СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Литературное чтение" для обучающегося с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Литературное чтение"для обучающегося 2 класса с тяжелым нарушением речи (вариант1)  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Литературное чтение" для обучающегося с ОВЗ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ городской округ город лангепас ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №6»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

от «__» 2018 г.

Протокол № ____

Руководитель МО

__________ / /


СОГЛАСОВАНО

на заседании НМС

от «___» 2018 г.

Протокол № ___

Зам. директора по УВР

/ /


УТВЕРЖДАЮ

Директор ЛГ МАОУ

«Гимназия №6»

________/ /

от «____» сентября 201 г.

Приказ № ____









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

обучающегося 2 класса с тяжелым нарушением речи

на 2018 – 2019 учебный год

для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

обучающихся с тяжелым нарушением речи

(вариант 1)



Учитель: Олейник Светлана Валерьевна

Класс: 2.

Общее количество часов по плану – 136 часов


Количество часов в неделю – 4 часа


Лангепас, 2018 г.


Содержание

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

    1. Нормативная база

    2. Психолого – педагогическая характеристика

    3. Цели и задачи

    4. Общая характеристика учебного предмета

  1. Содержательный раздел

    1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы

    2. Планируемые результаты учебного предмета (личностные и предметные)

    3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов

  2. Организационный раздел

    1. Учебный план.

    2. Тематическое планирование.

    3. Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью.











  1. Пояснительная записка

Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598. Заключения территориальной ПМПК и примерной программы по литературному чтению и программы «Литературное чтение», автор Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. – [Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., Литературное чтение: программа: 1-4 классы: [Текст] / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 224 с.]


1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы

Федерального уровня:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.

Регионального уровня:

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 июня 2015г. №6681 «О направлении Инструктивно-методического письма об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015-2016 учебном году»;

- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»

Уровень общеобразовательной организации:

- Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимниазя № 6»;

- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.

- Базовый учебный план ЛГ МАОУ «Гимназия №6».


    1. Психолого-педагогическая характеристика обучающейся

……  Юлия 22.08.2010 года рождения, обучается во 2 г классе ЛГ МАОУ «Гимназия №6» с 1 сентября 2017 года. На основании заключения территориальной ПМПК от 25.04.2018, № 222 является ребенком с ОВЗ. С сентября 2018 года, по заявлению родителей обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжелым нарушением речи вариант 5.1.

Юля проживает в полной многодетной семье. Проживает с мамой, папой. 2 сестрами и 2 братьями.

У девочки недостаточно полный объём знаний и представлений об окружающем мире. Не знает точный адрес проживания. Учебная деятельность на низком уровне.

Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, при копировании по клеточкам делает ошибки. Слабо ориентируется в основных понятиях времени, часто затрудняется в установлении причинно-следственных отношений между явлениями действительности. Не всегда верно отвечает на поставленные вопросы.

Прочность запоминания словесного материала, букв низкая. На начало 2 класса может читать только некоторые слоги, т.к. не помнит всех букв.по этойже причине не может записывать слова под диктовку. Воспроизведение учебной информации (текстов, содержания и задач) часто неполное, неточное. Самостоятельно применить изученный материал на уроке не может.

Проявляет избирательные познавательные мотивы, на уроках средняя активность внимания. Испытывает сложности при овладении программным материалом, обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки, низкую успеваемость по русскому языку, литературному чтению, математике. Из всех учебных предметов предпочтение отдает физической культуре.

Правила поведения на уроках соблюдает. Быстро утомляется. На переменах школьные правила не нарушает. Общеобразовательную программу по основным предметам усваивает не в полном объеме.

На внеурочных занятиях, как и во время учебного процесса Юля не всегда воспринимает учебную инструкцию, самостоятельно выполнять задания не может, только в сопровождении учителя, к поручениям относится положительно, интерес к книгам не проявляет, библиотеку не посещает.

Юля на контакт идёт хорошо, конструктивные навыки взаимодействия развиты на среднем уровне, имеет стабильную самооценку. Устойчивость внимания ниже возрастной нормы, быстрая утомляемость.


1.3.Цель программы:

Основная цель изучения литературного чтения — формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению; осознание его важности для саморазвития.


Коррекционно – образовательные задачи:

  • освоение общекультурных навыков чтения,

  • формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • овладение коммуникативной культурой, обогащение и активизация речи обучающихся, формирование умения выражать свои мысли;

  • расширение и углубление знаний обучающихся об окружающем мире;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формирование у обучающихся интереса к книгам, к самостоятельному чтению;

1.4. Общая характеристика учебного предмета.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

При организации процесса обучения используются технологии (методики): информационно-коммуникационные, коллективный способ обучения (работа в парах, малых группах), здоровьесберегающие, технологии деятельностного типа (проблемный диалог, технология оценивания, технология продуктивного чтения), метод проектов.


2. Содержательный раздел

2.1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы

Во втором классе, в соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Литературное чтение» отводится 136 часов (4часов в неделю).


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. понимание отношения автора к героям произведения.

