СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по истории для обучающихся 10-11 класса «История: теория и практика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "История: теория и практика" направлена на углубление и расширение знаний ребят, желающих связать свое профессиональное самоопределение с данным профилем. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по истории для обучающихся 10-11 класса «История: теория и практика»»



Рабочая программа курса по истории

для обучающихся 10-11 класса

«История: теория и практика»

Рабочая программа курса по истории для 10 -11 класса «История: теория и практика»

составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:



  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

  • Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413 (с изменениями);

  • Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом;

  • Примерной основной образовательной программы среднего полного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 №216-з);

  • Основной образовательной программы среднего общего образования ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование». Приказ ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование» от 31.08. 2020 года№44/1-од;

  • Положения о рабочей программе учебного предмета (курса). Приказ ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование» от 31.08.20 №44-од.

Общее число учебных часов составляет – 50 часов (2 часа в неделю).

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса: Данный вариант программы обеспечен:

  1. История России с древнейших времен до наших дней /Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 2012. – 768 с.

  2. История (IX−XХI вв.): Конспект курса (в таблицах и схемах) /Под ред. В.В. Калинова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени (национальный исследовательский университет) И.М. Губкина, 2017. – 334 с. [Электронный ресурс] URL: http://elib.gubkin.ru/content/22481

Рабочую программу составила: Бердникова Т.В., учитель истории высшей квалификационной категории ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат г. Козьмодемьянска «Дарование»

2021



  1. Результаты освоения курса

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Важнейшими личностными результатами изучения курса являются:

осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества;

развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;

уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего народа на основе изучения различных стилевых направлений культуры России с древнейших времен до конца XIX века;

становление смысло-образования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

складывание российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;

формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.



Метапредметные результаты изучения курса предполагают формирование следующих умений:



умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование путей достижения цели;

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия;

работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;

формулирование собственной позиции, её аргументация и координирование с позициями партнёров при выработке общего решения; спор и отстаивание своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

установление и сравнение различных точек зрения перед выбором и принятием решения;

умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение устной и письменной речью; построение монологического контекстного высказывания;

владение основами коммуникативной рефлексии;

реализация проектно-исследовательской деятельности;

выдвижение гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проведение исследование её объективности (под руководством учителя);

формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из графического представления в текстовое и наоборот;

определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

построение логического рассуждения и установление причинно-­следственных связей;

сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор оснований и критериев для указанных логических операций; классификация на основе дихотомического (раздвоенного) деления;

объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования;

структурирование текста: умение выделять в нём главную идею, определять основное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.

самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

определять несколько путей достижения поставленной цели;

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

искать и находить обобщённые способы решения задач;

анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.



Предметные результаты изучения курса включают:



целостные представления об историческом пути народа;

исторические знания о территории государства, использование исторической карты для анализа и описания исторических процессов;

установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с историей России;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений периода, их связи с современностью;

владение умениями получать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, в т. ч. СМИ, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

определение собственного отношения к дискуссионным проблемам, аргументация своей позиции.

рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

представлять культурное наследие России;

работать с историческими документами;

сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;

критически анализировать информацию из различных источников;

соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду исторической карты;

владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории с древнейших времен до конца XIX века и существующих в науке их современных версиях и трактовках;

выполнять индивидуальные проекты.

2.Содержание программы

Этногенез – процесс происхождения и становления народа (этноса). О происхождении славян. Суть миграционной («дунайской» и «прибалтийской») и автохтонной теорий, перечислить сторонников данных теорий.

Аспекты становления древнерусской государственности в контексте внутренних и внешних предпосылок формирования государства, специфики славянской государственности. Перечисляя основные причины возникновения древнерусского государства, особо следует указать на необходимость защиты территории вооруженными силами и потребность в государственном аппарате.

Основные теории возникновения государства у восточных славян. Суть и историография идеологических споров «норманистов» и «антинорманистов». Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей, достижения и поражения.

Процесс принятия христианства: причины принятия христианства, обстоятельства языческой реформы 980 г., «выбора веры», крещения Владимира (Корсунская легенда), распространения христианства на Руси. Историческое значение принятия христианства, при этом особо следует отметить роль влияния православия на эволюцию российской государственности.

Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси, общие и различные черты Вопрос о социально-экономическом и политическом строе Древней Руси является дискуссионным в исторической науке.

Характеристика основных социальных категорий населения. Юридическое положение различных социальных категорий: бояр, смердов, закупов, холопов и пр., отраженное в статьях первого письменного свода русских законов – «Русской Правды». Политическое значение князя в системе управления государством, взаимоотношения князя с вече, дружиной, народным ополчением. Анализ основных концепций политического устройства Киевской Руси.

Новый этап развития Древнерусского государства рубеж ХII-ХIII вв. Необходимо учесть обилие терминов, определяющих это время: «удельный период», период «городов-государств», период «феодальной раздробленности», период «политической раздробленности». Господство натурального хозяйства, развитие феодальной собственности на землю, рост удельного, княжеско-боярского землевладения, борьба за власть между князьями, падение экономического и политического значения Киева рост городов как центров удельных земель.

Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Анализ особенностей географического положения, экономического и культурного развития, политического устройства, внешней политики основных удельных центров: Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств и Новгородской республики. Смещение политического центра Руси из Приднепровья на Северо-Восток. Значение периода раздробленности, позитивные и негативные последствия и объективные факторы будущего объединения.

Характеристика внешнеполитического положения Руси в начале XIII в., предпосылки татаро-монгольской, шведской и немецкой экспансии на Русь. Коренное изменение геополитической ситуации, причины (внутренние и внешние), по которым Русь оказалась объектом нашествий с Востока и Запада. Социально-экономические, политические, культурные последствия монголо-татарского нашествия на Русь. Основные черты и формы зависимости Руси от Золотой Орды. Аргументы различных точек зрения историков на взаимоотношения Руси и Орды в XIII –XV вв.

Тенденция к объединению русских земель наметилась на рубеже XIII-XIV вв., а сам процесс складывания единого государства занял более двух столетий. Аргументы различных точек зрения историков по вопросу о причинах и особенностях образования единого Российского государства.

Ведущая роль в формировании Российского государства политического («внешнего») фактора - необходимости противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. Основные этапы политической централизации. Проблема борьбы за политическое лидерство среди русских земель. Причины и условия, повлиявшие на возвышение Московского княжества, способствовавшие превращению его в национальный центр объединения русских земель. Политика первых московских князей, взаимоотношения с Золотой Ордой.

Значение Русской православной церкви в процессе объединения русских земель. Содержание теории «Москва – Третий Рим», значение данной концепции для формирования государственной идеологии Российского централизованного государства.

Эпоха правления Ивана III (1462-1505 гг.) и Василия III (1505-1533 гг.). Аргументы завершения процесса объединения русских земель вокруг Москвы в единое государство.

Политический и общественный строй (ХV – ХVI вв.). Развитие политического строя в направлении централизации и становления самодержавной власти. Новый аппарат управления единого государства. Формирование новой структуры государственного управления - приказной системы и системе кормлений, определяющими тенденциями в социально-экономическом развитии были рост и укрепление феодального землевладения, закрепощение крестьян, усиление сословной дифференциации. Значение принятия Судебника 1497 г. - первого общегосударственного свода законов. Аргументы, раскрывающие значение образования единого российского государства.

Восшествие на престол Ивана IV, насущные задачи развития страны и организации власти, причины перехода Ивана Грозного от политики «реформ» к политике «опричнины», особая роль «опричнины» в процессе централизации русского государства. Политические, социально-экономические и международные последствия опричнины.

Решение проблемы выхода к Балтийскому морю; на юго-востоке и востоке - борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири; на юге необходимость защиты страны от набегов Крымского хана. Ливонская война, причины, повод к войне, основные этапы военных действий, причины, приведшие к поражению русского государства. При оценке внешней политики Ивана IV следует подчеркнуть, что впервые московское государство начинает борьбу за земли, которые раньше не входили в состав Древнерусского государства. Значение присоединения территорий Казанского и Астраханского ханства для дальнейшего развития российского государства.

