СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы биофизики» (общеинтеллектуального направление)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы биофизики". 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы биофизики» (общеинтеллектуального направление)»

Муниципальный этап регионального конкурса профессионального мастерства научно-методических материалов

«Новой школе - новые стандарты»






Номинация: Рабочие программы курсов внеурочной деятельности, реализуемых на основе ресурсов школьных информационно-библиотечных центров






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Основы биофизики»

(общеинтеллектуального направление)


для 10 классов














Составитель рабочей программы:

Паничкина Елена Олеговна

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 3"

учитель физики, город Троицк




Троицк, 2020 г


Аннотация

к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Основы биофизики»


Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Основы биофизики» предлагается для 10-х классов МБОУ «СОШ № 3». Актуальность данного курса обусловлена наличием некоторого количества выпускников ежегодно поступающих в высшие и среднеспециальные учебные заведения медицинского профиля. Естественнонаучное мышление является базовым для формирования медицинских знаний. Данный курс направлен на мотивацию учащихся к овладению достаточным уровнем естественнонаучного мышления, а этого можно достичь за счёт повышения целостности содержания естественнонаучного образования. В этом курсе материал по физике интегрирован с материалом по биологии, а также медицины, как и предусматривается проектом ФГОС нового поколения.

Основная цель курса внеурочной деятельности — формиро­вание у учащихся представлений о единстве природы и наук о ней, представлений о том, что физические законы лежат в основе химических и биологических методов ис­следования, о том, что физические методы широко при­меняются в биологических и химических исследовани­ях, в медицинской практике. Достижение этой цели по­зволит показать общность законов, применимых к явлениям живой и неживой природы.

Целесообразность изучения предлагаемого курса обусловлена значением знаний по биофизике, медицин­ской и биологической физике и биологии не только для учащихся, планирующих поступление в вузы соответст­вующих профилей для успешного последующего в них обучения, но и каждого человека для понимания про­цессов, происходящих в живом, в том числе человече­ском организме, и успешного управления этими процес­сами.

Уровень сложности превышает обязательный, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями окружающего мира, с работой различных приборов.

Задачи курса:

1. Формирование у школьников знаний о закономерностях протекания в живых организмах физических и физико-биологических процессов.

2. Формирование понимания взаимосвязи физических и биологических процессов в живых системах

3. Ознакомление с основными физическими методами исследования биологических объектов.

4. Развитие профильной подготовки школьников для поступления на естественнонаучные и медицинские факультеты университетов, колледжей, прежде всего, в отдаленных и сельских школах за счет предоставления образовательных услуг по современным направлениям науки, дополнительным к традиционным учебным программам.

Курс внеурочной деятельности адресован учащимся 10 классов. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Занятия курса проводятся на базе школьной библиотеки. Одной из задач Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров является расширение функций школьных библиотек для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Нами использованы в своей работе некоторые ресурсы библиотеки для улучшения качества образования:

  1. Материально-технические ресурсы (Интернет, ПК + дополнительное оснащение);

  2. Информационные ресурсы (электронные учебные материалы и образовательные ресурсы Интернета; печатные образовательные ресурсы по биофизике в фонде; электронные информационно-образовательные ресурсы по биофизике в фонде; дополнительная литература в фонде);

Сегодня обучение — это не просто передача знаний от педагога обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся. Наши занятия проходят на базе библиотеки МБОУ «СОШ № 3» с использованием её ресурсов, кроме этого библиотека служит хранилищем материалов, которые выполняют ребята на занятиях. В дальнейшем эти материалы могут быть использованы учителями (физики, биологии) на учебных занятиях по своему предмету, а также учащимися, интересующимися этими вопросами для формирования целостности естественнонаучной картины мира.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности


Наименование раздела

Количество часов

Формы организации деятельности обучающихся

1

Описание механических движений живых существ, двигательный аппарат человека

11

индивидуальная, групповая, коллективная исследовательская деятельность; творческая мастерская; семинар, конкурс рефератов.


Итог работы – публичное выступление на конференции.

2

Биодинамика мышечного сокращения

3

3

Биомеханика ходьбы и бега человека

4

4

Биодинамика плавания живых организмов

4

5

Основы полета живых существ

11

6

Конференция

1


итого

34


Результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности


Личностные

Метапредметные


  • формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству и своему народу, чувства гордости за свой край, свою Родину

  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка

  • формирование самоуважения и «здоровой» «Я-концепции»;

  • устойчивая установка на принятие гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • осознание важности служения Отечеству, его защиты;

  • проектирование собственных жизненных планов в отношении к дальнейшей профессиональной деятельности с учетом собственных возможностей, и особенностей рынка труда и потребностей региона;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование устойчивых ориентиров на саморазвитие и самовоспитание в соответствии с общечеловеческими жизненными ценностями и идеалами;

  • формирование самостоятельности в учебной, проектной и других видах деятельности;

  • способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений;

  • способность к самообразованию и организации самообразовательной деятельности для достижения образовательных результатов;

  • понимание необходимости непрерывного образования в изменяющемся мире, в том числе в сфере профессиональной деятельности;

  • освоение и принятие общечеловеческих моральных норм и ценностей;

  • формирование современной экологической культуры, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды;

  • формирование эстетического отношения к продуктам, как собственной, так и других людей, учебно-исследовательской, проектной и иных видов деятельности.


