СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный финансист»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный финансист».

Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Целями изучения курса «Юный финансист» выступают:

• развитие основ экономического образа мышления;

•  воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:

- сформировать базовые знания о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

- сформировать у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

- сформировать понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

- сформировать навыки оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

- сформировать навыки составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;

- обучить основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный финансист»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пузачинская средняя общеобразовательная школа»

Мантуровского района Курской области


Принята на заседании Утверждаю

педагогического совета Директор школы

Протокол №_________ _______В.Г.Дорохов

от ___________________ Приказ №_____

от _______________










Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

социальной направленности

«Юный финансист»



Возраст обучающихся: 8 - 10 лет

Срок реализации: 1 год (68 часов)



Автор - составитель:

Коновалова Людмила Багдасаровна,

учитель начальных классов






с. Пузачи, 2021

Пояснительная записка


Рабочая программа  курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный финансист».

Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Целями изучения курса «Юный финансист» выступают:

• развитие основ экономического образа мышления;

•  воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:

- сформировать базовые знания о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

- сформировать у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

- сформировать понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

- сформировать навыки оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

- сформировать навыки составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;

- обучить основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.

  Формы организации образовательного процесса:

  • Индивидуальные;

  • Групповые.

Виды занятий:

• ситуационная игра;

• образно-ролевые игры;

• исследовательская деятельность;

• урок-практикум;

• дискуссия, обсуждение.

Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Обучающиеся в возрасте 8 – 10 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в

неделю  по 1 часу;  68 часов в год.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Предметные результаты:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов


Личностные результаты:

  • сознание себя как члена семьи, общества и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

  • умение находить выходы из конфликтных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

Метапредметные результаты:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основные формы контроля:
мониторинг (тестирование, анкетирование);
практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады

Тематическое планирование


Дата

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма аттестация (контроля)


Всего

Теория

Практика

Что такое деньги и откуда они взялись.(9 ч)


Введение. Что изучает наука «экономика».

2

2

-

Общее обсуждение.

Игровая деятельность.


Обмен товарами.

2

1

1

Общее обсуждение.

Игровая деятельность.


Проблемы товарного обмена

3

1

2

Общее обсуждение.

Игровая деятельность.


Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью.

1

1

-

Общее обсуждение.



Какие деньги были раньше в России.

2

1

1

Общее обсуждение.

Игровая деятельность


Современные деньги России и других стран


4

3

1

Общее обсуждение.



Свойства драгоценных металлов

2

2

-

Общее обсуждение.



Появление первых монет

3

2

1

Общее обсуждение.

Игровая деятельность.


Бумажные деньги

3

2

1

Беседа,

практические занятия


Безналичные деньги

3

2

1

Беседа,

практические занятия


Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.

3

2

1

Общее обсуждение

Семейный бюджет.


Откуда в семье деньги.

4

2

2

Общее обсуждение.

Игровая деятельность


На что тратятся деньги. Решение задач.

5

2

3

Общее обсуждение.

Игровая деятельность


Доходы и расходы семьи. Решение задач.

2

1

1

Общее обсуждение.

Игровая деятельность


Личные денежные средства.

5

2

3

Общее обсуждение.

Игровая деятельность


Товары и покупки.

5

1

4

Общее обсуждение.

Игровая деятельность

Опасности финансового рынка


Финансовый обман

3

1

2

Общее обсуждение.

Игровая деятельность


Защита от мошенничества

3

1

2

Общее обсуждение.

Игровая деятельность

Финансовые цели и планы


Финансовые планы. Решение задач.

5

2

3

Общее обсуждение.

Игровая деятельность

Основы предпринимательства


Основы предпринимательства. Решение задач

4

2

2

Общее обсуждение.

Игровая деятельность


Содержание курса внеурочной деятельности


Что такое деньги и откуда они взялись

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет

от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.


Семейный бюджет.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам.Кредиты.

На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Опасности финансового рынка.

Финансовый обман. Защита от мошенничества

Финансовые цели и планы.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок..

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.


Основы предпринимательства

Основы предпринимательства . Решение задач.


Организационно-педагогические условия реализации программы


Для реализации программы нужен кабинет, учебно-методические средства обучения, , технические средства обучения


Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор,

  • компьютер с учебным программным обеспечением;

  • демонстрационный экран;


Информационно-методическое обеспечение

Дополнительная литература


Литература и пособия для учителя

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1

Программа по финансовой грамотности

Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

2

«Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

3

«Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

4

«Финансовая грамотность». Материалы для родителей. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

5

«Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

6

-словари; энциклопедии

- иллюстративный наглядный материал, фотографии.


Литература и пособия для учащихся


1 «Финансовая грамотность». Материалы для учащихся. В 2-х частях.

С.Н. Федин, Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

2 - Сайт журнала «Семейный бюджет» - http://www.7budget.ru

3 - Уроки тётушки Совы- https://www.youtube.com/watch?v=LVI0-FuzbZA

4 – Смешарики. Сборник «Азбука финансовой грамотности» - https://youtu.be/tfsNHeVVhdQ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!