Рассмотрено. Председатель методического совета _______________________ «20» декабря 20__ | Согласовано. Заместитель директора по воспитательной работе __________________ «20» декабря 20__ | Утверждаю. Директор _______________________ Приказ № __ «__» ________ 20__ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Технология и проектная деятельность»
Программа рассчитана на один год обучения
для обучающихся возраста 14-15 лет (9 классы)
г. Саратов
Программа курса внеурочной деятельности «Современные технологии и проектная деятельность» предназначена для обучающихся 14-15 летнего возраста, составлена на основе программы по технологии (В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семёнова. Москва, изд-во «Просвещение», 2020 г.), адаптированной к условиям проведения занятий в рамках внеурочной деятельности.
Программа курса обеспечивает формирование у обучающихся технологического мышления, что позволяет более органично решать задачи установления связи между образовательным содержанием и жизненным пространством, начиная с решения бытовых вопросов и заканчивая вопросами профессионального самоопределения и стратегии общего профессионального самоопределения.
В рамках курса происходит знакомство обучающихся с миром современных профессий, различными сферами общественного производства, что способствует профессиональному самоопределению обучающихся.На занятиях большое внимание уделяется совершенствованию у обучающихся навыков проектной деятельности, освоению способов развития проектного мышления. Содержание программы опирается на знания и навыки, ранее полученные обучающимися на уроках технологии и обеспечивает их дальнейшее развитие.
Цель программы: Сформировать у обучающихся:
- ценностное отношение к созидательной деятельности;
- умение делать выбор видов и последовательности операций, гарантирующий получение запланированного результата (удовлетворение конкретной потребности) на основе знаний о техносфере, общих и прикладных знаний по основам наук.
Задачи:
- ознакомить обучающихся с законами и закономерностями, техникой и технологическими процессами доминирующих сфер социальной и преобразовательной деятельности человека;
- включить обучающихся в созидательную или преобразовательную деятельность, обеспечивающую эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека как члена семьи, коллектива, гражданина своего государства и представителя всего человеческого рода;
- сформировать представления о творческих и технологических задачах проекта, совершенствовать умения выполнять учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для обучающихся 9-х классов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю (всего 36 часов).
Результаты освоения программы внеурочной деятельности «Технологии и проектная деятельность»
Личностными результатами освоения, обучающимися содержания программы являются:
• познавательные интересы и творческая активность в данной области предметной технологической деятельности;
• желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• трудолюбие и чувство ответственности за качество своей деятельности;
• умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
• способность планировать траекторию своей образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты:
• умения планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
• умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• навыки творческого подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
• способность моделировать планируемые процессы и объекты;
•способность к аргументированной оценке принятых решений и формулированию выводов;
• умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
• умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
• соотнесение своего вклада с вкладом других участников при решении общих задач коллектива;
• способность к оценке своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
• понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
В результате освоения содержания программы внеурочной деятельности «Технологии и проектная деятельность» учащиеся научатся:
-осознавать роль современных технологий для прогрессивного развития общества;
- применять технологический подход для осуществления любой деятельности;
- давать экономическую оценку проекту;
- применять технологии учебно-исследовательской и проектной деятельности, уметь анализировать, разрабатывать и реализовывать прикладные проекты;
- понимать специфику различных профессий, уровень их востребованности на рынке труда;
- соблюдать безопасные приемы труда, правила пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
- соблюдать трудовую и технологическую дисциплину.
Содержание программы (36 часов)
Материал курса учитывает ранее полученные знания и умения на уроках «Технологии» и состоит из следующих разделов:
Методы и средства творческой и проектной деятельности - 3 ч. Виды проектов. Этапы работы над проектом. Экономическая оценка проекта, презентация и реклама.
Основы производства - 3 ч. Транспортные средства в процессе производства. Особенности средств транспортировки газов жидкостей и сыпучих веществ.
Современные и перспективные технологии – 3 ч. Новые технологии современного производства. Современные и перспективные технологии 21 века.
Элементы техники и машин –3ч. Роботы и робототехника. Классификация роботов. Направления современных разработок в области робототехники.
Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов - 5ч. Технология производства синтетических волокон. Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон. Технология производства искусственной кожи и её свойства. Современные конструкционные материалы и технологии для индустрии моды. Нанотехнологии.
Технологии получения, преобразования и использования энергии– 2 ч. Ядерная и термоядерная реакции. Ядерная и термоядерная энергия.