Чтение. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Выразительное чтение небольших текстов или отрывков. Формирование умения са­моконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, упо­требляемых в тексте. Различие простейших случаев много­значности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;

  • читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объёмом 1-2 страницы;

  • овладевать умениями читать вслух, молча, выразительно;

  • понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;

  • воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примерах поступков героев литературных произведений, входящих в круг чтения второклассников);

  • понимать учебную задачу, определять способы её решения;

  • анализировать тексты произведений разных жанров (определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части, составлять план);

  • определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

  • выделять положительных и отрицательных героев, сравнивать героев произведений;

  • отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие дать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений);

  • формулировать высказывание ( о произведении, о героях);

  • планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей (выразительное чтение, чтение наизусть и по ролям, подробный пересказ) и контролировать этапы выполнения задачи;

  • использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач (определение темы, жанра и авторской принадлежности произведения и книги»;

  • группировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности;

  • объяснять значения слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова;

  • сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;

  • составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели (на примере моделирования обложек к произведению).


Круг чтения

Произведения фольклора русского наро­да и народов других стран: пословица, скороговорка, загад­ка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.

Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Работа с книгой. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фолькло­ра, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение, информация.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;

  • группировать пословицы и загадки по темам и видам;

  • характеризовать жанры и темы изучаемых произведений;

  • использовать в речи литературоведческие понятия (жанр, тема, диалог, обращение, автор произведения, герой произведения).


Творческая деятельность учащихся

(на основе литературных произведений)

Проявление интереса к сло­весному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Рассказывание сказок от лица одного из её персонажей сказки. Придумывание продолжения произведе­ния (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективные творческие работы («Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных ска­зок», «Теремок для любимых героев» и т. д.) Подготовка и про­ведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (через выразительное чтение, творческий пересказ);

  • читать выразительно по ролям, инсценировать небольшие произведения или отдельные эпизоды;

  • создавать истории о героях произведений.


Чтение: работа с информацией

Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.

Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;

  • слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;

  • понимать информацию, данную в тексте, и на её основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.


Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: составление и запись предложений, запись отдельных выра­жений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произ­ведений;

  • с уроками изобразительного искусства: иллюстриро­вание отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

  • с уроками музыки: слушание музыкальных произведений к темам изученных произведений (народные хоровод­ные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

  • с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, ре­монт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).


2.2. Планируемые результаты учебного предмета


Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

    1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

    8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

    9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

    10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

    14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

    15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты с учетом специфики содержания предметной области «Филология»:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);

  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

  • читать выразительно приготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и поступках;

  • определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

  • понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;

  • находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмами подготовки пересказов;

  • группировать книги по жанрам, темам и авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

  • понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;

  • пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

  • пользоваться первичными, изучающими и поисковыми видами чтения в зависимости от цели чтения;

  • читать доступные периодические издания и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;

  • определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенные признаки;

  • различать пословицы и загадки по темам;

  • использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

  • осознавать нравственные и этические ценности произведения;

  • выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

  • находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.


Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;

  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

  • моделировать «живые картины» к изученным произведения или отрывкам из произведений;

  • рассказывать сказки с присказками;

  • создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.

Ученик может научиться:

  • делать иллюстрации к изученным произведениям;

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

  • выполнять проекты индивидуально и по группам по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

  • инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.


Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • работать с таблицами и схемами, используя информацию из них и моделей для характеристики произведения, книги, героев;

  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

  • находить информацию о книге в её аппарате;

  • сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.



Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);

  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно – проверочный урок);

  • Комбинированный урок;

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).


Методы:

  • Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

  • Наглядные – наблюдение, демонстрация;

  • Практические – упражнения;

  • Методы изложения новых знаний;

  • Методы повторения, закрепления знаний;

  • Методы применения знаний;

  • Методы контроля.


2.3 Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов


Особенности организации контроля по чтению.

             Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможно проведение  письменных работ - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельных работ  с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

          Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

          Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более двух);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
    слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.














3 Организационный раздел

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


урока

Календарные сроки


Раздел (количество часов)

Тема урока


Содержание урока


Количество

часов,

отводимых на изучение темы

1 четверть – 33 часа

О НАШЕЙ РОДИНЕ – 5 часов

01.09

Стихотворения о Родине.

Ф. Савинов «Родина»

У. стр. 4, Т. стр. 3

Чтение стихотворения. наблюдение за изменением тона и рифмой 9введение понятия «рифма»). Определение авторского отношения.

1

04.09

Стихотворения о Родине.

И. Никитин «Русь» (отрывок)

У. стр. 6, Т. стр. 4

Сравнение стихотворений о Родине. Работа над выразительностью чтения.

1

05.09

Рассказы о Родине.

С. Романовский «Русь» (в сокращении)

У. стр. 8, Т. стр. 5

Чтение молча (про себя). Определение эмоционального состояния героев. Ведение понятия «диалог».

1

07.09

Литературное слушание.

Произведения о Родине.

С. Романовский «Слово о Русской земле»

У. стр. 10, Т. стр. 6

Слушание произведения (читает учитель). Сравнение произведений по жанру: рассказ. стихотворение. Объяснение слов: летописец, летопись. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр.

1

08.09

Стихи русских поэтов.

А Прокофьев «Родина»

У. стр. 14, Т. стр. 8

Чтение стихотворений вслух и молча (про себя), работа над выразительным чтением. Определение тона и темпа чтения. Сравнение стихотворений о Родине.

1

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ – 6 часов

11.09

Произведения фольклора

Русская народная песня «Я с горы на гору шла»

У. стр. 16, Т. стр. 8

Работа со статьёй «Обрати внимание» в учебнике, проверка читательской эрудиции – работа со схемой «Фольклор. Восприятие на слух текста песни (читает учитель), моделирование обложки, чтение вслух и молча, выразительное чтение. Работа с русской хороводной песней: слушание, чтение, определение ритма чтения, передача ритмического рисунка.

