Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова-Заярского»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения ______________ Фомина К. Д. Протокол №1 от "30" 08 2022 г | . | УТВЕРЖДЕНО директор школы ____________ Левицкая Е.А. Приказ №176 от "31" 08 2022 г. |
Составитель:
Фомина Ксения Дмитриевна
учитель изобразительного искусства
Нижневартовск, 2022
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Страна мастеров» предназначена для обучающихся 5 классов МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсянникова-Заярского». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности.
Цель: создание условий для самореализации учеников в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, формирование художественно-творческих способностей учеников через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи программы:
Обучающие:
ознакомление, привитие и развитие интереса к старинному виду искусства оригами и другим видам работы с бумагой;
изучение основных обозначений и знаков при создании оригами;
овладение конкретными техническими приёмами при работе с бумагой;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
обучение приемам работы с бумагой;
Воспитательные:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитание положительного отношения к труду, дисциплине, аккуратности, стремление к созданию прекрасного своими руками;
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
Развивающие:
развитие интеллектуальных способностей: воображения, восприятия, мышления, памяти, внимания, фантазии, изобретательности;
развитие художественного вкуса;
формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей;
развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников;
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
учебно – познавательного интерес к бумагопластике;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Ученики получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе.
Ученики получат возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
пользоваться средствами выразительности языка бумагопластики, художественного конструирования;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами бумагопластики;
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные
различать изученные виды бумагопластики, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в бумагопластике;
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным изделиям бумагопластики.
Ученики получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.
Коммуникативные
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.
Ученики получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий бумагопластикой у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты
уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
понимать образную сущность искусства;
выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
Создаватьсредствамибумагопластики выразительные образы природы, человека, животного.
.
Тематическое планирование
№ | Раздел (модуль)/тема | Кол-во часов | Форма проведения занятий | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Материалы, оборудование, инструменты Техника безопасности. Организация рабочего места. Виды бумаги и картона, инструменты и приспособления | 3 | Беседа, образно – иллюстративный метод | https://www.livemaster.ru/ |
2 | Обрывная аппликация. Обрывная аппликация. «Животные» Обрывная аппликация «Цветы ко Дню Учителя» | 4 | Беседа, образно – иллюстративный метод Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), Репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции) | https://handsmake.ru/obemnye-applikatsii-iz-bumagi. |
3 | Аппликация из гофрированной бумаги. Аппликация из гофрированной бумаги «Осенний лист кленовый» Аппликация из гофрированной бумаги. «Балерина» Аппликация из гофрированной бумаги. «Узоры на окне» Аппликация из гофрированной бумаги. «Символ наступающего года» | 8 | Беседа, образно – иллюстративный метод Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), Репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции | https://handsmake.ru/obemnye-applikatsii-iz-bumagi. |
4 | Торцевание. Торцевание. «Еловая ветка с шишками» Торцевание. Новогоднее украшение «Снежинки» | 4 | Беседа, образно – иллюстративный метод Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), Репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции Метод проблемного изложения. | https://e-ipar.ru/ https://all-origami.ru |
5 | Оригами. Оригами. Базовая форма «Воздушный змей». Поделка «Восьмиконечная звезда» (аппликация). Оригами.Поделка «Сторожевые собачки». 3D открытка ко Дню защитника Отечества. | 5 | Беседа, образно – иллюстративный метод Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), Репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции |
6 | Айрис –фолдинг Айрис –фолдинг«Кошка на окошке» Айрис –фолдинг. Открытка «Птичка в цветах». | 4 | Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) Частично – поисковый Метод проблемного изложения. | https://handsmake.ru/ayris-folding-dlya-detey. |
