СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Мы раскрасим целый свет» направление (духовно – нравственное)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет» тесно связана с учебной деятельностью, является продолжением и дополнением содержания образования, реализуемого в системе «Перспективная начальная школа. В первую очередь, это касается завершенной предметной линии «Изобразительное искусство (1-4 классы, авторы И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Мы раскрасим целый свет» направление (духовно – нравственное)»

Рассмотрено: Согласовано: «Утверждаю»

на методсовете зам. директора по ВР Директор

МБОУ «Южно–Александровская МБОУ «Южно–Александровская МБОУ «Южно–Александровская

средняя средняя средняя

общеобразовательная общеобразовательная общеобразовательная

школа № 5 школа № 5 школа № 5

Протокол № 1 __________ Миллер Е.В. ___________ Коврижных Л.А.

от «___»______20___г. «___»______20___г. от «___»______20___г.








Рабочая программа курса

«Мы раскрасим целый свет»

направление (духовно – нравственное)





Составитель: Глушкова Лариса Алексеевна


Срок реализации: 4 года


Класс: 4 класс


Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю.


Количество часов в год: 34 часа















с. Южно – Александровка

2021-2022 уч. г.

Программа по внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет » для 1 - 4 класса составлена на основании:

Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 31.01.2012 № 69, от 18.12.2012г. №1060, от 29.14.2014г. №1643, от 31.12.2015г.№1576)

Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения).

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения)

Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 03 июня 2017г. № 1155-р)

СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г. №189 (с изменениями и дополнениями от 29.06.2011г. №85, от 25.12.2013г. №72, от 24.11.2015г. №81)

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р)

Примерной основной образовательной программы начального общего образования, организационный раздел «План внеурочной деятельности»;

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Южно-Алксандровской СОШ № 5.

Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся;

  • Учебного плана школы на 2021-2022 уч.г.

  • Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет» составлена на основе Программы курса «Мы раскрасим целый свет» А.В. Предит, учебного плана школы. Пособие рекомендовано Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС второго поколения).

  • Программа внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет» тесно связана с учебной деятельностью, является продолжением и дополнением содержания образования, реализуемого в системе «Перспективная начальная школа. В первую очередь, это касается завершенной предметной линии «Изобразительное искусство (1-4 классы, авторы И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков).

Цель программы: развитие способностей художественно-образного, эмоционально-ценностного и целостного восприятия и выражения в творческих работах отношения младших школьников к окружающему миру.

Задачи:

- расширить первоначальные представления о роли и возможностях изобразительного искусства в жизни человека;

-сформировать целостную картину современного мира;

- создать условия для развития эстетического вкуса, умений выражать свое отношение художественными средствами, для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

- сформировать универсальные учебные действия, связанные с практическими умениями художественного восприятия, анализа и оценки окружающего мира;

- развивать умения художественно-эстетической деятельности рисунок, живопись, художественное конструирование и другие);

- воспитывать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального общества.

Программа курса внеурочной деятельности располагается в предметной области «Искусство» и, вместе с тем, использует возможности предметных областей для интеграции содержания и способов взаимодействия в художественно-эстетическом образовании младших школьников; осуществляет преемственность с урочной деятельностью через расширение, углубление содержания, практическую направленность, использование интерактивных форм формирования и развития универсальных учебных действий, личностного потенциала личности школьника, повышение мотивации к изучению предмета.

Программа ориентирована на достижение планируемых личностных, метапредметных результатов ФГОС НОО.Программа внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет» является продолжением и дополнением содержания образования, реализуемого в системе «Перспективная начальная школа». Данная связь выражается через взаимодополняющие цели и задачи, содержание образования, формы организации деятельности и общения, способы оценки достижений школьников. При этом программа внеурочной деятельности имеет самостоятельный и завершенный характер.

Программа каждого года базируется на общей теме, внутри которой учащиеся выполняют частные задания с использованием рабочей тетради. Сначала учащиеся знакомятся с визуальным словесным образом итоговой работы (1 класс — «Летний день в деревне», 2 класс — «Город», 3 класс — «Сказочное царство», 4 класс — «Путешествие по России»). Затем поурочно детально рассматривают и выполняют частные фрагменты общей картины.

На заключительном этапе выполняется общий фон картины на бумаге форматом А1, затем компонуются и приклеиваются нарисованные в течение учебного года элементы. Проводится коррекция и доработка. А потом наступает этап презентации готовых проектов. На презентации важно подчеркнуть общее с исходным образцом, а также уникальность детской интерпретации каждого фрагмента композиции.

Место курса в учебном плане

Программа реализуется в 1–4 классах. Продолжительность занятий: в течение учебного года — 1 час в неделю по 45 минут (33 часа — 1 класс; 34 часа — 2, 3, 4 классы).

I. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет»

Реализация программы направлена на формирование следующих результатов:

— личностные:

• российская гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• принятие освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование эстетических потребностей;

• наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

метапредметные:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в художественной деятельности;

• умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

• использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), готовить свое выступление и выступать с графическим сопровождением;

• составлять тексты в устной и письменной формах;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свои способы изображения;

• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

В ходе реализации программы «Я - ученик» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и•т.•п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.


II. Содержание курса внеурочной деятельности «Мы раскрасим целый свет» с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности

В 1 классе учащиеся создают образ сельской местности — деревни. Они изображают природу и животных. Тема учебного года наиболее интегрирована с программой 1 класса по «Окружающему миру». Самым важным личностным результатом для первоклассника станет овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности в течение учебного года, так как до этого он не занимался столь продолжительное время одной картиной.

Во 2 классе учащиеся знакомятся с устройством города. Им предстоит узнать о градостроительстве, социальном и функциональном назначении зданий. В программу учебного года учитель может включить региональный компонент по изучению архитектуры родного края. Программа этого года особо направлена на формирование таких универсальных действий, как анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей при проектировании собственного города. Городские здания и их назначение отражают потребности современного общества, поэтому создание модели города способствует формированию целостной социально ориентированной картины современного мира.

В 3 классе учащемуся предстоит создать собственное волшебное государство. Программа этого года наиболее интегрирована с программами 3 класса по «Изобразительному искусству» «Литературному чтению». Учащийся определяет такие понятия, как сказочные расы, добрые и злые персонажи, план местности. Презентация годового проекта сопровождается также написанием истории о сказочном королевстве. В этом году обучения формируется способность подготавливать выступления и выступать с графическим сопровождением, составлять тексты в устной и письменной формах. Работа с таблицами, схемами и картами в тетради способствует развитию таких метапредметных результатов, как овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации.

В4 классе учащийся подготавливает проект, посвященный путешествию по России. Он создает условную карту страны, на которой изображает животных и растения, памятники архитектуры и другие символы страны. Программа наиболее интегрирована с программой 4 класса по «Окружающему миру». Предполагается активное использование всех знаний учащегося о своей стране. В этом учебном году программа наиболее направлена на формирование российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

При изучении курса предусмотрена работа с тетрадью. В ней представлены схемы поэтапного выполнения практических заданий. Сначала учащиеся знакомятся с разными изображениями объекта, выполняют задания в тетради. А затем по образцу создают свои рисунки. Задание предусматривают постоянную смену материала, вместе с тем основным материалом является гуашь, так как она наиболее подходит возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Гуашь имеет яркие цвета, учащиеся приучаются работать с палитрой, смешивать краски. Гуашью можно работать в несколько слоев, имеется возможность корректировать рисунки, в отличие от акварельных красок.

В свою очередь, акварель используется для нанесения фона, размывок и пейзажей.

В программе предусмотрено использование графических материалов — цветных карандашей, масляной пастели (позволяет без сильного нажима получать яркие цвета), сухой пастели, фломастеров, восковых мелков, гелевых ручек. Графические материалы совместимы между собой.

В программе доминирует индивидуальная форма организации деятельности, так как каждый учащийся создает свой авторский проект в течение учебного года. По желанию учащиеся могут объединяться в творческие группы из 2–3 человек, но при этом итоговый размер проекта должен увеличиваться пропорционально числу участников.