1

12.09

Загадки народные

У. стр. 17, Т. стр.

Чтение загадок, определение темы загадок, выделение ключевых слов для поиска загадки

1

14.09

Литературное слушание

Былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал»

У. стр. 18, Т. стр. 9

Слушание. беседа: былина и былинный сказ. Былинные герои. Составление плана былины.

1

15.09

Былины. «Три поездки Ильи Муромца» «(отрывок)

У. стр. 25, Т. стр. 10

Чтение отрывка былины учителем, анализ былин: повторы, напевность, особенность языка. Работа с текстом. Составление плана.

1

18.09

Малые жанры фольклора

Шутка, считалка, потешка, пословицы

У. стр. 30, Т. стр. 11

Выразительное чтение диалога (шутки). выделение при чтении главных слов, определение теспа и тона чтения. Чтение считалок. Объяснение смысла пословиц. Сравнение различных жанров фольклора.

1

19.09

Обобщение по теме.

«Проверь себя»

У. стр. 35, Т. стр. 13

Проверка уровня обученности – чтение вопросов и поиск ответов в изученном разделе учебника. Самоконтроль и самооценка.

1

О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ – 13 часов

21.09

Стихотворения о детях

А. Барто «Катя»

У. стр. 36, Т. стр. 14

Выразительное чтение. Упражнения: определение задачи чтения, тона, темпа. Сравнение произведений о детях. Самостоятельная работа с новым произведением – чтение, определение жанра и темы, моделирование обложки, практическое знакомство с понятием «юмор».

1

22.09

Произведения для детей.

С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах»

У. стр. 37, Т. стр. 16

Слушание. Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям. Самостоятельная работа с новым произведением – первичное чтение молча, моделирование обложки, чтение по абзацам.

1

25.09

Рассказы о детях.

С. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело»

У. стр. 38, Т. стр. 17

Работа с произведением до чтения – поиск фамилии автора и заголовка, правильное называние произведения (фамилия автора и заголовок). Чтение по частям, озаглавливание, прогнозирование развития событий.

1

26.09

Произведения о детях.

Е.Пермяк «Смородинка»

У. стр. 44, Т. стр. 18

Чтение молча (про себя). Работа с текстом: деление на части, составление плана. Целостное восприятие произведения – слушание, выполнение заданий в тетради. Моделирование обложки.

1

28.09

Произведения о детях.

Н. Носов «Заплатка»

У. стр. 47, Т. стр. 20

Слушание рассказа. Работа с текстом (задания в учебнике и тетради). Определение главной мысли (что хотел сказать автор). Самостоятельная работа с новым произведением.

1

29.09

Разножанровые произведения для детей. Г.Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки

У. стр. 51, Т. стр. 20

Восприятие художественного текста – слушание, чтение вслух и молча, выполнение заданий в учебнике. Нахождение рифмующихся строк. Знакомство с понятием «скороговорка». Слушание сказки, выражение своего мнения о поступках героев. работа с парах: чтение диалогов.

1

02.10

Басни

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Л.Толстой «Страшный зверь»

У. стр. 53, Т. стр. 22, 23

Работа с басней, её структура и форма (стихотворная или прозаическая). Выразительное чтение басен. Литературоведческие понятия: басня, баснописец, мораль.

1

03.10

Литературное слушание

Рассказы о детях

М.Зощенко «Самое главное»

У. стр. 57, Т. стр. 24

Слушание. Анализ эмоциональной реакции на произведение. Чтение вслух по частям, составление плана под руководством учителя.

1

05.10

Сказки о детях.

В. Сутеев «Кто лучше?»

У. стр. 64, Т. стр. 25

Работа с произведением до чтения – чтение фамилии автора и заголовка, объяснение заголовка. Чтение молча, ответы на вопросы и подтверждение ответов словами из текста. Чтение по ролям (работа в группах).

1

06.10

Произведения о детях и для детей. А. Митта «Шар в окошке»

Е. Пермяк «Две пословицы»

У. стр. 66, Т. стр. 28

Самостоятельная работа с новым произведением – чтение молча, моделирование обложки. Обсуждение нравственного значения поступка друзей Коли. Деление рассказа на части по плану в учебнике. Духовно-нравственный смысл пословиц в сказке.

1

09.10

Сказки для детей.

Л. Пантелеев «Две лягушки»

У. стр. 72, Т. стр. 30

Восприятие произведения – слушание чтения одноклассников, ответы на вопросы в учебнике, дополнение ответов. Чтение по абзацам. Подробный пересказ сказки.

1

10.10

Литературное слушание

Произведения и книги о детях. В. Беспальков «Совушка»

У. стр. 74, Т. стр. 32

Первичное восприятие сказки (читает учитель). Изучающее чтение по частям, ответы на вопросы. Самостоятельное выполнение заданий в тетради, проверка и оценка своей работы.

1

12.10

Произведения В. Сутеева для детей. В Сутеев «Снежный зайчик»

У. стр. 80, Т. стр. 33

Чтение рассказа. Составление плана.

1

УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО – 6 часов

13.10

Произведения об осени. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г Скребицкий «Осень» (отрывок)

У. стр. 108, Т. стр. 43

Слушание стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Работа с иллюстрациями. Самостоятельная работа с новым произведением – знакомство с произведением до чтения, чтение, моделирование обложки. Самопроверка, самооценка.