Последствия правления Ивана Грозного. Бегство крестьян от опричных погромов и непосильных налогов, вызвавшее запустение имений, стало одной из основных причин введения крепостного права. Поэтому внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова как своего рода переходный этап от политики Ивана Грозного к Смутному времени. В связи с этим необходимо, с одной стороны, обратить особое внимание на тот позитивный потенциал, который имелся в политике этого государственного деятеля, а с другой - выделить коренившиеся в ней предпосылки Смутного времени. Успешная внешняя политика Бориса Годунова, направленная на преодоление территориальных потерь России в Ливонской войне, и стремление его правительства укрепить авторитет России и царской власти, проявлением чего стало утверждение патриаршества. «Автокефалия» церкви.

Деятельность первых представителей династии Романовых по преодолению социально-экономического и политического кризис государства и общества, сближение правового статуса бояр и дворян; введение Соборным Уложением (1649 г.) монопольного права посадских людей на занятие ремеслом и торговлей; прикрепление тяглого населения к посадам; окончательное закрепощение крестьян. Основные тенденции перехода к абсолютизму в государственно-политической жизни России.

Внешнеполитические задачи: добиться выхода к Балтийскому морю; вернуть захваченные Польшей русские территории; выйти на побережье Черного моря. Смоленская война 1632 –1634 гг., русско- польская война 1654-1667 гг., «Вечный мир» России с Польшей, русско-турецкая война («Чигиринские походы»), «Бахчисарайский мир». Историческое значение присоединения Левобережной Украины и активного освоения Сибири и Дальнего Востока.

Роль русской православной церкви в различных сферах жизни российского общества. Конфликт между церковью и государством. Церковная реформа: предпосылки, сущность и историческое значение ее реализации.

Причины, проблемы и противоречия проведения модернизации в России в первой четверти XVIII в., окончательное утверждение абсолютизма в Росси в эпоху Петра, объем власти абсолютного монарха в «регулярном государстве», роль законов и бюрократического аппарата в реализации идеи «общего блага». Значение реформы церковного управления, ликвидации патриаршества. Укрепление феодальных отношений: усиление крепостного права, закрепление городского населения в сословных структурах, экономическую и политическую консолидацию господствующего класса. «Табель о рангах», где были зафиксированы не только ступени служебной карьеры и критерии, в соответствии с которыми происходил служебный рост, но и по сути дела была изложена концепция личности, служащей Отечеству. Изменение внешнеполитической доктрины Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики.

Внутренняя политика Екатерины II «просвещенный абсолютизм». Причины, сущность, задачи политики «просвещенного абсолютизма». Попытки реализации Екатериной II просветительских идей в политической и, экономической и социальной сферах. Прогрессивные черты в частичной реализации принципа разделения властей при проведении губернской реформы. Создание Приказов общественного призрения, законодательное оформление прав и привилегий дворянства, купечества и городских сословий; развитие местного выборного самоуправления. Особый акцент сделайте на проведение реформы образования: провозглашение принципа бессословного образования; создание народных училищ; появление женских учебных заведений.

Реализация главных задач внешней политики: борьба за выход к южным морям – Черному и Азовскому, освобождение от иностранного господства земель Украины и Белоруссии и объединение в одном государстве всех славян, борьба с революционной Францией. Значение присоединения Крыма, Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии.

Внутренняя политика Александра I, реформаторская деятельность. Предоставление конституции Польше, разработка комиссий под руководством Н.Н. Новосильцева проекта конституции для России – «Государственной Уставной грамотой Российской империи».

Внутренняя политика Николая I. «Апогей самодержавия», создание государства охранно-попечительского типа, создание системы всесословной государственной опеки над всеми сторонами жизни общества, ускорение полицейского, бюрократического аппарата управления, режима личной власти императора.

Цели и направления внешнеполитической деятельности России. Борьба за укрепление своих позиций в Закавказье, на Черном море и на Балканах и европейское – участие России в коалиционных войнах против наполеоновской Франции. Причины и общий ход событий Отечественной войны 1812 г., её народный характер и влияние на духовные процессы в российском обществе. Заграничные походы русской армии (1813-1814 гг.), деятельность «Священного союза».

Причины, этапы, основные сражения и итоги Крымской войны (1853-1856 гг.). Решения Парижского конгресса и условия Парижского мирного договора.

Внешнеполитические, социально - экономические и политические факторы, обусловившие проведение либеральных реформ.

Внутренняя политика Александра III. Политика консервативной стабилизации, главная цель - укрепление самодержавия, насаждение православия и русификация окраин России. Основные идеологи политики «контрреформ» – обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А. Толстой.

