СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный мир литературы и театра". 5 класс.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный мир литературы и театра". 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный мир литературы и театра". 5 класс.»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Согласовано с заместителем директора по учебно-воспитательной работе»:

«__»___________2022  г.

__________________Бурдюгова Л.П.

 

«Утверждаю»

Директор МКОУ Петровская СОШ

 ___________________ Гвоздкова М.В.

 Приказ №____от «__»  ___________2022 г.


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРЫ И ТЕАТРА»

для  5 класса

основное общее образование

Срок освоения 1 год

2022-2023 учебный год



  Составитель:

 учитель ВВК Тестова Н.М.

                                                                   

р.п. Перелешинский, 2022г.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Данная программа создана на основе:

- программы, методических рекомендаций, сборника упражнений Л.Е. Стрельцовой «Литература и фантазия», А.П.Ершовой «Уроки театра

на уроках в школе»;

- обобщения опыта выдающихся педагогов, театральных деятелей, личного опыта.

Направленность модифицированной программы курса по содержанию является художественно-эстетической, общекультурной.

В основу были положены следующие принципы:

принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать

их на общую радость и пользу.

Отличительными особенностями программы является системно-деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка

средствами литературы и театра.

Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними

интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства. Чем раньше закладывается фундамент творческой личности, тем быстрее закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.


Общая цель курса внеурочной деятельности: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе занятий и готовят к активной деятельности.


Цели курса внеурочной деятельности:

- получить общее представление о литературе и театре;

- овладеть азами актёрского мастерства;

- получить опыт читательской и зрительской культуры;

- получить опыт выступать в роли режиссёра, актёра, поэта и писателя;

- научиться выражать мысли и чувства.


Задачи курса внеурочной деятельности:

– опираясь на литературные произведения и театральное искусство, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;

– формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;

– привить интерес через театр к художественной культуре;

– заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;

– ориентация на развитие и воспитание понимающей и интересной личности, обладающей художественными знаниями, собственным мнением.


Возрастные группы обучающихся.

Программа курса «Волшебный мир литературы и театра» рассчитана на обучающихся 5 классов, увлекающихся художественно – творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время.

Занятия проводятся в кабинете, где предусмотрена свободная от мебели зона для проведения коллективных занятий или на сцене актового зала.


Формы и методы работы

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с конкретными участниками для отработки

дикции, произношения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и

жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое

направление.

Постановки сказок, эпизодов из литературных произведений помогут постичь увлекательную науку театрального мастерства,

приобрести опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что на занятиях дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами.

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего творения,

создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности

(подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а также координировать свои функции.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно - ориентированный,

компетентностный подход. Согласно новому подходу необходимо формировать у учащихся духовно-нравственную и творческую

деятельность.

Искусство театральной деятельности влияет на сложную систему чувств человека, вовлекает зрителя в действие, заставляет

сопереживать, оправдывать или осуждать действия и мысли героя. Театральный спектакль учит анализировать увиденное и услышанное, вырабатывает умение активно воспринимать. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству.

Программа предусматривает использование следующих форм организации и видов деятельности на занятиях: игра, беседа, изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, инсценирование прочитанного произведения, просмотр спектакля, постановка спектакля, работа в группах, речевой, игровой, актёрский тренинги, сочинение собственных работ, выступление.


Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это

ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания

закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.

Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Программа данного курса способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач нравственного и эстетического воспитания.


Описание места программы курса внеурочной деятельности


Программа курса внеурочной деятельности «Волшебный мир литературы и театра» рассчитана на 1 год - 35 часов за учебный год (1 час в неделю).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности


В результате освоения программы у пятиклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные результаты:

формирование этических чувств, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития, целостного мировоззрения, учитывающее культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.


Метапредметные результаты:

формирование ключевых компетенций (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием;

умения организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников;

умения совершенствовать продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач во внеурочной и внешкольной художественно-эстетической деятельности;

формирование позитивной самооценки своих актёрских способностей;

выработка навыков смыслового прочтения содержания текстов различных театральных жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

умения осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

понимать и принимать задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над произведением;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;


Познавательные УУД:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя.

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и при инсценировании.


Коммуникативные УУД:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные результаты.

Учащийся научится:

выполнять упражнения актёрского тренинга;

строить этюд в паре с любым партнёром;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

инсценировать по произведениям художественной литературы;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).


Содержание курса внеурочной деятельности


Театр и литература – 5 ч.

Театр и литература. Драматург и пьеса. Театральные жанры. Чтение басен И.А. Крылова. Инсценирование басен И.А. Крылова.


Основы актёрского мастерства – 1 ч.

Язык жестов в общении между людьми и в профессии актёра.


Искусство декламации – 16 ч.

Дикция. Речевой тренинг гласных звуков. Речевой тренинг согласных звуков. Интонация. Темп речи. Рифма. Чтение стихотворений в предлагаемых обстоятельствах. Ритм. Детские считалки. История возникновения ораторского искусства. Скороговорки. Воображение в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека. Импровизация. Диалог. Монолог или театр одного актера. Внутренний монолог.