1

16.10

Произведения об осени.

Э. Шим «Белка и Ворон»

Е. Трутнева «Осень»

У. стр. 111, Т. стр. 46

Самостоятельная работа со сказкой. чтение молча, определение жанра и темы, моделирование обложки. Выразительное чтение по ролям

1

17.10

Произведения об осени. Н.Сладков «Эхо»

У. стр. 114, Т. стр. 47

Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Сравнение произведений разных жанров. Самостоятельное формулирование вопросов по содержанию. Чтение наизусть

1

19.10

Разножанровые произведения о природе.

Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…». Загадки.

М. Пришвин «Недосмотренные грибы»

У. стр. 116, Т. стр. 49

Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий под руководством учителя. Упражнение в чтении. Обучение пересказу.

1

20.10

Литературное слушание

Произведения о природе.

Э.Шим «Храбрый Опёнок»

К.Бальмонт «Осень»

У. стр. 117, Т. стр. 50-51

Слушание рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради с использование с использованием текста произведения, объяснение ответов. Самостоятельная работа с произведением.

1

23.10

Обобщение по разделу.

«Проверь себя»

У. стр. 126, Т. стр. 54

Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Самопроверка и самооценка уровня начитанности

1

МИР СКАЗОК – 6 часов

24.10

Русская народная сказка

«У страха глаза велики»


У. стр. 86, Т. стр. 36

Знакомство с произведением до чтения (название, структура текста, иллюстрации). Слушание сказки. Чтение молча. Чтение по абзацам вслух. Сравнение бытовой сказки с волшебной.

1

26.10

Русская народная сказка

«У страха глаза велики»


У. стр. 86, Т. стр. 36

Знакомство с произведением до чтения (название, структура текста, иллюстрации). Слушание сказки. Чтение молча. Чтение по абзацам вслух. Сравнение бытовой сказки с волшебной.

1

27.10

Братья Гримм

«Маленькие человечки»


У. стр. 89, Т. стр. 37

Работа с произведением до чтения – чтение фамилии автора и заголовка, подзаголовка. Краткий пересказ. Самостоятельное ознакомительное чтение. Работа в парах: чтение эпизода о мастерстве одного из сыновей.

1

2 четверть – 29 часов

07.11

Х.-К.Андерсен

«Пятеро из одного стручка»

У. стр. 94, Т. стр. 40

Первичное чтение сказки по частям. Объяснение смысла заголовка и определение вида сказки. Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы, выполнение заданий.


09.11

Братья Гримм

«Семеро храбрецов»

У. стр. 100, Т. стр. 39

Работа с произведением до чтения – чтение фамилии автора и заголовка, подзаголовка. Краткий пересказ. Самостоятельное ознакомительное чтение. Работа в парах: чтение эпизода о мастерстве одного из сыновей.


10.11

Обобщение по теме.

«Проверь себя»

У. стр.106

1

СНЕЖОК ПОРХАЕТ, КРУЖИТСЯ – 18 часов

13.11

Произведения о зиме.

З. Александрова «Зима»

У. стр. 128, Т. стр. 58

Знакомство с новым разделом. Восприятие стихотворения: слушание чтения учителя и слежение по тексту, выполнение заданий в учебнике и тетради. Обучение выразительному чтению с помощью памятки 1, моделирование обложки.

1

14.11

Научно-познавательные и художественные произведения о природе.

С. Иванов «Каким бывает снег»

У. стр.129, Т. стр. 59

Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана. Обучение подробному пересказу по плану.

1

16.11

Рассказы о природе.

И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»

У. стр.133, Т. стр. 59-60

Самостоятельное чтение рассказа. Деление текста на части. Подробный пересказ.

1

17.11

Литературное слушание.

Сказки о природе.

Э. Шим «Всем вам крышка»,

К. Ушинский «Мороз не страшен»

У. стр.134, 138, Т. стр. 60-61

Слушание сказки. Комментирование заглавия. Образ Морозко, реальные и сказочные события.

1

20.11

Народные сказки.

Русская народная сказка

«Дети Деда Мороза»

У. стр.140, Т. стр. 62

Самостоятельное чтение сказки. Упражнение в правильном и выразительном чтении. Выполнение заданий. Пересказ по плану. Сравнение народных сказок.

1

21.11

Рассказы и сказки о природе.

М Пришвин «Деревья в лесу»

У. стр. 142, Т. стр. 63-64

Работа с рассказом – самостоятельная подготовка выразительного чтения, выполнение заданий в учебнике и тетради.

1

23.11

Стихотворения о зиме.

И. Суриков «Детство» (отрывок)

У. стр. 143, Т. стр. 64-65

Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Беседа об отношении к природе. Коллективная творческая работа – рисование картины «Зимние забавы».

1

24.11

Литературное слушание.

Литературные сказки.

В. Даль «Девочка Снегурочка»

У. стр. 144, Т. стр. 65-66

Слушание сказки. Выделение зачина, концовки, поиск повторов, песенок. Творческая работа: рассказать сказку от лица одного из героев. Упражнение в выразительном чтении песенки стариков.

2

27.11

Литературные сказки.

В. Даль «Девочка Снегурочка»

28.11

Народные сказки.

