СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа безопасности" (социалього направления)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретения практических навыков поведения при попаданиии в экстремальные и чрезвычайные ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа безопасности" (социалього направления)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ






Согласовано:


Утверждена приказом

Председатель НМС


_______( )

Протокол заседания НМС

№ от «15» мая 2021 года


от «__» ____ 2021 года №

Директор

__________________/ /

подпись

печать











Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Юный пожарный»

(социального направления)



Возраст:14-16 лет Составитель:

Срок реализации: 2 года .,

Количество часов в неделю: 1 ч. учитель ОБЖ,





2021



Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности

социального направления «Школа безопасности»


Программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» в 5 - 9 классах ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

В результате изучения курса «Школа безопасности» обучающийся должен

знать:

  1. Правила выживания в условиях автономии;

  2. Правила выживания при ЧС;

  3. Основы оказания первой доврачебной помощи при различных состояниях: ранения, порезы, ожоги , обморожения и.т.д.

  4. Основные приемы стрельбы.

  5. Виды строя. команды, перестроения.

  6. Правила пожарной безопасности.

  7. Основные исторические памятные даты.

  8. Правила ориентирования в лесу.


уметь:

  1. действовать при возникновении ЧС;

  2. действовать в условиях автономии;

использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности:

  1. Для избегания попадания в стрессовые ситуации;

  2. Правильных действий при попадании в ЧС

  3. Оказывать первую доврачебную помощь и взаимопомощь.

  4. Уметь стрелять из пневматической винтовки.

  5. Перестраиваться, ходить строем , выполняя команды.

  6. Разжигать костер разными способами , добывать еду, воду в лесу.


владеть навыками:

1) умение работать с разной литературой.

2) писать доклады, выступать с ними перед другими ребятами.

3) оформлять выставки, стенды, альбомы, книжки-раскладушки, изготавливать поделки.

4)  проводить, организовывать походы, игры, мероприятия.

5)  выработать навыки поведения в экстремальных ситуациях, сознательное отношение к личной безопасности.

6) укрепить приобретенные способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих условиях.

7)  оказывать первую помощь пострадавшим.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

5 КЛАСС ( 34 ЧАСА)

Введение (1 час)

Раздел 1: Автономное существование (10 ч.)

Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспече­ние выживания в условиях автономного существования.

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана дей­ствия. Определение времени дня.

Подача сигналов бедствия.

Оборудование жилища.

Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного сущест­вования в различных регионах. Водообеспечение.

Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.

Раздел 2: Пожарная безопасность (4 ч.)

Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Дей­ствия при возникновении пожара дома.

Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).

Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.

Раздел 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих ситуациях (1 ч.)

Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвы­чайные ситуации природного характера.



Раздел 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях (2ч.)

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влия­ние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости чело­века к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содер­жание. Место идеомоторной тренировки при обучении прави­лам поведения в жизнеопасных ситуациях.

Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содер­жание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.

Раздел 5: Топография (10 ч.)

Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и в военном деле. Топографические условные знаки.

Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для ориентирования на местности.

Топографические карты. Определение расстояний на местности и на карте.

Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту.

Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута

Раздел 6: Общая физическая подготовка (6 ч.)

Бег по пересеченной местности.

Преодоление препятствий.

Силовые упражнения


6 КЛАСС ( 34 ЧАСА)

  1. Туристская подготовка (пешеходный туризм) (7 часов):

1.1. Личное и групповое туристское снаряжение

Усовершенствование туристского снаряжения применительно к усло­виям проведения зачетного похода.

Конструкции тентов для палаток, кухни. Техника их изготовления.

Конструкции чехлов для топора, пилы, канов. Техника их изготовления.

Конструкции бахил летних и зимних. Материалы для их изготовле­ния. Выкройки, техника изготовления.

Практические занятия

Изготовление необходимого туристского снаряжения.

1.2. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
Организация ночлегов в горных условиях, в период межсезонья, зимой. Ветрозащитная стенка. Использование разборной печки. Заготовка
дров к ней. Ночные дежурства. Ночлег в палатке без печки.

Виды примусов и правила работы с ними.

Практические занятия

Организация ночлега в различных условиях. Подготовка примуса к работе и приготовление пищи на нем.