Основные направления внешнеполитической деятельности России второй половине XIX в.

Причины, особенности российского освободительного движения, особенности развития общественной мысли в России в XIX в. Основные положения российского консерватизма, консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Сущность цикла «Философических писем» П.Я. Чаадаева, их роль в формировании и развитии либерализма в России. Социальные и идейные предпосылки возникновения народничества. «Земля и воля» (1876 – 1879 гг.), ее активные деятели, программные цели.

Причины распространения в России марксизма, сущность революционной идеологии пролетарского социализма, роль Г.В. Плеханова, группы «Освобождения труда», первых марксистских групп и кружков. Лидеры русского марксизма В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов, А.А. Богданов. Социал-демократическая организация «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», роль газеты «Искра» в распространении марксизма.

Реформаторский курс С.Ю. Витте, причины сопротивления его деятельности со стороны консервативно-монархических сил, во главе с министром внутренних дел В.К. Плеве.

Основные причины первой российской революции. Цели, состав, характер и задачи первой российской революции, буржуазно-демократический характер революции. Кризис 1900- 1903 гг. и русско-японская война 1904-1905 гг. Специфика российской многопартийности.

Роль П.А. Столыпина в реформировании страны с целью предотвращения новой революции.

Причины, характер, этапы, театры военных действий Первой мировой войны.

Причины, цели, движущие силы, характер Февральской революции. Причины установления двоевластия (Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство), Отречение Николая II, значение падения монархии.

Победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, события 24-27 октября 1917 г. Характеристика состава и решений II съезда Советов. Значение декретов, принятых II Всероссийским съездом Советов. Различные точки зрения в исторической литературе на Октябрьские события.

Основные положения теоретической концепции пролетарского государства и советской модели демократии В.И. Ленина и их практическая реализация. Историческая судьба Учредительного собрания, эволюция отношений большевиков к выборам в Учредительное собрание, результаты выборов, причины роспуска.

Основные причины и этапы гражданской войны. Факторы победы Советской власти в гражданской войне. Значение, последствия и уроки гражданской войны.

Политика «военного коммунизма» и ее сущность. Усиление чрезвычайных органов и органов управления, возникших для защиты революции и советского строя.

Основные принципы национально-государственной политики советской власти, провозглашенные в «Декларации прав народов России». Процесс перестройки российской государственности на федеративных началах и закрепление принципа федерализма в Конституции 1918 г. Основные положения Конституции1924 г., система высших, центральных и местных государственных органов.

Внутриполитическая борьба за власть в 1920-е гг. Последние письма и статьяи В.И. Ленина, «Письму к съезду». Решения XVII съезда партии (1934 г.), убийство С. Кирова (1934 г.) и начало массовых репрессий, чистки в партии, процесс Г. Зиновьева и Л. Каменева (1935 г.).

Конституция СССР 1936 г., ее принятие закрепило результаты социалистических преобразований в стране, провозглашение победы социализма в стране, отмена ограничения прав граждан по классовому признаку, неприкосновенности личности, тайне переписки. Фактическое монопольное положение Коммунистической партии в управлении страной, была декларирована идея разделения властей. Верховный Совет сосредоточил в своих руках законодательную власть, Совет народных комиссаров – исполнительную, высшая судебная власть принадлежала Верховному суду СССР. Фактически большинство гражданских прав, зафиксированных в Конституции СССР 1936 г., не реализовывалось на практике.

Внешняя политика Советской России/СССР в межвоенный период (1919 – 1939 гг.).

Основные военные операции в годы Второй мировой войны. Причины и источники победы Советского Союза и Великой Отечественной войне и ее вклад в окончание Второй мировой войны.

Приоритеты экономической политики 4-го пятилетнего плана (1946-1950 гг.), ускоренное развитие военно-промышленного комплекса, производство и испытание атомной бомбы.

Идеологические кампании, цели, ход и последствия борьбы с «низкопоклонством» перед Западом и космополитизмом. Партийные постановлениями по вопросам литературы и искусства 1946-1948 гг. и дискуссии по философии, языкознанию и политэкономии, их общественно-политический резонанс.