Русская народная сказка «Снегурочка»

У. стр. 151, Т. стр. 67

Работа со сказкой – чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинение сказок о Снегурочке. Сравнение сказок разных народов.

2

30.11

Народные сказки.

Русская народная сказка «Снегурочка»

01.12

Произведения о детях.

Н. Некрасов «Саша»

(отрывок из поэмы)

У. стр. 156, Т. стр. 69-70

Выразительное чтение отрывка из поэмы. Работа с иллюстрацией. Сравнение произведений (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Саша» и стихотворения И Сурикова «Детство»). Работа с книгами Н. Некрасова. Выразительное чтение стихотворения.

2

04.12

Произведения о детях.

Н. Некрасов «Саша»

(отрывок из поэмы)

05.12

Рассказы о животных.

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»

У. стр. 157, Т. стр. 70-71

Чтение рассказа про себя. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Сравнение произведений о природе.

1

07.12

Рассказы и стихотворения о природе. И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу». И. Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?»

У. стр. 159, 161, Т. стр. 71-72, 72-73

Самостоятельное чтение рассказа. Комментирование заглавия. Подготовка подробного пересказа. Поиск сравнений. Обучение выразительному чтению.

1

08.12

Литературное слушание.

Произведения для детей.

В. Одоевский «Мороз Иванович»

Хрестоматия стр.

Слушание сказки. Выполнение заданий к тексту. Работа по группам: чтение по частям («Рукодельница» и «Ленивица»)

1

11.12

Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича»

Проектная деятельность (работа в группах). Определение учебной задачи (постановка спектакля, создание книги с иллюстрациями к сказке, выставка книг и т.п.), распределение работы (определение вида работы, подбор материала, оформление и т.д.). Презентация проекта: рассказ о проекте, демонстрация.

1

12.12

1

«ЗДРАВСТВУЙ, ПРАЗДНИК НОВОГОДНИЙ!» – 8 часов

14.12

Произведения о новогоднем празднике. С. Михалков «В лесу стояла ёлочка»

У. стр. 162, Т. стр. 73-74

Слушание. выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение. Сравнение строф: выделение ключевых слов, логических ударений, знаков препинания, рифмующихся слов. Комментирование текста

1

15.12

Литературное слушание.

Сказки Х.-К. Андерсена.

Х.-К. Андерсен «Ель».

Книги Х.-К. Андерсена

Слушание произведений. Моделирование обложки (самостоятельно определить жанр и тему, указать фамилию автора и заголовок). Работа с текстом произведения: чтение вслух по частям, составление плана под руководством учителя, ответы на вопросы к тексту произведения). Знакомство с книгами Х.-К. Андерсена для детей. Самостоятельный выбор и работа с книгой

1

18.12

Произведения о детях и для детей. А. Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок)

У. стр. 164, Т. стр. 74-75

Слушание и чтение рассказа по частям, беседа по содержанию. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану. Работа с книгой А. Гайдара «Чук и Гек»

2

19.12

Произведения о детях и для детей. А. Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок)

21.12

Стихотворения о Новом годе. С. Маршак «Декабрь»

У. стр. 168, Т. стр. 75-76

Чтение стихотворения молча. Беседа после чтения. Работа с текстом произведения. Рисование иллюстрации к стихотворению. Повторение произведений С. Маршака

1

22.12

Стихотворения о Новом годе. С. Городецкий «Новогодние приметы»

У. стр. 169, Т. стр. 76-77

Самостоятельное первичное чтение стихотворения. Моделирование обложки. Чтение вслух по строфам (работа в парах), выразительное чтение (памятка 1). Коллективная творческая работа «Приметы Нового года» (работа в группах)

1

25.12

Обобщение по теме.

Рубрика «Проверь себя»

Т. стр. 77-78-79

Выполнение заданий в учебнике и тетради

1

26.12

Стихи о природе (урок-конкурс).

Рубрика «Книжная полка»

У. стр. 170

Чтение отрывков из стихотворений о природе, называние произведений, поиск по учебнику, чтение наизусть или по учебнику. Конкурсное чтение подготовленного стихотворения. Выбор лучшего чтеца класса стихотворений о природе

1

3 четверть – 40 часов

«О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ» – 12 часов

11.01

Произведения о животных

Русская народная песня «Бурёнушка»

В. Жуковский «Птичка»

У. стр.4, 5 , Т. стр. 4

Знакомство со второй частью учебника. Самостоятельное чтение стихотворения. Слушание чтения одноклассников и учителя. Сравнение изучаемых произведений, заполнение таблицы в тетради.

1

12.01

Разножанровые произведения о животных

К.Ушинский «Кот Васька»

Считалка, загадки

Е.Благинина «Голоса леса»

У. стр. 6-8, Т. стр. 5, 7, 8

Слушание чтения учителя, моделирование обложки. Самостоятельная работа с новым произведением. Выразительное чтение по ролям.

1

15.01

Рассказы и стихотворения о животных

М. Пришвин «Старый гриб»

У. стр. 9, Т. стр. 9

Полноценное восприятие текста - слушание чтения учителя, анализ содержания, выражение своего мнения. Работа с произведением: чтение вслух по абзацам, чтение описаний (поисковое чтение).

1

16.01

Рассказы о животных

К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

П. Комаров «Оленёнок»

У. стр. 11, 13, Т. стр. 10, 11

Чтение текста-описания, определение отношения автора к лисе, выразительно чтение. Самостоятельная работа с новым произведением.

