Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Принята педагогическим советом Утверждена приказом МКОУ Протокол №___ «Большеанненковская средняя от__________2021 г. общеобразовательная школа»
Зам.директора по №____ от__________2021 г. УВР _______Е.Ю.Гуракова Директор школы ______А.В.Зимина
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Разведчики природы»
духовно-нравственного направления
для учащихся 2 класса
срок реализации 1 год
Рассмотрена
на заседании ШМО учителей
начальных классов
Протокол № ___ от________2021г.
Руководитель ШМО__ ____ (Г.А.Новикова)
Разработала Новикова Т.В.,
учитель начальных классов
2021 г.
Пояснительная записка
Нормативные документы:
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Разведчики природы» для 2 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.,
- Федеральным государственным образовательным стандартом далее - ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
-«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., «Просвещение» 2009 год;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. №189);
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.07.2020 N 58824);
-Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф;
- Внеурочной деятельности школьников. Методического конструктора. Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. – М.: Просвещение;
- Основной общеобразовательной программы МКОУ«Большеанненковская
средняя общеобразовательная школа»;
-Календарного учебного графика на текущий год;
-Расписания уроков;
- Положения о внеурочной деятельности.
Актуальность (педагогическая целесообразность) программы:
На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей обучающимся освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы для «Разведчиков природы» становится парк, лесная зона. Обучающиеся узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.
Таким образом, процесс познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социоприродной средой.
Далеко не всё может быть правильно понято обучающимся при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к окружающему миру. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания обучающихся младшего школьного возраста.
Этому способствуют занятия внеурочной деятельности «Разведчики природы».
Режим и число занятий:
В соответствии с учебным планом, расписанием занятий программа
2 класса рассчитана на 68 часов внеурочной деятельности. Количество часов в неделю – 2. Продолжительность занятия – 25 минут.
Цель и задачи программы внеурочной деятельности:
Цель программы:
Создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения.
Задачи программы:
1. Формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава).
2. Способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе.
3. Показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять
наблюдение.
4. Дифференцировать знания детей о природе и социальном мире: дикая
природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;
5. Воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.
Формы подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности:
Практическая работа: посадка лука в банке и наблюдение за состоянием луковицы.
Сделать зарисовки в календаре по наблюдениям и написать вывод.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
осваивают личностный смысл учения; проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения; осознают важность и необходимость бережного отношения к Земле; проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения
Метапредметные результаты:
Познавательные:
используют разнообразные источники информации;
описывают красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка.
извлекают необходимую информацию из текста; устанавливают причинно-следственные связи;
владеют логическими действиями сравнения, анализа, обобщения по определенным признакам.
ориентируются в своей системе знаний; извлекают необходимую информацию из учебника; строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные:
проявляют заботу друг о друге в совместном сезонном
посильном труде; отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.
понимают точку зрения другого; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)
Регулятивные:
оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; определяют самостоятельно критерии оценивания, дают самооценку.
Предметные результаты:
усваивают начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы в соответствии с содержанием дополнительной образовательной программы.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности:
В структуре данной программы выделяются следующие разделы:
Правила разведчиков природы – 3 ч.
Практическая работа: придумать правила разведчиков природы
Этажи леса – 5 ч.
Наблюдение: за этажами леса
Практическая работа: выполнить рисунок в технике «мятая бумага»
Дидактические игры: «Старичок Листовичок»
3. Прогулка-игра «Где клад» - 4 ч.
Практическая работа: ориентирование и преодоление препятствий на примере тренировочных игр
Дидактическая игра: «Через ручеек», «По тропинке»
4. В гости к сосне – 3ч.
Наблюдение: за строением сосны
Практическая работа: рассмотреть взаимосвязи сосны с животными и другими растениями
5. Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее» - 5 ч.
6. Воздух и его обитатели – 5 ч.
Наблюдение: за свойствами воздуха и обитателями воздушной среды
Практическая работа: демонстрирование некоторых свойств воздуха с помощью несложных опытов
7. Куда дует ветер -4 ч.
Наблюдение: за ветром и его ролью в жизни растений
Практическая работа: несложные опыты по образованию ветра
Дидактическая игра: «Летающие семена»
8. Виртуальная экскурсия на предприятие. – 3ч.
Наблюдение: за взаимосвязями в обществе
9. Кто как приготовился к зиме. -5 ч.
Наблюдение: за сезонными изменениями в жизни растений и животных
Практическая работа: сравнить изменения, произошедшие в лесу и около их дерева, окопать свое дерево снегом
10. Свет, тепло и жизнь -4ч.
Наблюдение: за ростом лука в разных условиях
Практическая работа: посадка лука в банке и наблюдение за состоянием луковицы, с созданными для роста разными условиями
11. Зимняя сказка: на снегу и под снегом – 4 ч.
