МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШЭРЪЯГСКАЯ ООШ
СОГЛАСОВАНО
Методическое объединение естественнонаучного цикла
_________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_________ _
подпись Ф.И.О
29 марта 2019 года
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса по выбору: «Решение задач по информатике»
Уровень образования (класс) основное общее образование, 9 класс
Количество часов 8 часов
Учитель Липина Екатерина Сиониевна
Программа разработана на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7 – 9 классы) И.Д.Угринович // Программы и планирование «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы», - Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010 год.
Пояснительная записка.
Актуальность. Программа элективного курса «Готовимся к ОГЭ (информатика)» направлена на расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ОГЭ. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ОГЭ по информатике, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ОГЭ.
Вид курса: предметный.
Цель: расширение содержания образования по курсу информатики для повышения качества результатов ОГЭ.
Задачи:
изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по информатике и ИКТ;
повторить методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике и ИКТ;
формировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
формировать умение оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке.
отработать навыки решения заданий практической части ОГЭ.
ЗУН: в результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны
знать
цели проведения ОГЭ;
особенности проведения ОГЭ по информатике;
структуру и содержание КИМов ОГЭ по информатике.
уметь
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
оформлять решение заданий на бланках №1;
выполнять практические задания №19-20 с использованием компьютера;
применять различные методы решения заданий по основным тематическим блокам по информатике.
Структура курса.
Курс рассчитан на 8 часов практических (по 1 часу в неделю).
Каждое занятие включает повторение основных методов решения заданий по теме, совместное решение заданий ОГЭ, самостоятельную работу учащихся по решению тестовых заданий с хронометражем.
Курс завершается итоговым тестированием в режиме on-line на сайте http://РешуОГЭ.ru.
В структуре изучаемого курса выделяются следующие три раздела: «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике», «Тематические блоки», «Тренинг по вариантам».
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ОГЭ.
Содержание раздела «Тематические блоки» включает основные темы курса информатики и информационных технологий: «Информация и её кодирование», , «Основы логики», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии».
Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам, аналогичным КИМам текущего учебного года. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.
Тематическое планирование
Прогнозируемые результаты: по завершению курса «Готовимся к ОГЭ (информатика)» учащийся систематизирует свои знания по информатике, будет знать основные приёмы решения заданий ОГЭ, будет чувствовать себя уверенно на экзамене при работе с бланками и КИМами, что благотворно скажется на результатах сдачи ОГЭ по информатике.
Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические положения дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на практике могли отработать навык выполнения действий по решению поставленной задачи.
Для обучения учеников по данной программе применяются следующие методы обучения:
демонстрационные (презентации, обучающие программные средства);
словесные (лекции, семинары, консультации);
практические (практические работы, направленные на организацию рабочего места, подбор необходимого оборудования; выбор программного обеспечения для выполнения своей работы).
Таким образом, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса информатики, а также пройдут необходимый этап подготовки к государственной итоговой аттестации.
Содержание курса «Решение задач по информатике»
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ГИА по информатике.
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.
Раздел 2 «Информационные процессы»
2.1 «Представление и передача информации»
Информация. Язык как способ представления и передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации.
Процесс передачи информации, источник и приёмник информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
2.2 «Обработка информации»
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
Раздел 3 «Информационные и коммуникационные технологии»
3.1 «Основные устройства, используемые в ИКТ»
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ; простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.); использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
3.2 «Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов»
Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись текстовой информации с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств.
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
3.3 «Проектирование и моделирование»
Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. Простейшие управляемые компьютерные модели.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
3.4 «Математические инструменты, электронные таблицы»
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Математические формулы и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
3.5 «Организация информационной среды, поиск информации»
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
Раздел 4 «Итоговый контроль»
Осуществляется через систему конструктор сайтов, в которую заложены демонстрационные версии ОГЭ по информатике.
Тематическое планирование
Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике.
1ч
Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ГИА по информатике.
ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ
Информационные процессы
3 ч
Представление информации. Передача информации. Обработка информации. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Информация. Язык как способ представления и передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации.
Процесс передачи информации, источник и приёмник информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации.
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
Информационные и коммуникационные технологии
3 ч
Основные устройства, используемые в ИКТ. Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах окружающего мира. Создание и обработка информационных объектов. Поиск информации. Проектирование и моделирование. Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ; простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.); использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись текстовой информации с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств.
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. Простейшие управляемые компьютерные модели.
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Математические формулы и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов.
Итоговый контроль
1 ч
Итоговое тестирование
Решение демонстрационных версий ОГЭ по информатике через систему конструктор сайтов.
Литература для ученика
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 7 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова и др. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Литература для учителя
Семакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова и др. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие/ И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.