1

18.01

Произведения о животных

В. Бианки «Ёж-спаситель»

Скороговорки

У. стр. 13, 16, Т. стр. 12, 13

Знакомство с произведение до первичного восприятия. Чтение молча, определение жанра и темы. Работа со словарём, выполнение заданий в У. и Т.

1

19.01

Присказки и сказки

М. Дудин «Тары-бары…»

У. стр. 17, Т. стр. 14

Слушание, выражение своего мнения. Самостоятельное чтение. Работа со словарём, выполнение заданий в У. и Т.

1

22.01

Литературное слушание

Произведения о животных

К. Ушинский «Плутишка кот»

У. стр. 18, Т. стр. 16

Целостное восприятие. Условно-схематическое моделирование. Работа со словарём, выполнение заданий в У. и Т.

1

23.01

Народные сказки

Русская народная сказка

«Журавль и цапля»

У. стр. 24, Т. стр. 18

Самостоятельное чтение. Анализ текста. Краткий пересказ. Комментирование заглавия

1

25.01

Сказки народов России

Русская народная сказка

«Зимовье зверей»

(в обработке Л. Н. Толстого)

У. стр. 26, Т. стр. 20

Знакомство со сказкой до чтения. Самостоятельная работа с текстом

1

26.01

Авторские сказки

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (отрывок)

У. стр. 32, Т. стр. 20

Упражнение в чтении. Работа с текстом. Выявление реального и вымышленного. Выявление особенностей построения сказки. Сравнение литературных сказок

1

29.01

Народные сказки

Русская народная сказка «Белые пёрышки»

У. стр. 34, Т. стр. 23

Чтение сказки учителем. Характеристика героев. Подготовка выразительного чтения. Сравнение народных сказок

1

30.01

Сказки о животных (библиотечный урок)

Рубрика «Книжная полка»

Рубрика «Проверь себя»

У. стр. 37

Работа в библиотеке. Выбор книг со сказками о животных (работа в группах). Классификация изученных произведений по жанрам (работа в группах)

1

«ЛИС МИККЕЛЬ И ДРУГИЕ» (зарубежные сказки)– 13 часов

01.02

Литературное слушание

Сказки народов мира

Украинская сказка «Колосок»

У. стр. 38, Т. стр. 24

Знакомство с новым разделом. Определение учебной задачи. Работа с произведением: моделирование обложки, анализ формы текста и его особенностей.

1

02.02

Литературное слушание

Сказки народов мира

Украинская сказка «Колосок»

У. стр. 38, Т. стр. 24

Работа с произведением: моделирование обложки, анализ формы текста и его особенностей.

1

05.02

Сказки народов мира

Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать»

У. стр. 43, Т. стр. 27

Сравнение сказок. Творческая работа: пересказ сказки от лица Джека.

1

06.02

Сказки народов мира

Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать»

У. стр. 43, Т. стр. 27

Работа с произведением: моделирование обложки, анализ формы текста и его особенностей.

1

08.02

Сказки народов мира

Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

У. стр. 48, Т. стр. 28

Образы героев сказки. Сравнение сказок

1

09.02

Сказки народов мира

Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

У. стр. 48, Т. стр. 28

Характеристика героев. Подготовка выразительного чтения.

1

12.02

Литературное слушание

Литературные зарубежные сказки

Братья Гримм «Бременские музыканты»

У. стр. 53, Т. стр. 30

Слушание, беседа, выполнение заданий

1

13.02

Литературное слушание

Литературные зарубежные сказки

Братья Гримм «Бременские музыканты»

У. стр. 53, Т. стр. 30

Упражнение в чтении. Работа с текстом. Работа в парах – чтение диалогов.

1

15.02

Сказки народов мира

Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»

У. стр. 61, Т. стр. 32

Самостоятельное моделирование обложки. Чтение сказки по частям. Работа в парах – чтение диалогов.

1

16.02

Сказки народов мира

Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»

У. стр. 61, Т. стр. 32

Упражнение в чтении. Работа с текстом. Пересказ по ролям

1

19.02

Зарубежные сказки

(повторение изученных сказок)

У. стр. 70

Повторение изученного. Работа со схемой. Оценивание героев и их поступков

1

20.02

Библиотечный урок

Дорогами сказок

Рубрика «Книжная полка»

У. стр. 71

Презентация выбранной книги со сказками зарубежных писателей

1

22.02

Обобщение по теме

Рубрика «Проверь себя»

У. стр. 71, Т. стр. 33

Литературная игра «Вспомни и назови». Классифицирование изученных произведений по жанрам, составление общего списка. Презентация любимой сказки

1

«СЕМЬЯ И Я» – 15 часов

26.02

Произведения о семье

Л. Н. Толстой «Лучше всех»

У. стр. 73, Т. стр. 34

Слушание рассказа, ответы на вопросы. Знакомство с жанром «рассказ-быль», объяснение значения слова «быль»

1

27.02

Фольклорные произведения о семье. Пословицы.

Народная песня «Колыбельная»

У. стр. 74, Т. стр. 35

Чтение произведений разных жанров о семье. Отработка навыка чтения. Беседа: образ мамы, дочери, сестры. Творческая работа: сочинение рассказа «Вся семья вместе – и душа на месте»

1

01.03

Авторские колыбельные песни

М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»

У. стр. 75, Т. стр. 36

Развитие эстетического восприятия художественного текста. Определение главной мысли песни.