Наблюдение: за приспособлением животных и растений к среде обитания в зимних условиях
Практическая работа: рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе фотосинтеза
12. Здравствуй, Солнце! -2ч.
Наблюдение: за солнечной системой, созвездиями, сторонами горизонта
Практическая работа: изготовить коллаж «Восход Солнца»
13. Кто живет в почве -5ч.
Наблюдение: за образованием почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными
Практическая работа: проделывание несложных опытов
14. Через ров, через ручей – 4 часа.
Учить детей составлять схему маршрута с использованием топографических знаков.
Практическая работа: зарисовка природных объектов при помощи топографических знаков и определение сторон горизонта по местным признакам
Дидактические игры: «С кочки на кочку», «Узелок»
15. Встреча с весенним лугом – 4 ч.
Наблюдение: за строением и размножением растений на примере растений луга
Практическая работа: зарисовать схему взаимоотношений растений и животных на лугу
Дидактическая игра: «На лугу»
16. Прогулка к озеру -4ч.
Наблюдение: за водоемом, как природным сообществом
Практическая работа: составить цепь питания водоема
Дидактическая игра: «Рыбаки»
17. Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы» - 3ч.
Обобщение полученных знаний
Формы организации:
рассказ, беседа, мастер-класс, практическая работа.
Виды деятельности:
словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски);
практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа)
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Число часов | Дата | |
| План. | Факт. | |
1 | Правила разведчиков природы. | 1 | 01.09. | | |
| Придумать свои правила разведчиков природы | 1 | 01.09. | | |
| Придумать свои правила разведчиков природы | 1 | 08.09. | | |
2 | Этажи леса | 1 | 08.09. | | |
Этажи леса | 1 | 15.09. | | |
Рисунок в технике «Мятая бумага» | 1 | 15.09. | | |
Рисунок в технике «Мятая бумага» | 1 | 22.09. | | |
Дидактическая игра: «Старичок Листовичок» | 1 | 22.09. | | |
3 | Прогулка-игра «Где клад». | 1 | 29.09. | | |
Дидактическая игра: «Через ручеек», «По тропинке» | 1 | 29.09. | | |
Составление схемы маршрута для поиска «клада» | 1 | 06.10. | | |
Дидактическая игра: «Через ручеек», «По тропинке» | 1 | 06.10. | | |
4 | В гости к сосне. | 1 | 13.10 | | |
Зарисовать строение дерева | 1 | 13.10. | | |
Зарисовать строение дерева | 1 | 20.10. | | |
Практическая работа: рассмотреть взаимосвязи сосны с животными и другими растениями | 1 | 20.10 | | |
5 | Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее» | 1 | 27.10. | | |
Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее» | 1 | 27.10. | | |
Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее» | 1 | 10.11. | | |
6 | Воздух и его обитатели. | 1 | 10.11. | | |
Продемонстрировать некоторые свойства воздуха с помощью несложных опытов | 1 | 17.11. | | |
Продемонстрировать некоторые свойства воздуха с помощью несложных опытов | 1 | 17.11. | | |
Наблюдение: за свойствами воздуха и обитателями воздушной среды | 1 | 24.11. | | |
Наблюдение: за свойствами воздуха и обитателями воздушной среды | 1 | 24.11. | | |
7 | Куда дует ветер. | 1 | 01.12. | | |
Куда дует ветер. | 1 | 01.12. | | |
Нарисовать ветер | 1 | 08.12. | | |
Нарисовать ветер | 1 | 08.12. | | |
8 | Виртуальная экскурсия на предприятие | 1 | 15.12. | | |
Виртуальная экскурсия на предприятие | 1 | 15.12. | | |
Выставка рисунков | 1 | 22.12. | | |
9 | Кто как приготовился к зиме. | 1 | 22.12. | | |
Кто как приготовился к зиме. | 1 | 12.01. | | |
Вычерчивание маршрута для наблюдений, которые произошли в природе | 1 | 12.01. | | |
Наблюдение: за сезонными изменениями в жизни растений и животных | 1 | 19.01. | | |
Наблюдение: за сезонными изменениями в жизни растений и животных | 1 | 19.01. | | |
10 | Свет, тепло и жизнь. | 1 | 26.01. | | |
Свет, тепло и жизнь. | 1 | 26.01. | | |
Практическая работа: посадка лука в банке и наблюдение за состоянием луковицы | 1 | 02.02. | | |
Сделать зарисовки в календаре по наблюдениям и написать вывод | 1 | 02.02. | | |