Технологии получения, обработки и использования информации - 4 ч. Коммуникационные технологии и связь. Сущность коммуникации. Структура процесса коммуникации. Каналы связи при коммуникации.
Социальные технологии – 4 ч. Что такое организация. Управление организацией. Менеджмент. Менеджер и его работа. Методы управления в менеджменте. Трудовой договор как средство управления в менеджменте.
Технологии растениеводства – 2 ч. Биотехнологии. Растительные ткань и клетка как объекты технологии. Технологии клеточной инженерии. Технология клонального микроразмножения растений. Технология генной инженерии.
Технологии животноводства – 2 ч. Экологические проблемы животноводства. Бездомные домашние животные. Заболевания животных и их предупреждение.
Технологии обработки пищевых продуктов – 5 ч. Современная индустрия обработки продуктов питания. Технология тепловой обработки мяса и субпродуктов. Рациональное питание современного человека. Меню. Калорийность блюд.
Содержание разделов предусматривает знакомство обучающихся и со следующими вопроса:
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• технологическая культура производства;
• культура и эстетика труда;
• история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
• виды профессионального труда и профессии.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, стимулирующие интерес обучающихся к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои способности. При реализации программы активно используются игровые технологии, в том числе ролевые игры, проектная методика, а также программой предусмотрены экскурсии. Итогами реализации программы являются результаты защиты творческих проектов.
Основные методы обучения:
Формы обучения:
Ведущими формами деятельности предполагаются:
практические занятия;
творческие домашние задания;
занятия в форме круглого стола, с элементами деловой или ролевой игры.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Технологии и проектная деятельность»
№ | Наименование тем | Содержание занятия | Количество часов |
теория | практика |
Методы и средства творческой и проектной деятельности - 3 ч. |
1 | Экономическая оценка проекта. | Экономическая оценка проекта и его презентация. Реклама полученного продукта труда на рынке товаров и услуг. | 1 | |
2 | Разработка бизнес-плана. | Понятие бизнес-план. Составляющие бизнес-плана. | 1 | |
3 | Пр.р Проанализировать пример бизнес-плана малого предприятия с помощью Интернета. | Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта. Расчёт себестоимости проекта. Подготовка презентации проекта с помощью MicrosoftPowerPoint. | | 1 |
Основы производства - 3 ч. |
4 | Транспортные средства в процессе производства. | Транспортные средства при производстве материальных и нематериальных благ. Сравнение характеристик транспортных средств. | 1 | |
5 | Особенности средств транспортировки газов жидкостей и сыпучих веществ. | Особенности транспортировки жидкостей, газов и сыпучих веществ | 1 | |
6 | Реферат на тему: "Автомобили ОАО "АвтоВАЗ". | Подготовка иллюстрированных рефератов и коллажей по темам раздела. Защита проектов и рефератов. | | 1 |
Современные и перспективные технологии - 3 ч. |
7 | Новые технологии современного производства. | Инфраструктура как необходимое условие реализации высоких технологий Объёмное 3D-моделирование. Новые энергетические технологии. Новые транспортные технологии. | 1 | |
8 | Перспективные технологии и материалы 21-го века. | Перспективные технологии XXI века. Нанотехнологии, их особенности и области применения. Перспективы развития информационных технологий. Биотехнологии и генная инженерия. | 1 | |
9 | Реферат на тему: "Нанотехнологии - мифы и реальность". | Изучение информации и подготовка рефератов по темам раздела. | | 1 |
Элементы техники и машин - 3ч. |
10 | Роботы и робототехника. | Роботы и их роль в современном производстве. | 1 | |
11 | Классификация роботов. | Классификация роботов. Основные конструктивные элементы роботов. | 1 | |
12 | Направления современных разработок в области робототехники. | Перспективы робототехники. Составление коллажей | | 1 |
Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов - 5ч. |
13 | Технология производства синтетических волокон. | Особенности производства синтетических волокон. Область применения материалов из синтетических волокон. | 1 | |
14 | Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон. | Современные материалы из синтетических волокон. Свойства ткани из синтетических волокон. | 1 | |
15 | Технология производства искусственной кожи и её свойства. | Современные технологии обработки материалов. | 1 | |
16 | Современные конструкционные материалы и технологии для индустрии моды. Нанотехнологии. | Современные материалы и технологии обработки материалов для индустрии моды. Их свойства. Подготовка коллажа. | | 1 |
