СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Люби и знай, свой Отчий край» для обучающихся 1 – 4 классов на 2023/2024 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Люби и знай, свой Отчий край»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Люби и знай, свой Отчий край» для обучающихся 1 – 4 классов на 2023/2024 учебный год»





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Люби и знай, свой Отчий край»

для обучающихся 1 – 4 классов

на 2023/2024 учебный год




Направление деятельности: туристко - краеведческая

Возраст обучающихся: 7 – 10 лет

Срок реализации программы: 4 года




Учитель начальных классов: Фадина С.Н.





г. Конаково 2023 год




Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Люби и знай, свой Отчий край» для обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты краеведческого развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Общая характеристика курса

Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительной и игровой деятельности по  направлению   «Люби и знай, свой отчий край» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все  занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.

Ведущей идеей программы «Люби и знай, свой Отчий край», является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Место курса в учебном плане


На изучение курса внеурочной деятельности «Люби и знай, свой Отчий край» в учебном плане МБОУ гимназии № 5 г. Конаково отводится:

Для обучающихся 1 классов: 33 часа, из расчета 1 час в неделю.

Для обучающихся 2- 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.




Цели изучения курса внеурочной деятельности

«Люби и знай, свой край»

Приоритетная цель обучения: формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса внеурочной деятельности и решением следующих задач:

Предметные:

  • формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем родного города (села), края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

  • расширять и углублять знания обучающихся по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии, русскому языку;

  • формировать у младших школьников умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ, работать с научно-популярной, справочной литературой.

Метапредметные:
  • развивать любознательность, познавательную активность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте, высказывать свое мнение;

  • расширять исторический и экологический кругозор обучающихся;

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

  • формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Личностные:
  • воспитывать уважение и любовь к родному краю, бережное отношение к объектам природы и результатам труда людей, основы элементарной экологической культуры;

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;

  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности


В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение этических норм и правил поведения у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества. Метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); Предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения курса внеурочной деятельности опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Люби и знай, свой Отчий край» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности «Люби и знай, свой край» выпускник научится:

Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Пермского края, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Тверского края;

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:
Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:
Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику Тверского края, Твери;

  • описывать достопримечательности Тверского края;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Тверского края и атласом;

  • работать с атласом, глобусом и картой;

  • находить на карте свой регион и его главный город;

  • устанавливать причинно‐следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:
Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Формы организации деятельности:

  1. коллективная;

  2. групповая;

  3. индивидуальная.

Виды внеурочной деятельности:

  1. игровая;

  2. познавательная;

  3. спортивно-оздоровительная;

  4. туристско-краеведческая;

  5. досугово-развлекательная (досуговое общение);

  6. проблемно-ценностное общение;

  7. художественное творчество;

  8. социальное творчество.

Формы и методы:

  1. рассказ;

  2. сообщение;

  3. беседа;

  4. экскурсии (в том числе виртуальные);

  5. написание очерков и статей в школьную и городскую газеты;

  6. составление и разгадывание кроссвордов;

  7. игры;

  8. изготовление объектов демонстрации (газеты, фотоотчеты, выставки, летописи);

  9. проекты;

  10. Конкурсы.

Формы проведения итоговых занятий:
  1. олимпиада;

  2. тематический праздник;

  3. занятие-игра;

  4. квест;

  5. устный журнал «Край родной, навек любимый»;

  6. викторина;

  7. разработка и защита проектов;

  8. конференция.

Формы представления результатов деятельности обучающихся:
  1. защита проектов, презентации;

  2. выставки рисунков, фотографий;

  3. исследовательские работы.
































Содержание программы курса внеурочной деятельности


"Люби и знай, свой Отчий край"

1 класс

Раздел курса

Количество часов

Форма проведения

Вид деятельности

Моя маленькая Родина

5

кружок

туристко - краеведческая

Наш город

5

кружок

туристко - краеведческая

Наш край

18

кружок

туристко - краеведческая

Люди нашего края

5

кружок

туристко - краеведческая

Итого:

33 часа




Содержание программы курса внеурочной деятельности


"Люби и знай, свой Отчий край"

2 класс

Раздел курса

Количество часов

Форма проведения

Вид деятельности

Наш город

8

кружок

туристко - краеведческая

Наш край

18

кружок

туристко - краеведческая

Люди нашего края

8

кружок

туристко - краеведческая

Итого:

34 часа




Содержание программы курса внеурочной деятельности


"Люби и знай, свой Отчий край"

3 класс

Раздел курса

Количество часов

Форма проведения

Вид деятельности

Наш город

7

кружок

туристко - краеведческая

Наш край

14

кружок

туристко – краеведческая

Путешествие в глубь веков

6


туристко – краеведческая

Люди нашего края

7

кружок

туристко - краеведческая

Итого:

34 часа




Содержание программы курса внеурочной деятельности


"Люби и знай, свой Отчий край"

4 класс

Раздел курса

Количество часов

Форма проведения

Вид деятельности

Географическое положение

34

кружок

туристко - краеведческая

Итого:

34 часа


















Тематическое планирование

1 класс

п/п

Наименование раздела, темы.