Коллективная форма деятельности используется при обсуждении темы занятия и рисунков, а также в процессе поиска необходимых материалов.

Формы деятельности: практическое занятие (рисование, конструирование); дискуссия; оформительская деятельность (организация выставки, перевод рисунков в электронный формат, оформление презентации, сайта); просмотр фото- и видеоматериалов; экскурсия,

Курс предусматривает не только изображение объектов окружающего мира, но и обсуждение выполненного проекта с целью закрепления материала, анализа художественных средств выразительности и высказывания авторской позиции. В связи с этим время для изучения каждой темы рассчитано на практическую деятельность (в тетради и на отдельных листах бумаги) и на повторение изученного материала, обсуждение полученных результатов по разным параметрам (содержание, композиция, цвет, образ, детализация, авторский подход).

Для подведения итогов работы может быть использована форма просмотра. Сделанные работы вывешиваются на магнитах на доске (если рисунки мокрые, их можно выложить горизонтально на полу под доской или провести обсуждение на следующем занятии). Затем учитель задает ключевые вопросы, по которым дети проводят сравнение и анализ зарисовок, композиций, высказывают свое мнение, объясняют авторскую позицию. На этом этапе могут быть даны рекомендации по доработке рисунков, композиций, проведен отбор проектов для выставки.

Все рисунки могут быть использованы для оформления класса или выставки по отдельным темам. После окончания выставки рисунки нужно вернуть обратно ребенку для итогового проекта

1 класс (33 ч, 1 раз в неделю)

Образ природы и деревни

В течение года учащимся предстоит создать составную композицию «День в деревне» из фрагментов, которые они делают на каждом занятии и, вырезав, складывают на хранение в специальную папку. Рекомендуемый формат плотной акварельной бумаги — А4. В рамках занятия может быть выполнено несколько фрагментов по одной теме — большого и маленького размера.

НЕОБХОДИМО СОИЗМЕРЯТЬ ЭЛЕМЕНТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГ ДРУГА. Для первоклассника формат А4 — большой. Дети этого возраста обычно «мельчат» при изображении предметов. Это используется в программе для изображения деталей заднего плана. Акцентируйте внимание ребенка на размерах рисунков, доставайте предыдущие рисунки из папки и соотносите их между собой.

Тема года: «Небольшая речка течет между двумя берегами. На одном растет лес и живут звери, а на другой берег пришли люди и построили деревню. Вырубили деревья и посадили грядки, разводят кур, гусей и коров. В лесу растут хвойные и лиственные деревья, по ветвям прыгают белки, а в кустах прячутся зайцы, в глубине леса живут медведь и серый волк. В лесу растут грибы и ягоды, а на поле — цветы. На берегу реки выросли камыши, в воде живут рыбы, вот карась, а вот и щука. Через реку люди построили мост для того, чтобы ходить в лес за грибами. В деревне много домов, мы их видим не все, маленькие дома скрываются за холмами. У дома сложены дрова, построен забор. А какие нарядные и расписные украшения на окнах — наличники. Вот выводок гусей спешит искупаться в речке. А там позади виден огород. Растут на грядках свекла да морковь, помидоры да огурцы. А на крыльце дома сидит кот, облизывается, сметаны попробовал. На лугу за деревней коровы пасутся, но в лес им лучше не ходить, чтобы серого волка не встретить. Небо синее яркое, но и облака есть, грибной легкий дождь только что прошел, и еще видна радуга. Сидя на ветках, поют птицы. А бабочки устроили состязания в полетах, кружатся над цветами. Может быть, еще кого-то не заметил рассказчик? Что еще можно увидеть летом в деревне?»

Образ природы и деревни (1 ч). Знакомство с темой года. Разговор о деревне. Перечисление рисунков, которые нужно будет нарисовать в течение года. Знакомство с художественными материалами. Правила безопасности работы с ножницами.

Работа в тетради: учитель читает и обсуждает с детьми «Полезные советы» на с. 4. Работа с иллюстрацией «День в деревне».

Практический результат: на этом занятии дети заводят папку для рисунков и пишут на ней свои ИМЯ и ФАМИЛИЮ.

Деревья (2 ч). Деревья разной формы. Сравнение форм деревьев. Хвойные и лиственные деревья. Наблюдение за природой. Опора на учебник «Изобразительное искусство. 1 класс» (с. 90–93). Способы получения разных оттенков зеленого и коричневого цвета гуашью или акварелью.

Работа в тетради: дорисовка ели, березы и рябины. Поэтапность рисования дерева.

Практический результат: рисование и конструирование деревьев разной формы, размера и цвета.

Дикие животные (2 ч). Лесные звери. Опора на учебники «Окружающий мир. 1 класс» (с. 12–13) и «Изобразительное искусство. 1 класс» (с. 100–108). Начинаем осваивать способ рисования животных гуашью, без карандашного рисунка. Учимся вырезать рисунки по контуру. Правила безопасности работы с ножницами. Рисуем разных лесных животных (по выбору каждого учащегося) — медведя, белку, зайца, кабана и др. Ребенок может воспользоваться схемой этапов рисования в тетради или нарисовать животного своим способом. Сделанные рисунки вывешиваются на доску и обсуждаются. Дети угадывают изображенных животных.

Работа в тетради: раскрась медведя и белку. Поэтапность рисования белки гуашью.

Практический результат: рисунки лесных животных, сделанные гуашью и вырезанные по контуру.

Домашние животные (2 ч). Опора на учебник «Окружающий мир. 1 класс» (с. 12–13). Рисуем разных домашних животных (по выбору каждого учащегося) — лошадь, корову, собаку, свинью. Ребенок может воспользоваться схемой этапов рисования в тетради или нарисовать животного своим способом. Сделанные рисунки вывешиваются на доску и обсуждаются. Дети угадывают изображенных животных.

Работа в тетради: раскрась домашних животных. Поэтапность рисования коровы гуашью.

Практический результат: рисунки домашних животных, сделанные гуашью и вырезанные по контуру.

Домашние птицы (1 ч). Рисуем домашних птиц (по выбору каждого учащегося) — гуся, курицу, индюка и др. Ребенок может воспользоваться схемой этапов рисования в тетради или нарисовать птицу своим способом. Сделанные рисунки вывешиваются на доску и обсуждаются. Дети угадывают изображенных птиц.

Работа в тетради: раскрась гуся и петуха. Поэтапность рисования цыпленка и гуся гуашью.

Практический результат: рисунки домашних птиц, сделанные гуашью и вырезанные по контуру.

Рыбы (1 ч). Речные рыбы. Опора на учебник «Окружающий мир. 1 класс» (с. 40–41). Знакомство с графическими материалами.

Работа в тетради: назвать и раскрасить рыб карандашами.

Смотрим поэтапность рисования рыбы.

Практический результат: рисунки рыб разного размера, нарисованные графическими материалами и вырезанные по контуру.

Цветы (2 ч). Изготовление цветов разного размера для переднего и дальнего планов. Опора на учебник «Окружающий мир. 1 класс» (с. 18–23). Аппликация из частей растения (корень, стебель, лист, цветок).

Работа в тетради: раскрась цветы. Дорисуй цветы. Смотрим элементы цветка.

Практический результат: сделанные из цветной бумаги цветы разного размера.

Подсолнухи (1 ч). Опора на учебник «Литературное чтение. 2 класс» (ч. 2, с. 125). Раздел «Музейный Дом», картина В. Ван Гога «Подсолнухи». Учащимся предлагается сделать свою оригинальную композицию с подсолнухами, изобразить их такими же яркими красками, какими пользовался художник. Материал — гуашь.

Работа в тетради: раскрась подсолнухи. Нарисуй продукты из подсолнуха.

Практический результат: рисунок подсолнуха гуашью, вырезанный по контуру.

Овощи (2 ч). Рисуем деревенский огород (редиска, морковка, свекла, помидоры, огурцы, капуста). Расположение растений на грядке. Аппликация или гуашь. Овощи должны наполовину торчать из земли, чтобы быть узнаваемыми.

