Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лингвистическая гимназия № 20 имени Л.Л. Верховцевой»
г. Сарапула Удмуртской Республики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Финансовая грамотность
Модуль 1
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 9-10 лет
Срок реализации: 15 часов
Составитель: педагог дополнительного образования МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20»
Поварницина Светлана Александровна
2021 - 2022 учебный год
Пояснительная записка
Курс дополнительного образования «Финансовая грамотность» реализуется в МБОУ «Лингвистическая гимназия №20 им. Л.Л. Верховцевой», в первом полугодии 2018-2019 учебного года, 15 часов (по 1 часу в неделю).
Составлена на основе курса «Финансовая грамотность» 2-4 класс Ю. Курлюговой. Подготовленного в рамках совместного проекта министерства финансов РФ и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Уровень программы: ознакомительный.
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 раз в неделю
Актуальность данного курса продиктована временем. Во многих странах мира активно предпринимаются попытки введения финансовой грамотности в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в учебных заведениях.
Формы организации образовательного процесса: тематические занятия, групповые занятия, практические работы, тематические игры, творческие отчеты.
Финансовое образование способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.
Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества.
Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4-х классов в сфере экономики семьи.
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирования применения опыта полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
Основные содержательные линии курса:
деньги, их история, их виды, функции
семейный бюджет
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики литературы и окружающего мира. Учебные материалы подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования, проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы со схемами, таблицами, текстами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
осознание себя как члена семьи, общества, государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные
использование различных способов поиска, сбора, обработки и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
Регулятивные
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложения товарищей;
Коммуникативные
составление текстов в устной и письменных формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственнон поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
понимание и правильное использование экономических терминов ;
представление о роли денег в семье и обществе:
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчетов.
Порядок и содержание промежуточной аттестации учащихся, формы и методы промежуточной аттестации
В соответствии с запланированными результатами освоения учащимися содержания программы учащиеся получают в конце освоения курса дополнительного образования – зачет, выполняя итоговое тестирование.
В течение курса выполняют и представляют творческую работу в виде коллажа «Мои мечты и желания».
Учебно – тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов | Форма контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Что такое деньги и какими они бывают. | 8 | 7 | 1 | тест |
2 | Из чего складываются доходы в семье. | 3 | 2 | 1 | ---- |
3 | Деньги любят счет, как управлять своим кошельком чтобы он не пустовал. | 4 | 1 | 3 | Коллаж «Мои мечты и желания» Итоговое тестирование (зачет) |
Содержание учебно-тематического плана
Название раздела/ кол-во часов | Темы раздела | Содержание | Ученик должен знать | Ученик должен уметь |
Что такое деньги, и какими они бывают. 8 часов | Что такое деньги. | Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться. | Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги. | Объяснять выгоды обмена. Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами. Описывать ситуации, в которых используются деньги. Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. Составлять задачи с денежными расчётами. |
Как появились деньги. |
Самые первые деньги. История монет. | Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании цент-рализованного государства монеты стали едиными. | Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривен-ник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка». | Объяснять, почему появились монеты. Описывать устройство монеты. Приводить примеры первых монет. Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег. |
| Для чего нужны деньги. |
| Какие бывают деньги. Бумажные деньги. | Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защи-щают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением. | Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Ку-пюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. | Объяснять, почему появились бумажные деньги. Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег. Приводить примеры первых бумажных денег. Описывать первые российские бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. |
| Безналичные деньги. | Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты. | Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Пла-тельщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты. | Сравнивать виды денег. Объяснять роль банков. Объяснять условия вкладов и кредитов. Рассчитывать проценты на простых примерах*. Объяснять принцип работы пластиковой карты. |
| Современные деньги России и других стран. | Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотова-лютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. | Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Лира. Иена. Швейцарский франк. | Приводить примеры валют. Объяснять, что такое резервная валюта. Объяснять понятие валютного курса. Проводить простые расчёты с использованием валютного курса. |
| Валюты. |
Из чего складываются доходы в семье. 3 часа | Откуда берутся деньги. | Основным источником дохода современного человека является за-работная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, слож-ности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия. | Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Ми-нимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес. | Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, как связаны профессии и образование. Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке. Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, при-водить примеры пособий. |
| Куда уходят деньги. | Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, ком-мунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекар-ства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные. | Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные рас-ходы. Переменные расходы. Сезонные расходы. | Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи. Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Составлять собственный план расходов. |
Как работают деньги. |
Деньги любят счет, как управлять своим кошельком чтобы он не пустовал. 4 часа | Почему денег много не бывает. | Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, ком-мунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекар-ства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные. | Основные понятия Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные рас-ходы. Переменные расходы. Сезонные расходы. | Объяснять причины, по которым люди делают покупки. Описывать направления расходов семьи. Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. Сравнивать и оценивать виды рекламы. Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Составлять собственный план расходов. |
| Как спланировать семейный бюджет. | Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты. | Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг. | Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. Объеснять последствия образования долгов. Составлять семейный бюджет на условных примерах. |
| Игра – викторина «К вершине…» |
| Зачет «Коллаж – будующих вложений. Мои мечты» |
Календарный учебный график
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь |
Недели обучения | 3 неделя | 4 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | каникулы | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Итого |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
полугодие | Контроль | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | 1 |
Практика | | | | 1 | 1 | | | 1 | | 1 | | 1 | | 1 | 1 | | 7 |
Теория | 1 | 1 | 1 | | | | 1 | | 1 | | 1 | | 1 | | | | 7 |
Организационно-педагогические условия реализации программы
1.Учебно- информационное обеспечение программы.
Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся
(4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;
Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
Наталья Смирнова «Финансовая грамотность для детей и подростков»
http://fc5.ru/finance/93-finansovaya-gramotnost-dlya-detey-i-podrostkov.html
2.Материально-технические условия реализации программы
Для поведения данного курса дополнительного образования кабинет №108 оборудован:
компьютером
проектором
экраном.
О ценочные материалы