17 | Сообщение о специалистах, профессии которых связаны с технологией производства синтетических материалов. | Поиск информации и подготовка сообщений по теме раздела. | 1 | |
Технологии получения, преобразования и использования энергии- 2 ч. |
18 | Ядерная и термоядерная реакции. | Неуправляемые реакции деления и синтеза. Управляемая ядерная реакция и ядерный реактор. Сбор дополнительной информации об областях получения и применения ядерной и термоядерной энергии в Интернете и справочной литературе. | 1 | |
19 | Ядерная и термоядерная энергия. | Проекты термоядерных реакторов. Перспективы ядерной энергетики. | 1 | |
Технологии получения, обработки и использования информации- 4 ч. |
20 | Коммуникационные технологии и связь. Сущность коммуникации. | Информация и ее виды. Объективная и субъективная информация. Характеристика видов и информации в зависимости от органов чувств. Коммуникационные формы общения. Анализ процессов коммуникации и каналов связи. | 1 | |
21 | Структура процесса коммуникации. Каналы связи при коммуникации | Коммуникационные технологии. Сущность коммуникации, её структура и характеристики. Средства и методы коммуникации. Способы отображения информации. Знаки символы, образы и реальные объекты как средства отображения информации. Технологии записи и представления информации разными средствами. Технологии получения информации. Технологии записи и хранения информации. Запоминание как метод записи информации. Средства и методы записи знаковой и символьной, и образной информации, аудиоинформации, видеоинформации. Компьютер как средство получения, обработки и записи информации. | 1 | |
22-23 | Презентация на тему:"Невербальные средства коммуникации". | Защита индивидуальных проектов по теме. Деловые игры по различным сюжетам коммуникации | | 2 |
Социальные технологии - 4 ч. |
24 | Что такое организация. Управление организацией. | Понятие организации. Методы и средства управления организацией. | 1 | |
25 | Менеджмент. Менеджер и его работа. | Технологии менеджмента. Понятие менеджмента. | 1 | |
26-27 | Методы управления в менеджменте. Трудовой договор как средство управления в менеджменте. | Средства и методы управления людьми. Контракт или трудовой договор как средство регулирования трудовых отношений в менеджменте. Деловая игра «Прием на работу». Анализ позиций типового трудового контракта. | 1 | 1 |
Технологии растениеводства – 2 ч. |
28 | Биотехнологии. Растительные ткань и клетка как объекты технологии. Технологии клеточной инженерии. | Объекты биотехнологии. Биотехнологии в промышленности. Биотехнологии в сельском хозяйстве. Биотехнологии в медицине. Биотехнологии в пищевой промышленности. Ознакомление с понятием «генная (генетическая) инженерия». Изучение с помощью микроскопа основных объектов биотехнологии. Освоение технологических операций получения кисломолочной продукции (творога, кефира и др.). | 1 | |
29 | Технология клонального микроразмножения растений. Технология генной инженерии. | Создание условий для клонального микроразмножения растений. Перспективные технологии будущего в растениеводстве. Их роль в жизни общества. | 1 | |
Технологии животноводства – 2 ч. |
30 | Экологические проблемы животноводства. Бездомные домашние животные. | Животные организмы как объект технологии. Потребности человека, которые удовлетворяют животные. Разведение животных и ветеринарная защита как элементы технологий преобразования животных организмов. Породы животных, их создание. Возможности создания животных деловая игра «Прием на работу организмов: понятие о клонировании. Экологические проблемы. Бездомные животные как социальная проблема. | 1 | |
31 | Заболевания животных и их предупреждение. | Признаки основных заболеваний домашних животных по личным наблюдениям и информационным источникам. Ознакомление с основными ветеринарными документами для домашних животных. | 1 | |
Технологии обработки пищевых продуктов 5 ч. |
32 | Технология тепловой обработки мяса и субпродуктов. | Виды мяса, включая мясо птицы. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Значение мясных блюд в питании. | 1 | |
33 | Рациональное питание современного человека. | Понятие рациональное питание, его роль в здоровье человека. Состав пищи для рационального питания. | 1 | |
34 | Круглый стол на тему: "Пищевые добавки - вред и польза". | Поиск необходимой информации для подготовки к участию в круглом столе по теме. | | 1 |
35-36 | Пр.р. Составление меню школьника на один день, с расчетом калорийности блюд. | Калорийность блюд. Суточная потребность организма человека в калориях в различных возрастных периодах и различных физических нагрузках. | 1 | 1 |
| | | 26 ч. | 10 ч. |
| | ИТОГО: | 36 часов |