1.3. Питание в туристском походе

Расчет калорийности дневного рациона. Способы увеличения кало­рийности дневного рациона в категорийном походе. «Карманное» пита­ние. Витамины.

Приготовление пищи на примусах. Правила работы с бензиновым и га­зовым примусом.

Практические занятия

Расчет меню и калорийности дневного рациона в различных вариан­тах. Подготовка примуса к работе. Приготовление пищи на примусе.

1.4. Подготовка к походу, путешествию

Изучение маршрута похода с помощью отчетов групп, прошедших этот маршрут. Составление профиля маршрута. Изучение сложных участков маршрута и составление планов их преодоления.

Изучение маршрута и подготовка к летнему зачетному походу.

Практические занятия

Разработка маршрута похода.

1.5. Подведение итогов похода
Практические занятия

Ремонт туристского инвентаря и снаряжения. Проведение отчетного вечера, подготовка газеты или выставки по итогам похода. Подготовка и составление отчета о проведенном походе.

1.6. Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе

Переправы через реки. Характеристика равнинных и горных рек. Опасности, возникающие при организации переправ. Определение воз­можности, времени и способа организации переправы на выбранном участке. Переправа с помощью плота, по кладям, бревнам, камням.

Использование переправы по веревке с перилами, навесной переправы.

Движение по снежникам. Оценка состояния снежного покрова. Выбор времени дня для прохождения снежного участка и выбор безопасного пути передвижения. Способы движения: «в лоб», траверсирование, глиссирование. Страховка альпенштоком или ледорубом, выбивание ступенек, положение корпуса при движении, темп, интервал, использо­вание веревочных перил для страховки.

Меры безопасности при движении по снежникам и при организации переправ через реки.

Организация страховка при переправах и движении по снежникам.

Виды страховки: самостраховка, групповая, комбинированная.

Приемы и способы страховки. Выбор места страховки. Подготовка места страховки. Самостраховка на месте и в движении. Узлы: удавка, булинь, брамшкотовый, академический и др. Техника их вязания.

Наблюдение за погодой - одна из мер обеспечения безопасности. Ос­новные признаки изменения погоды. Изменение тактики движения при изменении погоды.

Практические занятия

Отработка техники движения и преодоления препятствий. Организа­ция наведения переправ.

Отработка приемов страховки и самостраховки при организации пере­прав. Вязание узлов. Ведение дневника метеонаблюдений и определение изменений погоды. Знакомство с одним из видов туризма по схеме: особенности подготовки похода; особенности личного и общественного снаряжения; техника и тактика вида туризма.

Практические занятия

Совершение походов по избранному виду туризма.


2. Топография и ориентирование (4 часов):

2.1. Топографическая и спортивная карты

Виды топографических карт и основные сведения о них. Определение масштаба карты при отсутствии данных. Старение карты, ее генерализа­ция. Чтение карты и составление схем и кроки. Копирование карт и схем. Прокладка и описание маршрута.

Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Старение карт, изме­нения, происходящие на местности. Карты с различными формами рельефа. Особенности спортивной карты для зимнего ориентирования.

Практические занятия

Планирование маршрута похода на топографической карте. Копирова­ние карт и схем. Составление схем и кроки. Занятия на местности со спор­тивными картами разных масштабов. Упражнения на участках карты с отсутствием элементов местности, снятием дорожной сети, рельефа. Игры и упражнения на местности с использованием спортивных карт.

2.2. Ориентирование в сложных условиях

Особенности ориентирования в сложном походе. Предварительный подбор картографического материала, изучение маршрута. Ориентиро­вание на участках при отсутствии крупномасштабных карт. Разведка,маркировка пути движения. Движение при потере видимости. Глазомер в горах. Оценка пройденного пути по времени движения.

Практические занятия

Прохождение маршрута с использованием крупномасштабных карт, азимутальных участков, участков с измерением пройденного расстояния.

2.3. Соревнования по ориентированию

Подготовка к участию в соревнованиях. Тактические действия спорт­смена до старта, на старте, на дистанции и контрольных пунктах (КП). Составление плана прохождения КП и распределение сил на дистанции. Действия ориентировщика с учетом вида соревнований. Выбор пути движения и факторы, влияющие на него.

Снаряжение ориентировщика.

Практические занятия

Участие в соревнованиях по ориентированию.

