СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный художник» для обучающихся 1 – 4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный художник» для обучающихся 1 – 4 классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 5 г. Конаково Тверской области



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 5 г. Конаково

Тверской области:

С. Н. Фадина «31» августа 2022 г.

«Утверждаю»

Приказ № 162 от «31» августа 2022 г.

Директор МБОУ гимназии № 5

г. Конаково Тверской области

С. Н. Кузьмичёва





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Юный художник»

для обучающихся 1 – 4 классов

на 2022/2026 учебный год



Направление деятельности: художественное творчество

Возраст обучающихся: 7 – 10 лет

Срок реализации программы: 4 года




Составила заместитель директора

по УВР начальной школы: Фадина С.Н.


г. Конаково 2022



Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный художник» для обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты художественного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Общая характеристика курса

Изучение курса «Юный художник» направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления духовной деятельности растущей личности. Данная программа развивает интеллектуально -творческий потенциал обучающихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Место курса в учебном плане

На изучение курса внеурочной деятельности «Юный художник» в учебном плане МБОУ гимназии № 5 г. Конаково отводится:

Для обучающихся 1 классов: 33 часа, из расчета 1 час в неделю.

Для обучающихся 2- 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Цели изучения курса внеурочной деятельности «Юный художник»

Приоритетная цель обучения: воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, воспитание в детях эстетического чувства.

Достижение заявленной цели определяется особенностями курса внеурочной деятельности и решением следующих задач:

  • Расширить художественно-эстетический кругозор.

  • Воспитать зрительскую культуру, умение увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства.

  • Приобщить к достижениям мировой художественной культуры

  • Освоить изобразительные приёмы с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.

  • Создать простейшие художественные образы средствами живописи, рисунка, графики, пластики.

  • Освоить простейшие технологии дизайна и оформительства.

  • Познакомиться с законами сценографии и оформительства, разработками сценического образа.

  • Получить учащимися знания о пластических

  • искусствах в искусствоведческом аспекте.

  • Развить умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

  • Развить воображение и зрительную память.

  • Освоить элементарную художественную грамотность и основные приёмы изобразительной деятельности и декоративной деятельности.

  • Воспитать в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

  • Развить и практически применить полученные знания и умения (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочных занятий.

В результате внеурочных занятий по изобразительному искусству в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе внеурочных занятий по изобразительному искусству:

Для 1-го класса:

  • понимание особой роли искусства в жизни каждого отдельного человека.

  • Сформированность наблюдательности и фантазии.

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом

Для 2-го класса:

  • понимание особой роли искусства в жизни каждого отдельного человека.

  • Сформированность художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Для 3-го класса:

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

  • Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Для 4-го класса:

  • Уважительное отношение к культуре и искусству Родины, своего народа, к культуре и искусству других народов нашей страны и мира.

  • Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

  • Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

  • Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом

  • Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Для 1-го класса:

  • Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • Овладение умением выполнять простейшие творческие проекты, отдельных упражнений по живописи, графике.

Для 2-го класса:

  • Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • Овладение умением выполнять простейшие творческие проекты, отдельных упражнений по живописи, графике

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Для 3-го класса:

  • Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • Овладение умением выполнять простейшие творческие проекты, отдельных упражнений по живописи, графике

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • Овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Для 4-го класса:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • Овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, общения, классификации по видовым признакам;

  • Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.

Содержание  курса "Юный художник"    

1 класс


Раздел курса

Количество часов

Форма проведения

Вид деятельности

Мир искусства

9

кружок

художественное творчество

Наши друзья -меньшие

7

кружок

художественное творчество

Фантазия и реальность

9

кружок

художественное творчество

«Весна идет»

8

кружок

художественное творчество

Итого:

33 часа




Содержание  курса "Юный художник"    

2 класс


Раздел курса

Количество часов

Форма проведения

Вид деятельности

Многоцветье природы

9

кружок

художественное творчество

«В мастерской художника»

7

кружок

художественное творчество

Фантазия и реальность

10

кружок

художественное творчество

«Весна идет»

8

кружок

художественное творчество

Итого:

34 часа








Содержание  курса "Юный художник"    

3 класс


Раздел курса

Количество часов

Форма проведения

Вид деятельности

Виды и жанры изобразительного искусства

9

кружок

художественное творчество

«Рисунок – основа изобразительного искусства»

7

кружок

художественное творчество

«Наша мастерская»

10

кружок

художественное творчество

«Волшебная бумага»

8

кружок

художественное творчество

Итого:

34 часа




Содержание  курса "Юный художник"    

4 класс


Раздел курса

Количество часов

Форма проведения

Вид деятельности

Искусство живописи

9

кружок

художественное творчество

Образ русского человека

7

кружок

художественное творчество

«Искусство русского человека»

10

кружок

художественное творчество

«Духовная красота человека»

8

кружок

художественное творчество

Итого:

34 часа











Тематическое планирование

1 класс

п/п

Название темы занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

ЦОР

Мир искусства - 9 часов

Знакомство с красками и другими материалами изобразительного искусства.

1



https://resh.edu.ru/

Три основных цвета. Работаем тремя цветами

1



Теплые и холодные цвета. Разнообразие цветов вокруг нас

1



Рисунок по впечатлениям от прогулки.

1



Виды орнаментов. Орнамент в полосе. Закладка в книгу.

1



Знакомство с городецкой росписью. Элементы росписи.

1



Роспись посуды городецкой росписью.

1



«Дорисуй картинку», урок-игра.

1



Работа графическими материалами. Изображение деревьев, веток, линия, ритм линий. Зарисовки.

1



Наши друзья-меньшие – 7 часов

Животные в доме. Кот на крыше.

1



https://resh.edu.ru/

Фантастические животные.

1



«Мой аквариум». Рисование рыб в аквариуме.

1



Восковые мелки и акварель. Узоры.

1



«Мой аквариум». Рисование рыб в аквариуме.

1



Готовимся к Новому году, поделки, открытки.

1



Готовимся к Новому году, поделки, открытки.

1




Фантазия и реальность – 9 часов

Птицы рядом с нами. Снегирь на ветке

1



https://resh.edu.ru/

Птицы рядом с нами. Снегирь на ветке

1



https://resh.edu.ru/

Сказочные птицы. Жар-птица

1



Знакомство с дымковской игрушкой.

1



Знакомство с иллюстрацией. Иллюстрация к сказке.

1



Знакомство с иллюстрацией. Иллюстрация к сказке.

1



Знакомство с искусством портрета. Портрет мамы, папы, друга

1



Знакомство с искусством портрета. Портрет мамы, папы, друга

1



«Солнечный ковер». Рисунок - фантазия.

1




«Весна идет…» - 8 часов

Орнамент в круге

1



https://resh.edu.ru/

Орнамент в круге

1



Весенний пейзаж нежными цветами.

1



Натюрморт с выбором техники исполнения.

1



Натюрморт с выбором техники исполнения.

1



«Чудо-дерево» Коллективное панно

1



«Чудо-дерево» Коллективное панно

1



«Чудо-дерево» Коллективное панно

1




Итого:

33 часа





Тематическое планирование

2 класс

п/п

Название темы занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

ЦОР

Многоцветье природы - 9 часов

Знакомство с красками и инструментами

1



https://resh.edu.ru/

Три основных цвета, основные и составные цвета. Ковер из листьев.

1



Композиция в орнаменте.

1



Теплые и холодные цвета. Два натюрморта.

1



Теплые и холодные цвета. Два натюрморта.

1



Пять красок. Изображение стихий.

1



Возможности восковых мелков. Осенний лес.

1



Выразительные возможности акварели. Осенний лес

1



Аппликация. Тема на выбор

1



«В мастерской художника» - 7 часов

Лепка. Рисунок пластилином на картоне.

1



https://resh.edu.ru/

Выразительные возможности графических материалов: мелки, пастель, уголь.

1



Народные промыслы. Роспись по мотивам народных промыслов.

1



Народные промыслы. Роспись по мотивам народных промыслов.

1



Птицы в городе. Ритм, движение.

