СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (1 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа модуля «Истоки» разработана для 1 класса на 2019 - 2020 учебный год на основе программы «Истоки»авторами А.В.Камкина и И.А.Кузьмина (Истоки, 1 класс, М, «Издательский дом», 2011г) допущенный Министерством образования РФ, учебника «Истоки», 1 класс,автор А.В.Камкин; в соответствии с основной образовательной программой начального  общего образования МБОУ СОШ №, утвержденной приказом директора от 01 мая 2018 года №  Ш15-13-445/9 от 05.06.2019  в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Актуальность. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Он направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.

 

«Азбука истоков» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?»

Курс «Азбука истоков» разработан на основе социокультурного системного подхода, что обеспечивает преподавателя:

* знаниями по развитию управленческих и коммуникационных способностей, эффективными стратегиями образования;

* социокультурным инструментарием;

* активными формами обучения и воспитания;

* действенными составляющими социокультурного присоединения и  социокультурных связок;

* технологиями эффективного обучения, позволяющими развивать целостное восприятие, мышление, чувствование ребенка, его мотивацию к самосовершенствованию;

* действенными способами вознаграждения и показателями качества социокультурного образования;

* знаниями по развитию первоначальных социокультурных ценностей.

Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Истоки» (1 класс).»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №


Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования

Приказ № Ш15-13-445/9 от 05.06.2019





Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

« Истоки»





Класс: 1

Учитель:

Учебный год: 2019 – 2020



Количество часов за год

33

в т.ч.

I полугодие

15

II полугодие

18






Пояснительная записка

Рабочая программа модуля «Истоки» разработана для 1 класса на 2019 - 2020 учебный год на основе программы «Истоки»авторами А.В.Камкина и И.А.Кузьмина (Истоки, 1 класс, М, «Издательский дом», 2011г) допущенный Министерством образования РФ, учебника «Истоки», 1 класс,автор А.В.Камкин; в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №, утвержденной приказом директора от 01 мая 2018 года № Ш15-13-445/9 от 05.06.2019 в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Актуальность. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Он направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.


«Азбука истоков» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?»

Курс «Азбука истоков» разработан на основе социокультурного системного подхода, что обеспечивает преподавателя:

* знаниями по развитию управленческих и коммуникационных способностей, эффективными стратегиями образования;

* социокультурным инструментарием;

* активными формами обучения и воспитания;

* действенными составляющими социокультурного присоединения и социокультурных связок;

* технологиями эффективного обучения, позволяющими развивать целостное восприятие, мышление, чувствование ребенка, его мотивацию к самосовершенствованию;

* действенными способами вознаграждения и показателями качества социокультурного образования;

* знаниями по развитию первоначальных социокультурных ценностей.

Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной

школы;

* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к

средней школе;

* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные

связи.

В 1 -м классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем ( социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «Истоки» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Основная идея истоковской педагогической технологии – идея полноценного использования всех психических процессов, функций и свойств личности, в целом ресурсов человека.

В результате использования социокультурных технологий у детей появляется способность работать результативно, открываются неограниченные возможности учащихся в самоутверждении.


Цель:

-освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека;

- актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи;

- содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения;

- социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека;

- становление позитивных базисных ценностных установок личности (обогащение своего социокультурного опыта в сфере социальных отношений, в области истории, права, экологии, здорового образа жизни и саморазвития).

Задачи:

  • формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;

  • укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;

  • привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного совершенствования;

  • раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования.


Возраст детей: 7-8лет.

 Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения 2019-2020 г. 

Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут. Численный состав группы 20 человек.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности


будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:

-межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);

-ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);

Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:

- изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);

- изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;

- обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.


Ожидаемые результаты:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;

  • развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

  • приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

  • умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;

  • расширение кругозора и словарного запаса:

  • Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги.

Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.


Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл.





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности


Ожидаемые результаты формирования ууд к концу 1-го года обучения.

Личностные УУД направлены на:

- уважительное отношение к вечным ценностям человека;

- формирование у них устойчивого интереса к Истокам;

- реализацию их творческого потенциала в процессе занятий.

Познавательные УУД направлены на:

- осознание обучающимися роли социальных категории Мир, Слово, Образ, Книга в жизни человека;

- введение обучающихся в мир родного языка, развитие языкового чувства.

Коммуникативные УУД направлены на:

- приобщение школьников к продуктивному сотрудничеству в процессе выполнения заданий;

- развитие способности к продуктивному сотрудничеству со сверстниками при работе в парах, группах;

- формирование доброжелательности. Умение слушать и слышать собеседника, размышлять в слух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение.





Содержание курса внеурочной деятельности


Содержание курса

Количество часов

Формы организации и виды деятельности

теория

практика

Раздел I. МИР.

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА.

Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.


1


Беседа. Игра.

МИР И ЛАД.

Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.





1

Беседа, работа со стимульным материалом (стихи)

ИСТОКИ И ШКОЛА.

Истоки глазами детей. Рождественский дар.


1

Беседа. Игра.

ИСТОКИ И РАДУГА.

Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

1


Беседа, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи)

СКАЗКИ ПУШКИНА.

В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть

1


Беседа. Рисунки на заданную тему

РОДНОЙ КРАЙ.

Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

1


Беседа. Рисунки на заданную тему

ЩИТ И ГЕРБ.

Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

1


Беседа, работа со стимульным материалом (былины)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.

Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.



1

Беседа. Посещение библиотеки

Раздел II. СЛОВО

СЛОВО.

Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.




1

Беседа. Игра.

ВЕСНА И СЛОВО.

Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

1


Беседа. Рисунки на заданную тему

ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО.

Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово.

1


Беседа. Игра.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ.

Добро. Доброе Слово. Доброе дело.

1


Беседа. Игра.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.

Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.


1

Беседа. Посещение библиотеки

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ.

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание

1


Беседа, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи)

АЛЕША ПОПОВИЧ.

Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

1


Беседа, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи)

ЧАША ЖИЗНИ.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

1


Беседа, работа со стимульным материалом (наглядный материал)

Раздел III. ОБРАЗ

РОДНИК.

Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

1


Беседа, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи)

РОДНИК.

Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.


1

Беседа. Игра.

ОБРАЗ РОДИНЫ.

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

1


Беседа, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи наглядный материал)

ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА.

Святой Александр Невский - солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

1


Беседа. Рисунки на заданную тему

ОБРАЗ ПРАЗДНИКА.

Праздники на Руси

1


Беседа. Рисунки на заданную тему

Раздел IV. ОБРАЗ

КНИГА.

Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.



1

Беседа. Посещение библиотеки

КНИГА КНИГ.

Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начало объяснению книг в семью - библиотеку.



1

Беседа. Игра.

ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ.

Чтение - сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.


1

Беседа. Игра.

ПЕРВАЯ КНИГА.

Первая книга соединяет труд семьи и школы.

1


Беседа, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи наглядный материал)

МИР КНИГИ.

Подведение итогов.

1


Проект. «Моя книга»


















Тематическое планирование



п/п

Дата

план.

Дата факт.

Тема

занятия

Корректировка

Раздел: «Мир» (12 ч)



Солнышко, мама и папа




Поле и лес. Поле и школа.




Поле и семья. Школа и семья.




Истоки и школа.




Бесценный дар. (Рождество)




Истоки и радуга.




Сказки А.С.Пушкина.




Сказки А.С.Пушкина.




Родной край




Святыни России. Щит и герб.




Святыни России. Флаг.




Святыни России. Илья Муромец


Раздел «Слово» (10 часов)



Слово.




Весна и Слово.




Золотое сердечко.




Серебряное копытце.




Честное слово. Добрыня Никитич.




Слово о родителях.




Русские богатыри. Труд и подвиг.




Былина «Алеша Попович».




Жизни цель.




Чаша жизни.

Раздел «Образ» (5 часов)

.


Образ родника.




Образ Родины.



Образ защитника Отечества.




Образ защитника Отечества.




Образ праздника.


Раздел «Книга» ( 6 часов)



Книга.




Книга книг.




Живое слово книги.




Первая книга.




Первая книга.




Мир книги





Учебно-методическое обеспечение

Предмет

Истоки

Класс

1

Учебники

Давыдов Е.Ю., Кузьмин И.А. «Азбука истоков». «Золотое сердечко». Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011

Цифровые образовательные ресурсы

Официальный сайт  «Истоки». – Режим доступа: http://  stoky-co.ru

Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=42

Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/

Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru

Сайт «Светочъ» православная вера в презентациях http://www.svetoch-opk.ru/

Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/

Учительский фестиваль педагогических идей www.festival.1september.ru

Творческая сеть для начальной школы www.nachalka.com

Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/

Методические пособия для учителя


1. Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина

2.О.А. Бандяк «Воспитание на социокультурном опыте». 1 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка



Таблицы, плакаты

- репродукции картин;

- иллюстрации по темам

- фильмы к произведениям;

-презентации по темам

портреты великих русских поэтов:

   Александра Сергеевича Пушкина,

   Михаила Юрьевича Лермонтова,

   Федора Ивановича Тютчева,

  Сергея Александровича Есенина;

• иконографические изображения  и  портреты великих людей России:

  Святого князя Владимира,

  Святого князя Александра Невского,

   Михаила Илларионовича Кутузова,

   Александра Васильевича Суворова.

Технические средства обучения


1.Компьютер мультимедийный

2.Мультимедийный проектор; компьютер.

3.Экран проекционный.






Литература:



Для учащихся:

1. В. Белов «Лад»

2. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Первое слово». Книга 1 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;

3. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Добрый плод». Книга 2 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;

4. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Слово «жить». Книга 3 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;

5. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Солнце земли Русской». Книга 4 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009;

6. Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Истоки Великой Победы». Книга 5 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009;

7. В.И. Даль «Толковый словарь».

8. Иллюстрированный энциклопедический (толковый) словарь - 20 томов на 2 CD, Золотой Фонд российских энциклопедий, 2004г.


Для учителя:

1. Истоковедение, том 1,2,3, И.А.Кузьмин, издательский дом «Москва», 2010г.

2. В.И. Даль «Толковый словарь».

3. Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина

4. О.А. Бандяк «Воспитание на социокультурном опыте». 1 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка

5. Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005

6. Иконография Богородицы

7. История русского быта

8. Информационно-образовательный вестник «Истоки»

9. О.А. Бандяк. «Воспитание на социокультурном опыте», 1 класс. Методическое пособие. Активные формы развития. 

10.Краткий словарь истоковедения.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!