Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Люби и знай, свой Отчий край»
для обучающихся 1 – 4 классов
на 2023/2024 учебный год
Направление деятельности: туристко - краеведческая
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Срок реализации программы: 4 года
Учитель начальных классов: Фадина С.Н.
г. Конаково 2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Люби и знай, свой Отчий край» для обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты краеведческого развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительной и игровой деятельности по направлению «Люби и знай, свой отчий край» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.
Ведущей идеей программы «Люби и знай, свой Отчий край», является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Место курса в учебном плане
На изучение курса внеурочной деятельности «Люби и знай, свой Отчий край» в учебном плане МБОУ гимназии № 5 г. Конаково отводится:
Для обучающихся 1 классов: 33 часа, из расчета 1 час в неделю.
Для обучающихся 2- 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Цели изучения курса внеурочной деятельности
«Люби и знай, свой край»
Приоритетная цель обучения: формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе, формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса внеурочной деятельности и решением следующих задач:
Предметные:
формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем родного города (села), края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
расширять и углублять знания обучающихся по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии, русскому языку;
формировать у младших школьников умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ, работать с научно-популярной, справочной литературой.
Метапредметные:
развивать любознательность, познавательную активность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, основываясь на полученных знаниях и собственном опыте, высказывать свое мнение;
расширять исторический и экологический кругозор обучающихся;
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Личностные:
воспитывать уважение и любовь к родному краю, бережное отношение к объектам природы и результатам труда людей, основы элементарной экологической культуры;
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение этических норм и правил поведения у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества. Метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); Предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения курса внеурочной деятельности опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Люби и знай, свой Отчий край» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности «Люби и знай, свой край» выпускник научится:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Пермского края, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Тверского края;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Тверского края, Твери;
описывать достопримечательности Тверского края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Тверского края и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Формы организации деятельности:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Виды внеурочной деятельности:
игровая;
познавательная;
спортивно-оздоровительная;
туристско-краеведческая;
досугово-развлекательная (досуговое общение);
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
социальное творчество.
Формы и методы:
рассказ;
сообщение;
беседа;
экскурсии (в том числе виртуальные);
написание очерков и статей в школьную и городскую газеты;
составление и разгадывание кроссвордов;
игры;
изготовление объектов демонстрации (газеты, фотоотчеты, выставки, летописи);
проекты;
Конкурсы.
Формы проведения итоговых занятий:
олимпиада;
тематический праздник;
занятие-игра;
квест;
устный журнал «Край родной, навек любимый»;
викторина;
разработка и защита проектов;
конференция.
Формы представления результатов деятельности обучающихся:
защита проектов, презентации;
выставки рисунков, фотографий;
исследовательские работы.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
"Люби и знай, свой Отчий край"
1 класс
Раздел курса | Количество часов | Форма проведения | Вид деятельности |
Моя маленькая Родина | 5 | кружок | туристко - краеведческая |
Наш город | 5 | кружок | туристко - краеведческая |
Наш край | 18 | кружок | туристко - краеведческая |
Люди нашего края | 5 | кружок | туристко - краеведческая |
Итого: | 33 часа | | |
Содержание программы курса внеурочной деятельности
"Люби и знай, свой Отчий край"
2 класс
Раздел курса | Количество часов | Форма проведения | Вид деятельности |
Наш город | 8 | кружок | туристко - краеведческая |
Наш край | 18 | кружок | туристко - краеведческая |
Люди нашего края | 8 | кружок | туристко - краеведческая |
Итого: | 34 часа | | |
Содержание программы курса внеурочной деятельности
"Люби и знай, свой Отчий край"
3 класс
Раздел курса | Количество часов | Форма проведения | Вид деятельности |
Наш город | 7 | кружок | туристко - краеведческая |
Наш край | 14 | кружок | туристко – краеведческая |
Путешествие в глубь веков | 6 | | туристко – краеведческая |
Люди нашего края | 7 | кружок | туристко - краеведческая |
Итого: | 34 часа | | |
Содержание программы курса внеурочной деятельности
"Люби и знай, свой Отчий край"
4 класс
Раздел курса | Количество часов | Форма проведения | Вид деятельности |
Географическое положение | 34 | кружок | туристко - краеведческая |
Итого: | 34 часа | | |
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Кол - во часов | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