1



Новый год в школе.

1



Новый год в школе.

1



https://resh.edu.ru/


Реальность и фантазия – 10 часов

Изображение сказочных животных в движении, в среде обитания.

1



https://resh.edu.ru/

Изображение сказочных животных в движении, в среде обитания.

1



Лепка в паре. Сказка

1



Бумажная пластика. Подводный мир

1



Бумажная пластика. Подводный мир

1



Изображение животных в движении.

1



Изображение животных в движении.

1



Искусство портрета.

1



Сказочные образы-портреты: Баба - Яга, Леший, и др.

1



Сказочные образы-портреты: Баба - Яга, Леший, и др.

1




«Рисуем, фантазируем, украшаем» - 8 часов

Выражение характера через украшение. Костюм воина или сказочного героя.

1



https://resh.edu.ru/

Выражение характера через украшение. Костюм воина или сказочного героя.

1



Сказочные птицы: Феникс, Жар- птица и др.

1



Сказочные птицы: Феникс, Жар- птица и др.

1



Аппликация «Чудная весна»

1



Аппликация «Чудная весна»

1



Творческая работа с выбором техники.

1



Творческая работа с выбором техники.

1




Итого:

34 часа





Тематическое планирование

3 класс

п/п

Название темы занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

ЦОР

Виды и жанры изобразительного искусства - 9 часов

Вводное занятие. Беседа о материалах и инструментах.

1



https://resh.edu.ru/

Пейзаж с дождем. Учимся рисовать дождь

1



Аппликация «Осенний лес»

1



Аппликация «Осенний лес»

1



Выполнение поздравительной открытки к дню учителя.

1



Изображение фигуры человека в движении.

1



Знакомство с техникой папье - маше, изготовление и роспись тарелочки

1



Знакомство с техникой папье - маше, изготовление и роспись тарелочки

1



Знакомство с техникой папье - маше, изготовление и роспись тарелочки

1



«Рисунок - основа изобразительного искусства» - 7 часов

Натюрморт графическими материалами.

1



https://resh.edu.ru/

Натюрморт графическими материалами.

1



Изготовление геометрических тел по

шаблону (цилиндр, пирамида), последующая роспись по мотивам народных промыслов.

1



Изготовление геометрических тел по

шаблону (цилиндр, пирамида), последующая роспись по мотивам народных промыслов.

1



Готовимся к Новому году. Изготовление объемной снежинки

1



https://resh.edu.ru/

«Наш театр». Конструирование настольного театра по мотивам зимних сказок

1



«Наш театр». Конструирование настольного театра по мотивам зимних сказок

1




«Наша мастерская» – 10 часов

Иллюстрация к сказкам о животных.

1



https://resh.edu.ru/

Аппликация «Две стихии»

1



Аппликация «Две стихии»

1



Аппликация «Две стихии»




Портрет графическими материалами

1



Сказочные образы в картинах русских художников. Выполнение рисунка по мотивам иллюстраций Билибина.

1



Бумажная пластика «Русская деревня», панно

1



Бумажная пластика «Русская деревня», панно

1



Бумажная пластика «Русская деревня», панно

1



Рисуем с натуры. Натюрморт.

1




«Волшебная бумага» - 8 часов

Возможности пластических материалов, рисуем пластилином.

1



https://resh.edu.ru/

«Мятая бумага»

1



Изготовление объемной поделки из бумаги в технике бумажной пластики.

1



Искусство монотипии.

1



Знакомство с новыми техниками работы с бумагой (квиллинг, киригами) выполнение простейших поделок.

1



Знакомство с новыми техниками работы с бумагой (квиллинг, киригами) выполнение простейших поделок.

1



https://resh.edu.ru/

Знакомство с новыми техниками работы с бумагой (квиллинг, киригами) выполнение простейших поделок.

1



Знакомство с новыми техниками работы с бумагой (квиллинг, киригами) выполнение простейших поделок.

1




Итого:

34 часа
































Тематическое планирование

4 класс

п/п

Название темы занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

ЦОР

«Искусство живописи» - 9 часов

Рисунок по летним впечатлениям.