  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

  • планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • искать и находить обобщенные способы решения задач;

  • осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания;

  • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

  • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

  • проявлять способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, в том числе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей, в том числе в учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно:

  • ставить цели и/или формулировать гипотезу исследования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя).


Предметные результаты

Обучающийся научится


Обучающийся получит возможность научиться

  • использовать информацию биофизического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

  • устанавливать причинно-следственные связи, объяснять биофизические явления;

  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

  • проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

  • проводить исследования зависимостей между биофизическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

  • использовать для описания характера протекания биофизических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

  • решать качественные задачи: используя модели, биофизические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

  • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

  • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении биофизических задач;

  • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач.

  • понимать и объяснять целостность биофизики, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

  • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания биофизических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих биофизических закономерностей и законов;

  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

  • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте интегрированных связей между физикой и биологией;




Календарно-тематическое планирование


урока

Дата

Тема урока

Коррекция

Раздел 1. Описание механических движений живых существ, двигательный аппарат человека (11 часов)

1


Биомеханические характеристики


2


Кинематические биомеханические характеристики


3


Динамические биомеханические характеристики


4


Энергетические биомеханические характеристики


5


Безразмерные биомеханические характеристики


6


Структура двигательного аппарата человека


7


Биомеханические характеристики опорно-двигательного аппарата человека


8


Рычажная система человека


9


Механические свойства кости


10


Решение задач по теме: «Биомеханические характеристики»


11


Лабораторная работа: «Исследование модуля упругости кости»


Раздел 2. Биодинамика мышечного сокращения (3 часа)

12/1


Мышечная ткань. Механизм сокращения мышц


13/2


Свойства мышечной ткани


14/3


Механическая модель мышцы


Раздел 3. Биомеханика ходьбы и бега человека (4 часа)

15/1


Кинематика ходьбы и бега человека


16/2


Динамика ходьбы и бега человека


17/3


Энергетика ходьбы и бега человека


18/4


Решение задач по теме: «Биомеханика ходьбы и бега человека»


Раздел 4. Биодинамика плавания живых организмов (4 часа)

19/1


Общее представление о плавании человека


20/2


Динамика плавания живых существ


21/3


Энергетика плавания живых существ


22/4


Особенности плавания некоторых живых организмов


Раздел 5. Основы полета живых существ (11 часов)

23/1


История развития воздухоплавания


24/2


Теория Н.Е.Жуковского


25/3


Принципы создания подъемной силы


26/4


Факторы, обеспечивающие полет птиц


27/5


Полет птиц


28/6


Физические основы полета


29/7


Теория К.Э.Циолковского


30/8


Аэродинамика птиц и насекомых


31/9


Конкурс проектов


32/10


Решение задач по теме: Основы полета живых существ»


33/11


Лабораторная работа: «Исследование аэродинамических характеристик модели крыла самолета»


34/1


Итоговая конференция




Литература

1. А.Н.. Ремизов и др. Медицинская и биологическая физика – М. Дрофа, 2004.

2. В.В. Антонов. Биофизика – М. Арктос-Викапресс,

3. Дж.Б. Мерион. Физика с биологическим содержанием – М.. Высшая школа, 1986.

4. С.А.Старченко Биофизика: Учебное пособие для 10 кл., школ и лицеев с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин. – Челябинск: Изд-во «Факел», 1997.

5. https://vuzlit.ru/2253416/fizicheskie_osnovy_poleta;

6. https://proza.ru/2015/08/03/1417; аэродинамика для чайников;

7. http://www.winstein.org/publ/1-1-0-60; аэродинамика птиц и насекомых































Приложение

План – конспект занятия по биофизики с использованием ШИБЦ.

10 класс

Паничкина Елена Олеговна, учитель физики


Тема: Полет птиц

Цель: объяснение механизма полета птиц, уточнить и расширить представления о птицах

Задачи:

Образовательные: прививать интерес к науке, чтению.

Развивающие: развивать внимание, воображение, умение анализировать.

Воспитательные: воспитание экологической культуры и понимания взаимосвязи природных явлений.

Ход занятия:

1 Приветственное слово учителя, организационные вопросы.

2. Учащиеся рассаживаются по двое за компьютер, получают листочек с заданием и лист ответов (работа в парах).

3. Вступительное слово учителя:

Одна из самых завораживающих особенностей птиц – способность летать.

Посмотреть ролик по адресу: https://yandex.ru/video/preview?filmId=8309705748697905610&url=http%3A%2F%2Fvk.com%2Fvideo82820793_168599468&text=%D0%A3%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82%D1%8B%20%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%20%D1%81%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0%D0%BC%D0%B8...&path=sharelink Удивительные полеты вместе с птицами

Объяснить способность птиц к полету помогут законы механики.

