СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о правильном питании» в 5 классе для обучающихся с ИН (1 вариант)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Разговор о правильном питании» составлена на основе Программ:

- «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.:Nestle, 2020),

- «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.:Nestle, 2020),

- «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.:Nestle, 2020).

            Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о правильном питании» в 5 классе для обучающихся с ИН (1 вариант)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Стерлибашевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Рассмотрено на заседании ШМО начального звена

Протокол №________ от «____» _________2022г. Руководитель_________ /Гиззатуллина Р.Г./

Согласовано

Заместитель директора по УР _____/Гайнуллина Д.Р./ «___» _________2022г.


Утверждаю Директор

__________/Афанасьев А.А./ «___» ________2022г.








Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Разговоры о правильном питании»

в 5 классе





Срок реализации программы: 1 год

Составитель: Мансурова С.Ф.





















2022 - 2023 учебный год


Пояснительная записка

Программа «Разговор о правильном питании» составлена на основе Программ:

- «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.:Nestle, 2020),

- «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.:Nestle, 2020),

- «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.:Nestle, 2020).

Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.

 В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.

 Данные научных  исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни.

Следовательно, одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому.

Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского « Опыт убедил нас в том, что приблизительно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».

Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.


Общая характеристика программы

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.


Практическая значимость состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с начальной школы.


Цель программы- воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.

Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

  • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

  • освоение детьми практических навыков рационального питания;

  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

  • информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

  • развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;

  • развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.


Преимущество программы заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Программа «Разговор о правильном питании» предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

Программа носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).

В ходе изучения программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности.   Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.


Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.

Программа « Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:

  • научная обоснованность и практическая целесообразность;

  • возрастная адекватность;

  • необходимость и достаточность информации;

  • модульность программы;

  • практическая целесообразность

  • динамическое развитие и системность;

  • вовлеченность семьи и реализацию программы;

  • культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.

Описание места программы в учебном плане

Преподавание программы «Разговор о правильном питании» проводится во второй половине дня. Важность для школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Программа «Разговор о правильном питании» изучается по одному часу в неделю, 34 часа в год.


Описание ценностных ориентиров содержания программы

Одним из результатов преподавания программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) школьниками системы ценностей.


Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.


Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.


Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.


Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.


Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.


Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.


Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.


Основные методы обучения:


  • фронтальный метод;

  • групповой метод;

  • практический метод;

  • познавательная игра;

  • ситуационный метод;

  • игровой метод;

  • соревновательный метод;

  • активные методы обучения.


Формы обучения:


Ведущими формами деятельности предполагаются:

  • чтение и обсуждение;

  • экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;

  • встречи с интересными людьми;

  • практические занятия;

  • творческие домашние задания;

  • праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;

  • конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);

  • ярмарки полезных продуктов;

  • сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;

  • мини – проекты;


Формы контроля


  • Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

  • Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин.


Прогнозируемые результаты освоения программы


В результате изучения программы школьники

получат представления:

  • о правилах и основах рационального питания,

  • о необходимости соблюдения гигиены питания;

  • о полезных продуктах питания;

  • о структуре ежедневного рациона питания;

  • об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;

  • об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

  • об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.

умения:

Полученные знания позволят детям

  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

  • получить знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.



Личностные и предметные результаты освоения программы


Личностные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;

  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;

  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания;

  • умение ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания;

  • умение сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Предметные результаты освоения обучающимися содержания данной программы


● знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

● навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

● умение определять полезные продукты питания;

● знание о структуре ежедневного рациона питания;

● навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

● умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.




Первый уровень результатов «ученик научится»
  • соблюдать гигиену питания;

  • ориентироваться в продуктах питания (полезные и вредные продукты, ассортимент продуктов);

  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, с учетом собственной физической активности;


Второй и третий уровни результатов « ученик получит возможность научиться»
  • соблюдать правила рационального питания;

  • определять причины, вызывающие изменения в рационе питания (особенности питания в летний и зимний периоды);

  • различать основные группы питательных веществ – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли (функциях этих веществ в организме);

  • корректировать несоответствия своего рациона и режима питания с учетом границ личностной активности;

  • самостоятельного выбора продуктов, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.

Содержание программы


п⁄п

Раздел

Количество часов

Основные темы раздела

1.

Разнообразие питания

5

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время.

2.

Гигиена питания и приготовление пищи


10

Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.

3.

Этикет


8

Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народовЗа что мы скажем поварам спасибо. Правила поведения в гостях.

4.

Рацион питания


5

Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить.

5.

Из истории русской кухни.

5

Знакомство с блюдами русской кухни

Итого:

33 часа



Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у школьников:

  • знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

  • навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

  • умение определять полезные продукты питания.

  • знание о структуре ежедневного рациона питания;

  • навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

  • умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.





Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование темы занятий

План. дата

Факт. дата

Примечание

1

Вводное занятие.. Если хочешь быть здоров.

07.09



2

Из чего состоит наша пища.

14.09



3

Полезные и вредные привычки питания.

21.09



4

Самые полезные продукты.

28.09



5

Как правильно есть(гигиена питания).

05.10



6

Удивительное превращение пирожка.

12.10



7

Твой режим питания.

19.10



8

Из чего варят каши.

26.10



9

Как сделать кашу вкусной.

09.11



10

Плох обед, коли хлеба нет.

16.11



11

Хлеб всему голова.

23.11



12

Полдник.

30.11



13

Время есть булочки.

07.12



14

Пора ужинать.

14.12



15

Почему полезно есть рыбу

21.12



16

Мясо и мясные блюда

28.12



17

Где найти витамины зимой и весной

11.01

18.01

11.01 кан. день

18

Всякому овощу – свое время

18.01


19

Как утолить жажду

25.01



20

Что надо есть ,если хочешь стать сильнее

01.02



21

Что надо есть, если хочешь стать сильнее

08.02



22

На вкус и цвет товарищей нет

15.02



23

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

22.02



24

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

01.03



25

Каждому овощу – свое время

15.03



26

Народные праздники, их меню

22.03



27

Народные праздники, их меню

05.04



28

Как правильно накрыть стол.

12.04



29

Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом

19.04



30

Щи да каша – пища наша

26.04



31

Что готовили наши прабабушки.

03.05



32

Что готовили наши прабабушки.

10.05



33

Игра «Здоровое питание – отличное настроение»

17.05



34

Подведение итогов.

24.05










Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы «Разговор о правильном питании»


Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) гербарии; продукты питания; микропрепараты; столовые приборы; бытовые приборы для кухни; 2) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи, схемы, плакаты. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы.

Наряду с принципом наглядности в изучении программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса, насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания программы, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.


Список литературы, рекомендованный педагогам для освоения данного вида деятельности.

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.

  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с

  3. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.-Л., 1974,200с

  4. Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

  5. Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

  6. Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с

  7. Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

  8. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с

  9. Сайт Nestle «Разговор о правильном питании» http://www.food.websib.ru/

  10. .Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

  11. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.


Список литературы, рекомендованный учащимся, для успешно­го освоения данной программы.

  1. Безруких М.М. и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 72 с

  2. Верзилин Н. По следам Робинзона Л. 1974,254с

  3. Верзилин. Н. Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254 с



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!