СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разведчики природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разведчики природы"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разведчики природы"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области




Принята педагогическим советом Утверждена приказом МКОУ Протокол №___ «Большеанненковская средняя от__________2021 г. общеобразовательная школа»

Зам.директора по №____ от__________2021 г. УВР _______Е.Ю.Гуракова Директор школы ______А.В.Зимина








Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Разведчики природы»

духовно-нравственного направления

для учащихся 2 класса

срок реализации 1 год








Рассмотрена

на заседании ШМО учителей

начальных классов

Протокол № ___ от________2021г.

Руководитель ШМО__ ____ (Г.А.Новикова)




Разработала Новикова Т.В.,

учитель начальных классов



2021 г.

Пояснительная записка

Нормативные документы:

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Разведчики природы» для 2 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.,

- Федеральным государственным образовательным стандартом далее - ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

-«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., «Просвещение» 2009 год;

- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010г. №189);

- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.07.2020 N 58824);

-Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф;

- Внеурочной деятельности школьников. Методического конструктора. Пособия для учителя. Григорьев Д. В., Степанов П. В. – М.: Просвещение;

- Основной общеобразовательной программы МКОУ«Большеанненковская

средняя общеобразовательная школа»;

-Календарного учебного графика на текущий год;

-Расписания уроков;

- Положения о внеурочной деятельности.

Актуальность (педагогическая целесообразность) программы:

На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей обучающимся освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Главной лабораторией по изучению природы для «Разведчиков природы» становится парк, лесная зона. Обучающиеся узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.

Таким образом, процесс познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социоприродной средой.

Далеко не всё может быть правильно понято обучающимся при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к окружающему миру. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания обучающихся младшего школьного возраста.

Этому способствуют занятия внеурочной деятельности «Разведчики природы».

Режим и число занятий:

В соответствии с учебным планом, расписанием занятий программа

2 класса рассчитана на 68 часов внеурочной деятельности. Количество часов в неделю – 2. Продолжительность занятия – 25 минут.


Цель и задачи программы внеурочной деятельности:

Цель программы:

Создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения.

Задачи программы:

1. Формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава).

2. Способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе.

3. Показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять

наблюдение.

4. Дифференцировать знания детей о природе и социальном мире: дикая

природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;

5. Воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.

Формы подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности:

Практическая работа: посадка лука в банке и наблюдение за состоянием луковицы.

Сделать зарисовки в календаре по наблюдениям и написать вывод.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты:

осваивают личностный смысл учения; проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения; осознают важность и необходимость бережного отношения к Земле; проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения

Метапредметные результаты:

Познавательные:

используют разнообразные источники информации;
описывают красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка.

извлекают необходимую информацию из текста; устанавливают причинно-следственные связи;

владеют логическими действиями сравнения, анализа, обобщения по определенным признакам.

ориентируются в своей системе знаний; извлекают необходимую информацию из учебника; строят логическую цепочку рассуждений.


Коммуникативные:

проявляют заботу друг о друге в совместном сезонном
посильном труде; отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.

понимают точку зрения другого; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)


Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; определяют самостоятельно критерии оценивания, дают самооценку.

Предметные результаты:

усваивают начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы в соответствии с содержанием дополнительной образовательной программы.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности:

В структуре данной программы выделяются следующие разделы:

  1. Правила разведчиков природы – 3 ч.

Практическая работа: придумать правила разведчиков природы


  1. Этажи леса – 5 ч.

Наблюдение: за этажами леса

Практическая работа: выполнить рисунок в технике «мятая бумага»

Дидактические игры: «Старичок Листовичок»


3. Прогулка-игра «Где клад» - 4 ч.

Практическая работа: ориентирование и преодоление препятствий на примере тренировочных игр

Дидактическая игра: «Через ручеек», «По тропинке»


4. В гости к сосне – 3ч.

Наблюдение: за строением сосны

Практическая работа: рассмотреть взаимосвязи сосны с животными и другими растениями


5. Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее» - 5 ч.


6. Воздух и его обитатели – 5 ч.

Наблюдение: за свойствами воздуха и обитателями воздушной среды

Практическая работа: демонстрирование некоторых свойств воздуха с помощью несложных опытов


7. Куда дует ветер -4 ч.

Наблюдение: за ветром и его ролью в жизни растений

Практическая работа: несложные опыты по образованию ветра

Дидактическая игра: «Летающие семена»


8. Виртуальная экскурсия на предприятие. – 3ч.

