МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА № 2 ИМ. Д.И. УЛЬЯНОВА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей соц.-гум. и худ.-эстетич. цикла Руководитель МО _______ Н.И. Михайленко Протокол № _______ « »______________2017г. | | СОГЛАСОВАНО Зам. директора ______Д.Ш. Сулейманова «___»_________2017г. | | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом №_______ от «___»_________ 2017г. Директор ________ Т.В. Санина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Внеурочной деятельности
«Музыкальная гостиная» для учащихся 6-х классов
Предмет | Музыкальная гостиная |
Класс | 6 класс |
Уровень обучения | Основное общее образование в соответствии с ФГОС ООО |
Уровень изучения курса | Базовый |
Количество часов в год | 34 часа в год |
Количество часов в неделю | 1 час |
Срок реализации рабочей программы | 1год 2017/2018 |
Составитель: Асанова Февзие Аблякимовна, учитель музыки
Феодосия, 2017
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная» для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. Авторской рабочей программы общеобразовательных учреждений авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Специализированная школа №2 им. Д.И.Ульянова с углублённым изучением английского языка г.Феодосии Республики Крым», учебного плана на 2017-2018год.
В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на 1 час в неделю, всего - 34 часа. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов
Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 5-7 классов образовательных учреждений год издания 2017.
Учебник «Музыка 6 класс» (М.: Просвещение, 2014г).
1.Планируемые результаты.
Цель массового музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Программа ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний в предметной области музыка. Материал обучения структурирован в виде четырех разделов: «В сокровищнице Волшебнице Музыки», «Встречи с великими композиторами», «В стране музыкальных инструментов», «В певческой стране». Программа по внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная» выстраивается на модулях (блоках):
- Музыка театра
- Кино
- Концертов
Цель программы: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры.
Задачи:
формировать духовные качества личности ребенка, расширять музыкальный кругозор;
использовать целостный подход к музыкальной деятельности в исполнении, слушании музыки, импровизации, драматизации и т.д.;
воспитывать любовь и интерес к музыке:
воспитывать музыкальный вкус;
формировать становление нравственных позиций личности ребенка.
развивать комплекс музыкальных творческих способностей, таких как:
Данные задачи достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие направлено на:
Познавательное развитие связано с:
Коммуникативное развитие определяет:
умение слушать, уважение к мнению других;
сотрудничество со сверстниками, взрослыми,
Эстетическое развитие направлено на:
развитие эстетических чувств;
воспитание художественного вкуса;
развитие потребности жить по законам красоты.
Формы проведения внеурочных занятий: презентации, отчетные уроки, экскурсионные занятия.
Формы деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.
Ожидаемые результаты:
- у обучающихся будут сформированы эстетические способности;
- учащиеся смогут ориентироваться в различных музыкальных жанрах и направлениях.
Методы и формы:
Основными методами программы избраны: метод творчества, системного подхода, импровизации и сценического исполнения.
Творческий метод используется в данной программе как важный художественно-педагогический метод, определяющий качество – результативный показатель практического воплощения. Творчество проявляется во всех формах художественной деятельности: и в сольном пении, и в ансамблевой импровизации, и в хоровом исполнении.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокально-хоровой материал, виды концертной деятельности.
Метод импровизации и сценического исполнения - это один из основных производных программы. Умение держаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения позволяет поднять исполнительское мастерство на профессиональный уровень.
Также в данной программе используются методы такие, как:
метод распевание (ряд упражнений для подготовки голосового аппарата),
метод – работа над репертуаром,
метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей работы,
метод – «разрядка» (просмотр видеозаписей, прослушивание аудио записей), отчетные уроки.
2.Содержание программы
«Музыкальная гостиная» по внеурочной деятельности
Модуль - «Музыка театра, кино, концертов»
(6 класс)
Учитывая возрастные и вокальные особенности шестиклассников, этот модуль не только знакомит детей с творчеством композиторов, но и ведущее значение принадлежит сольному пению, пению в ансамбле, хоровым исполнениям произведений. Это поможет приобщить учащихся к вокальному искусству и нацелить их на успешный результат в данном виде творчества. «Музыкальная гостиная» является одной из эффективных форм приобщения детей к миру музыки. Общение с высокохудожественными образцами песенной музыки способно вызвать у каждого ребенка чувства, переживания, помочь раскрыть для себя мир, познать себя. Практическая деятельность позволяет создать на занятиях особую интонационную атмосферу: сотрудничества, соучастия (репетиционные занятия, конкурсы, праздники). Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных праздников, посвященных разным памятным датам. В репертуар занятий включены лучшие песни замечательных композиторов России.
Курс «Музыкальная гостиная»
для 6 класса состоит из трех разделов:
1раздел «Музыка в театре» (12 часов) Знакомство с миром театра - театр народный и профессиональный. Разнообразие и богатство театрального искусства. Что значит быть дирижером? Знаменитые дирижеры нашей современности. Понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений. Уметь узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов. Размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. Знать имена известных исполнителей (Ф.Шаляпин, А.Нежданова, И.Архипова, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцова). Уметь: узнавать тембр голоса Ф.И. Шаляпина, А.Неждановой, И.Архиповой, М.Каллас, Э.Карузо, Е.Образцовой.