11 | Зимняя сказка: на снегу и под снегом. | 1 | 09.02. | | |
Зимняя сказка: на снегу и под снегом. | 1 | 09.02. | | |
Рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе фотосинтеза | 1 | 16.02. | | |
Рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе фотосинтеза | 1 | 16.02. | | |
12 | Здравствуй, Солнце! | 1 | 02.03. | | |
Здравствуй, Солнце! | 1 | 02.03. | | |
| Практическая работа: изготовить коллаж «Восход Солнца» | 1 | 09.03. | | |
Практическая работа: изготовить коллаж «Восход Солнца» | 1 | 09.03. | | |
13 | Кто живет в почве. | 1 | 16.03. | | |
Кто живет в почве. | 1 | 16.03. | | |
Нарисовать обитателей почв. | 1 | 23.03. | | |
Нарисовать обитателей почв. | 1 | 23.03. | | |
Наблюдение: за образованием почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными. | 1 | 06.04. | | |
14 | Через ров, через ручей. | 1 | 06.04. | | |
Через ров, через ручей. | 1 | 13.04. | | |
Сдать выполненную схему маршрута. | 1 | 13.04. | | |
Сдать выполненную схему маршрута. | 1 | 20.04. | | |
15 | Встреча с весенним лугом. | 1 | 20.04. | | |
Наблюдение: за строением и размножением растений на примере растений луга | 1 | 27.04. | | |
Дидактическая игра: «На лугу». | 1 | 27.04. | | |
В календарях природы сделать схему взаимоотношений растений и животных луга. | 1 | 04.05. | | |
16 | Составить цепь питания водоема. | 1 | 04.05. | | |
Прогулка к озеру. | 1 | 11.05. | | |
Прогулка к озеру. | 1 | 11.05. | | |
Дидактическая игра: «Рыбаки» | 1 | 18.05. | | |
17 | Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы». | 1 | 18.05. | | |
Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы». | 1 | 25.05. | | |
Обобщение полученных знаний. | 1 | 25.05. | | |
| Итого: | 68 | | | |
Список литературы:
Литература, используемая педагогом
Галина Владимировна Буковская
«Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников»
1. Акимушкин, И. Мир животных [Текст] /И.Акимушкин. // Мир животных - М.
2. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана [Текст]
/В.А.Алексеев. // 300 вопросов и ответов о жизни животных океана - Ярославль: Академия развития.
3. Брем, А.К. Жизнь животных [Текст] / А.К.Брем.// Юный натуралист.
4. Брукс, Ф. Моря и океаны: энциклопедия окружающего мира [Текст]
/Ф.Брукс. // Моря и океаны: энциклопедия окружающего - М.: Росмэн.
5. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц [Текст]
/К.Н.Благосклонов. // Охрана и привлечение птиц - М.: Просвещение.
Литература, рекомендуемая для учащихся
1. Кошо В.Н. Живой океан [Текст] / В.Н.Кошо. // Живой океан - М.: Планета.
2. Колвин А. Живой мир: энциклопедия для детей [Текст] /А.Колвин. // Живой мир: энциклопедия для детей - М.
3. Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей [Текст]
/А.Ликум // Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей.- М.
4. Лысанов В.Г. 1000 загадок [Текст] /В.Г.Лысанов. // 1000 загадок - М.: АСТ.
5. Симонова Л.П. Ключи от природы, или этические беседы по экологии
[Текст]. /Л.П.Симонова. // Ключи от природы, или этические беседы по экологии - М.: Агар.
6. Уот Ф. Планета Земля: энциклопедия окружающего мира [Текст] / Ф.Уот // Планета Земля: энциклопедия окружающего мира.- М.: Росмэн.
7. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях [Текст] /Д.Г.Хессайон.
8. Черкасова М.В. Амфибии, рептилии, рыбы [Текст] / М.В. Черкасова. // Амфибии, рептилии, рыбы - М.:
Агропромиздат.
9. Энциклопедия лекарственных растений [Текст] /Эммануэль Грассар,
Поль Изерен, Реми Лежен,Женевьев Мартен. // Энциклопедия лекарственных - ЗАО Издательский дом
Ридерз Дайджест.
10. Я познаю мир: детская энциклопедия. Растения [Текст] /Сост.
Л.А.Багрова, О.Г.Хинн. // Я познаю мир: - М.: ТКО «АСТ».
11. Я познаю мир: детская энциклопедия.Экология [Текст] / Авт-сост.
А.Е.Чижевский. // Я познаю мир: - М.: ООО «Издательство АСТ».
12. Я познаю мир: детская энциклопедия. География [Текст] / Авт-сост.
В.А.Маркин // Я познаю мир:.- М.: ТКО «АСТ».
13. Я познаю мир: детская энциклопедия. Животные [Текст] / сост.
П.Р.Ляхов. // Я познаю мир: - М.: ООО «Фирма, издательство АСТ».