Работа в тетради: раскрась овощи (помидор, морковь, редиска, огурцы, свекла). Угадай и дорисуй овощи (свекла, морковь, редиска).

Практический результат: рисунки или аппликация овощей, «посаженных» в грядку.

Грибы (1 ч). Разговор о грибах — съедобных и несъедобных. Опора на учебник «Окружающий мир. 1 класс» (с. 58–59). Аппликация или гуашь.

Работа в тетради: угадать и раскрасить грибы.

Практический результат: рисунки грибов небольшого размера, вырезанные по контуру.

Радуга (1 ч). Порядок расположения цветов в радуге. Смешение красок. Использование основных цветов (красный, желтый, синий) и белил для получения всех цветов радуги. Гуашь. Формат бумаги — А3.

Работа в тетради: раскрась радугу. Схема смешения красок; раскрась кружки соответствующим цветом.

Практический результат: рисунок радуги гуашью на бумаге форматом А3, вырезанный по контуру.

Деревенский дом (3 ч). Говорим о сельской архитектуре. Дома из камня или дерева. Называем элементы дома, украшение окон — наличники. Используем учебник «Изобразительное искусство. 1 класс» (с. 6–11).

Работа в тетради: беседа по фотографиям домов; смотрим поэтапность рисования дома карандашом. Смотрим узоры наличников и способ конструирования резных окон.

Практический результат: нарисованные или сконструированные дома разного размера с белыми открывающимися ставнями.

Забор (1 ч). Назначение забора. Аппликация.

Работа в тетради: смотрим поэтапность конструирования забора.

Практический результат: сделанные из цветной бумаги заборы для деревенских домов.

Мост (1 ч). Назначение мостов. Деревянный мост через реку. Разговор о конструкции мостов. Аппликация.

Работа в тетради: отвечаем на вопросы тетради по фотографиям мостов. Смотрим поэтапность конструирования моста.

Практический результат: сделанный из цветной бумаги мост через реку.

Облака (1 ч). Беседа о форме облаков, их схожести с реальными фигурами. Изготовление облаков из фактурных материалов (калька, вата, ткань).

Работа в тетради: обведи фигуры, узнаваемые в облаках.

Смотрим способ конструирования облаков из ваты.

Практический результат: сделанные из ваты облака на бумажной основе разного размера.

Насекомые (1 ч). Опора на учебник «Окружающий мир. 1 класс» (с. 16–17). Аппликация из цветной бумаги.

Работа в тетради: раскрась насекомых; смотрим детали и способ конструирования насекомых из цветной бумаги.

Практический результат: нарисованные или сделанные из цветной бумаги насекомые небольшого размера.

Бабочка (1 ч). Разнообразие бабочек. Симметрия. Аппликация. Опора на учебник «Изобразительное искусство. 1 класс» (с. 96–99).

Работа в тетради: раскрась бабочек. Смотрим поэтапность конструирования бабочки из цветной бумаги.

Практический результат: сделанные из цветной бумаги бабочки небольшого размера.

Птицы (1 ч). Разнообразие птиц. Опора на учебник «Окружающий мир. 1 класс» (с. 53). Положение крыльев во время полета. Изображение гнезда.

Работа в тетради: беседа по фотографиям птиц в полете.

Раскрась водоплавающих птиц.

Практический результат: рисунки птиц в полете, водоплавающих птиц (утки, лебеди); сделанное или нарисованное гнездо.

Жители деревни (2 ч). Разговор о жителях деревни и их профессиях. Влияние профессии на одежду.

Работа в тетради: раскрась наряды жителей деревни. Смотрим образцы элементов одежды. Обсуждение иллюстраций Х. Бидструпа.

Практический результат: сделанные из цветной бумаги жители деревни.

Природа деревни (1 ч). Разговор о природных условиях, необходимых для жизни в деревне (лес, река, поле). Опора на пейзажи в учебнике «Изобразительное искусство. 1 класс» (с. 82– 90). Изображение простого пейзажа (линия горизонта, небо, река, поле) на бумаге форматом А1. Цветовое решение основных пространств картины. Работа губкой и крупными кистями. Гуашь.

Работа в тетради: рисуем деревню. Смотрим поэтапность выполнения пейзажа.

Практический результат: пейзаж — основа для итоговой композиции на бумаге форматом А1.

Составление итоговой композиции (2 ч). Приклеивание деталей, определение плановости. Сначала раскладываем все рисунки перед собой. Начинаем с моста, затем располагаем дома и деревья на дальнем плане. Потом — растения и животных (маленьких — на дальний план, крупных — на передний). Важно акцентировать внимание ребенка на том, что фрагменты могут заходить друг на друга (звери выглядывать из-за деревьев и т.д.). Передний план — жители, цветы, рыбы и насекомые — наклеивается в самую последнюю очередь.

Работа в тетради: смотрим поэтапность расположения рисунков на большом пейзаже.

Практический результат: итоговая работа (на пейзаж [формат А1] наклеены рисунки из конверта, которые были нарисованы в течение года).

Доработка (1 ч). Добавление или замена деталей. Проверка прочности приклеенных деталей. На этом занятии есть возможность доделать итоговую работу. Нарисовать какие-то детали сверху. На этом этапе учащиеся могут активно общаться и помогать друг другу.

Презентация (1 ч). Делаем табличку с названием картины, подписываем свои ИМЯ и ФАМИЛИЮ, КЛАСС. Составить рассказ о картине. На презентацию можно пригласить родителей или других учеников и учителей школы. Фотографируем итоговые работы вместе с авторами.

Работа в тетради: смотрим образец таблички. Тетрадь прикладываем к итоговой работе — как дополнительный экспонат.

Практический результат: публичная презентация — завершение работы над проектом.

2 класс (34 ч, 1 раз в неделю)

Город

Втечение года учащимся предстоит сделать составную композицию «Город» из фрагментов, которые они делают на каждом занятии и, вырезав, складывают на хранение в специальную папку. Рекомендуемый формат плотной акварельной бумаги — А4.

В рамках занятия может быть выполнено несколько фрагментов по одной теме — большого и маленького размера. НЕОБХОДИМО СОИЗМЕРЯТЬ ЭЛЕМЕНТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГ ДРУГА.

Тема года: «Города появились в местах торговли и вокруг больших заводов и фабрик. На заводах работает много людей, они живут в высоких многоквартирных домах. У таких домов по пять, девять, двенадцать и больше этажей. В городе много транспорта — автомобили, автобусы, трамваи, грузовики. Все они ездят по дорогам. Для пешеходов сделаны пешеходные переходы и светофоры. Расстояния в городе большие; чтобы отдохнуть на улицах, ставят лавочки для прохожих. В городе много специальных зданий. Например, магазины. Сколько магазинов будет в твоем городе, и какие они? Книжный, продуктовый, магазин ткани, зоомагазин, магазины одежды, бытовой техники и даже автомобилей. В каждом городе есть школы и детские сады. У школ и детских садов есть площадки, на которых дети гуляют. Во многих городах есть большой парк с аттракционами и колесом обозрения. Для занятий спортом строят стадионы. Для того чтобы люди отдыхали, в городах есть цирк и театр. Самые ценные старинные вещи хранятся в музеях. Чтобы осветить город ночью, на улицах горят фонари. Чтобы люди могли покушать, в городах строят кафе и рестораны. Самое высокое здание в городе — это телебашня. Город состоит не только из каменных зданий, но и из бульваров. Деревья делают воздух чище. В городе также есть больница, полиция и пожарная служба. А про какие здания мы забыли рассказать? Ну и, конечно, в городах очень много людей, которые ходят по улицам».

Образ города (1 ч). Знакомство с темой года. Разговор о городе. Перечисление рисунков, которые нужно будет нарисовать в течение года (работа с оглавлением). Знакомство с художественными материалами. Правила безопасности работы с ножницами.

Работа в тетради: учитель читает и обсуждает с детьми «Полезные советы» на с. 3. Работа с иллюстрацией «Город». Классификация городских зданий по группам.

Практический результат: на этом занятии дети заводят папку для рисунков и пишут на ней свои ИМЯ и ФАМИЛИЮ.

