Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г. о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО ___________ Рыжкова Н. А. Протокол №______ от «___» __________ 20___ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____Петрова Н.В. «___» ___________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 __________С.И. Тухватулина Приказ №______ от «___» ____________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Этика: азбука добра»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
1 Д КЛАСС
Учебных недель: 33
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 33
Составитель:
Твёрдая Валентина Николаевна,
учитель начальных классов
20___-20___ учебный год
Содержание
1. Общие цели программы «Этика: азбука добра» ………………….……..……………..3
2. Планируемые результаты изучения курса «Этика: азбука добра» …………………...3
3. Содержание курса «Этика: азбука добра» …………………….……………………......5
4. Тематическое планирование ..……………………………………………………..…… 6
5. Календарно-тематическое планирование …………………………………………..…. 7
6. Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение ……...8
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» предназначена для 1 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011г. с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует духовно-нравственное направление.
В 1 классе на внеурочную деятельность «Этика: азбука добра» отводится 33 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Общие цели курса «Этика: азбука добра».
Цель: формирование нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Основные задачи:
развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
воспитание уважения к людям, традициям;
усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
Планируемые результаты изучения курса «Этика: азбука добра».
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознанно строить речевое высказывание;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
комментировать последовательность действий;
формулировать собственное мнение и позицию;
участвовать в коллективном обсуждении;
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
отличать понятия «этика» и «этикет»;
правилам вежливости и красивых манер;
соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
придерживаться «золотого правила» в общении с другими;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
быть доброжелательными.
Обучающиеся получат возможность научиться:
обобщать, делать выводы;
придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома;
быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради;
не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию выявлять функциональные отношения между понятиями.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Содержание курса «Этика: азбука добра».
Раздел 1. Школьный этикет (5 часов)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Раздел 2. Правила общения (11 часов)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Раздел 3. О трудолюбии (6часов)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома
(начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Раздел 4. Культура внешнего вида (4 часа)
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Раздел 5. Внешкольный этикет (7 часов)
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Формы организации и виды деятельности:
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов на изучение |
1 | Школьный этикет | 5 |
2 | Правила общения | 11 |
3 | О трудолюбии | 6 |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
5 | Внешкольный этикет | 7 |
| Итого: | 33 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Раздел 1. Школьный этикет (5 часов) |
1 | Мы в школе. | | |
2 | Мы пришли на урок. | | |
3 | Зачем нужны перемены? | | |
4 | Мы в школьной столовой. | | |
5 | Правила поведения за столом. | | |
Раздел 2. Правила общения (11 часов) |
6 | Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | | |
7 | Правила вежливости. | | |
8 | Элементарные представления о добрых и недобрых поступках. | | |
9 | Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов. | | |
10 | Значение вежливых слов в жизни. | | |
11 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | | |
12 | Мой учитель. | | |
13 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | | |
14 | Моя семья. | | |
15 | Пути выхода из конфликтной ситуации. | | |
16 | Практическое знакомство с правилами коллективных игр. | | |
Раздел 3. О трудолюбии (6 часов) |
17 | Значение труда в жизни людей. | | |
18 | Что помогает учиться лучше (старательность). | | |
19 | Учение как основной труд и обязанность школьника. | | |
20 | Трудолюбие как главная ценность человека. | | |
21 | Трудолюбие как главная ценность человека. | | |
22 | Бережливость: каждой вещи своё место. | | |
Раздел 4. Культура внешнего вида (4 часа) |
23 | Внешний вид человека. | | |
24 | Правила опрятности и их значение для здоровья. | | |
25 | Основные правила Мойдодыра. | | |
26 | Итоговое занятие. | | |
Раздел 5. Внешкольный этикет (7 часов) |
27 | Правила поведения на улице. | | |
28 | Правила поведения в транспорте. | | |
29 | Правила поведения в общественных местах. | | |
30 | Вежливое отношение к людям. | | |
31 | «Спасибо» и «пожалуйста». | | |
32 | Вежливое отношение к людям «Здравствуйте» и «до свидания». | | |
33 | Итоговое занятие | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Учебно-методическое обеспечение
Большая книга по этикету.- М: АСТ, 2015.-711с.
Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах.-М: Фаир-пресс, 2015.-208с.
Мир общения. Этикет для детей. «Каро». Санкт Петербург 2015
Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов.- М.: Школьная пресса, 2016.-112с.
Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М: Владос, 2018
Шемшурина А.И. Этические диалоги с детьми 1 – 4 - х классов: в помощь учителю. Москва 2016
Оборудование рабочего места учителя
- классная магнитная доска;
- интерактивная доска;
- персональный компьютер с принтером; ксерокс;
- CD/DVD-проигрыватель;
- телевизор
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы кружка.
Карточки с заданиями по развитию познавательных способностей для 1 класса.