РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по социально-педагогическому направлению
«Занимательная грамматика»
в 3 классе
Срок реализации программы – 1 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по социально-педагогическому направлению: «Развитие познавательных способностей» «Занимательная грамматика» обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
На изучение данной программы отведено 1 час в неделю, 30 часов – в год.
Цель курса «Занимательная грамматика» – формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Основные задачи:
-развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
-способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
-способствовать пробуждению потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
-обогащать словарный запас;
-совершенствовать общее языковое развитие обучающихся;
-расширять знания и представления о литературном языке.
-формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления.
-развивать смекалку и сообразительность;
-развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
2. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
-осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственнойречи;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы и работы других иопределять степень успешности в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-извлекать информацию, представленную в разных формах;
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-владеть монологической и диалогической формами речи;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Предметные результаты:
-уметь произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- практически различать многозначные слова;
видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
подбирать однокоренные слова;
образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов; глаголы с помощью приставок;
определять главные члены предложения;
создавать связные устные высказывания на заданную тему.
3. Основное содержание курса
Фонетика, произношение, правописание
Звуки речи и значение слова. Гласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Глухие и звонкие согласные. Непроизносимые согласные.
Звуки и буквы. Алфавит. Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Слог. Перенос.
Ударение. Ударные и безударные гласные.
Лексика
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы. Синонимы. Антонимы.
Происхождение лексики современного русского языка. Заимствованные слова.
Фразеология.
Что такое фразеологизм? Фразеологизмы-синонимы. Фразеологизмы – антонимы.
Состав слова и словообразование
Корень слова. Родственные слова.
Основа и окончание.
Приставки
Морфология
Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Глагол.
Служебные части речи. Предлог. Союз. Междометие.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
4. Тематическое планирование
№п/п | № по факту | Темы | Количество часов | Дата | Примечание |
1-2 | | Звуки речи | 2 | | |
3 | | Звуки и буквы. Алфавит | 1 | | |
4 | | Слог. Перенос слов. | 1 | | |
5-6 | | Ударение. Ударные и безударные гласные. | 2 | | |
7 | | Олимпиада | 1 | | |
8-9 | | Однозначные и многозначные слова. | 2 | | |
10 | | Прямое и переносное значение слова. | 1 | | |
11 | | Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы. | 1 | | |
12 | | Синонимы. Антонимы. | 1 | | |
13 | | Заимствованные слова. | 1 | | |
14 | | Олимпиада | 1 | | |
15 | | Что такое фразеологизм? | 1 | | |
16 | | Фразеологизмы-синонимы. | 1 | | |
17 | | Фразеологизмы – антонимы. | 1 | | |
18-19 | | Имя существительное | 2 | | |
20 | | Имя прилагательное | 1 | | |
21 | | Местоимение | 1 | | |
22 | | Глагол | 1 | | |
23 | | Служебные части речи | 1 | | |
24 | | Олимпиада | 1 | | |
25 | | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | | |
26-27 | | Главные члены предложения. | 2 | | |
28-29 | | Второстепенные члены предложения. | 2 | | |
30 | | Олимпиада | 1 | | |
| | | | | |
| | | | | |