Жилые дома (2 ч). Частный сектор и многоэтажные дома. Определение роста человека на итоговой работе. Определение масштабов зданий.

Работа в тетради: беседа по иллюстрациям. Поэтапность сложения дома в технике оригами. Дорисовать кирпичную кладку и раскрасить оттенками красного. Поэтапность изготовления многоэтажного дома из цветной бумаги.

Практический результат: сложенные в технике оригами одноэтажные дома, дорисованные фломастерами. Сконструированные из цветной бумаги многоэтажные дома.

Здание правительства (1 ч). Строгое, официальное, чаще всего историческое здание. Государственный флаг. Региональный компонент.

Работа в тетради: дорисуй фрагменты здания. Смотрим поэтапность рисования флага России.

Практический результат: нарисованное на тонированной бумаге карандашами и фломастерами здание правительства с развевающимся флагом страны.

Школа (1 ч). Типичные особенности здания. Пришкольная площадка. По выбору учащегося изготовление дополнительно спортивной, музыкальной или художественной школы.

Работа в тетради: смотрим поэтапность выполнения здания школы.

Практический результат: сконструированное из цветной бумаги здание школы с площадкой.

Детский сад (1 ч). Особенности здания (этажность). Территория детского сада. Опора на учебник «Изобразительное искусство. 2 класс» (с. 86–87).

Работа в тетради: раскрась и дорисуй здание детского сада.

Практический результат: нарисованное или вырезанное из цветной бумаги здание детского сада с детской площадкой.

Театр (1 ч). Виды театров: кукольный, академический, оперный, драматический, юного зрителя, музыкальный. История театра­. Региональный компонент (театры вашей местности).

Работа в тетради: работа с изображениями театров. Смотрим поэтапность изображения театра. Мини-эссе «Зачем люди ходят в театр».

Практический результат: нарисованное на тонированной бумаге цветными карандашами и фломастерами здание театра.

Музей (1 ч). Рассказ о музеях разной направленности (краеведческий, исторический, зоологический, музей изобразительного искусства, музеи-квартиры писателей, музеи транспорта др.). Использование учебника «Изобразительное искусство. 2 класс» (с. 108–112). Региональные музеи.

Работа в тетради: напиши, какие музеи есть в твоем городе, дай название музеям по фотографиям.

Практический результат: рисунок здания музея графическими материалами на тонированной бумаге.

Кинотеатр (1 ч). История появления кино. Особенности здания кинотеатра (практически без окон, большие афиши, необычная современная форма).

Работа в тетради: смотрим примеры и поэтапность рисования здания кинотеатра.

Практический результат: вырезанное из темной бумаги и украшенное яркими афишами из журналов здание кинотеатра.

Кафе (1 ч). Разговор о заведениях общественного питания, полезной еде. Акцент на яркой вывеске и форме здания для привлечения посетителей.

Работа в тетради: дай название и раскрась кафе, нарисуй здание кафе.

Практический результат: нарисованное здание кафе с названием.

Библиотека (1 ч). Значение книг в нашей жизни, назначение библиотек. Особенности здания (может быть украшено скульптурами писателей и ученых). Региональный компонент.

Работа в тетради: разговор по фотографиям.

Практический результат: сделанное из цветной бумаги здание библиотеки, украшенное скульптурами или книгами.

Храм (1 ч). Особенности культовой архитектуры. Примеры храмов разных конфессий (синагога, церковь, буддийский храм, мечеть, костел). Региональный компонент.

Работа в тетради: рассмотри храмы разных конфессий. Придумай узоры для куполов и раскрась их. Смотрим поэтапность рисования церкви.

Практический результат: нарисованный на цветной бумаге графическими материалами храм (по выбору ребенка).

Цирк (1 ч). Здание цирка — шатер. Яркие краски. Сказочные узоры. Афиша.

Работа в тетради: придумать узор для цирка-шатра. Смотрим поэтапность рисования цирка.

Практический результат: нарисованный цирк с афишей. Больница (1 ч). Больница — это здание с большим количеством окон. Разговор о символе «Красный крест». Телефон «скорой помощи».

Работа в тетради: смотрим поэтапность выполнения здания больницы.

Практический результат: вырезанное из цветной бумаги здание больницы. Нарисованные машина скорой помощи и аптека.

Пожарная служба (1 ч). История развития пожарной служ-бы. Каланча. Современные пожарные части. Телефон пожарной службы.

Работа в тетради: дорисовка здания каланчи.

Практический результат: нарисованная пожарная машина. Полиция (1 ч). Административное здание. Региональный компонент.

Работа в тетради: рассматриваем здание полиции и полицейскую машину.

Практический результат: нарисованное здание полиции и полицейская машина.

Стадион (1 ч). Значение спорта в нашей жизни. Опора на учебник «Физическая культура. 1–2 классы». Спортивные сооружения. Стадион, ледовая арена, бассейн, баскетбольная площадка, беговые дорожки и т.д. Региональный компонент.

Работа в тетради: рассматриваем разметку стадиона.

Практический результат: нарисованный на зеленой (бархатной) бумаге стадион с белой разметкой. Рисунки спортивных зданий (по выбору ребенка).

Магазины (2 ч). Особенность торговых зданий (яркие и читабельные вывески, большие витрины). Специализированные магазины. Торговые центры. Соразмерность больших и маленьких магазинов.

Работа в тетради: подобрать сочетание цветов для вывески. Придумай и раскрась плиточный узор для торгового центра. Дорисуй и раскрась витрину магазина одежды. Нарисуй товары в витрине. Раскрась и дорисуй магазин на колесах (фургон). Разложи товары в лавочке «Овощи и фрукты».

Практический результат: нарисованные или сконструированные с помощью вырезок из журналов здания магазинов различной направленности.

Заводы и фабрики (1 ч). Промышленная архитектура и ее особенности (большие здания, высокие трубы, внешние сварочные конструкции, отсутствие окон и др.). Региональный компонент.

Работа в тетради: запиши названия промышленных зданий своего региона. Смотрим поэтапность конструирования из цветной бумаги здания завода.

Практический результат: здание завода, сделанное из цветной бумаги серых и коричневых оттенков.

Фонтаны (1 ч). Парковая культура. Назначение фонтанов и парков в жизни человека. Различные формы фонтанов и скамеек.

Работа в тетради: дорисовка фонтанов и брызг воды. Дорисовка парковой скамейки.

Практический результат: нарисованные или вырезанные из цветной бумаги путем сложения симметричные фонтаны и скамейки.

Памятники (1 ч). Однофигурные и многофигурные памятники. Памятники историческим личностям и шуточные памятники (городские скульптуры). Постамент. Учебник «Изобразительное искусство. 2 класс» (с. 78–81).

Работа в тетради: соотнеси фотографию памятника с его названием. Обсуждение различий и сходств «серьезных» памятников (писателям, ученым, героям) и смешных городских скульптур. Смотрим поэтапность рисования фигуры памятника с постаментом.

Практический результат: нарисованные гуашью фигуры памятников на постаменте (по выбору ребенка).

Малые формы (1 ч). Разнообразие форм и стилей чугунной ковки. Атрибуты, необходимые городу, — фонари, ограды, ворота, урны и т.д.

Работа в тетради: дорисовка гелевой ручкой второй половины фонарей. Придумай и нарисуй узор для ограды. Смотрим поэтапность изготовления ограды из цветной бумаги.

Практический результат: нарисованные фонари, сконструированные парковые ограды в достаточном для города количестве.

Знаки дорожного движения (1 ч). Разговор о правилах дорожного движения. Значение знаков дорожного движения, сигналы светофора.

Работа в тетради: раскрашивание светофора. Смотрим поэтапность конструирование светофора. Раскрась знаки дорожного движения.

Практический результат: нарисованные и сконструированные знаки дорожного движения и светофоры.

Транспорт (1 ч). Виды городского транспорта. Легковые автомобили, мотоциклы, грузовики, общественный транспорт (автобусы, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы), специальный транспорт (пожарные машины, машины «скорой помощи», полицейские машины).

