Внеурочная деятельность.
Общекультурное направление «В мире сказки»
2 класс
(1 ч. в неделю)
(составитель – учитель начальных классов Зубкова Елена Юрьевна)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Волшебный карандаш» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Конституции Российской Федерации
Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
Конвенции ООН "О правах ребенка".
Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС ОО УО) реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Программа внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации адаптированной образовательной программы общего образования, определяющим содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности для обучающихся, время, отводимое на внеурочную деятельность по классам, а также требования к организации внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС ОО УО ОВЗ понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья несколько отлична от общепринятого утверждения о том, что данная деятельность организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Обучающиеся с РАС испытывают трудности при освоении основных учебных предметов, приобретении социально-значимых навыков, способствующих их социализации и адаптации в современном обществе, повышающих качество их жизнедеятельности.
Именно поэтому программы внеурочной деятельности в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы, представлены как общеразвивающими, так и коррекционно-развивающими курсами.
Приоритетным в реализации программы является активное взаимодействие обучающихся с социумом, таким образом, ребенок получает не только информативные знания, но и учится применять их в социальных ситуациях.
Цель данного курса: расширение читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Задачи:
Создание на практике условий для развития интереса к чтению книг
Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений
Занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Результатом практической деятельности по программе
«В мире сказки» можно считать следующее:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоении программы творческой группы «В мире сказки» формируются следующие:
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Регулятивные умения:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Расширение литературного пространства.
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д
повышение самооценки;
Прогнозируемый результат:
- Развитие творческих способностей у воспитанников;
- Развитие культуры общения воспитанников, трудолюбия, усидчивости, терпения.
- Расширение литературного пространства обучающегося
Занятия позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание ребят, рационально использовать свободное время учащихся.
Принципы построения программы:
1.От простого к сложному. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объёма сведений. Такой принцип позволяет повторять, закреплять и дополнять полученные знания и умения в течении первого года обучения.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Индивидуального подхода. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
4. Принцип успешности. Создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося на каждом занятии, с целью поддержания интереса к работе.
Структура программы:
Программа рассчитана на1час в неделю. Продолжительность занятий 35-40 минут.
Оценка результативности программы:
Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки, коллективное обсуждение и др.
Универсальные учебные действия:
Слушать книгу, понимать прочитанное;
Пользоваться аппаратом книги;
Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Писатели детям | 5 |
2 | Народная мудрость. Книги-сборники. | 2 |
3 | Книги русских писателей-сказочников | 4 |
4 | Детские писатели | 5 |
5 | Сказки зарубежных писателей | 6 |
6 | Книги-сборники стихотворений для детей | 4 |
7 | Дети – герои книг. | 3 |
8 | Книги о животных | 1 |
9 | Итоговый урок | 1 |
| Всего часов: | 31 |
Календарно-тематический план
1 четверть
№ п/п | Названия темы Занятия | Кол-во час. | Дата проведения |
По плану | Факт. |
1 | Правила работы с книгой. | 1 | | |
2 | Г.Х.Андерсен | 1 | | |
3 | Сказка «Гадкий утенок» | 1 | | |
4 | Сказка «Девочка со спичками» | 1 | | |
5 | Просмотр мультфильма « Принцесса на горошине» | 1 | | |
6 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 1 | | |
7 | Книги современных писателей о детях. | 1 | | |
8 | Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы. | 1 | | |
| 2 четверть | | | |
1 | В.Г. Сутеев. Знакомство с автором. | 1 | | |
2 | Сказка «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка». | | | |
3 | Книги – сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. | 1 | | |
4 | Викторина «Герои народных сказок». | 1 | | |
5 | Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | 1 | | |
6 | Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». | 1 | | |
7 | Просмотр мультфильма «Буратино» | 1 | | |
| 3 четверть | | | |
1 | Книги С.Маршака. Выставка книг. | 1 | | |
2 | Книги- сборники произведений К.Чуковского «Федорино горе» «Мойдодыр» | 1 | | |
3 | К.Чуковский « Айболит» | 1 | | |
4 | Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина. Книги К.Г.Паустовского.Герои книг К.Г.Паустовского | 1 | | |
5 | Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях. | 1 | | |
6 | Сказка «Красавица и чудовище» | 1 | | |
7 | Викторина «Герои книги». | 1 | | |
8 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. | 1 | | |
9 | Стихотворения для детей. | 1 | | |
10 | Книги-сборники В.Берестов. | 1 | | |
| 4 четверть | | | |
1 | Стихотворения для детей. Книги-сборники С.Михалков. | 1 | | |
2 | Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.) | 1 | | |
3 | Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.) | 1 | | |
4 | Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.) | 1 | | |
5 | Книги В.Бианки. Г.Скребицкого. | 1 | | |
6 | По страницам любимых книг. Выставка книг. Наши проекты. Викторина | 1 | | |
Содержание программы
№ | Кол-во часов | Название раздела | Содержание |
1 | | Писатели детям | Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги. |
2 | | Народная мудрасть. Книги-сборники | Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность). |
3 | | Книги русских писателей-сказочников | Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах). |
4
| | Детские писатели
| Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей. |
5 | | Сказки зарубежных писателей | Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание отдельных историй. |
6 | | Книги-сборники стихотворений для детей | Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова. Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов» |
7 | | Дети – герои книг | Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.). Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др) Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др. |
8 | | Книги о животных | Книги В.Бианки. Г.Скребицкого. |
Литература
1.Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2014
2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2014
3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2016
4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2014
5.Литературное чтение 1-3 классы серия «Школа России»,Л.Ф.Климанова, В.Г.Горнцкий и др. Москва «Просвещенеие».