Борьба за власть в высшем партийном руководстве после смерти Сталина, варианты реформирования страны, предлагаемые Л.И. Берия, Г.М. Маленковым, Н.С.Хрущевым, причины ареста Л.И. Берия. Доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» и решения ХХ съезда КПСС по этому вопросу, причины осуждения руководством КПСС преступлений периода культа личности. Противоречивая реформаторская деятельность Н.С. Хрущева, суть и итоги экономических реформ: в сфере управления промышленностью, в области сельского хозяйства, реорганизации органов управления.

Основные тенденции общественно-политического развития в СССР в первой половине 1970–1980-х г., суть концепции «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г. (идеологические подходы, новые разделы о государственном строительстве, законодательное закрепление руководящей роли КПСС в обществе (ст. 6,) как ядра политической системы, новые социально-экономические права советских граждан).

Значение хозяйственных реформ 1960-х годов и их влияние на подъем советской экономики в годы VIII пятилетки. Разработка экономической реформы 1965 г. («Косыгинская» реформа). Её суть, итоги, примеры практического выполнения. Развитие СССР в 1970-1985 гг., основные противоречия, трудности в нарастание кризисных явлений в экономической, политической, социальной и духовной сферах советского общества.

Геополитическая ситуация в мире, сложившаяся после окончания Второй мировой и Великой Отечественной войны. Территориальные изменения в Европе в результате разгрома Германии и её союзников. Новую роль Советского Союза в мире, превращение СССР в сверхдержаву.

Причины избрания Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева (1986–1991 гг.). Суть курса на ускорение социально-экономического развития страны, причины его изменения на перестройку: переход к радикальной экономической реформе, демократизации общественной жизни, охарактеризовать «гласность», показать ее проявления. Решения XIX Всесоюзной партийной конференции (1988 г.), практические меры по осуществлению реформы политической системы страны: введение нового порядка выборов в Советы, создание нового верховного органа государственной власти - Съезда народных депутатов. Выборы новых органов власти: I Съезда народных депутатов (1989 г.), его состав и политическая позиция Межрегиональной депутатской группы. Решения III Внеочередного съезда народных депутатов СССР: избрание первого Президента СССР, отмену ст. 6 Конституции СССР. Становление многопартийной системы. Решения последнего XXVIII съезда КПСС (1990 г.). Президентские выборы в РСФСР (1991 г.) и избрание Президентом РСФСР Б.Н. Ельцина. Политические реформы, нацеленные на укрепление позиций социализма, приводили к обратным результатам, к обострению политического кризиса в стране.

Оценка событий 19-21 августа 1991 г. Причины политического кризиса, цели и политические взгляды членов ГКЧП, позиции М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина в эти дни, причины поражения ГКЧП.

Концепция «нового политического мышления», причины ее принятия в качестве внешнеполитической доктрины.

Конфликты законодательной и исполнительной ветвей власти. Кризис власти осенью 1993 г. и процесс принятия Конституции РФ (1993 г.). Общественно-политического развития страны после принятия Конституции РФ 1993 г.: конструктивно-конфронтационное взаимодействие ветвей власти в 1994-1996 гг., избирательные циклы, связанные с выборами (расстановка и перегруппировка сил, итоги). Проблема становления российского федерализма (на примере взаимоотношений федерального центра с Республикой Татарстан и Чеченской республикой).

«Шоковая терапия». Форсированная приватизация государственной собственности, ее цели и итоги. Проблему криминализации экономики в этот период. Социальные последствия экономических преобразований 1990-х гг.: глубина и особенности трансформации социальной структуры российского общества.

Геополитическая ситуация в мире, сложившаяся после распада СССР.



  1. Календарно – тематический план



№ п/п

Дата

Коррек-тировка

Тема занятия



1

2

3

4

5

6

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русского государства (IХ-ХIII вв.) в контексте мировой истории (8часов)

1.



Проблемы этногенеза восточных славян



2.



Образование и развитие древнерусского государства. Особенности социально-экономического и политического строя Киевской Руси.



3.



Распад Киевской Руси. Русские земли в ХII-ХIII вв.



4.



Борьба Руси с завоевателями в XIII в. Русь и Орда: проблема взаимоотношений и взаимовлияния.



Специфика формирования и развития единого российского государства

5.



Формирование русской государственности вокруг Москвы. Государственное устройство России в конце XV - первой половине XVI вв.



6.