Театр - дом для чудесных представлений – 2 ч.

Просмотр спектакля.


Театр и мы – 7 ч.

Чтение и инсценирование по пьесам С. Козлова «Поющий поросёнок», «Снежный цветок», по сказкам А.С. Пушкина. Подбор репертуара по сказкам А.С. Пушкина. Репетиция. Работа над сценической речью. Спектакль «По страницам сказок А.С. Пушкина».


Проба пера – 3 ч.

Практическая работа. Написать сказку, стихотворение, юмористический рассказ (по выбору учащегося). Праздничный концерт «Волшебный мир литературы и театра».


Резервное занятие – 1 ч.



Тематическое планирование курса внеурочной деятельности


п/п

Тема раздела


Количество часов

1.

Театр и литература

5

2.

Основы актёрского мастерства

1

3.

Искусство декламации

16

4.

Театр - дом для чудесных представлений

2

5.

Театр и мы

7

6.

Проба пера

3


Резервное занятие

1


Итого

35



Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности



п/п

Тема занятий

Кол-во часов на изучение

Форма контроля

Дата

Примечание

по плану

фактически

Театр и литература – 5 ч.

1.

Театр и литература.

1

Лекция.




2.

Драматург и пьеса.

1

Речевой тренинг.




3.

Театральные жанры.

1

Игровой тренинг.




4.

Чтение басен И.А. Крылова.

1

Чтение басен. Обсуждение.




5.

Инсценирование басен

И.А. Крылова.

1

Творческая работа. Чтение по ролям.




Основы актёрского мастерства – 1 ч.

6.

Язык жестов в общении между людьми и в профессии актёра.

1

Игровой тренинг «Пантомима».




Искусство декламации – 16 ч.

7.

Дикция.

1

Речевой тренинг. Выразительное чтение стихотворения.




8.

Речевой тренинг гласных звуков.

1

Речевой тренинг. Гимнастика для губ.




9.

Речевой тренинг согласных звуков.

1

Речевой тренинг. Тренинг согласных звуков. Чтение стихотворения.




10.

Интонация.

1

Чтение стихотворений с разной интонацией.




11.

Темп речи.

1

Чтение стихотворений в разном темпе. Чтение стихотворения в парах, в тройках.




12.

Рифма.

1

Игровой тренинг «Рифма».




13.

Чтение стихотворений в предлагаемых обстоятельствах.

1

Игровой тренинг «Испорченный телефон». Самостоятельная работа.




14.

Ритм.

1

Игровой тренинг. Работа над стихотворением: определение рифмы и ритма.




15.

Детские считалки.

1

Игровой тренинг «Чайничек с крышечкой». Сочинение считалок.




16.

История возникновения ораторского искусства.

1

Игровой тренинг «Фраза по кругу», «Знаки препинания».




17.

Скороговорки.

1

Игровой тренинг. Работа в группах над скороговорками.




18.

Воображение в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека.

1

Игровой тренинг. Работа с текстами и расшифровка текста.




19.

Импровизация.

1

Тренинг «Превращения». Работа с театральным словарем.




20.

Диалог.

1

Игровой тренинг.




21.

Монолог или театр одного актера.

1

Чтение монологов из сказки К. Чуковского.




22.

Внутренний монолог.



1

Игровой тренинг: «Расскажи стихи рукам». Работа с текстами, определение различных видов речи.




Театр - дом для чудесных представлений – 2 ч.

23-24.

Театр - дом для чудесных представлений.

2

Просмотр спектакля.




Театр и мы – 7 ч.

25.

Чтение пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок».

1

Чтение сказки. Определение видов речи в тексте.




26.

Инсценирование пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок».

1

Чтение по ролям пьесы.




27.

Чтение пьесы С. Козлова «Снежный цветок».

1

Чтение сказки. Определение видов речи в тексте.




28.

Инсценирование пьесы С. Козлова «Снежный цветок».

1

Чтение по ролям пьесы.




29.

Подбор репертуара по сказкам

А.С. Пушкина.

1

Чтение сказок.




30.

Репетиция. Работа над сценической речью.

1

Репетиция.




31.

Спектакль «По страницам сказок А.С. Пушкина».

1

Выступление.




Проба пера – 3 ч.

32-33.

Проба пера.

2

Практическая работа.

Написать стихотворение, сказку или юмористический рассказ (по выбору учащегося).




34.

Праздничный концерт «Волшебный мир литературы и театра».

1

Театральная гостиная.




35.

Резервное занятие.

1






Материально-технические средства


Компьютер, экран, диски, записи сказок и спектаклей.

Литература


Ю. Алянский. Азбука театра. – М.: Детская литература, - 1986.

Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: Первое сентября, - 2000.

Д.В. Григорьев, Б.В.Куприянов. Художественное творчество. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, - 2011.

Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. Программы внеурочной деятельности. - М.: Просвещение, - 2011

Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1990.

А.Б. Никитина. Ребенок на сцене. Научно-методическое пособие.  - М.: ВЦХТ, 2003.

Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». М.: Просвещение, 1992 г.

Энциклопедия «Я познаю мир. Театр». М.: Астрель, - 2006.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!