СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся «Дорогой добра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

           Рабочая программа  курса  «Дорогой добра» разработана для учащихся 2 классов  в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. Программа  курса  разработана в соответствии с ФГОС НОО, составлена на основе про­граммы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся «Дорогой добра»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №1


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________/ Казюлина С.Н. /

Протокол №1 от «29» августа 2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

МБОУ Бобровская СОШ №1

________/ Боровкова И.Е. /

«29» августа 2019г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Бобровская СОШ №1

__________/Л.В.Кравченко/

Приказ №1/2 от «2» сентября 2019г.







Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

для обучающихся 2-б класса

«Дорогой добра»

(2019-2020 учебный год)





Срок реализации программы 1 год



Составитель программы:

Дегтерева Ирина.Ивановна.,

учитель начальных классов


Бобров 2019 г




Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Дорогой добра» разработана для учащихся 2 классов в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. Программа курса разработана в соответствии с ФГОС НОО, составлена на основе про­граммы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе. В концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.


Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

  • сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;

  • способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

  • научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Во 2 классе уделяется пристальное внимание социальной позиции обучающегося. Если раньше дети воспринимали ее на эмоциональном уровне, то теперь способны осознанно отнестись к ее социальной сущности. Доступный материал углубляет понимание существа нравственных явлений.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Сроки реализации программы -1 год

Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ Бобровская СОШ №1 курс «Дорогой добра» рассчитан на 9 часов во 2 классе (0,25 ч. час в неделю, 34 учебные недели).


I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В ходе реализации программы «Дорогами добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение учащимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.


В результате изучения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:

  • требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями;

  • заповеди и правила этикета

Уметь:


  • соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице;

  • выполнять общение;

  • написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки;

  • исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании.


У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.



II. Содержание курса внеурочной деятельности

1.Культура общения

Вежливость – основа воспитанности. Устное и письменное пригла­шение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Когда без извинений не обойтись?

2.Общечеловеческие нормы нравственности

Доброжелательность, правдивость, честность в общении. Какими в жизни следует быть?

3.Дружеские отношения

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». О дружбе, мудрости, любви и словах. О тактичном и бестактном по­ведении. Как относиться к людям? Мы все такие разные!




III. Тематическое планирование



п/п


Тема

Кол-во часов

Культура общения

1

Вежливость – основа воспитанности.

1

2

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1

3

Встреча и развлечение гостей.Поведение в гостях.Как дарить подарки.

1


4

Когда без извинений не обойтись?

1

Общечеловеческие нормы нравственности

5

Доброжелательность, правдивость, честность в общении.

1

6

Какими в жизни следует быть?

1

Дружеские отношения

7

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». О дружбе, мудрости, любви и словах.

1

8

О тактичном и бестактном по­ведении.

1

9

Как относиться к людям? Мы все такие разные!

1




IV.Описание учебно-методического обеспечения курса внеурочной деятельности



1.Программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой (Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова «Азбука нравственности», - М.: Просвещение, 2007

2. Богуславская, Н.И. Веселый этикет / Н.И. Богуславская, Н.А.  Купина. – Екатеринбург : «АРД ЛТД», 2010

3.«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор».: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011

4.«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011

5.Сборник программ внеурочной деятельности \ под ред Н.Ф.Виноградовой. Вентана – Граф 2011

6. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2009

7. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М. : Издательство «Экзамен», 2009

.

Интернет-ресурсы

http://www.portal-slovo.ru

http://www.bestreferat.ru

http://www.dobrieskazki.ru/raboti.htm











Приложение1


Календарно – тематическое планирование




п/п


Тема занятия

Кол-во часов

Дата


Примечания

План.

Факт.

Культура общения

1

Вежливость – основа воспитанности.

1




2

Устное и письменное пригла­шение на день рождения.

1




3

Встреча и развлечение гостей.Поведение в гостях.Как дарить подарки.

1





4

Когда без извинений не обойтись?

1




Общечеловеческие нормы нравственности

5

Доброжелательность, правдивость, честность в общении.

1




6

Какими в жизни следует быть?

1




Дружеские отношения

7

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». О дружбе, мудрости, любви и словах.

1




8

О тактичном и бестактном по­ведении.

1




9

Как относиться к людям?Мы все такие разные!

1

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!