1

02.03

Рассказы о детях

Е. Пермяк «Случай с кошельком»

С. Аксаков «Моя сестра»

У. стр. 76, 78, Т. стр. 37, 38

Целостное восприятие текста - самостоятельное чтение, ответы на вопросы. Формирование личностных нравственных установок через поступки героев.

1

05.03

Произведения о детях

В. Осеева «Сыновья»

Пословицы

У. стр. 79, Т. стр. 39

Самостоятельное чтение рассказа. Пересказ по плану. Чтение диалога. Работа с пословицами.

1

06.03

Авторская колыбельная песня

А. Майков «Колыбельная песня» Пословица

У. стр. 81, Т. стр. 40

Сравнение изученных колыбельных песен. Дополнение таблицы

1

09.03

Литературное слушание

Произведения о семье

Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»

У. стр. 83, Т. стр. 40

Чтение молча. Самостоятельная работа с новым произведением. Формирование читательского восприятия. Составление эскизно-модельного плана, пересказ легенды по плану.

1

12.03

Разножанровые произведения о семье. А. Плещеев «Дедушка»

Л. Воронкова «Катин подарок»

У. стр. 84, 85, Т. стр. 43, 44

Слушание произведения. Работа с текстом. Целостное восприятие текста - самостоятельное чтение, ответы на вопросы. Моделирование обложки

1

13.03

Стихотворения о семье

Ю. Коринец «Март»

А. Плещеев «Песня матери»

У. стр. 86, Т. стр. 44, 45

Слушание, выявление первичного восприятия текса. Сравнение колыбельных песен

1

15.03

Сказки народов России

Татарская народная сказка «Три сестры»

У. стр. 87, Т. стр. 46

Первичное слушание, ответы на вопросы. Беседа. Самостоятельный выбор и чтение книг со сказками о семье (работа в группах)

1

16.03

Литературное слушание

Произведения о семье

С. Михалков «А что у вас?»

Т. стр. 49

Самостоятельное чтение, выполнение заданий

1

19.03

Стихотворения о семье

В. Солоухин «Деревья»

У. стр. 90, Т. стр. 49

Слушание, выразительное чтение. Творческая работа «Мой дедушка»

1

20.03

Произведения ко Дню Победы

С. Михалков «Быль для детей»

У. стр. 91, Т. стр. 50

Беседа о Дне Победы. Слушание. Выразительное чтение. Работа с иллюстрациями.

1

22.03

Произведения ко Дню Победы

С. Баруздин «Салют»

Литературное слушание

К. Курашкевич «Бессмертие»

У. стр. 94, Т. стр. 51

Слушание. Ответы на вопросы. Творческая работа «Салют Победы»

1

23.03

Обобщение по теме Рубрика «Проверь себя»

У. стр. 96, Т. стр. 52

Обобщение по теме.

1

4 четверть – 34 часа

«ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ…» – 23 часа

02.04

Произведения о весне

Народная песня «Весна, весна красная!»

А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

У. стр. 97, 98, Т. стр. 53, 54

Работа с новым разделом. Творческая работа: сочинение закличек

1

03.04

Произведения о весне

А. Чехов «Весной»

А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

У. стр. 99, 100, Т. стр. 55

Слушание. Моделирование обложки, чтение вслух. Выполнение заданий.

1

05.04

Произведения о весне

Г. Скребицкий «Весна-художник»

У. стр. 101, Т. стр. 56

Сравнение произведений

1

06.04

Литературное слушание

Произведения о природе

Н. Сладков «Снег и Ветер»

У. стр. 103, Т. стр. 57

Целостное восприятие произведения. Моделирование обложки и сравнение с образцом. Самостоятельная работа с новым произведением

1

09.04

Разножанровые произведения о весне

С. Маршак «Весенняя песенка»

Э. Шим «Чем пахнет весна»

У. стр. 104, 105, Т. стр. 59, 60

Чтение молча. Самостоятельная работа с новым произведением. Формирование читательского восприятия.

1

10.04

Стихотворения о природе

Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»

У. стр. 106, Т. стр. 61

Самостоятельное чтение, беседа после чтения. Сравнение произведений по жанру и теме, заполнение таблицы

1

12.04

Произведения разных жанров о весне

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

У. стр. 107, Т. стр. 63

Поиск в учебнике информации об авторе. Моделирование обложки и сравнение с образцом. Творческое задание – составление словаря «весенних» слов

1

13.04

Литературное слушание

Произведения о животных

А. Куприн «Скворцы»

Н. Сладков «Скворец-молодец»

У. стр. 108, 112, Т. стр. 64, 65

Слушание, анализ собственных переживаний, определение отношения автора к героям. Составление плана. Работа в парах

1

16.04

Произведения о природе

Н. Сладков «Апрельские шутки»

У. стр. 113, Т. стр. 66

Самостоятельная работа с новым произведением. Самопроверка и самооценка. Творческая работа – инсценирование сказки

1

17.04

Разножанровые произведения о природе

А. Барто «Апрель»

У. стр. 114, Т. стр. 66

Восприятие произведения – слушание, выделение ключевых слов. Работа в парах: взаимопроверка чтения вслух

1

19.04

Рассказы о природе

Г. Скребицкий «Жаворонок»

У. стр. 116, Т. стр. 67

Первичное чтение, выражение своего отношения. Моделирование обложки и сравнение с образцом