Работа в тетради: раскрась машины и подпиши их. Смотрим поэтапность рисования автомобиля.

Практический результат: изображение нескольких транспортных средств разного размера (по выбору ребенка).

Растения (1 ч). Значение растений в городской жизни. Разнообразие городских растений. Оттенки зеленого. Формы клумб. Использование учебника «Изобразительное искусство. 2 класс» (с. 6–13) и тетради «Мы раскрасим целый свет. 1 класс» (с. 6–8, 19–21).

Работа в тетради: раскрась и придумай узор для клумб. Смотрим поэтапность изготовления цветочной клумбы.

Практический результат: нарисованные или сделанные из цветной бумаги растения для города.

Жители города (2 ч). Разговор о профессиях городских жителей. Характер городской одежды. Изображение фигурок людей. Животные в городе.

Работа в тетради: рассматриваем репродукции Х. Бидструпа схемы рисования фигур. Рисование людей по схемам. Практический результат: нарисованные или сконструированные с помощью журнальных вырезок жители города и животные. Разное (2 ч). Иные городские объекты. Зоопарк, вокзал, банк, аэропорт, пляж, парк аттракционов. Региональный компонент.

Практический результат: нарисованные городские здания (по выбору ребенка).

Природа (1 ч). Дороги и реки — основные пути города. Общий фон на листе форматом А1. Вид сверху. Используем разные карты, в том числе туристические.

Работа в тетради: смотрим поэтапность рисования природы города.

Практический результат: нарисовать вид сверху на город (река, дороги, площади). Формат А1.

Компоновка (1 ч). Расположение и приклеивание деталей. Определение планов. Наложение объектов. Важно акцентировать внимание ребенка на том, что фрагменты могут заходить друг на друга. Сначала — крупные здания, затем — здания поменьше, потом — фонари, памятники, фонтаны, ограды, после этого — светофоры, знаки дорожного движения и транспорт, деревья и клумбы. В последнюю очередь крепятся жители.

Работа в тетради: смотрим и показываем на иллюстрациях поэтапность составления итоговой композиции.

Практический результат: приклеенные на общий фон рисунки из папки, которые делались в течение года.

Доработка (1 ч). Добавление или замена деталей. Придумываем и подписываем название города, историю его создания, имя основателя, названия реки и улиц. Изготовление таблички названием города, с указанием ИМЕНИ, ФАМИЛИИ и класса.

Работа в тетради: образец таблички.

Практический результат: табличка. Завершенная итоговая композиция.

Презентация (1 ч). На презентацию можно пригласить родителей или других учеников и учителей школы. Небольшой рассказ учащихся о своих работах.

Работа в тетради: тетрадь прикладываем к итоговой работе — как дополнительный экспонат.

Практический результат: публичная презентация — завершение работы над проектом. Фотография итоговой картины вместе с автором.

3 класс (34 ч), 1 раз в неделю

Сказочное царство

В течение года учащимся предстоит сделать составную композицию «Сказочное царство» из фрагментов, которые они делают на каждом занятии и, вырезав, складывают на хранение в специальную папку. Рекомендуемый формат плотной акварель- ной бумаги — А4. В рамках занятия может быть выполнено несколько фрагментов по одной теме — большого и маленького размера. НЕОБХОДИМО СОИЗМЕРЯТЬ ЭЛЕМЕНТЫ ОТНОСИ-ТЕЛЬНО ДРУГ ДРУГА.

Тема года: «На карте мира более 200 стран, а в нашем воображении их намного больше. Создай свое сказочное царство или королевство. Но сначала подумай, что в нем будет.

В любом сказочном королевстве есть замок, в котором живет король. У замка высокие башни, на конце их развеваются флаги, входят в замок через огромные ворота, замок окружен рвом или рекой. По королевству течет волшебная река, а на ее берегах расположились деревушки. В одной из них домики чистые и аккуратные, а за поворотом уже другая деревня, окна заколочены, а жители молчаливы. Разные сказочные народы могут населять королевство. А вот на опушке, вдалеке от людей, избушка Бабы Яги, на курьих ножках, а сама она в ступе летит над царством. На горизонте видны горы. Может быть, царство подземных рудокопов, а может быть, дворец Кощея Бессмертного. Вот и заколдованный лес, деревья в нем старые и с глазами, переговариваются. А вот и заколдованный дуб с ученым котом. Посмотри, из воды показалась макушка водяного, — или это тридцать три богатыря? А может, это рыба-кит?.. Много сказочных героев могут жить в твоем королевстве, — не забудь про тех, кто живет на суше, в воде, на деревьях, в домах, и тех, кто летает по небу. Кто это может быть? Какие еще волшебные уголки есть в твоем царстве?»

Этот год работы над программой наиболее увлекательный и сложный в организации. Поскольку учащемуся предстоит создать практически собственную сказку, то многие образы он будет выдумывать сам. В тетради предложено меньше примеров поэтапного выполнения, так как этим можно ограничить фантазию ребенка. Задача педагога — направлять ребенка в его творческой, уже не только художественной, но и сочинительской деятельности. Ребенку нужно будет удержать в своем мышлении целое несуществующее государство со множеством деталей и персонажей, поэтому в рабочей тетради предложены схемы и таблицы, заполнение которых поможет ребенку «структурировать» собственные фантазии и придерживаться определенного плана. Но необходимо учитывать, что ребенок может передумать или изменить свой первоначальный (еще «сырой») замысел. Поэтому созданная на первых занятиях эскиз-карта может к концу работы меняться. Также важно обращать внимание ребенка на ту цветовую гамму, которой он изначально решил придерживаться начале года, заполняя таблицу в тетради. Учитель должен напоминать о доминирующем цвете, который ребенок записал в таблицу (такие упоминания есть в самой тетради). При соблюдении цветов итоговая картина получится максимально эффектной и по-настоящему сказочной.

Образ сказочной страны (1 ч). Знакомство с темой года. Разговор о сказках. Перечисление рисунков, которые нужно будет нарисовать в течение года (работа с оглавлением). Знакомство с художественными материалами. Правила безопасности работы с ножницами.

Работа в тетради: обсуждение и анализ иллюстрации в тетради. Знакомство с полезными советами.

Практический результат: на этом занятии дети заводят папку для рисунков и пишут на ней свои ИМЯ и ФАМИЛИЮ.

Карта сказочной страны (1 ч). Учащиеся придумывают сказочные территории своей страны (например: синий заколдованный лес, оранжевый королевский замок, фиолетовые непроходимые горы и т.д.) и рисуют эскиз будущей карты. Используем учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 1, с. 15–18, 31–34). Формы поверхности земли. Равнины, горы, озёра, океаны. Холмы и овраги.

Работа в тетради: заполнить в тетради таблицу (цвет — объект — особенность). Рассмотреть пример карты сказочной страны.

Практический результат: нарисованная в рамке в тетради или на листе эскиз-карта волшебной страны.

Сказочные царства (1 ч). Учащиеся соотносят сказочные царства и территории, придумывают основу для будущей сказки.

Работа в тетради: заполнить таблицу сказочных царств.

Практический результат: подписанные названия царств на эскизе карты.

Замок (2 ч). Древний замок. Сказки, в которых герои жили в замке. Примеры европейских замков. Элементы старинных замков — ворота, башни, флаги, окна, навесной мост, каменная кладка и др

Работа в тетради: обсуждение и анализ фотографий и рисунков в тетради. Смотрим поэтапность конструирования замка из цветной бумаги.

Практический результат: сконструированный из цветной бумаги замок с элементами, дорисованными фломастером.

Город (2 ч). Волшебный город. Вспоминаем Изумрудный город Гудвина и другие сказочные города. Рассматриваем городские здания. Опора на тетрадь «Мы раскрасим целый свет. 2 класс». Используем учебник «Окружающий мир. 3 класс» (ч. 2,с. 108–136). Золотое кольцо России. Суздаль, Владимир, Переславль Залесский, Ростов Великий, Кострома, Москва, Сергиев Посад. Используем учебник «Изобразительное искусство. 3 класс» (с. 82–85).