Практическая работа: освоение вокально-хорового мастерства народного пения.
Подготовка к народным «осенним посиделкам».
2 раздел «Музыка в концертном зале» (13 часов) Знакомство с музыкальным концертом. Что такое классическая музыка – серьезная музыка. Знакомство с выдающимися зарубежными и русскими композиторами и музыкантами: Моцарт, Спиваков, Д.Хворостовский, Плетнев, С.Рахманинов, Н.Римский- Корсаков. Эстрадная музыка и электронные инструменты. Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
Практическая работа: освоение вокально-хорового пения в академической манере исполнения. Разучивание песен по желанию. Репетиции.
3 раздел: «Смотри кинофильм» (9 часов). Как рождается фильм. Знакомство с известными кинорежиссерами и актерами. Музыка в кино. Знать имена выдающихся кино композиторов современности: И.Дунаевский, Г.Свиридов, А.Журбин, Э.Артемьев, и их произведения. Уметь: определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру. Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования. Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»: «Увертюра», «Песенка о капитане»
Песенка Роберта «Спой нам, ветер».
М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»
Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Практическая работа: Разучивание песен. Освоение исполнительского мастерства. Репетиции.
3.Тематическое планирование.
№ п\п | Темы занятий | Общее количество часов | Часы теоретических занятий | Часы практических занятий |
1 | «Музыка в театре» | 12 | 7 | 5 |
2 | «Музыка в концертном зале» | 13 | 5 | 8 |
3 | «Смотри кинофильм» | 9 | 3 | 6 |
| Итого | 34 | 15 | 19 |
Приложение 1 к
рабочей программе по
курсу внеурочной деятельности
«Музыка вокруг тебя»
для 6-х классов
учителя Асановой Ф.А.
Календарно-тематическое планирование уроков музыки
в 6 классе (34часа.)
№п\п | Дата | ТЕМА УРОКА |
план | факт |
6а | 6б | 6в | 6а | 6б | 6в | |
1 | | | | | | | Музыка в театре.12 часов. Театр народный и профессиональный. Знаменитые театры мира. |
2 | | | | | | | Разнообразие и богатство театрального искусства. | |
3-4 | | | | | | | Ф.Шаляпин, | И.Козловский, | Т.Карсавина – Великие | русские актеры. Разучивание песенного репертуара. Освоение вокального мастерства | |
5 | | | | | | | Разнообразие и богатство театрального искусства. Обобщающий урок |
6-7 | | | | | | | Что значит быть дирижером? Знаменитые дирижеры мира и России. Разучивание песенного репертуара. Освоение вокального мастерства |
8-11 | | | | | | | Подбор и разучивание песенного репертуара. Освоение вокального мастерства |
12 | | | | | | | Отчетный урок. |
|
13-14 | | | | | | | Вводное занятие. | Особенности | музыкального концерта. | музыкальные фрагменты из | кукольного спектакля | «Необыкновенный концерт» Разучивание песенного репертуара. Освоение вокального мастерства | |
15-16 | | | | | | | Классическая музыка – | совершенная музыка. | П.Чайковский «Осенняя песня», А.Вивальди «Весна» - слушание; «Песня о счастье» П.Чайковского, | «Ты, соловушко, умолкни» М.Глинка | Разучивание песенного репертуара. Освоение вокального мастерства |
17-18 | | | | | | | А.Моцарт, М.Плетнев, С.Рихтер, В.Спиваков, М.Ростропович, | Д.Хворостовский – | великие исполнители Разучивание песенного репертуара. Освоение вокального мастерства | |
19 | | | | | | | Знаменитые залы России. Разучивание песенного репертуара. Освоение вокального мастерства |
20-21 | | | | | | | Эстрадная музыка и | электронные инструменты Просмотр фр.из концерта Жан | Мишель Жара. Разучивание песенного репертуара. Освоение вокального мастерства | | |
22 | | | | | | | Музыкальная сцена | сегодня. Выход за пределы сцены. Ф.Гварди «Концерт», Г.Гендель «Музыка на воде», концерт «3 тенора», проект М.Кабалье и Ф.Меркьюри | | | |
23-24 | | | | | | | Репетиции. Разучивание песенного репертуара. Освоение вокального мастерства | |
25 | | | | | | | Отчетный урок |
«Смотри кинофильм» 9ч |
26 | | | | | | | | Создатели кинофильма. Рассказ Кино - синтетический жанр ( режиссеры, актеры, операторы) Разучивание песенного репертуара. Освоение вокального мастерства | |
27-28 | | | | | | | Великие режиссеры и | актеры. Презентация «Режиссеры кино» М.Захаров, К.Шахназаров, А.Тарковский, Р.Быков Фрагменты из к/Ф «Обыкновенное чудо», «Чучело». Разучивание песенного репертуара. Освоение вокального мастерства | |
29 | | | | | | | Музыка экрана. Кино- | композиторы | |
30-31 | | | | | | | Виды музыки: закадровая и внутрикадровая. М.Таривердиев, Г.Гладков, М.Минков, А.Рыбников – слушание и исполнение песен из кинофильмов. | |
32-33 | | | | | | | Подбор и разучивание песенного репертуара. Освоение вокального мастерства |
34 | | | | | | | Отчетный урок |
34 | | | | | | | итого |