1

20.04

Литературное слушание

Произведения фольклора

Заклички-веснянки

У. стр. 118

Первичное чтение, выражение своего отношения. Моделирование обложки и сравнение с образцом

1

23.04

Произведения фольклора

Закличка, загадки

У. стр. 119, Т. стр. 69

Упражнение в выразительном чтении, работа в парах. Коллективная творческая работа – сочинение загадок о птицах

1

24.04

Разножанровые произведения о природе

В. Журовский «Жаворонок»

У. стр. 120, Т. стр. 70

Работа с текстом. Заучивание наизусть. Самостоятельная работа с произведением

1

26.04

Разножанровые произведения о природе

О. Высотская «Одуванчик»

М. Пришвин «Золотой луг»

У. стр. 121, Т. стр. 71, 72

Целостное восприятие рассказа. Поиск информации об одуванчиках

1

27.04

Литературное слушание

Произведения о родной природе

П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»

У. стр. 123, Т. стр. 73

Работа со сказкой. Составление плана.

1

30.04

Рассказы и стихотворения о природе

Н. Сладков «Весенний гам»

А. Барто «Воробей»

У. стр. 127, 129, Т. стр. 74, 75

Ознакомительное чтение. Моделирование обложки. Сравнение произведений, заполнение таблицы

1

03.05

Произведения для детей

М. Пришвин «Ребята и утята»

У. стр.130 , Т. стр. 77

Слушание, ответы на вопросы, Работа с текстом. Рассматривание иллюстраций и чтение соответствующих отрывков

1

04.05

Литературное слушание

Сказки о животных

Б. Заходер «Птичья школа»

У. стр. 133, Т. стр. 78

Работа в группах – подготовка выразительного чтения. Знаково-символическое моделирование. Работа с таблицей

1

07.05

Произведения о природе

К. Ушинский «Утренние лучи»

У. стр. 136, Т. стр. 78

Чтение сказки. Моделирование обложки. Выполнение заданий в У. и Т.

1

08.05

Стихотворения о природе

А. Барто «Весна, весна на улице…»

У. стр. 138, Т. стр. 80

Работа с произведением до чтения. Первичное восприятие. Работа с книгами по теме (уметь называть, рассказывать, группировать)

1

10.05

Библиотечный урок

Книги о родной природе

Называние книги, характеристика, группировка по темам, жанрам, авторской принадлежности. Титульный лист и аннотация. Работа в группах

1

11.05

Обобщение

Рубрика «Проверь себя»

У. стр. 139, Т. стр. 81

Работа в тетради, выполнение контрольной работы. Самопроверка по образцу

1


«ТАМ ЧУДЕСА…» (волшебные сказки) – 11 часов

14.05

Литературное слушание

Волшебные сказки

Русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-дивное»

Книги с волшебными сказками

Хрестоматия стр. , Т. стр. 84

Слушание. Работа с текстом: чтение, составление плана

1

15.05

Волшебные сказки

Русская народная сказка «Хаврошечка»

У. стр. 141, Т. стр. 83

Чтение, Работа с литературоведческими понятиями: волшебная сказка, зачин, присказка

1

17.05

Сказки А. С. Пушкина

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

У. стр. 148, Т. стр. 86

Чтение. Работа с текстом. Моделирование обложки

1

18.05

Сказки А. С. Пушкина

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

У. стр. 148, Т. стр. 86

Чтение. Работа с текстом. Моделирование обложки

1

21.05

Литературное слушание

Волшебные сказки

Ш. Перро «Кот в сапогах»

У. стр. 158, Т. стр. 90

Первичное чтение. Объяснение смысла заголовка. Работа с текстом

1

22.05

Литературное слушание

Волшебные сказки

Ш. Перро «Кот в сапогах»

У. стр. 158, Т. стр. 90

Чтение по эпизодам. Чтение диалогов героев (работа в группах). Оценка поступков героев

1

24.05

Итоговая комплексная контрольная работа

Выполнение работы с использованием учебника.

1

25.05

Анализ комплексной контрольной работы

Работа над ошибками

Проверка по готовому образцу.

Самооценка

1

28.05

Обобщение

Рубрика «Книжная полка»

Рубрика «Проверь себя»

У. стр. 169, 170, Т. стр. 92

Работа с книгами. Аннотирование прочитанной книги по образцу. Классифицирование изученных сказок.

1

29.05

Литературное слушание

Мир сказок и чудес

Л. Кэрролл

«Алиса в Стране чудес»

Т. стр. 91

Знакомство с произведением до чтения. Слушание первой главы. Чтение по очереди.

1

30.05

Летнее чтение

Оформление дневника летнего чтения

1





Итого

136

часов



    1. Система условий реализации АООН НОО для обучающегося с ТНР.

Учебно-методические комплект:

(УМК) для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.):

Печатные пособия:

  • демонстрационный материал (картинки предметные таблицы) в соответствии с основными тема- ми программы обучения;

  • наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)

  • карточки с заданиями по литературному чтению для 1 -4 классов;

  • компьютерные и информационно-коммуникативные средства;

  • репродукции картин и художественных фотографий в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)

  • детские книги разных типов из круга детского чтения;

  • портреты поэтов и писателей;

Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

  • интерактивная доска;

  • персональный компьютер;

  • мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия:

  • аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений;

  • видеофильмы, соответствующие содержанию обучения;

  • слайды, соответствующие содержанию обучения;

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения





























27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!