Работа в тетради: обсуждение и анализ фотографий древних городов. Письменно отвечаем на вопросы в тетради. Смотрим примеры городских зданий.

Практический результат: нарисованные или сконструированные из цветной бумаги городские здания.

Деревня (2 ч). Деревянные и каменные сельские домики. Возвращение к материалу тетради «Мы раскрасим целый свет. 1 класс». Сказочная деревня — родина многих героев. Используем учебник «Изобразительное искусство. 3 класс» (с. 76–81).

Работа в тетради: обсуждение и анализ фотографий деревенских домов. Письменно отвечаем на вопросы в тетради. Смотрим образцы деревенских зданий.

Практический результат: нарисованные или сконструированные из цветной бумаги деревенские постройки.

Мельница (1 ч). Значение мельницы для деревенского хозяйства. Устройство мельницы. Смотрим фотографии и изображения мельниц.

Работа в тетради: смотрим поэтапность конструирования мельницы из цветной бумаги.

Практический результат: сконструированная из цветной бумаги мельница с вращающимися лопастями.

Мосты (1 ч). По сказочному королевству протекает река, через нее перекинуто много мостов разной формы. Изготовление больших и маленьких мостов для итоговой картины.

Работа в тетради: дорисуй гелевой ручкой вторую половину мостов. Смотрим поэтапность конструирования моста из бумаги.

Практический результат: вырезанные и дорисованные фломастерами мосты.

Сказочные народы (1 ч). В сказках бывают разные народы — великаны, лилипуты, друиды, эльфы, гномы и др. Акцентируем внимание ребенка на отличиях этих народов от человека (большой или маленький рост, необычная форма носа или ушей т.д.). Приводим примеры и смотрим иллюстрации из разных сказок.

Работа в тетради: письменно отвечаем на вопросы в тетради, угадываем и подписываем силуэты сказочных персонажей.

Практический результат: нарисованные гуашью персонажи произведений разных народов.

Сказочные герои (2 ч). Разговор о героях и злодеях сказок их характерах. Например: Кощей Бессмертный, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Колобок, Красная Шапочка и др. Работа с иллюстрациями. Учащийся определяет главных героев своей сказки. Опора на учебник «Изобразительное искусство. 3 класс» (с. 28–33, 40–51, 108–109, 111).

Работа в тетради: угадай и подпиши силуэты сказочных героев. Заполняем таблицу, смотрим поэтапность рисования некоторых персонажей.

Практический результат: нарисованные гуашью (бумага форматом А4) главные персонажи сказки (существующие или выдуманные ребенком), вырезанные по контуру.

Жители сказочной страны (2 ч). Жители сказочного царства. Король и королева, шут, придворные, жители города, рыцари, богатыри, крестьяне, путники, а также оригинальные детские персонажи. Опора на учебник «Изобразительное искусство. 3 класс» (с. 28–33, 40–51, 108–109, 111).

Работа в тетради: угадай и подпиши силуэты сказочных персонажей.

Практический результат: нарисованные гуашью жители сказочной страны маленького и среднего размера (формат А5).

Войско (1 ч). Во многих русских народных и эпических сказках упоминается войско, которое охраняет сказочные замки и города. Примеры таких сказок. Главный герой, возглавляющий войско, уже сделан. Нужно раскрасить и сделать соответствующих ему воинов.

Работа в тетради: смотрим поэтапность конструирования войска, состоящего из множества фигурок воинов. Рассматриваем варианты вооружения воина (меч, копье, разные формы щитов), примеры портретов воинов, способы компоновки воинов в войска.

Практический результат: вырезанные из цветной бумаги воины, дорисованные фломастером и сгруппированные в войско.

Транспорт (1 ч). Сказочные персонажи передвигаются по-разному — на ковре-самолете, на печи, в карете, на автомобиле др. Делаем транспортные средства для главных героев, соотносим размер транспорта со сделанными фигурами.

Работа в тетради: угадываем по картинкам разный сказочный транспорт.

Практический результат: нарисованный и вырезанный по контуру транспорт для героев.

Флот (1 ч). В сказках часто встречается тема мореплавания (Сказка о царе Салтане, сказки о Синдбадемореходе и др.). Создаем корабли, которые заполнят водное пространство. Ориентируемся на эскиз карты, — какие будут реки, моря и озёра.

Работа в тетради: рассматриваем силуэты разных кораблей. Дорисуй и раскрась корабль. Придумываем узоры для парусов. Смотрим поэтапность рисования корабля.

Практический результат: составленный из цветной бумаги корпус и парус для корабля.

Сказочные животные (2 ч). Роль животных в сказках. Приводим примеры животных из сказок. Реально существующие животные — заяц, волк, медведь, а может быть, жираф, слон и др. Используем тетрадь «Мы раскрасим целый свет. 1 класс». Несуществующие животные — летающие драконы, василиски, кентавры и др. Используем учебник «Изобразительное искусство. 3 класс» (с. 24–25).

Работа в тетради: угадай по силуэтам животных и напиши, в каких сказках они встречаются. Подпиши названия фантастических зверей и тех, из кого они возникли.

Практический результат: нарисованные гуашью существующие животные, несуществующие животные.

Конь (1 ч). В сказках конь — частый спутник главного героя. Примеры из сказок. Работа с иллюстрациями. Силуэт коня — один из наиболее сложных рисунков, поэтому используем шаблон в тетради.

Работа в тетради: письменно отвечаем на вопросы в тетради. Вырезаем шаблон коня из тетради.

Практический результат: сделанные по шаблону из цветного картона фигуры коней разного размера.

Сказочные растения (2 ч). Создание образа леса. На территории сказочного царства есть разные по характеру леса — старые дремучие и солнечные, волшебные. Используем учебники «Литературное чтение. 2 класс» (ч. 1, с. 8–11), «Изобразительное искусство. 3 класс» (с. 66–75). Работа с оттенками разных цветов; смешиваем краски для получения как можно большего количества оттенков одного цвета для леса. Гуашь.


Работа в тетради: рассматриваем рисунки художника. Придумай и подпиши «характер» каждого дерева. Смотрим в тетради, как получать оттенки одного цвета.

Практический результат: нарисованные гуашью деревья разного размера в родственной цветовой гамме (оттенки одного цвета) в соответствии с картой волшебной страны.

Цветы (1 ч). Разнообразие цветов. Существующие и вымышленные цветы разного размера, формы и цвета.

Работа в тетради: отвечаем на вопросы, рассматриваем фотографии необычных цветов.

Практический результат: настоящие или выдуманные цветы, сделанные из любого материала по выбору ребенка.

Овощи, фрукты и ягоды (1 ч). Овощи и фрукты как атрибут сказок. Примеры сказок, в которых овощи и фрукты играют важную роль в сюжете. Значение сельского хозяйства в жизни сказочных деревень и городов.

Работа в тетради: раскрась овощи и подпиши, из каких они сказок.

Практический результат: нарисованные или вырезанные из цветной бумаги овощи и фрукты для сказочных лесов и деревень.

Горы (1 ч). Горная местность. Картины Н. Рериха. Аппликация гор из цветной бумаги. Воздушная перспектива (чем дальше, тем светлее).

Работа в тетради: смотрим и анализируем картину Н. Рериха, смотрим поэтапность конструирования гор из цветной бумаги.

Практический результат: сконструированные из цветной бумаги горы, с учетом воздушной перспективы.

Сказочные буквы (1 ч). Сказочные шрифты. Буквица — заглавная буква в начале сказки. Значение письменности в сказках. Стилизация букв, имитация сказочного шрифта.

Работа в тетради: рассматриваем примеры шрифтов, заполняем таблицу сказочным алфавитом.

Практический результат: стилизация алфавита.

Указатель (1 ч). Для того чтобы ориентироваться в королевстве, нужен указатель с четырьмя или более направлениями. Столбовая верста. Используем учебник «Изобразительное искусство. 3 класс» (с. 62). Для обозначения сказочных земель на будущей карте учащиеся подготавливают названия территорий.

Работа в тетради: смотрим поэтапность рисования ленточки с названием сказочных земель.