Кол - во

часов

Дата по плану

Дата по факту

ЦОР

Моя маленькая родина (5 часов)

1.

Моя школа – мой дом.

1



https://resh.edu.ru/

2.

Из истории школы. Традиции школы.

1



3.

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

1



4.

Достопримечательности нашей улицы.

1



5.

Мой район.

1



Наш город (5 часов)

6.

Где мы живем (Россия, город Конаково). Имя моего города.

1



https://resh.edu.ru/

7.

Символы нашего города.

1



8.

Культурно – просветительные учреждения нашего города.

1



9.

Профессии города. Где работают родители?

1



10.

Конкурс рисунков «Наш город».

1



Наш край (18 часов)

11.

Географическое положение Тверского края. Наш край на карте России.

1



https://resh.edu.ru/

12.

История возникновения Тверского края.

1



13.

Символика Тверского края.

1



14.

Коренные жители нашего края.

1



15.

Богатства нашей земли.

1



16.

Традиционные ремесла моего края.

1



17.

Растительность нашего края. Разнообразие растений.

1



18.

Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека.

1



19.

Животный мир Тверского края. Разнообразие животного мира.

1



20.

Животный мир Тверского края. Охрана и значение животного мира.

1



21.

Водоемы нашего края. Реки и озера.

1



https://resh.edu.ru/

22.

Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов.

1



23.

Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

1



24.

Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

1



25.

Сельское хозяйство в Тверском крае.

1



26.

Что растет на полях нашего края?

1



27.

Чем занимаются люди на селе? Значение сельского хозяйства.

1



28.

Викторина «Почемучек».

1



Люди нашего края (5 часов)

29.

Труд людей нашего края.

1



https://resh.edu.ru/

30.

Люди, прославившие Тверь. (Герои – земляки).

1



31.

Экскурсии на предприятия города.

1



32.

Экскурсии на предприятия города.

1



33.

Итоговое занятия. Мы хотим Вам рассказать…

1




Итого:

33 часа
















Тематическое планирование

2 класс

п/п

Наименование раздела, темы.

Кол - во

часов

Дата по плану

Дата по факту

ЦОР

Наш город (8 часов)

1.

Город Конаково. Административный центр Конаковского района.

1



https://resh.edu.ru/

2.

Из истории образования города.

1



3.

Главные исторические и культурные памятники.

1



4.

Достопримечательности нашего города.

1



5.

Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу.

1



6.

Знакомство с районами города. Район, в котором я живу.

1



7.

Предприятия города. Значение для края и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей).

1



8.

Игра – викторина «Почемучек».

1



Наш край (18часов)

9.

Географическое положение Тверского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб).

1



https://resh.edu.ru/

10.

Тверская Земля в древности.

1



11.

История создания и исследования Земли Тверской (проектная деятельность).

1



12.

Народы Твери. Национальный состав Тверского края.

1



13.

Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества.

1



14.

Экскурсия в краеведческий музей.

1



15.

Города Тверского края. История возникновения городов.

1



16.

Реки Тверского края на карте России.

1



17.

Реки Тверского края. Откуда берут начало и где заканчиваются.

1



18.

Озера Тверского края. Флора и фауна.

1



19.

Рельеф Тверской области.

1



20.

Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга»? Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу».

1



https://resh.edu.ru/

21.

Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга»? Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу».

1



22.

Животный мир Тверского края. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.

1



23.

Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира.

1



24.

Экскурсия в краеведческий музей.

1



25.

Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны.

1



26.

Игра «Цветик - семицветик».

1



Люди нашего края (8 часов)

27.

Первооткрыватель земли Тверской  - купец и путешественник Афанасии Никитин.

1



https://resh.edu.ru/


28.

Герои – тверичане в годы Великой Отечественной войны.

1



29.

Поэты, писатели Тверской области (участие обучающихся в классной конференции).

1



30.

Поэты, писатели Тверской области (участие обучающихся в классной конференции).

1



31.

Художники нашего края.

1



32.

Игра – викторина «Это было интересно»

1



33.

Игра – викторина «Это было интересно»

1



34.

Итоговое занятие.






Итого:

34 часа









Тематическое планирование

3 класс

п/п

Наименование раздела, темы.

Кол - во

часов

Дата по плану

Дата по факту

ЦОР

Наш город (7 часов)

1.

Истории названий улиц и площадей города Конаково.

1



https://resh.edu.ru/

2.

Истории названий улиц и площадей города Конаково.

1



3.

Храмы и церкви нашего города.

1



4.

Экскурсия. Храмы и церкви нашего города.

1



5.

Организация исследовательской работы «Что бы я сделал для своего города, если бы был мэром».

1



6.

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром».

1



7.

Брейн - ринг «Мой город»

1



Наш край (14 часов)

8.