3. Краеведение ( 2часа):

3.1. Районы родного края, подверженные наибольшей опасности возник­новения техногенных, экологических чрезвычайных ситуаций

Общегеографическая характеристика родного края. Рельеф, гидрогра­фия, растительность, климат. Характеристика промышленности, сель­ского хозяйства, транспорта, дорожной сети. Их возможное негативное влияние на экологическое состояние родного края.

3.2. Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы. Выявление районов нарушения экологического равновесия

Практические занятия

Работа со справочной литературой и картографическим материалом по родному краю.

Походы с целью определения на местности потенциально опасных районов и объектов, влияющих на экологическое состояние родного края.


4. Первая доврачебная помощь (4 часа):



4.1. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Измерение температуры, пульса, артериального давления.

Согревающие процедуры (компрессы, грелки), охлаждающие проце­дуры (компрессы, пузырь со льдом).

Помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Оценка общего состо­яния пострадавшего, места и характера повреждения. Правила снятия одежды и обуви с пострадавшего. Правила наложения шин.

Травмы конечностей, закрытые и открытые переломы длинных кос­тей, растяжения и разрывы связочного аппарата, вывихи суставов.

Травмы области брюшной полости: повреждение органов живота, по­вреждение таза и тазовых органов.

Травмы головы и туловища. Закрытые и открытые повреждения чере­па и головного мозга, повреждения позвоночника и спинного мозга, по­вреждения лица и шеи, перелом ключицы, повреждения грудной клет­ки, переломы ребер.

Практические занятия

Разучивание приемов оказания первой доврачебной помощи постра­давшему.

4.2. Транспортировка пострадавшего

Иммобилизация пострадавшего. Способы транспортировки пострадав­шего. Изготовление транспортировочных средств.

Практические занятия

Разучивание приемов транспортировки, способов изготовления транс­портировочных средств.


5. Общая и специальная физическая подготовка (2 часа)

5.1. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках 2 часа:

Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля при за­нятиях туризмом. Показания и противопоказания к занятиям различ­ными видами туризма. Объективные данные: частота пульса, вес, дина­мометрия, спирометрия. Субъективные и объективные данные самокон­троля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение, оценка изменений частоты пульса. Понятие «спортивная форма», распо­знавание утомления, острого и хронического состояния при перетрени­ровке. Принципы восстановительной терапии, меры предупреждения переутомления. Дневник самоконтроля.

Порядок осуществления врачебного контроля.

Практические занятия

Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.




6. Специальная подготовка (8 часов)

Чрезвычайные ситуации природного характера и действия в случае их возникновения

Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера:

геофизические (землетрясения, извержения вулканов);

геологические (сели, оползни, обвалы, лавины и т.д.);

метеорологические (ураганы, бури, смерчи);

морские гидрологические (цунами, циклоны);

гидрологические (наводнения, половодья, заторы);

пожары (лесные, торфяные и т.п.).

Основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок действий в случае возникновения опасных природных явле­ний и стихийных бедствий:

проверка наличия всех членов группы и определение состояния их здоровья;

оказание необходимой медицинской помощи;

эвакуация людей, продуктов питания и снаряжения в безопасное место;

оценка сложившейся ситуации;

принятие решения по дальнейшим действиям в сложившейся ситуа­ции (продолжение намеченного маршрута, выход к ближайшему насе­ленному пункту, ожидание помощи на месте).

Практические занятия

Отработка действий в имитированных экстремальных ситуациях.

7. Психологические факторы, влияющие на безопасность группы в походе( 7 часов):


Значение психологического климата в группе в обеспечении безопас­
ности участников похода. Слаженность (сработанность), сплоченность
группы - залог успешных ее действий. Роль лидера в поддержании бла­
гоприятного психологического климата.

Причины возникновения конфликтов в группе и способы их устранения. Практические занятия

Разбор причин возникновения конфликтов. Выполнение заданий без руководства педагога (под руководством командира группы).

Ориентирование и сохранение направления движения без компаса и карты

Действия в случае потери ориентировки. Остановка движения. Опре­
деление местонахождения. Анализ пройденного маршрута в случае по­
тери ориентировки. Поиск троп, дорог, следов. Выход на крупные ли­
нейные или площадные ориентиры. Использование троп, идущих в
нужном направлении, движение по генеральному азимуту. Движение
вдоль ручьев, рек.