Наблюдение: за взаимосвязями в обществе


9. Кто как приготовился к зиме. -5 ч.

Наблюдение: за сезонными изменениями в жизни растений и животных

Практическая работа: сравнить изменения, произошедшие в лесу и около их дерева, окопать свое дерево снегом


10. Свет, тепло и жизнь -4ч.

Наблюдение: за ростом лука в разных условиях

Практическая работа: посадка лука в банке и наблюдение за состоянием луковицы, с созданными для роста разными условиями


11. Зимняя сказка: на снегу и под снегом – 4 ч.

Наблюдение: за приспособлением животных и растений к среде обитания в зимних условиях

Практическая работа: рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе фотосинтеза


12. Здравствуй, Солнце! -2ч.

Наблюдение: за солнечной системой, созвездиями, сторонами горизонта

Практическая работа: изготовить коллаж «Восход Солнца»


13. Кто живет в почве -5ч.

Наблюдение: за образованием почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными

Практическая работа: проделывание несложных опытов


14. Через ров, через ручей – 4 часа.

Учить детей составлять схему маршрута с использованием топографических знаков.

Практическая работа: зарисовка природных объектов при помощи топографических знаков и определение сторон горизонта по местным признакам

Дидактические игры: «С кочки на кочку», «Узелок»


15. Встреча с весенним лугом – 4 ч.

Наблюдение: за строением и размножением растений на примере растений луга

Практическая работа: зарисовать схему взаимоотношений растений и животных на лугу

Дидактическая игра: «На лугу»


16. Прогулка к озеру -4ч.

Наблюдение: за водоемом, как природным сообществом

Практическая работа: составить цепь питания водоема

Дидактическая игра: «Рыбаки»


17. Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы» - 3ч.

Обобщение полученных знаний


Формы организации:

рассказ, беседа, мастер-класс, практическая работа.

Виды деятельности:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

  • наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски);

  • практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа)

Тематическое планирование


№ п/п

Раздел, тема

Число часов

Дата



План.

Факт.


1

Правила разведчиков природы.

1

01.09.




Придумать свои правила разведчиков природы

1

01.09.




Придумать свои правила разведчиков природы

1

08.09.



2

Этажи леса

1

08.09.



Этажи леса

1

15.09.



Рисунок в технике «Мятая бумага»

1

15.09.



Рисунок в технике «Мятая бумага»

1

22.09.



Дидактическая игра: «Старичок Листовичок»

1

22.09.



3

Прогулка-игра «Где клад».

1

29.09.



Дидактическая игра: «Через ручеек», «По тропинке»

1

29.09.



Составление схемы маршрута для

поиска «клада»

1

06.10.



Дидактическая игра: «Через ручеек», «По тропинке»


1

06.10.



4





В гости к сосне.

1

13.10



Зарисовать строение дерева

1

13.10.



Зарисовать строение дерева

1

20.10.



Практическая работа: рассмотреть взаимосвязи сосны с животными и другими растениями

1

20.10



5

Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее»

1

27.10.



Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее»

1

27.10.



Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее»

1

10.11.



6

Воздух и его обитатели.

1

10.11.



Продемонстрировать некоторые свойства воздуха с помощью несложных опытов

1

17.11.



Продемонстрировать некоторые свойства воздуха с помощью несложных опытов

1

17.11.



Наблюдение: за свойствами воздуха и обитателями воздушной среды

1

24.11.



Наблюдение: за свойствами воздуха и обитателями воздушной среды

1

24.11.



7

Куда дует ветер.

1

01.12.



Куда дует ветер.

1

01.12.



Нарисовать ветер

1

08.12.



Нарисовать ветер

1

08.12.



8

Виртуальная экскурсия на предприятие

1

15.12.



Виртуальная экскурсия на предприятие

1

15.12.



Выставка рисунков

1

22.12.



9

Кто как приготовился к зиме.

1

22.12.



Кто как приготовился к зиме.

1

12.01.



Вычерчивание маршрута для

наблюдений, которые произошли в

природе

1

12.01.



Наблюдение: за сезонными изменениями в жизни растений и животных

1

19.01.



Наблюдение: за сезонными изменениями в жизни растений и животных

1

19.01.



10

Свет, тепло и жизнь.

1

26.01.



Свет, тепло и жизнь.

1

26.01.



Практическая работа: посадка лука в банке и наблюдение за состоянием луковицы

1

02.02.



Сделать зарисовки в календаре по наблюдениям и написать вывод


1

02.02.



11

Зимняя сказка: на снегу и под снегом.

1

09.02.