Реформы Ивана IV Грозного. Опричнина: цели, методы и последствия.



7.



Внешняя политика России в XVI в.: основные направления, задачи и итоги.



8.



Российское государство накануне Смуты.



9.



Русская православная церковь в XV-XVI вв. и её роль в становлении единого национального Русского государства.



Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма

10.



Московское государство в годы правления первых Романовых. Государство и церковь.



11.



Рождение российской империи. Россия в эпоху преобразований Петра I: реформы Петра I.



12.



Просвещенная монархия в России. Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.



13.



Рост внешнеполитического и военного могущества России. Борьба России за выход к Черному морю. Россия и Речь Посполитая



На пути к индустриальному обществу: XIX век в мировой и российской истории

14.



Проблема модернизации России в первой половине XIX века. Внутренняя политика Александра I и Николая I. «Реформатор от бюрократии» М.М. Сперанский.



15.



Основные направления внешней политики России в первой половине XIX в. Александр I и Наполеон: русско-французское противостояние в начале XIX в. Крымская война: политические и военные последствия для России.



16.



Буржуазные реформы Александра II в контексте общемирового развития.



17.



Внутренняя политика Александра III: реформы и «контрреформы».



18.



Россия в системе международных отношений во второй половине XIX века.



19.



Крестьянский вопрос в России: этапы решения.



20.



Особенности формирования капитализма в России.



Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.

21.



Идеология, программа и деятельность декабристов.



22.



Консервативная идеология в общественно-политической жизни России.



23.



Русский либерализм: споры о путях развития России. Земский либерализм. Кавелин К., Чичерин Б. – идеологи либерализма в России.



24.



Революционная идеология и революционное движение в России. «Народная воля» и народовольцы.



25.



Народничество. Начало распространения марксизма. Плеханов Г.В. – основоположник и теоретик марксизма в России.



Россия в начале ХХ века: эпоха войн и революций.

26.



Противоречия социально-экономического и политического развития России на рубеже XIX-XX вв.



27.



Первая российская революция 1905-1907 гг. Становление многопартийности и парламентаризма.



28.



П.А. Столыпин в оценках современников и потомков. Манифест 17 октября 1905 г. и эволюция государственной власти в России в начале XX века.



29.



Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса.



Становление Советского государства (1917-1920 гг.).

30.



Формирование новой политической системы. Первые мероприятия Советской власти. Судьба Учредительного собрания в России. Конституция 1918 г.



31.



Гражданская война и интервенции. Участие интернациональных частей в гражданской войне в России.



32.



Исторические портреты лидеров Красного и Белого движения.



33.



Экономическая политика Советской власти в годы Гражданской войны



Мир между двумя мировыми войнами: парадигмы социально-экономического и политического развития в 20-30-е гг. ХХ в.

34.



Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.



35.



Общественно-политическая жизнь Советского государства в 1920-х – 1930-х гг. ХХ в. Конституция СССР 1936 г. Борьба за власть в партии и в стране после смерти В.И. Ленина. Политические процессы 30-х годов.



36.



Геополитические изменения в мире после окончания I мировой войны.



37.



Внешняя политика Советского государства в 1917-1930-е гг. Мюнхенское соглашение 1938 г. и его последствия.



38.



Советско-германский пакт о ненападении 1939 г. и его последствия.



Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа (1941 – 1945 гг.)

39.



Причины и начало Второй мировой войны. Периодизация Второй мировой войны.



40.



Причины и характер Великой Отечественной войны. Перестройка экономики страны на военный лад



41.



Основные этапы Великой Отечественной войны



42.



Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Значение победы советского народа над фашизмом.



Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития

43.



СССР в послевоенные годы (1945-1953).



44.



Особенности социально-экономического, политического и духовного развития страны в 1953-1985 гг.



45.



«Холодная война»: истоки, причины и сущность. Международное положение и внешняя политика СССР (1946-1985 гг.).



46.



Перестройка: предпосылки, этапы, итоги. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР.



Становление новой российской государственности (1991-2000-е гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации



47.



Внутриполитический кризис в Российской Федерации начала 1990-х гг. Конституция РФ 1993 г. Общественно-политическое развитие страны в 1990-е гг.



48.



Экономическая политика российской власти в 1990-е гг.



49.



Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг.



50



Повторение по курсу


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!