Моя маленькая родина (5 часов) |
1. | Моя школа – мой дом. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
2. | Из истории школы. Традиции школы. | 1 | | |
3. | Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. | 1 | | |
4. | Достопримечательности нашей улицы. | 1 | | |
5. | Мой район. | 1 | | |
Наш город (5 часов) |
6. | Где мы живем (Россия, город Конаково). Имя моего города. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
7. | Символы нашего города. | 1 | | |
8. | Культурно – просветительные учреждения нашего города. | 1 | | |
9. | Профессии города. Где работают родители? | 1 | | |
10. | Конкурс рисунков «Наш город». | 1 | | |
Наш край (18 часов) |
11. | Географическое положение Тверского края. Наш край на карте России. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
12. | История возникновения Тверского края. | 1 | | |
13. | Символика Тверского края. | 1 | | |
14. | Коренные жители нашего края. | 1 | | |
15. | Богатства нашей земли. | 1 | | |
16. | Традиционные ремесла моего края. | 1 | | |
17. | Растительность нашего края. Разнообразие растений. | 1 | | |
18. | Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека. | 1 | | |
19. | Животный мир Тверского края. Разнообразие животного мира. | 1 | | |
20. | Животный мир Тверского края. Охрана и значение животного мира. | 1 | | |
21. | Водоемы нашего края. Реки и озера. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
22. | Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов. | 1 | | |
23. | Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? | 1 | | |
24. | Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? | 1 | | |
25. | Сельское хозяйство в Тверском крае. | 1 | | |
26. | Что растет на полях нашего края? | 1 | | |
27. | Чем занимаются люди на селе? Значение сельского хозяйства. | 1 | | |
28. | Викторина «Почемучек». | 1 | | |
Люди нашего края (5 часов) |
29. | Труд людей нашего края. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
30. | Люди, прославившие Тверь. (Герои – земляки). | 1 | | |
31. | Экскурсии на предприятия города. | 1 | | |
32. | Экскурсии на предприятия города. | 1 | | |
33. | Итоговое занятия. Мы хотим Вам рассказать… | 1 | | |
| Итого: | 33 часа | | | |
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Кол - во часов | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
Наш город (8 часов) |
1. | Город Конаково. Административный центр Конаковского района. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
2. | Из истории образования города. | 1 | | |
3. | Главные исторические и культурные памятники. | 1 | | |
4. | Достопримечательности нашего города. | 1 | | |
5. | Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по городу. | 1 | | |
6. | Знакомство с районами города. Район, в котором я живу. | 1 | | |
7. | Предприятия города. Значение для края и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей). | 1 | | |
8. | Игра – викторина «Почемучек». | 1 | | |
Наш край (18часов) |
9. | Географическое положение Тверского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб). | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
10. | Тверская Земля в древности. | 1 | | |
11. | История создания и исследования Земли Тверской (проектная деятельность). | 1 | | |
12. | Народы Твери. Национальный состав Тверского края. | 1 | | |
13. | Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества. | 1 | | |
14. | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | | |
15. | Города Тверского края. История возникновения городов. | 1 | | |
16. | Реки Тверского края на карте России. | 1 | | |
17. | Реки Тверского края. Откуда берут начало и где заканчиваются. | 1 | | |
18. | Озера Тверского края. Флора и фауна. | 1 | | |
19. | Рельеф Тверской области. | 1 | | |
20. | Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга»? Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу». | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
21. | Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга»? Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу». | 1 | | |
22. | Животный мир Тверского края. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие. | 1 | | |
23. | Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира. | 1 | | |
24. | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | | |
25. | Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны. | 1 | | |
26. | Игра «Цветик - семицветик». | 1 | | |
Люди нашего края (8 часов) |
27. | Первооткрыватель земли Тверской - купец и путешественник Афанасии Никитин. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
28. | Герои – тверичане в годы Великой Отечественной войны. | 1 | | |
29. | Поэты, писатели Тверской области (участие обучающихся в классной конференции). | 1 | | |
30. | Поэты, писатели Тверской области (участие обучающихся в классной конференции). | 1 | | |
31. | Художники нашего края. | 1 | | |
32. | Игра – викторина «Это было интересно» | 1 | | |
33. | Игра – викторина «Это было интересно» | 1 | | |
34. | Итоговое занятие. | | | | |
| Итого: | 34 часа | | | |
Тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Кол - во часов | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
Наш город (7 часов) |
1. | Истории названий улиц и площадей города Конаково. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
2. | Истории названий улиц и площадей города Конаково. | 1 | | |
3. | Храмы и церкви нашего города. | 1 | | |
4. | Экскурсия. Храмы и церкви нашего города. | 1 | | |
5. | Организация исследовательской работы «Что бы я сделал для своего города, если бы был мэром». | 1 | | |
6. | Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром». | 1 | | |