Использование звуков, источников света, маркировки туристских маршрутов, следов человеческой деятельности.

Определение сторон света без компаса. Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азиму­та по Солнцу в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, ее нахождение. Определение направления на север по часам.

Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некото­рых местных предметов, по растительности.

Сохранение направления движения в различных условиях видимости.

Действия при отставании от группы. Попытка догнать группу только в случае ее видимости или до развилки троп, дорог. Остановка и ожидание помощи. Изготовление временного укрытия, разведение костра. Самосто­ятельный выход к населенному пункту в случае отсутствия помощи.

Практические занятия

Определение направления на север, азимутов без использования ком­паса.

Определение своего местоположения в различных смоделированных ситуациях. Определение направления выхода и выход к путям сообще­ния или населенным пунктам.

6.4. Сооружение временного укрытия

Выбор места для сооружения бивака. Виды временных укрытий: на­вес, шалаш. Использование особенностей рельефа. Укрытия в зимних условиях: иглу, траншея, пещера. Способы их изготовления.

Практические занятия

Сооружение временных укрытий.

6.5. Организация поисково-спасательных работ силами группы

Поиск отставшего или заблудившегося члена(ов) группы: остановка группы, определение групп поиска, постановка им задачи (определение наиболее возможных мест нахождения отставшего или заблудившегося, маршрут движения групп поиска, контрольное время возвращения), по­иск отставшего. Действия оставшейся части группы.

Действия группы при несчастном случае (падение на склоне, падение в трещину, утопление при переправе вброд). Организация подъема по­страдавшего. Оказание ему первой медицинской помощи. Принятие ре­шения о порядке действий группы (движение с пострадавшим по марш­руту, движение с пострадавшим к населенному пункту, вызов медицин­ской помощи на место происшествия). Действия группы в этих случаях.

Оказание помощи встретившейся на маршруте группе - обязательное правило Кодекса туристов.

Практические занятия

Организация и проведение поисково-спасательных работ по заданию педагога. Участие в соревнованиях по поисково-спасательным работам.

6.6. Изготовление одежды и снаряжения из подручных средств
Использование имеющихся предметов одежды, снаряжения. Исполь­зование природных материалов.



Практические занятия

Изготовление одежды и обуви, рюкзака и т.д.



7 КЛАСС ( 34 ЧАСА)

1.Введение (3 часа)

Организация работы кружка.

Техника безопасности. Выбор старосты. Распределение обязанностей.



Этапы и уровни подготовки спасателей. Квалификационные требования к спасателям.

Практическая часть: тестирование, отработка полученных знаний.

2. Стихийные бедствия (6 часов)

Краткая характеристика стихийных бедствий в Курской области.

Практическая часть: тестирование, правила поведения в зонах особого внимания, экологические катастрофы

3. Способы обеспечения безопасности человека (25 ч.)



3.1.Способы обеспечения безопасности человека, полоса препятствий «Юный спасатель».

Практическая часть: отработка навыков по страховочным системам ,перенос пострадавшего при помощи подручных средств, преодоление навесной переправы, узлы, преодоление траншеи, международные сигналы бедствия и т.д



3.2.Потенциальные опасности аварий и катастроф на предприятиях - «Телефон спасения 01».

Практическая часть: отработка навыков на полосе препятствий «Пожарная эстафета»


3.3.Маршрут выживания.

Практическая часть: отработка навыков на полосе препятствий: подъем по команде, движение по легенде, переправа по бревну, преодоление бабочки, преодоление заболоченного участка и т.д



3.4.Способы ориентирования. Курвиметр. Глазомер. Виды масштабов. Типы компасов.

Практическая часть: отработка навыков по определению сторон горизонта, времени по компасу, условные обозначения, определять азимут, ориентировать карту по компасу и т.д



3.5.Топография, топографические знаки, карты, масштаб –

«Поляна заданий».

Практическая часть: отработка навыков определению расстояний по карте, другим предметам, определение лекарственных и ядовитых растений, топографические знаки, координаты и т.д









Тематическое планирование

5 класс

( 1 час в неделю, всего-34 часа)





Название темы

Общее кол-во часов

Теоретич. часть

(час.)