Тверская Земля в древности.

1



https://resh.edu.ru/

9.

История создания и исследования Земли Тверской.

1



10.

Знакомство с рельефом Тверского края.

1



11.

Особенности рельефа.

1



12.

Знакомство с полезными ископаемыми земли Тверской.

1



13.

Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Нефтяная, химическая, металлургия, машиностроение, лесная промышленность.

1



14.

Вклад края в хозяйство страны. Крупные предприятия нашего края. Значения для края и страны.

1



15.

Реки, озера, водохранилища на территории нашего края.

1



16.

Характеристика основных водных объектов.

1



17.

Разнообразие растительного покрова в нашем крае. Мир растений тайги и лесов.

1



18.

Мир растений тайги и лесов.

1



19.

Разнообразие животного мира в нашей области.

1



https://resh.edu.ru/

20.

Распространенные и редкие животные нашей фауны.

1



21.

Самое интересное о природе Тверского края.

1



Путешествие в глубь веков (6 часов)

22.

Палеонтологические находки на территории Тверского края.

1



https://resh.edu.ru/

23.

Рисунки в пещерах, на скалах.

1



24.

Коренные жители Тверской земли.

1



25.

Коренные жители Тверской земли.

1



26.

Жилища народов, проживающих на территории края.

1



27.

Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта народов Тверской земли.

1



Люди нашего края (7 часов)

28.

Первые исследователи земли Тверской. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие.

1



https://resh.edu.ru/

29.

Тверичане в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу).

1



30.

Экскурсия в краеведческий музей.

1



31.

Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке), (участие обучающихся в классной конференции).

1



32.

Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции).

1



33.

Почетные граждане нашего края.

1



34.

Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "История земли Тверской".

1




Итого:

34 часа






Тематическое планирование

4 класс

п/п

Наименование раздела, темы.

Кол - во

часов

Дата по плану

Дата по факту

ЦОР

1.

Географическое положение нашего края

1



https://resh.edu.ru/

2.

Как образовалась поверхность земли в нашем крае.

1



3.

В загадочный мир песчаных дюн.

1



4.

Полезные ископаемые. Нефть и газ.

1



5.

Полезные ископаемые. Нефть и газ.

1



6.

Полезные ископаемые. Соль, лежащая у нас под ногами.

1



7.

Полезные ископаемые. Материалы для наших построек.

1



8.

Полезные ископаемые. Клады современных и древних болот.

1



9.

Полезные ископаемые. Целебные воды и грязи.

1



10.

Климат. Почему у нас погода такая переменчивая.

1



11.

Климат. Почему у нас погода такая переменчивая.

1



12.

Реки нашей области.

1



13.

Озера нашей области.

1



14.

Что такое почва и как она образуется?

1



15.

Почвы лесов.

1



16.

 Почвы полей и лугов.

1



17.

Чем необычен растительный мир нашего края. Растения лесов.

1



18.

Чем необычен растительный мир нашего края. Растения лесов.

1



19.

Чем необычен растительный мир нашего края. Растения лугов.

1



20.

Чем необычен растительный мир нашего края. Растения лугов.

1



21.

Чем необычен растительный мир нашего края. Растения болот.

1



22.

Чем необычен растительный мир нашего края. Необычные растения.

1



23.

Кто живет в наших лесах?

1



24.

Кто живет в наших лесах?

1



25.

Животные открытых пространств.

1



https://resh.edu.ru/

26.

Животные, живущие в воде и у воды.

1



27.

Охрана природы.

1



28.

Охрана природы.

1



29.

Народное хозяйство. Промышленность.

1



30.

Народное хозяйство. Промышленность.

1



31.

Сельское  хозяйство.

1



32.

Сельское  хозяйство.

1



33.

Население и города.

1



34.

Итоговый урок.

1




Итого:

34 часа




















Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Обязательные учебные материалы для учителя


  1. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). –М.: Баласс, 2010.

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Григорьев Д.В., Степанов П.В.-М.:Просвещение, 2010.Григорьев Д.В., Степаноов П.В. Программы внеурочной деятельности.

Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение. – М., 2011.

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2011.

  3. Савинов Е.С. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся.- 2 – е изд., перераб.- М., 2011.

  4. Сизова Ю.А. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников. Методическое пособие.-г.о. Спасск – Дальний, 2009.

  5. Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе.- М.: Просвещение, 2010.

  6. Обухова Л. А., Махина Н.С. Программа внеурочной деятельности по курсу   «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2013. – 46с.

Материально – техническое обеспечение:


  1. Технические средства обучения.

  2. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

  3. Мультимедийная доска.

  4. Персональный компьютер с принтером, сканером.

  5. Мультимедийный проектор.

  6. Индивидуальные ноутбуки для учащихся 13 штук.

  7. Экранно-звуковые пособия.

  8. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Материально-техническое обеспечение


  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Доска магнитно-маркерная


Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет


  1. http://school-collection.edu.ru/

  2. https://resh.edu.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!