СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к Рабочей программе курса логопедических занятий с обучающимися. имеющими нарушения речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к Рабочей программе курса логопедических занятий с обучающимися. имеющими нарушения речи»

Пояснительная записка


Образовательный стандарт - это инструмент обеспечения качества образования детей, один из основных элементов модернизации российского образования.

Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенностью содержания образования по новым стандартам является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ребенка.

Существенной особенностью ФГОС является направленность на овладение школьниками приемов сравнения, классификации, обобщения, т.е. на формирование универсальных учебных умений (УУД) как основы умения учиться.

При планировании коррекционной работы учитель-логопед учитывает программные требования по русскому языку, последовательность и время изучения отдельных тем. Следовательно, особенностью коррекционно-логопедической работы в школе является то, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо и чтение). Тем самым своевременная и действенная логопедическая помощь предупреждает и минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирования коммуникативных и познавательных УУД).

Логопедическая программа разработана с учётом следующих НПА:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273.

  2. ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)».

  3. Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 1996г. «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».

  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  5. Учебный план ОУ.

  6. Календарный учебный график ОУ.

  7. Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда образовательного учреждения ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования»


Логопедическая программа, представленная в данных методических рекомендациях, разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку, Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов.








Цель и задачи программы


Цель данной программы - коррекция нарушений устной и письменной речи, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся.


Основные задачи программы:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи.

  3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

  4. Корригировать нарушения письма и чтения у обучающихся.

  5. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

  6. Осуществлять профилактику дисграфии, дизорфографии, а также дислексии у обучающихся начальных классов.


Принципы и методы, определяющие реализацию программы

Основными принципами, определяющими построение, реализацию программы и организацию работы по ней, являются:

  • гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

  • системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

  • реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

  • деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

  • индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

  • системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

При обучении используются практические, наглядные, словесные методы:

  • различные упражнения по развитию мышления и воображения;

  • игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха;

  • упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись;

  • восстановление пропущенных букв;

  • самостоятельный поиск орфографических ошибок;

  • запись под диктовку;

  • списывание с рукописного и печатного текстов;

  • осложненные задания логического и грамматического характера;

  • слуховой диктант со зрительным самоконтролем.

Планируемые результаты освоения программы


Предметные, метапредметные и личностные результаты коррекционно-логопедической работы

Предметные результаты:

1. Усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

3. Овладение представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные результаты:

1. Осознание языка как основного средства человеческого общения;

2. Восприятие русского языка как явления национальной культуры;

3. Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

4. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1. Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

2. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

3. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

4. Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

5. Умение задавать вопросы.



К концу обучения в 1 классе обучающиеся должны:

уметь:

  • Различать на слух и в произношении звуки.

  • Узнавать звук и определять его место в слове, вычленять звук из слова.

  • Называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху).

  • Слушать небольшую сказку, загадку, рассказ.

  • Участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса.

  • Составлять простые нераспространённые предложения.

знать:

  • Наизусть короткие стихотворения, потешки со звуками А, О, У, Э, И

К концу обучения во 2 классе обучающиеся должны:

уметь:

  • Анализировать слова по слоговому и звуковому составу.

  • Различать гласные и согласные звуки.

  • Узнавать звук и определять его место в слове, вычленять звук из слова.

  • Подбирать слова с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова.

  • Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста

знать:

  • Наизусть скороговорки, потешки.

  • Наизусть короткие стихотворения с различными гласными и согласными.


К концу обучения в 3 классе обучающиеся должны:

уметь:

  • Анализировать слова по слоговому и звуковому составу.

  • Определять количество и последовательность звуков и место звука в слове.

  • Различать звонкие и глухие согласные.

  • Различать свистящие и шипящие звуки.

  • Составлять предложения, выделять предложения их речи и текста.

знать:

  • Алфавит.

  • Наизусть стихотворения, скороговорки, потешки с отработанными звуками.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!