ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа курса направлена на достижение следующих образовательных результатов:
Личностными результатами изучения программы являются следующие качества:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Предметные результаты изучения программы должны отражать:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи | Учебный материал | Виды деятельности | Формы организации деятельности |
Тема 1. Задачи на смекалку. |
Изучить виды задач на смекалку и методы их решения. | Математические головоломки, ребусы. | Познавательная деятельность | Интеллектуальная игра |
Тема 2. Простейшие логические задачи. |
Знакомство с табличным способом решения задач. Развитие логического мышления, повышение уровня интеллекта. | Задачи-таблицы Задачи с частично ложными условиями Задачи с недостаточными или избыточными условиями | Познавательная деятельность | Познавательная беседа |
Тема 3. Решение нестандартных задач |
Создание условий для самостоятельного анализа условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планирования пути достижения целей; умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им. | Решение нестандартных задач, олимпиадных задач прошлых лет. Задачи из международного конкурса «Кенгуру». | Познавательная деятельность | Исследовательская практика |
Тема 4. За страницами учебника |
Научить распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем анализа и исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы. | Степени. Одночлены. Многочлены. Формулы сокращенного умножения. Линейная функция и её график. | Познавательная деятельность | Исследовательская практика |
Тема 5. Окно в историческое прошлое |
Сформировать навык осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Задачи Древнего Востока, Древней Греции. | Познавательная деятельность | Презентация |
Тема 6. Геометрическая мозаика |
Сформировать умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, устанавливать причинно-следственные связи. | Оптико-геометрические иллюзии. Задача Эвклида. Нестандартные задачи по геометрии. | Познавательная деятельность | Исследовательская практика |
Тема 7. Игра «Морской бой». |
Применить изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. | Решение сюжетных задач | Игровая деятельность | Игра |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов |
1. | Задачи на смекалку | 4 |
2. | Простейшие логические задачи. | 3 |
3. | Окно в историческое прошлое | 2 |
4 | Решение нестандартных задач | 6 |
5 | За страницами учебника. | 14 |
6 | Геометрическая мозаика. | 4 |
7 | Игра «Морской бой». | 2 |