СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хоровое пение" 5 класс ФГОС

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хоровое пение" 5 класс ФГОС»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОГУЧАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№1»



Принято

решением методического объединения учителей иностранного языка, музыки, изобразительного искусства

Протокол от «29» августа 2022 г. №1


Согласовано

Зам. директора по УВР

__________ / Середина И.А.

подпись ФИО

«30» августа 2022 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности предметной области «Искусство» (Музыка)

«Хоровое пение»

для основного общего образования


Срок реализации: 1 год (5 класс)


Составитель: Гапченко И.В.

 

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности предметной области «Искусство» (Музыка) «Хоровое пение» для 5 класса разработана на основе:
      • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»;

      • порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказомМинпросвещения РФ от 22.03.2021 №115;

      • ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом МинпросвещенияРФ от31.05.2021№287;

      • проекта примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности предметной области «Искусство» (Музыка) «Хоровое пение», Москва, Просвещение, 2022

      • рабочей программы воспитания МКОУ «Богучарская СОШ №1».

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО» (МУЗЫКА) «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Цели и задачи программы «Хоровое пение» определяются в рамках обобщённых целей и задач ФГОС ООО, Примерных программ по музыке ООО, являются их логическим продолжением.

Главная цель:

Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в хоре.

Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом, и музыкального искусства в частности:

1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

2) осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, интонационно-художественного отражения многообразия жизни;

3) реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.

Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно:

—приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;

—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей обучающихся;

—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;

—воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое освоение интонационно-образного содержания произведений отечественной музыкальной культуры;

—расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран и народов;

—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.;

—формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат;

—гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир;

—улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья обучающихся;

—создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;

—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страны.


МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО» (МУЗЫКА) «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебным планом на изучение курса внеурочной деятельности предметной области «Искусство» (Музыка) «Хоровое пение» в 5 классе отведено 68 учебных часов — по 2 часа в неделю.

Хоровые занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота и регулярность занятий — по 1 (1,5) ч 1—2 раза в неделю. Основное содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Искусство: Музыка, 5 класс/Науменко Т.И., Алеев В.В., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»;
Музыка, 5 класс/Усачёва В.О., Школяр Л.В., Общество с ограниченной
ответственностью«Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке [Текст] / Д. Б. Кабалевский. ~ М.: Просвещение, 2020.

2. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 2020. 3. Веселые уроки музыки [Текст] / авт.-сост. 3. Н. Бугаева. - М.: ACT, 2020.

4. Ригина, Г. С. Музыка [Текст]: книга для учителя / Г. С. Ригина. - М.: Учебная литература, 2020.

5. Разумовская, О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды [Текст] / О. К. Разумовская - М.: Айрис-пресс, 2020.

6. Рачина Б. С. Распевание в детском хоре. 210 упражнений [Ноты] : учебно-методическое пособие. — СПб.: Композитор, 2016. — 104 с.

7. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. — М., 2002.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
2.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
3.Музыка. Фонохрестоматия. 5класс (Электронный ресурс)/сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.Просвещение, 2020.

4. Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Парты ученические - 15 штук
Стулья ученические - 30 штук
Компьютер
Принтер
Мультимедийная доска

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ  ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Набор шумовых инструментов, акустические колонки, микрофоны.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Направления воспитания

Целевые ориентиры

Гражданское


Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России.

Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народа м России, тысячелетней истории российской государственности.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод.

Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).

Принимающий участие в жизни класса, школы (в том числе самоуправлении), местного сообщества, родного края.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

Патриотическое

Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.

Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России.

Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.

Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях.

Духовно-нравственное

Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России.

Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.

Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.

Выражающий неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным ценностям и нормам.

Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.

Проявляющий нравственные и эстетические чувства к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества, устойчивый интерес к чтению.

Эстетическое

Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.

Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре.

Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.

Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве.

Физическое

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей.

Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).

Проявляющий неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков, игровая и иные формы зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.

Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде.

Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт.

Умеющий осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям.

Трудовое

Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей.

Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.

Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе.

Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации.

Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологическое

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире.

Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.

Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.

Познавательное


Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений.

Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).

Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, навыки исследовательской деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО» (МУЗЫКА) «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Занятия хоровым пением проходят в форме репетиций и концертных выступлений. Повседневный репетиционный процесс направлен на выработку основного комплекса вокально-хоровых навыков у всех участников хорового коллектива, освоение репертуара, формирование сопутствующих знаний, умений, навыков. Однако, без выступлений перед публикой деятельность хорового коллектива теряет значительную часть своего образовательного и воспитательного потенциала. Поэтому сами концерты и подготовка к ним являются неотъемлемой частью календарно-тематического планирования.

Концертные выступления являются, с одной стороны, мотивирующим фактором регулярных репетиционных занятий, с другой стороны, — их результатом, творческим итогом. Выступления хорового коллектива перед родителями, на общешкольных праздниках, на городских смотрах и конкурсах позволяют детям прожить особые ситуации творческого волнения и коллективного успеха. Это эмоционально насыщенный психологический опыт, связанный с высоким чувством ответственности, объединения усилий со своими товарищами ради достижения общего успеха.

По сути, каждое выступление хорового коллектива на сцене — это осуществление оригинального творческого проекта (исполнение конкретной концертной программы), который реализуется по тем же законам, что и другая проектная деятельность — через подготовку проекта, его публичное представление и последующую оценку результатов.

Основу репетиционного процесса составляет работа над певческим репертуаром. Поэтому выбор музыкальных произведений для разучивания является ключевым фактором успеха деятельности любого хорового коллектива. Произведения, включаемые в репертуар хора, должны отвечать критериям доступности (как в плане вокально-хоровых навыков, так в плане образного содержания), художественности. Песни, которые исполняют школьники на хоровых занятиях, должны им нравиться, вызывать положительный эмоциональный отклик.

В соответствии с модульной структурой программы по «Музыке» в репертуар включены следующие музыкальные произведения:

—музыка русских и зарубежных композиторов-классиков;

—обработки народных песен (русских; своей республики, края; других народов России и мира);

—песни современных композиторов (в том числе песни из популярных мультфильмов, кинофильмов, мюзиклов).

В тематическом планировании указано примерное количество часов, отводимое на знакомство с основными вокально-хоровыми навыками, изучение сопутствующих теоретических знаний, разучивание репертуара. Порядок и конкретная формулировка тем может варьироваться по усмотрению учителя.

На практике подготовка к освоению конкретного навыка, усвоению тех или иных терминов и понятий может начинаться заранее — ещё до того, как данная тема появляется в графе «Тематический блок/раздел». Закрепление, совершенствование и проработка навыков и понятий также может продолжаться столько, сколько будет необходимо для их устойчивого формирования. Указанное разделение по часам является условным и призвано показать пропорции распределения учебного времени между различными дидактическими единицами, элементами содержания. В реальном учебно-воспитательном процессе несколько тематических блоков могут и должны присутствовать на каждом занятии, позволяя обучающимся осваивать ритмические, мелодические, выразительные и иные стороны музыки в неразрывном единстве.

Раздел 1. Распевания, упражнения для развития певческого аппарата. (12 часов)

Дикционные упражнения, музыкальные скороговорки.

Упражнения на чёткое, лёгкое исполнение мелких длительностей в подвижном темпе.

Упражнения, состоящие из 5—8 звуков: на развитие гибкости голоса, звуковысотного и динамического диапазона.

Распевания по принципу секвенций на основе нисходящих и восходящих мотивов (отрезки звукоряда, трезвучия)

Пение в разных темпах с повышенным вниманием к дикции и точности интонации.

Исполнение упражнений различными штрихами, в различной динамике.

Раздел 2. Музыкальная грамота, упражнения для развития музыкального слуха. (8 часов).

Упражнения на развитие интонационного мелодического и гармонического слуха (спеть нижний звук из двух, средний звук из трёх, проинтонировать интервал, спеть звуки аккорда).

Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор и параллельные минорные тональности.

Размеры 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, 3/8, 5/4.

Ритмические рисунки различного уровня сложности, в т. ч. с пунктирным ритмом, синкопами.

Пение интонационных упражнений, определение на слух ступеней, ладов, аккордов, интервалов.

Пение гамм с названием нот и на разные слоги, с октавным переносом по тетрахордам. Пение двухголосия по нотам, по ручным знакам учителя. Чтение нот, анализ нотного текста попевок, упражнений, разучиваемых произведений.

Сольфеджирование, сольмизация, проговаривание ритма ритмослогами, в т. ч. в двухголосии.