Практический результат: ленточки с названиями сказочных земель, написанные придуманным ребенком шрифтом.

Воплощение замысла (1 ч). Общий фон для итоговой работы. Вид сверху. Перенос эскиза карты на лист ватмана (А1). Начинаем с очертаний реки и водоемов. Используем учебник «Изобразительное искусство. 3 класс» (с. 60–61).

Работа в тетради: смотрим поэтапность переноса волшебной карты на большой формат (А1).

Практический результат: карта волшебной страны, перенесенная с эскиза на бумагу форматом А1 и раскрашенная гуашью.

Итоговая композиция (1 ч). Определение плановости. Сначала раскладываем, потом приклеиваем детали. Начинать нужно с распределения всех готовых поделок по группам: замок и его жители, город и горожане, деревня и крестьяне. Потом нужно разложить на картине горы, леса и мосты, затем — здания, корабли, растения, персонажи. Детали могут находить друг на друга и немного выходить за большой лист. Передний план — главные герои — наклеиваются в последнюю очередь.

Работа в тетради: смотрим варианты компоновки сказочных героев и зданий.

Практический результат: итоговая композиция — рисунки, которые делались в течение года, — приклеиваются на карту волшебной страны.

Сказочная история (1 ч). Учащийся составляет рассказ о своем королевстве, описывая его устройство, историю возникновения, всех персонажей, противостояние добрых и злых сил, основные события, предполагаемую концовку, опираясь на анализ сказки по материалам учебника «Литературное чтение».

Работа в тетради: составляем сказочную историю по плану в тетради.

Практический результат: записанная и оформленная на листе бумаги история о сказочном королевстве.

Доработки (1 ч). Добавление или замена деталей. Изготовление таблички с названием сказки, с указанием ИМЕНИ, ФАМИЛИИ, класса.

Работа в тетради: смотрим образец таблички.

Практический результат: завершенная итоговая композиция.

Презентация (1 ч). На презентацию можно пригласить родителей или других учеников и учителей школы. Небольшой рассказ учащихся о своих работах.

Работа в тетради: тетрадь прикладываем к итоговой работе — как дополнительный экспонат.

Практический результат: публичная презентация — завершение работы над проектом. Фотография итоговой картины вместе с автором.

4 класс (34 ч, 1 раз в неделю)

Путешествие по России (1 ч).

Знакомство с темой года. Разговор о России. Перечисление рисунков, которые нужно будет нарисовать в течение года (работа с оглавлением). Знакомство с художественными материалами. Правила безопасности работы с ножницами.

Работа в тетради: обсуждение и анализ иллюстрации в тетради. Знакомство с полезными советами.

Практический результат: дети заводят папку для рисунков и пишут на ней свои ИМЯ и ФАМИЛИЮ. Нарисованный флаг Российской Федерации.

Столица России — Москва (2 ч). Москва — самый крупный город России, город-герой, это политический, туристический, экономический, спортивный и культурный центр страны. Архитектура Москвы.

Работа в тетради: дорисуй вторую половину здания МГУ. Смотрим поэтапность конструирования Останкинской телебашни.

Практический результат: сконструированная из цветной бумаги и дорисованная фломастером Останкинская телебашня. Нарисованное на выбор одно из известных зданий Москвы.

Санкт-Петербург (2 ч). Этот город основал первый российский император Пётр I. Здесь работали известные европейские и русские архитекторы. Санкт-Петербург известен своими соборами.

Работа в тетради: дорисуй вторую половину Казанского и Исаакиевского соборов. Смотрим поэтапность конструирования разводных мостов.

Практический результат: сделанные из цветной бумаги разводные­ мосты. Нарисованное известное здание Санкт-Петербурга (на выбор).

Города-миллионеры (1 ч). Называем города-миллионеры. Используем карту России в учебнике «Окружающий мир. 4 класс» (ч. 2, с. 70–71). Региональный компонент.

Работа в тетради: отвечаем на вопросы в тетради в паре и группе. Смотрим примеры табличек с названиями городов.

Практический результат: таблички с названиями городов-миллионеров. Нарисованное здание одного из городов-миллионеров, находящееся ближе всего к населенному пункту учащегося.

Екатеринбург (1 ч). Екатеринбург — столица Урала. Город основан Екатериной II и назван в ее честь. Это современный промышленный город. Малахит; разговор о минералах. Техника «монотипия».

Работа в тетради: рассматриваем срез малахита. Смотрим способ изготовления фактуры малахита (монотипия).

Практический результат: сделанное под малахит (монотипия) изделие (шкатулка, часы, украшения).

Казань (1 ч). Казань — столица республики Татарстан. Один из крупнейших религиозных, экономических, образовательных, культурных и спортивных центров России. Казанский кремль.

Работа в тетради: работа с иллюстрациями Казанского кремля.

Практический результат: нарисованное здание Казанского кремля (на выбор).

Волгоград (1 ч). Волгоград (Сталинград) — город-герой. Здесь в 1943 году проходила Сталинградская битва, которая изменила ход Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Работа в тетради: смотрим иллюстрации; поэтапность рисования скульптуры «Родина-мать зовет!».

Практический результат: нарисованная гуашью скульптура «Родина-мать зовет!» высотой не менее 30 см.

Арктика. Ледяная зона (1 ч). Особенности этой природной зоны. Северное сияние, арктические экспедиции, животные Арктики. Опора на учебник «Окружающий мир. 4 класс» (ч. 1, с. 65–73).

Работа в тетради: смотрим поэтапность рисования белого медведя и тюленя.

Практический результат: нарисованные гуашью белый медведь и тюлень; сконструированный из цветной бумаги ледокол.

Тундра (1 ч). Особенности этой природной зоны. Животные и растения тундры. Опора на учебник «Окружающий мир. 4 класс» (ч. 1, с. 74–83).

Работа в тетради: смотрим поэтапность рисования оленя, дорисовываем гелевой ручкой оперение белой совы.

Практический результат: нарисованные гуашью олень, белая сова небольшого размера, другие животные по выбору учащегося.

Зона лесов (2 ч). Зона лесов занимает бóльшую часть территории России. Животные и растения зоны лесов. Разнообразие оттенков зеленого цвета. Опора на учебник «Окружающий мир. 4 класс» (ч. 1, с. 86–89).

Работа в тетради: смотрим поэтапность рисования деревьев (береза, дуб, ель) и животных (заяц, волк, лиса).

Практический результат: нарисованные гуашью, а потом вырезанные деревья и животные леса.

Зона степей (1 ч). Значение зоны степей в растениеводстве. Урожаи степей. Опора на учебник «Окружающий мир. 4 класс» (ч. 1, с. 101–103).

Работа в тетради: раскрасить овощи, фрукты и другие культуры.

Практический результат: нарисованные гуашью яркие овощи и фрукты размером не более 10×10 см.

Зона пустынь (1 ч). Природу пустыни характерно изобразил на своих картинах художник М. Сарьян, — учебник «Изобразительное искусство. 4 класс» (ч. 1, с. 78–81). Животные пустыни, — учебник «Окружающий мир. 4 класс» (ч. 1, с. 104–111, 174–175).

Работа в тетради: смотрим поэтапность рисования верблюда.

Раскрась и придумай узор для черепахи и змеи.

Практический результат: нарисованные гуашью верблюд, змея и черепаха.

Субтропики (1 ч). Особенности этой природной зоны. Животные и растения субтропиков. Опора на учебник «Окружающий мир. 4 класс» (ч. 1, с. 112–121).

Работа в тетради: смотрим поэтапность конструирования пальмы и рисования дельфина.

Практический результат: сделанная из цветной бумаги пальма, нарисованный гуашью дельфин.

Дальний Восток (1 ч). Дальним Востоком принято называть восточную территорию России, расположенную у побережья Тихого океана. Действующие вулканы и гейзеры. Уссурийская тайга. Животные, занесенные в Красную книгу (тигр, леопард и др.).

Работа в тетради: раскрась леопарда. Смотрим поэтапность рисования тигра.

Практический результат: нарисованный гуашью тигр длиной 25см.