Зимняя сказка: на снегу и под снегом.

1

09.02.



Рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе

фотосинтеза

1

16.02.



Рассмотреть в микроскоп листья растений и рассказать о процессе

фотосинтеза

1

16.02.



12

Здравствуй, Солнце!

1

02.03.



Здравствуй, Солнце!

1

02.03.




Практическая работа: изготовить коллаж «Восход Солнца»

1

09.03.



Практическая работа: изготовить коллаж «Восход Солнца»

1

09.03.



13

Кто живет в почве.

1

16.03.



Кто живет в почве.

1

16.03.



Нарисовать обитателей почв.

1

23.03.



Нарисовать обитателей почв.

1

23.03.



Наблюдение: за образованием почвы, ее взаимосвязью с растениями и животными.

1

06.04.



14

Через ров, через ручей.

1

06.04.



Через ров, через ручей.


1

13.04.



Сдать выполненную схему маршрута.

1

13.04.



Сдать выполненную схему маршрута.

1

20.04.



15

Встреча с весенним лугом.

1

20.04.



Наблюдение: за строением и размножением растений на примере растений луга

1

27.04.



Дидактическая игра: «На лугу».

1

27.04.



В календарях природы сделать схему

взаимоотношений растений и животных луга.

1

04.05.



16

Составить цепь питания водоема.

1

04.05.



Прогулка к озеру.

1

11.05.



Прогулка к озеру.

1

11.05.



Дидактическая игра: «Рыбаки»

1

18.05.



17

Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы».

1

18.05.



Путешествие по экологической тропе «К тайнам природы».

1

25.05.



Обобщение полученных знаний.

1

25.05.




Итого:

68




Список литературы:

Литература, используемая педагогом

Галина Владимировна Буковская

«Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников»

1. Акимушкин, И. Мир животных [Текст] /И.Акимушкин. // Мир животных - М.

2. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о жизни животных океана [Текст]

/В.А.Алексеев. // 300 вопросов и ответов о жизни животных океана - Ярославль: Академия развития.

3. Брем, А.К. Жизнь животных [Текст] / А.К.Брем.// Юный натуралист.

4. Брукс, Ф. Моря и океаны: энциклопедия окружающего мира [Текст]

/Ф.Брукс. // Моря и океаны: энциклопедия окружающего - М.: Росмэн.

5. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц [Текст]

/К.Н.Благосклонов. // Охрана и привлечение птиц - М.: Просвещение.


Литература, рекомендуемая для учащихся

1. Кошо В.Н. Живой океан [Текст] / В.Н.Кошо. // Живой океан - М.: Планета.

2. Колвин А. Живой мир: энциклопедия для детей [Текст] /А.Колвин. // Живой мир: энциклопедия для детей - М.

3. Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей [Текст]

/А.Ликум // Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей.- М.

4. Лысанов В.Г. 1000 загадок [Текст] /В.Г.Лысанов. // 1000 загадок - М.: АСТ.

5. Симонова Л.П. Ключи от природы, или этические беседы по экологии

[Текст]. /Л.П.Симонова. // Ключи от природы, или этические беседы по экологии - М.: Агар.

6. Уот Ф. Планета Земля: энциклопедия окружающего мира [Текст] / Ф.Уот // Планета Земля: энциклопедия окружающего мира.- М.: Росмэн.

7. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях [Текст] /Д.Г.Хессайон.

8. Черкасова М.В. Амфибии, рептилии, рыбы [Текст] / М.В. Черкасова. // Амфибии, рептилии, рыбы - М.:

Агропромиздат.

9. Энциклопедия лекарственных растений [Текст] /Эммануэль Грассар,

Поль Изерен, Реми Лежен,Женевьев Мартен. // Энциклопедия лекарственных - ЗАО Издательский дом

Ридерз Дайджест.

10. Я познаю мир: детская энциклопедия. Растения [Текст] /Сост.

Л.А.Багрова, О.Г.Хинн. // Я познаю мир: - М.: ТКО «АСТ».

11. Я познаю мир: детская энциклопедия.Экология [Текст] / Авт-сост.

А.Е.Чижевский. // Я познаю мир: - М.: ООО «Издательство АСТ».

12. Я познаю мир: детская энциклопедия. География [Текст] / Авт-сост.

В.А.Маркин // Я познаю мир:.- М.: ТКО «АСТ».

13. Я познаю мир: детская энциклопедия. Животные [Текст] / сост.

П.Р.Ляхов. // Я познаю мир: - М.: ООО «Фирма, издательство АСТ».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!