1



https://resh.edu.ru/

Рисунок по летним впечатлениям.

1



Осень в произведениях русских художников, этюд акварельными красками.

1



Осень в произведениях русских художников, этюд акварельными красками.

1



Дерево под дождем, этюд, графика

1



Фигурки под дождем. Фигура человека в движении.

1



Фигурки под дождем. Фигура человека в движении.

1



Декоративное панно по мотивам времен года.

1



Декоративное панно по мотивам времен года.

1



Образ русского человека - 7 часов

Образ древнего города.

1



https://resh.edu.ru/

Образ древнего города.

1



Образ русского человека. Русский костюм.

1



Образ русского человека. Русский костюм.

1



Новогодний базар. Изготовление новогодних поделок и игрушек. Участие в оформлении школы.

1



Новогодний базар. Изготовление новогодних поделок и игрушек. Участие в оформлении школы.

1



Новогодний базар. Изготовление новогодних поделок и игрушек. Участие в оформлении школы.

1




«Искусство русского народа» – 10 часов

Народные промыслы. Знакомство с хохломой

1



https://resh.edu.ru/

Народные промыслы. Знакомство с хохломой

1



Роспись изделия хохломской росписью.

1



Роспись изделия хохломской росписью.




Городецкая роспись, элементы росписи.

1



Городецкая роспись, элементы росписи.

1



Роспись изделия городецкой росписью.

1



Роспись изделия городецкой росписью.

1



«Голубое чудо», Гжель, элементы, роспись.

1



«Голубое чудо», Гжель, элементы, роспись.

1




«Духовная красота человека» - 8 часов

Искусство портрета. Просмотр картин русских и зарубежных художников.

1



https://resh.edu.ru/

Искусство портрета. Просмотр картин русских и зарубежных художников.

1



Карикатурный портрет, шарж.

1



Образ материнства в изобразительном искусстве.

1



Образ материнства в изобразительном искусстве.

1



Тема войны в изобразительном искусстве.

1



Тема войны в изобразительном искусстве.

1



«Скоро лето», творческая работа.

1




Итого:

34 часа








Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Обязательные учебные материалы для учителя


  • Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под/ред. Б.М. Неменского. 1-4 классы. М., «Просвещение», 2012г.

  • Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс, М., «Просвещение», 2012г.;

  • Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. М.,«Просвещение», 2012г

  • Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс, М.,«Просвещение», 2012г

  • Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс

  • Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс., «Просвещение», 2012г

  • Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

  • Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)

  • Методические журналы по искусству

  • Учебно-наглядные пособия

  • Энциклопедии по искусству, справочные издания

  • Альбомы по искусству

  • Книги о художниках и художественных музеях

  • Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет

  • Электронные библиотеки по искусству

  • Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage?lng=ru

  • Русский музей http://www.rusmuseum.ru

  • Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru



Печатные пособия:

  • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

  • Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

  • Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

  • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Экранно-звуковые пособия:

  • Аудиозаписи по музыке, литературные произведения

  • Презентации на CD или DVD-дисках: по видам изобразительных (пластических) искусств; по жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству художников.

Материально-техническое обеспечение:

оборудование и приборы:

  • Аудиторная доска

  • Краски акварельные

  • Краски гуашевые

  • Тушь

  • Ручки с перьями

  • Бумага А3, А4

  • Бумага цветная

  • Фломастеры

  • Восковые мелки

  • Пастель

  • Уголь

  • Кисти беличьи №5, 10, 20

  • Кисти щетина №3, 10,13

  • Емкости для воды

  • Стеки (набор)

  • Пластилин/глина

  • Клей

  • Ножницы

  • Рамы для оформления работ

  • Подставки для натуры

Технические средства обучения (средства ИКТ):

  • Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

  • Smart-доска

  • Мультимедийный проектор

натурный фонд:

  • Муляжи фруктов (комплект)

  • Муляжи овощей (комплект)

  • Изделия декоративно-прикладного искусства

  • Модуль фигуры человека

  • Капитель ионическая

  • Керамические изделия (вазы, крынки и др.)

  • Драпировки

  • Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо и др.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!