7 | Модульное оригами Модульное оригами«Рамочка в подарок» Модульное оригами «Цветы». Модульное оригами. «Рыбки в аквариуме» Обобщающее занятие. Повторение пройденного материала. Викторина «Бумагопластика». | 7 | Беседа, образно – иллюстративный метод Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), Репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции Метод проблемного изложения. Игра | https://handsmake.ru |
Календарно-тематическое планирование
№ | Планируемая дата | Дата фактическая | Тема | Вид деятельности | Кол-во часов |
| | | Техника безопасности. Организация рабочего места. | Проведение беседы о поведении на занятии, соблюдении техники безопасности с ножницами, клеем. Рассматривание образцов аппликаций и оригами, иллюстраций в пособиях. Материал для поделок на каждое занятие (цветная бумага, клей – карандаш, ножницы, картон, гофрированная бумага, клеенка). | 1 |
| | | Виды бумаги и картона, инструменты и приспособления. | Демонстрация видов бумаги (цветная бумага, бумага для принтера, гофрированная бумага) и картона (цветной картон, гофрированный, бархатный). Обсуждение необходимых инструментов для создания поделок | 2 |
| | |
| | | Обрывная аппликация «Цветы ко Дню учителя». | Беседа о любимом животном. Выкладывание мозаики из кусочков цветной бумаги по готовому контуру животного (щенок, котенок, слоненок, попугай), прикрепление кусочков клеем. | 2 |
| | |
| | | Обрывная аппликация «Животные». | Беседа об осенних цветах. Выполнение аппликации с помощью метода скручивания. | 2 |
| | |
| | | Аппликация из гофрированной бумаги «Осенний лист кленовый». | Беседа о приметах осени. Обводка контура листа по шаблону. Выкладывание мозаики из кусочков цветной бумаги («осенние цвета»), заполнение контура, прикрепление кусочков клеем. | 2 |
| | |
| | | Аппликация из гофрированной бумаги «Балерина». | Повторение свойств гофрированной бумаги (скручивание). Выполнение поделки по образцу. Из полосы бумаги скрутить платье, скрутить 4 жгутика – руки и ноги, свернуть прическу и вырезать овал – лицо, скрутить бантики и сложить в форме цветочков. Прикрепить детали клеем на лист картона. | 2 |
| | |
| | | Аппликация из гофрированной бумаги «Узоры на окне». | Повторение свойств гофрированной бумаги (скручивание). Выбор холодных цветов бумаги. Нарезать полоски, скрутить жгутики, приклеить их, располагая в виде узора (завитки, снежинки). | 2 |
| | |
| | | Аппликация из гофрированной бумаги. «Символ наступающего года». | Беседа о празднике «Новый год» и о символе года. Изготовление изображения петуха на елке. Составление елки из трех полос (растягивание и скручивание).Приклеивание по схеме. | 2 |
| | |
| | | Торцевание.«Еловая ветка с шишками». | Беседа об особенностях хвойных деревьев. Выполнение аппликации: рисование контура ветки и шишек, выкладывание по контуру. Ветки – зеленой бумагой, шишки – коричневой. Основа – картон голубого цвета. | 2 |
| | |
| | | Торцевание. Новогоднее украшение «Снежинки». | Беседа о новогодних украшениях. Выбор снежинки для изготовления или рисование своего варианта. Вырезание контура снежинки и придание объема с помощью торцевания. | 2 |
| | |
| | | 3D открытка ко Дню защитника Отечества. | Беседа о звездах. Поэтапное складывание частей звезды по наглядному изображению и инструкции учителя, приклеивание на картон. | 3 |
| | |
| | |
| | | Оригами. Базовая форма «Воздушный змей». Поделка «Восьмиконечная звезда». | Беседа о Дне защитника Отечества, роли собак в армии. Поэтапное конструирование (туловище, голова, склеивание) по наглядному изображению и инструкции учителя. | 2 |
| | |
| | | Айрис –фолдинг «Кошка на окошке». | Беседа о расцветках кошек, их привычках. Предложить выбрать цвет для своей кошки. Подготовка шаблона и схемы. Нарезание полос выбранного цвета, приклеивание по схеме. Оформление окна. | 2 |
| | |
| | | Айрис –фолдинг. Открытка «Птичка в цветах». | Беседа о празднике. Объяснить последовательность изготовления открытки. Вырезать шаблоны птички, цветов и листиков, нарезать полоски бумаги. Приклеивать полосы по заданной схеме (заполнение птички). Приклеить цветы и листики. Оформить обратную сторону открытки. | 2 |
| | |
| | | Модульное оригами «Рамочка в подарок». | Беседа о подарках (что, кому, как и зачем дарить). Подсчитать количество модулей для рамки. Выбор цвета бумаги. Складывание модулей, сборка двух кругов (большего и меньшего). Склеивание кругов рамки между собой. | 2 |
| | |
| | | Модульное оригами «Цветы». | Рассказать о направлении в модульном оригами – оригами-цветах. Складывание модулей-лепестков и склеивание цветка. Приклеивание на картон. | 2 |
| | |
| | | Модульное оригами. «Рыбки в аквариуме». | Беседа об аквариумных рыбках. Складывание модулей, сборка рыбок, приклеивание на картон. Оформление деталей аквариума водорослями и камушками из фантиков. | 1 |
| | | Обобщающее занятие. Повторение пройденного материала. Викторина «Бумагопластика» | Провести викторину с теоретическими и практическими заданиями по пройденному материалу. | 1 |