Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 4 класса разработана на основе примерной программы учебного предмета «Родная литература» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке. 1- 11 классы. Ф.Ф.Хасанова. Казань, 2017г.
Учебник: «Литературное чтение» 4 класс в 2частях. Ф.Ш. Гарифуллина, И.Х. Мияссарова. Казань. «Мэгариф - Вакыт», 2018г.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
3.Основная образовательная программа начального общего образования МКОО «Старомостякская средняя школа»;
4.Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
5. Учебный план МКОО «Старомостякская средняя школа» на 2019-2020 учебный год.
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования предмет «Литературное чтение на родном языке» изучается с 1 по 4 классы и относится к учебной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». В соответствии с учебным планом школы, уроки литературного чтения на родном языке в 4 классе рассчитаны на 0,5 часов в неделю и проводятся один раз в 2 недели. Следовательно, общее количество часов в год составило – 17 часов.
1. Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение на родном языке». 4 класс.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свой народ, своим родным татарским языком, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы на родном языке;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Башкортостана, России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
3. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Восприятие на слух художественного текста ( рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащегося на татарском языке.
5. Подробный пересказ текста на татарском языке;
6. Разделение текста на части, озаглавив части;
7. Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух на родном татарском языке;
8. Составление простого и сложного плана текста;
9. Самостоятельная характеристика героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).
Выпускник научится:
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- воспринимать на слух художественные тексты (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащегося на родном языке.
- подробно пересказать текст на родном языке;
- разделять тексты на части, озаглавить части;
- осознавать правильное, выразительное чтение вслух на родном языке; - составлять простые и сложные планы текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
– анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
– осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
– высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
– устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
– составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой;
– самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
2. Содержание учебного предмета
Устное нродное творчество.
Ветряная телега.Татарская народная сказка. Жаворонок и солнце. Миф. Ф.Амирхан. Девушка Зухра на луне. Баит Сак-Сок. И.А.Крылов. Ворона и Лисица. М.Гафури. Стрекоза и Муравей. М.Гафури. Курица и Утка. Г.Тукай. Молодое дерево. А.Исхак. Старый дуб и молодой парень. Г.Тукай. Луна и Солнце. Г.Тукай. Фатыйма и Соловей. Шуралэ. М.Гафури. Луг. М.Джалиль. Дождь. Речка. А.Алиш. Хвосты. А.Алиш. Кому надо а кому –нет. Н. Даули. Маленькая туча
Писатели о детях.
Ш.Галиев. Камырша. Мой брат учит стихотворение. Р.Минуллин. Мама я увидела собаку. Р.Минуллин.Новый вид спорта. Х.Халиков.Стихи. Дедушка. Сказка о воробушке. Х.Халиков. Какая птица. Ф.Яруллин. Стихи. Ф.Яруллин. Несмываемый позор. Р.Хафизова.Голубь и мальчик.
О доброте и красоте.
С. Адхамова. Друзья. А.Баян. Белочки рядом с собакой. Д.Аппакова.Новые туфли.
Счастливое детство.
М.Зощенко.Несчастный Федя.Н.Гыйматдинова .Болтливая коза. Ю.Ермолаев. Часы помогли.
Увлекательные приключения.
Г.- Х. Андерсен. Оловянный солдатик. Д.Свифт. Приключения Гулливера. Л.Лерон. Сын Шуралэ. Сказка- пьеса. З. Хоснияр. Песня Шурале. Проверь себя.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Устное нродное творчество | 7 |
2 | Писатели о детях | 3 |
3 | О доброте и красоте | 1 |
4 | Счастливое детство | 1 |
5 | Увлекательные приключения | 5 |
| Итого | 17 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
по плану | факт |
1 | Устное нродное творчество. Татарская народная сказка. Ветряная телега. Жаворонок и солнце. Миф. | 1 | 11.09 | | |
2 | Ф.Амирхан. Девушка Зухра на луне. Баит Сак-Сок. | 1 | 25.09 | | |
3 | И.А.Крылов. Ворона и Лисица. М.Гафури. Стрекоза и Муравей. М.Гафури. Курица и Утка | 1 | 9.10 | | |
4 | Г.Тукай. Молодое дерево. А.Исхак. Старый дуб и молодой парень. Г.Тукай. Луна и Солнце. | 1 | 23.10 | | |
5 | Г.Тукай. Фатыйма и Соловей. Шуралэ. М.Гафури. Луг. М.Джалиль. Дождь. Речка. | 1 | 13.11 | 6.11 | |
6 | А.Алиш. Хвосты. Кому надо, а кому – нет. Н. Даули. Маленькая туча. | 1 | 27.11 | 20.11 | |
7 | Р.Башар. Соловь иная белая речка. Г.Хасанов. Зимний лес. Ф.Яруллин Счастливая ночь. | 1 | 11.12 | 04.12 | |
8 | Писатели о детях. Ш.Галиев. Камырша. Мой брат учит стихотворение. Р.Минуллин .Мама я увидела собаку. | 1 | 25.12 | 18.12 | |
9 | Р.Минуллин.Новый вид спорта. Х.Халиков.Стихи.Дедушка. Сказка о воробушке. Х.Халиков.Какая птица. | 1 | 22.01 | | |
10 | Ф.Яруллин. Стихи. Ф.Яруллин. Несмываемый позор. Р.Хафизова.Голубь и мальчик. | 1 | 5.02 | | |
11 | О доброте и красоте. С. Адхамова. Друзья. А.Баян. Белочки рядом с собакой. Д.Аппакова.Новые туфли. | 1 | 19.02 | | |
12 | Счастливое детство. М.Зощенко.Несчастный Федя.Н.Гыйматдинова .Болтливая коза. Ю.Ермолаев. Часы помогли. | 1 | 4.03 | | |
13 | Увлекательные приключения. Г.- Х. Андерсен Оловянный солдатик. | 1 | 18.03 | | |
14 | Д.Свифт Приключения Гулливера. | 1 | 8.04 | | |
15 | Л.Лерон. Сын Шурале. Сказка- пьеса | 1 | 22.04 | | |
16 | З. Хоснияр. Песня Шурале. | 1 | 6.05 | | |
17 | Проверь себя. | 1 | 20.05 | | |
Лист коррекции
Дата | Содержание изменений | Причина | Примечание |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
11