Изучая особенности крыла, выяснили следующее: есть внутренняя часть (запястье), которая приводиться в действие мускулами плеча и расположена приблизительно посередине крыла; и внешняя часть, которая является продолжением крыла от запястья.

Птица взлетает не только за счет мышечных усилий, которые обеспечивают взмахи крыльями вверх. Раньше считалось, что таким образом она отталкивается от воздуха. Но воздух - не плотная среда и оттолкнуться от него сложно.

Оказывается при взмахе крыльев часть перьев птицы на доли секунды разворачивается под прямым углом к телу птицы и крылу, образуя пропеллеры.


Выйти на сайт: http://school-collection.edu.ru, забить в поисковике: полет птиц, найти документ: «отчего люди не летают?»

Прочитать информацию, ответить на вопросы:

  1. Какие виды полетов существуют?

  2. В чем заключается суть способа динамического парения?

  3. Почему человек не сможет летать? (обоснуйте своё мнение).

  4. Составить небольшое эссе на эту тему.

  5. Ответить на вопросы теста.


Тест с ответами в виде ребусов:

1.Какая сила способствует взлету птицы?
а)


б)



в)

2. С каким простым механизмом можно сравнить крыло птицы?


а)


б)

в)


Верные ответы:

1 В(слова: тяжести, Архимеда, подъемная)

2 Б(слова: клин, рычаг, блок)













План – конспект занятия по биофизики с использованием ШИБЦ.

10 класс

Паничкина Елена Олеговна, учитель физики


Тема: История развития воздухоплавания

Цель: оценить свои умения применять знания о выталкивающей силе к объяснению явления изменения веса тела; усвоить характерные особенности выталкивающей силы (чем определяется, от чего зависит), расширить свои знания по истории развития воздухоплавания.

Задачи:

Образовательные: рассмотреть физические основы воздухоплавания и историю развития полётов.

Развивающие: развивать коммуникабельные способности, уметь выделять главное; сопоставлять факты, результаты, анализировать, высказывать свою точку зрения.

Воспитательные: воспитывать чувства ответственности за качество и результат работы, воспитывать чувство гордости за свою страну, чувство патриотизма.

Ход занятия:

1 Приветственное слово учителя, организационные вопросы.

Занятие проводится в форме WEB-квеста. Интересной и сложной является тема, связанная с выяснением исторических особенностей развития воздухоплавания, особенно интересен исторический аспект становления воздухоплавания в России.

Для выполнения задания группа учащихся делится на 3 подгруппы, в каждой из которой между учениками распределяются роли. Получив задания, учащиеся действуют в рамках своей роли. Готовые варианты заданий должны быть представлены учителю не позднее указанного срока.

По завершению работы над проектами каждой подгруппой создается презентация в Power Point и защищается на занятии № 31 по теме: «Конкурс проектов».

2. Распределение ролей

Роль «историка» в работе группы очень важна. Именно он собирает факты новой и новейшей истории по тематике задания. Он дает краткий анализ этих фактов и обобщает мнения ученых, исследователей по проблеме, а также вклад отечественных ученых и их имена.

«Физик» подбирает примеры из учебной литературы по физике, по которой можно проследить полет человеческой мысли в этом направлении.

«Биолог» формулирует основные условия полета живых существ и идеи, которые человечество взял на вооружение для конструирования летательных аппаратов. ……

«Оформитель» собирает фотоизображения и при необходимости обрабатывает (ретуширует) их.

«Журналист» собирает, анализирует и интерпретирует исторические факты и события, преподносит взгляды основных ученых по заданной проблеме, пишет эссе для защиты на конкурсе проектов.

«Веб-мастер» должен уметь правильно и красочно оформить собранный материал и фотодокументы в презентацию.

«Редактор» отвечает за правильное изложение фактов, стиль и безошибочность набора текста.

3. Задание:

Подобрать факты, аргументы (исторические события, исследования и конструирование), перечислить имена ученых, исследователей (особенно российских), внесших вклад в развитие воздухоплавания. Перечислить их основные идеи, на чем они основывались.

Основные идеи и направления по выполнению задания вы найдете на сайте http://fly-history.ru , а также на странице http://gpntb.dlibrary.org электронный архив ГПНТБ России, забить в поисковике: Вестник воздухоплавания.

4. Представить результаты работы групп учащихся. Основные идеи и доказательства должны быть четко и лаконично сформулированы.

5. На этой странице представлены ресурсы, на которых можно найти интересную информацию:

https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-tekhnologii-istoriya-vozdukhoplavaniya.html

http://www.iprbookshop.ru/31865.html

http://catalog.unatlib.org.ru/cgi-bin/1/cgiirbis_64.exe?LNG=&Z21ID=&I21DBN=IKNBU&P21DBN=IKNBU&S21STN=1&S21REF=&S21FMT=&C21COM=S&S21CNR=&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=S=&S21STR=Воздухоплавание%20--%20История%20--%20СССР

https://www.kodges.ru/tehnika/trans/248154-dirizhabli-kirilin.html

https://flymonitor.ru/katalog.html



















3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!