простых примерах*. Объяснять принцип работы пластиковой карты.



  1. Современные деньги России и других стран.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные

валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотова-лютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются

резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной

валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.


Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта.

Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Лира. Иена. Швейцарский франк.


Приводить примеры валют.

Объяснять, что такое резервная валюта.

Объяснять понятие валютного курса.

Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.



  1. Валюты.

Из чего складываются доходы в семье.

3 часа

  1. Откуда берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является за-работная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, слож-ности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату

и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.


Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с

детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.


Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Ми-нимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина.

Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность.

Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.


Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

Объяснять причины различий в заработной плате.

Объяснять, как связаны профессии и образование.

Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, при-водить примеры пособий.



  1. Куда уходят деньги.


Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, ком-мунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекар-ства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на

необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на

ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.


Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные

услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные

расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные рас-ходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.


Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

Описывать направления расходов семьи.

Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Сравнивать и оценивать виды рекламы.

Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие

решений о покупке.

Составлять собственный план расходов.


  1. Как работают деньги.

Деньги любят счет, как управлять своим кошельком чтобы он не пустовал.

4 часа

  1. Почему денег много не бывает.


Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, ком-мунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекар-ства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на

необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на

ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.


Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные

услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные

расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные рас-ходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.


Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

Описывать направления расходов семьи.

Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Сравнивать и оценивать виды рекламы.

Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие

решений о покупке.

Составлять собственный план расходов.



  1. Как спланировать семейный бюджет.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и

расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы,

образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы,

либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок

или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.


Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения

(накопления). Долг.


Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

Объеснять последствия образования долгов.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.



  1. Игра – викторина «К вершине…»


  1. Зачет «Коллаж – будующих вложений. Мои мечты»























Календарный учебный график

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

Недели обучения

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

каникулы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

3 неделя

4 неделя

Итого

1

2

3

4

5


6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


полугодие

Контроль
















1

1

Практика




1

1



1


1


1


1

1


7

Теория

1

1

1




1


1


1


1




7

Организационно-педагогические условия реализации программы

1.Учебно- информационное обеспечение программы.

Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся

(4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники

Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;

Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/

Наталья Смирнова «Финансовая грамотность для детей и подростков»

http://fc5.ru/finance/93-finansovaya-gramotnost-dlya-detey-i-podrostkov.html

2.Материально-технические условия реализации программы

Для поведения данного курса дополнительного образования кабинет №108 оборудован:

компьютером

проектором

экраном.















































О ценочные материалы










































































































































































































































































Скачать

© 2021, 132 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!