Твой край (1 ч). Региональный компонент. Разговор о природе и культуре края, опираясь на пройденные темы по учебнику «Окружающий мир. 4 класс» (ч. 1, с. 123–148).

Работа в тетради: заполняем таблицу о своем крае. Нарисовать сувенирную доску, учитывая региональные особенности.

Практический результат: табличка с названием твоего населенного пункта. Нарисованные и вырезанные животные и растения, выращиваемые в крае. Нарисованные здания или памятники, символизирующие твой край.

Народные инструменты (1 ч). В России существуют разные народные музыкальные инструменты — балалайка, гусли, свирель, бубен, ложки и др.

Работа в тетради: раскрась и подпиши названия народных инструментов.

Практический результат: нарисованные 2–3 народных инструмента размером не более 15×15 см.

Архитектура (2 ч). Архитектура России известна во всем мире.

В разные века строились разные здания. Три разных направления в архитектуре России — белокаменные церкви и крепости (Великий Новгород), деревянное зодчество (Томск) и современный хайтек (Москва-Сити). Особенности и различия этих зданий.

Работа в тетради: работа с фотографиями. Смотрим поэтапность конструирования белокаменной церкви, деревянного купеческого дома и небоскребов.

Практический результат: сконструированные из цветной бумаги церковь, купеческий дом и комплекс небоскребов.

Народные промыслы (2 ч). Региональный компонент. Городец, Гжель, Хохлома и др. Матрешка. Опора на учебник «Окружающий мир. 4 класс» (ч. 1, с. 140–143) Для примера в тетради — Гжельская роспись. Элементы росписи. Тренировка. Изделие.

Работа в тетради: изучаем, какие элементы росписи делают тонкой и толстой кистью. Смотрим поэтапность росписи чайника. Рассматриваем матрешек. Дорисуй и раскрась матрешек.

Практический результат: имитация на бумаге изделия с народной росписью. Несколько матрешек небольшого размера.

Космос (1 ч). Россия — одна из ведущих стран по освоению космоса. Используем учебник «Окружающий мир. 4 класс» (ч. 2, с.104–107). Русские ученые первыми запустили в космос искусственный спутник.

Работа в тетради: работа с фотографиями.

Практический результат: нарисованный первый искусственный спутник или космический корабль.

Спорт (1 ч). Российские спортсмены традиционно сильны в фигурном катании, биатлоне, хоккее, спортивной и художественной гимнастике, легкой атлетике, синхронном плавании, а также различных видах единоборств. Фигура человека.

Работа в тетради: дорисуй противника хоккеиста, придумай костюм гимнастке. Смотрим поэтапность рисования фигуриста гуашью.

Практический результат: нарисованные гуашью несколько фигур спортсменов.

Русская кухня (1 ч). Особенности национальной кухни — калачи, пироги, квас, чай из самовара, каша, щи, каравай, квашеная капуста, варенье, соленья. Разговор о кулинарных традициях и блюдах.

Работа в тетради: раскрась и подпиши мучные изделия, нарисуй соленья в банках. Дорисуй вторую половину самовара и чайника.

и Практический результат: нарисованные блюда русской кухни самовар с чайником размером не более 15×15 см.

Транспорт (1 ч). По территории России проходит самая длинная железная дорога в мире — Транссибирская железнодорожная магистраль (Великий Сибирский путь). Разговор о транспортной карте страны. На каком транспорте можно добраться до самых удаленных населенных пунктов. Непроходимость некоторых территорий. Региональный компонент.

Работа в тетради: смотрим поэтапность конструирования вагонов из цветной бумаги.

Практический результат: сконструированный из цветной бумаги поезд.

Карта России (2 ч). Силуэт границ Российской Федерации на бумаге форматом А1. Некоторые участки границ нужно упростить, — важно сохранить узнаваемость силуэта. Используем метод параллельного переноса. Расчерчиваем лист (А1) и карту тетради на секторы и переносим границы по каждому сектору, ставим опорные точки. Используя карту природных зон в учебнике «Окружающий мир. 4 класс» (ч. 1, с. 60–61), раскрашиваем карту акварельными красками.

Работа в тетради: смотрим поэтапность рисования карты России на большом листе, расположение опорных точек. Смотрим пример расписанной акварельными красками карты.

Практический результат: Карта России (формат А1), расписанная акварельными красками с вырезанными и (или) обведенными маркером границами.

Составление итоговой композиции (2 ч). Достаем все рисунки. Сначала раскладываем на карте рисунки, которые относятся к конкретным местам (столица, города-миллионеры, твой край). Затем — рисунки, которые относятся к природным зонам (животные и растения). Остальными рисунками (кухня, музыка, спорт) заполняем пустые участки. Флаг России и космический спутник крепим вверху карты.

Работа в тетради: смотрим в тетради поэтапность составления итоговой композиции.

Практический результат: карта России с наклеенными объектами.

Доработки (1 ч). Добавление или замена деталей. Взаимопроверка по расположению рисунков (природная зона, регион, город, расположение на карте). Изготовление таблички с названием итоговой работы, с указанием ИМЕНИ, ФАМИЛИИ, класса.

Работа в тетради: смотрим образец таблички.

Практический результат: завершенная итоговая композиция.

Презентация (1 ч). На презентацию можно пригласить родителей или других учеников и учителей школы. Небольшой рассказ учащихся о своих работах.

Работа в тетради: тетрадь прикладываем к итоговой работе — как дополнительный экспонат.

Практический результат: публичная презентация — завершение работы над проектом. Фотография





































Календарно- тематическое планирование 4 класс

Тема занятия

Количество часов

Дата пров.

Кор. дата

1

Путешествие по России

1



2-3

Столица России — Москва

2



4-5

Санкт-Петербург

2



6

Санкт-Петербург

1



7

Екатеринбург

1



8

Казань

1



9

Волгоград

1



10

Арктика. Ледяная зона

1



11

Тундра

1



12-13

Зона лесов

2



14

Зона степей

1



15

Зона пустынь

1



16

Субтропики

1



17

Дальний Восток

1



18-19

Твой край

2



20

Музыкальные инструменты

1



21-22

Архитектура

2



23-24

Народные промыслы

2



25

Космос

1



26

Спорт

1



27

Русская кухня

1



28

Транспорт

1



29-30

Карта России

2



31-32

Составление итоговой композиции

2



33

Доработка

1



34

Презентация

1



Всего 34 часа






















Учебно-методическое и материально-

техническое обеспечение курса


Учебники системы «Перспективная начальная школа»


  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. [1–4 классы]. — М.: Академкнига/Учебник.

  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружаю-щий мир. [1–4 классы]. — М.: Академкнига/Учебник.

  3. Челышева Т.В., Кузнецова В.А. Музыка. [1–4 классы]. — М.: Академкнига/Учебник.

  4. Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. [1–4 классы]. — М.: Академкнига/Учебник.

  5. Рагозина Т.М. Технология. [1–4 классы]. — М.: Академкни-га/Учебник.


Учебное оборудование


Наглядные пособия: видео - и аудиоряд, фрагменты документальных фильмов; гербарии; коллекции насекомых; чучела; географические и исторические карты; иллюстрации художников; детские рисунки; художественные фотографии.


Простейшие инструменты:


— ножницы школьные со скругленными концами;


— линейка пластмассовая или металлическая (25–30 см);


— кисти (белка, синтетика) для акварели и гуаши (тонкая, средняя, крупная);

— кисть (щетина, коза) для клея.


Материалы для рисунков, композиций: простые карандаши марки ТМ и 2М, цветные карандаши, фломастеры, масляная пастель, восковые мелки, сухая пастель, акварель, гуашь, тушь, гелевая ручка, бумага (для акварели форматом А4, А3, цветная, офисная для аппликаций, газетная, ватманская, гофрированная), картон (цветной, гофрированный).


Другие материалы: клеенки для столов, фартуки для учащихся, раковина или ведро для воды, специально отведенные места для хранения материалов в классе, стеллаж для хранения и сушки рисунков, доска с магнитами (для просмотра).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!