7. | Брейн - ринг «Мой город» | 1 | | |
Наш край (14 часов) |
8. | Тверская Земля в древности. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
9. | История создания и исследования Земли Тверской. | 1 | | |
10. | Знакомство с рельефом Тверского края. | 1 | | |
11. | Особенности рельефа. | 1 | | |
12. | Знакомство с полезными ископаемыми земли Тверской. | 1 | | |
13. | Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Нефтяная, химическая, металлургия, машиностроение, лесная промышленность. | 1 | | |
14. | Вклад края в хозяйство страны. Крупные предприятия нашего края. Значения для края и страны. | 1 | | |
15. | Реки, озера, водохранилища на территории нашего края. | 1 | | |
16. | Характеристика основных водных объектов. | 1 | | |
17. | Разнообразие растительного покрова в нашем крае. Мир растений тайги и лесов. | 1 | | |
18. | Мир растений тайги и лесов. | 1 | | |
19. | Разнообразие животного мира в нашей области. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
20. | Распространенные и редкие животные нашей фауны. | 1 | | |
21. | Самое интересное о природе Тверского края. | 1 | | |
Путешествие в глубь веков (6 часов) |
22. | Палеонтологические находки на территории Тверского края. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
23. | Рисунки в пещерах, на скалах. | 1 | | |
24. | Коренные жители Тверской земли. | 1 | | |
25. | Коренные жители Тверской земли. | 1 | | |
26. | Жилища народов, проживающих на территории края. | 1 | | |
27. | Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта народов Тверской земли. | 1 | | |
Люди нашего края (7 часов) |
28. | Первые исследователи земли Тверской. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
29. | Тверичане в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу). | 1 | | |
30. | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | | |
31. | Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке), (участие обучающихся в классной конференции). | 1 | | |
32. | Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции). | 1 | | |
33. | Почетные граждане нашего края. | 1 | | |
34. | Составление и разгадывания кроссвордов. Игра "История земли Тверской". | 1 | | |
| Итого: | 34 часа | | | |
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Кол - во часов | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
1. | Географическое положение нашего края | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
2. | Как образовалась поверхность земли в нашем крае. | 1 | | |
3. | В загадочный мир песчаных дюн. | 1 | | |
4. | Полезные ископаемые. Нефть и газ. | 1 | | |
5. | Полезные ископаемые. Нефть и газ. | 1 | | |
6. | Полезные ископаемые. Соль, лежащая у нас под ногами. | 1 | | |
7. | Полезные ископаемые. Материалы для наших построек. | 1 | | |
8. | Полезные ископаемые. Клады современных и древних болот. | 1 | | |
9. | Полезные ископаемые. Целебные воды и грязи. | 1 | | |
10. | Климат. Почему у нас погода такая переменчивая. | 1 | | |
11. | Климат. Почему у нас погода такая переменчивая. | 1 | | |
12. | Реки нашей области. | 1 | | |
13. | Озера нашей области. | 1 | | |
14. | Что такое почва и как она образуется? | 1 | | |
15. | Почвы лесов. | 1 | | |
16. | Почвы полей и лугов. | 1 | | |
17. | Чем необычен растительный мир нашего края. Растения лесов. | 1 | | |
18. | Чем необычен растительный мир нашего края. Растения лесов. | 1 | | |
19. | Чем необычен растительный мир нашего края. Растения лугов. | 1 | | |
20. | Чем необычен растительный мир нашего края. Растения лугов. | 1 | | |
21. | Чем необычен растительный мир нашего края. Растения болот. | 1 | | |
22. | Чем необычен растительный мир нашего края. Необычные растения. | 1 | | |
23. | Кто живет в наших лесах? | 1 | | |
24. | Кто живет в наших лесах? | 1 | | |
25. | Животные открытых пространств. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
26. | Животные, живущие в воде и у воды. | 1 | | |
27. | Охрана природы. | 1 | | |
28. | Охрана природы. | 1 | | |
29. | Народное хозяйство. Промышленность. | 1 | | |
30. | Народное хозяйство. Промышленность. | 1 | | |
31. | Сельское хозяйство. | 1 | | |
32. | Сельское хозяйство. | 1 | | |
33. | Население и города. | 1 | | |
34. | Итоговый урок. | 1 | | |
| Итого: | 34 часа | | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для учителя
Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). –М.: Баласс, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Григорьев Д.В., Степанов П.В.-М.:Просвещение, 2010.Григорьев Д.В., Степаноов П.В. Программы внеурочной деятельности.
Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение. – М., 2011.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2011.
Савинов Е.С. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся.- 2 – е изд., перераб.- М., 2011.
Сизова Ю.А. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников. Методическое пособие.-г.о. Спасск – Дальний, 2009.
Воронцов А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе.- М.: Просвещение, 2010.
Обухова Л. А., Махина Н.С. Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2013. – 46с.
Материально – техническое обеспечение:
Технические средства обучения.
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Мультимедийная доска.
Персональный компьютер с принтером, сканером.
Мультимедийный проектор.
Индивидуальные ноутбуки для учащихся 13 штук.
Экранно-звуковые пособия.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Материально-техническое обеспечение
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Доска магнитно-маркерная
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
http://school-collection.edu.ru/
https://resh.edu.ru/