Импровизация, сочинение мелодий, мотивов, ритмов на основе изучаемых элементов.

Раздел 3. Работа над репертуаром (30 часов).

Накопление репертуара, формирование программы, состоящей из разнохарактерных музыкальных произведений, отражающих многообразие стилей и жанров хоровой музыки.

Полное и/или фрагментарное разучивание.

Создание убедительной исполнительской интерпретации.

Использование элементов сценографии, музыкального движения. На примере разучиваемых произведений анализ элементов жанра, стиля, средств музыкальной выразительности, совершенствование исполнительских навыков.

Русские народные песни, в том числе лирические протяжные, плясовые, исторические. Песни народов России, народов мира в обработках и переложениях для детского хора.

Исполнение по нотам в академической манере.

Исполнение каноном и a capella. Сочинение мелодических подголосков, ритмических аккомпанементов, сопровождение пения игрой на простых музыкальных инструментах, создание композиций с использованием звучащих жестов, элементов танца.

Песни и хоры зарубежных композиторов XVIII— XIX вв. Понятия: классика, стили классицизм, романтизм. Камерные жанры, музыкальная форма, гармонические функции (T-S-D).

Разучивание, исполнение произведений классического и современного репертуара. На материале разучиваемых произведений анализ музыкальной формы, средств музыкальной выразительности. Освоение музыкальной терминологии. Умение назвать признаки жанра, стиля (композиторского и стиля эпохи).

Песни и хоры русских композиторов XIX — первой половины XX в.

Интонационный строй русской классической музыки. Круг образов, особенности музыкального языка.

Песни отечественных и зарубежных композиторов второй половины XX — начала XXI вв. Цикл хоровых миниатюр как пример многочастного музыкального произведения.

Раздел 4. Индивидуальная работа с солистами, творческие проекты (8 часов).

Индивидуальные или мелкогрупповые занятия с солистами, ведущими концертов.

Подготовка отдельных групп обучающихся к самостоятельным выступлениям.

Упражнения повышенной трудности, направленные на опережающее развитие диапазона, гибкости, выразительности голоса. Элементы сольного вокала. Составление и реализация индивидуального плана вокального развития солистов.

Раздел 5. Репетиции к концертам и другим выступлениям (4 часа).

Репетиции (в том числе сводные с другими хоровыми коллективами). Целостность исполнения всей программы, сценическая выносливость.

Расстановка по партиям. Выход на сцену, уход.

Поклон. Объявление номеров. Отработка конферанса. Корректировка дополнительных элементов: театрализация, элементы сценического движения, сопровождение пения игрой на простых музыкальных инструментах, сопровождение пения визуальным рядом (презентация, видео и т. д.).

Раздел 6. Выступления (4 часа).

Концерт — важнейшая форма музыкальной жизни.

Триединство композитор — исполнитель — слушатель. Выступления в своём образовательном учреждении и за его пределами.

Концентрация всех исполнительских навыков и психологических ресурсов для достижения наилучшего результата.

Последующая рефлексия, оценка качества выступления, причин успеха/неудач.

Раздел 7. Посещения театров, концертов, кинозалов (2 часа).

Культурная жизнь нашего края. Культурный контекст, эрудиция, досуг.

Формирование потребности, опыта восприятия и чувства сопричастности к культурным событиям современности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение программы внеурочной деятельности «Хоровое пение» направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное воплощение. «Хор — не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, хор — это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного творчества. Объединение множества личностных сотворений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе общения со слушателем — высшая цель хорового музицирования».

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

1. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

2. Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.

3. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов, фестивалей, конкурсов.

4. Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5. Ценности научного познания:

ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях музыкального искусства, использование специальной терминологии.

6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7. Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

8. Экологического воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.

9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культур- ной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы «Хоровое пение», отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся.

1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:

Базовые логические действия:

—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

—устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

—сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального искусства;
—обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля.

Базовые исследовательские действия:

—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

—использовать вопросы как инструмент познания;

—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач;

—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;

—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

—использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

—оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

—различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;

—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется, в первую очередь, через совместную певческую деятельность. Она предполагает не только групповую форму работы, но формирует более сложную социальную общность обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение — один из немногих видов учебной деятельности, идеально сочетающих в себе активную деятельность каждого участника с ценностью общего результата совместных усилий.

Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется не только особыми формами передачи информации музыкальными средствами (минуя вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как феномен «соборности». Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых универсальных учебных действий.

Невербальная коммуникация:

—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесной передачи смысла музыкального произведения;

—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;

—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

—эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

Вербальное общение:

—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

—выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

—вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

—публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

Совместная деятельность (сотрудничество):

—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;

—понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой, коллективом.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.

Самоорганизация:

—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

—планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

—самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):

—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.

Эмоциональный интеллект:

—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

—развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения, публичного выступления;

—выявлять и анализировать причины эмоций;

—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;

—регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

—принимать себя и других, не осуждая;

—проявлять открытость;

—осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате занятий хоровым пением школьники научатся:

—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;

—понимать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественного хорового искусства;

—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные;

—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;

—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами хорового коллектива в процессе исполнения музыки;

—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;

—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале изученных музыкальных произведений);

—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

п/п

Название тем и разделов

Количество часов

Информация об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении

1

Раздел 1. Распевания, упражнения для развития певческого аппарата.

12


1.1

Дикционные упражнения, музыкальные скороговорки.

4

Российская
Электронная Школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7421/start/314766/

1.2.

Упражнения на чёткое, лёгкое исполнение мелких длительностей в подвижном темпе.

4

Российская
Электронная Школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/main/255283/

1.3

Упражнения, состоящие из 5—8 звуков: на развитие гибкости голоса, звуковысотного и динамического диапазона.

2

Российская
Электронная Школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/start/291880/

1.4

Распевания по принципу секвенций на основе нисходящих и восходящих мотивов (отрезки звукоряда, трезвучия)

2

Российская
Электронная Школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/start/298410/

2

Раздел 2. Музыкальная грамота, упражнения для развития музыкального слуха

8


2.1.

Упражнения на развитие интонационного мелодического и гармонического слуха

2

Российская
Электронная Школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/start/255247/

2.2

Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор и параллельные минорные тональности.

2

Российская
Электронная Школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/start/291880/

2.3

Размеры 2/4, 3/4, 4/4, 6/8, 3/8, 5/4.

2

Российская
Электронная Школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/start/298410/

2.4

Ритмические рисунки различного уровня сложности, в т. ч. с пунктирным ритмом, синкопами

2

Российская ЭлектроннаяШкола
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/start/302923/

3

Раздел 3. Работа над репертуаром

30


3.1.

Народная музыка

8

Российская
Электронная Школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/start/298410/

3.2.

Зарубежная классическая музыка

8

Российская ЭлектроннаяШкола
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/start/302923/

3.3

Русская классическая музыка

8

Российская
Электронная Школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7429/start/255055/

3.4

Музыка современных композиторов

6

Российская
Электронная Школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7428/start/254927/

4

Раздел4. Индивидуальная работа с солистами, творческие проекты

8


4.1.

Индивидуальные или мелкогрупповые занятия с солистами, ведущими концертов.

4

Российская
Электронная Школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7429/start/255055/

4.2.

Подготовка отдельных групп обучающихся к самостоятельным выступлениям

4

Российская
Электронная Школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7428/start/254927/

5

Раздел 5. Репетиции к концертам и другим выступлениям.

4


5.1

Репетиции (в том числе сводные с другими хоровыми коллективами).

2

Российская ЭлектроннаяШкола
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/start/302923/

5.2

Целостность исполнения всей программы, сценическая выносливость

2

Российская
Электронная Школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7428/start/254927/

6

Раздел 6. Выступления

4


6.1

Концерт — важнейшая форма музыкальной жизни.

1

Российская

Электронная Школа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/start/298410/

6.2

Триединство композитор — исполнитель — слушатель.

1

Российская

Электронная Школа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/start/298410/

6.3

Выступления в своём образовательном учреждении и за его пределами

2

Российская ЭлектроннаяШкола

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/start/302923/

7

Раздел 7. Посещения театров, концертов, кинозалов

2


7.1

Культурная жизнь нашего края.

1

Российская

Электронная Школа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/main/255283/

7.2

Культурный кон- текст, эрудиция, досуг.

1

Российская

Электронная Школа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/main/255283/


Общее количество часов по программе

68









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!