Практич. часть

(час.)

1.

Вводное занятие. Инструктаж.

1

1



Автономное существование

10



2.

Понятие об автономном существовании человека

1

1


3

План действия

1

1


4

Сигналы бедствия

1

1

-

5

Жилище

2

1

1

6

Добывание огня

2

1

1

7

Добывание пищи и воды

2

1

1

8

Лечение заболеваний. Лекарственные растения

1

1

-


Пожарная безопасность

4



9

Пожар

2

1

1

10

Средства пожаротушения

1

1

-

11

Природные пожары

1

1



Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона

3



12

Действия при ЧС природного характера

4

2

2


Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

2



13

Психика человека в экстремальных ситуациях

1

1


14

Саморегуляция

1


1


Топография

11



15

Понятие о топографии. Значение топографии в нар. хозяйстве и военном деле

1

1


16

Топографические условные знаки

1

1


17

Рельеф местности и его изображение на картах

1

1


18

Приборы для ориентирования на местности

1

1


19

Топографические карты

1

1


20

Определение расстояний на местности и на карте

1

1


21

Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту

2

1

1

22

Ориентирование на местности

2

1

1

23.

Изготовление картосхем маршрута

1

1



Общая физическая подготовка

3



24.

Бег по пересеченной местности

1


1

25.

Преодоление препятствий

1


1

26.

Силовые упражнения

1


1


Всего

34

23

11







Тематическое планирование

6 класс

( 1 час в неделю, всего-34 часа)


п/п

Темы занятий

Количество часов

Всего часов

теория

практика

1

Туристская подготовка (пешеходный туризм)

5

3

7 часов


2

Топография и ориентирование

2

1

3 часов

3

Краеведение

1

1

2 часа

4

Первая доврачебная помощь

1

2

3 часов

5

Общая и специальная физическая подготовка

1


1 часа

6

Специальная подготовка

7

4

11 часа

7

Психологические факторы, влияющие на безопасность группы в походе

2

1

3 часов

8

Соревнования «Школа безопасности»

2

2

4 часов


Всего:

20

14

34 часа



Тематическое планирование

7 класс

( 1 час в неделю, всего-34 часа)


№п/п

Тематика

Количество  часов

всего

теория

практика

1.

Введение.

3


2.

Этапы и уровни подготовки спасателей

2

1

1


Стихийные бедствия

6








3.

Краткая характеристика стихийных бедствий в Курской области

6

3

3


Способы обеспечения безопасности человека

25








4.

Способы обеспечения безопасности человека, полоса препятствий

2

1

1

5.

Потенциальные опасности аварий и катастроф на предприятиях - «Телефон спасения 112»

1

1

6.

Маршрут выживания.

1


1

7.

Способы ориентирования.

4

2

2

8.

Топография, топографические знаки, карты, масштаб - «Поляна заданий»

4

2

2

9.

Личное и общественное снаряжение для многодневного похода.

4

2

2

10

Калейдоскоп чрезвычайных ситуаций (творческо-художественное оформление)

3

2

1

11

Основы здорового образа жизни и медицинская подготовка.

4

2

2

12

Подведение итогов

2

2


 

ВСЕГО:

34

19

15





Список литературы:



  • Программа воспитания школьников и формы групповой работы с детьми. Н. Е. Щуркова.

  • Новые подходы к понятию "воспитания". Концепция: члена корреспондента РАО, профессора Ростовского педагогического института Е. В. Бондаревской; членов РАО З. А. Мальковой, Л. И. Новиковой и другие;

  • Технология коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова.

  • Справочник спасателя. Книги 1-4. М.:ВНИИ ГОЧС. 2015г.

  • Сундаков В.В. Жизнь без опасности. – М.: Школа выживания «Пал Юнис»,1991г.

  • Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 1994г.

  • Гражданская защита. 1997 и 2008 гг.

  • Шойгу С.К., Воробьёв Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс, Мультимедийный учебник на CD-ROM.

  • Марков В.В., Латчук В.Н., Основы безопасности жизнедеятельности 5-11классы.

  • Пахнутова О.В. Элективный курс «Основы безопасности Жизнедеятельности. Мы и дорога». Издательство «Учитель» 2018 год.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!