Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 5 г. Конаково Тверской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 5 г. Конаково Тверской области: С. Н. Фадина «31» августа 2022 г. | «Утверждаю» Приказ № 162 от «31» августа 2022 г. Директор МБОУ гимназии № 5 г. Конаково Тверской области С. Н. Кузьмичёва |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный художник»
для обучающихся 1 – 4 классов
на 2022/2026 учебный год
Направление деятельности: художественное творчество
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Срок реализации программы: 4 года
Составила заместитель директора
по УВР начальной школы: Фадина С.Н.
г. Конаково 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный художник» для обучающихся 1 – 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты художественного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Общая характеристика курса
Изучение курса «Юный художник» направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления духовной деятельности растущей личности. Данная программа развивает интеллектуально -творческий потенциал обучающихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Место курса в учебном плане
На изучение курса внеурочной деятельности «Юный художник» в учебном плане МБОУ гимназии № 5 г. Конаково отводится:
Для обучающихся 1 классов: 33 часа, из расчета 1 час в неделю.
Для обучающихся 2- 4 классов: 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Цели изучения курса внеурочной деятельности «Юный художник»
Приоритетная цель обучения: воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, воспитание в детях эстетического чувства.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса внеурочной деятельности и решением следующих задач:
Расширить художественно-эстетический кругозор.
Воспитать зрительскую культуру, умение увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства.
Приобщить к достижениям мировой художественной культуры
Освоить изобразительные приёмы с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
Создать простейшие художественные образы средствами живописи, рисунка, графики, пластики.
Освоить простейшие технологии дизайна и оформительства.
Познакомиться с законами сценографии и оформительства, разработками сценического образа.
Получить учащимися знания о пластических
искусствах в искусствоведческом аспекте.
Развить умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
Развить воображение и зрительную память.
Освоить элементарную художественную грамотность и основные приёмы изобразительной деятельности и декоративной деятельности.
Воспитать в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
Развить и практически применить полученные знания и умения (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочных занятий.
В результате внеурочных занятий по изобразительному искусству в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе внеурочных занятий по изобразительному искусству:
Для 1-го класса:
понимание особой роли искусства в жизни каждого отдельного человека.
Сформированность наблюдательности и фантазии.
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом
Для 2-го класса:
понимание особой роли искусства в жизни каждого отдельного человека.
Сформированность художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Для 3-го класса:
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Для 4-го класса:
Уважительное отношение к культуре и искусству Родины, своего народа, к культуре и искусству других народов нашей страны и мира.
Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Для 1-го класса:
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Овладение умением выполнять простейшие творческие проекты, отдельных упражнений по живописи, графике.
Для 2-го класса:
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Овладение умением выполнять простейшие творческие проекты, отдельных упражнений по живописи, графике
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Для 3-го класса:
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Овладение умением выполнять простейшие творческие проекты, отдельных упражнений по живописи, графике
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Для 4-го класса:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа синтеза, общения, классификации по видовым признакам;
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
Содержание курса "Юный художник"
1 класс
Раздел курса | Количество часов | Форма проведения | Вид деятельности |
Мир искусства | 9 | кружок | художественное творчество |
Наши друзья -меньшие | 7 | кружок | художественное творчество |
Фантазия и реальность | 9 | кружок | художественное творчество |
«Весна идет» | 8 | кружок | художественное творчество |
Итого: | 33 часа | | |
Содержание курса "Юный художник"
2 класс
Раздел курса | Количество часов | Форма проведения | Вид деятельности |
Многоцветье природы | 9 | кружок | художественное творчество |
«В мастерской художника» | 7 | кружок | художественное творчество |
Фантазия и реальность | 10 | кружок | художественное творчество |
«Весна идет» | 8 | кружок | художественное творчество |
Итого: | 34 часа | | |
Содержание курса "Юный художник"
3 класс
Раздел курса | Количество часов | Форма проведения | Вид деятельности |
Виды и жанры изобразительного искусства | 9 | кружок | художественное творчество |
«Рисунок – основа изобразительного искусства» | 7 | кружок | художественное творчество |
«Наша мастерская» | 10 | кружок | художественное творчество |
«Волшебная бумага» | 8 | кружок | художественное творчество |
Итого: | 34 часа | | |
Содержание курса "Юный художник"
4 класс
Раздел курса | Количество часов | Форма проведения | Вид деятельности |
Искусство живописи | 9 | кружок | художественное творчество |
Образ русского человека | 7 | кружок | художественное творчество |
«Искусство русского человека» | 10 | кружок | художественное творчество |
«Духовная красота человека» | 8 | кружок | художественное творчество |
Итого: | 34 часа | | |
Тематическое планирование
1 класс
п/п | Название темы занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
Мир искусства - 9 часов |
| Знакомство с красками и другими материалами изобразительного искусства. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Три основных цвета. Работаем тремя цветами | 1 | | |
| Теплые и холодные цвета. Разнообразие цветов вокруг нас | 1 | | |
| Рисунок по впечатлениям от прогулки. | 1 | | |
| Виды орнаментов. Орнамент в полосе. Закладка в книгу. | 1 | | |
| Знакомство с городецкой росписью. Элементы росписи. | 1 | | |
| Роспись посуды городецкой росписью. | 1 | | |
| «Дорисуй картинку», урок-игра. | 1 | | |
| Работа графическими материалами. Изображение деревьев, веток, линия, ритм линий. Зарисовки. | 1 | | |
Наши друзья-меньшие – 7 часов |
| Животные в доме. Кот на крыше. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Фантастические животные. | 1 | | |
| «Мой аквариум». Рисование рыб в аквариуме. | 1 | | |
| Восковые мелки и акварель. Узоры. | 1 | | |
| «Мой аквариум». Рисование рыб в аквариуме. | 1 | | |
| Готовимся к Новому году, поделки, открытки. | 1 | | |
| Готовимся к Новому году, поделки, открытки. | 1 | | |
| Фантазия и реальность – 9 часов |
| Птицы рядом с нами. Снегирь на ветке | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Птицы рядом с нами. Снегирь на ветке | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Сказочные птицы. Жар-птица | 1 | | |
| Знакомство с дымковской игрушкой. | 1 | | |
| Знакомство с иллюстрацией. Иллюстрация к сказке. | 1 | | |
| Знакомство с иллюстрацией. Иллюстрация к сказке. | 1 | | |
| Знакомство с искусством портрета. Портрет мамы, папы, друга | 1 | | |
| Знакомство с искусством портрета. Портрет мамы, папы, друга | 1 | | |
| «Солнечный ковер». Рисунок - фантазия. | 1 | | |
| «Весна идет…» - 8 часов |
| Орнамент в круге | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Орнамент в круге | 1 | | |
| Весенний пейзаж нежными цветами. | 1 | | |
| Натюрморт с выбором техники исполнения. | 1 | | |
| Натюрморт с выбором техники исполнения. | 1 | | |
| «Чудо-дерево» Коллективное панно | 1 | | |
| «Чудо-дерево» Коллективное панно | 1 | | |
| «Чудо-дерево» Коллективное панно | 1 | | |
| Итого: | 33 часа | | | |
Тематическое планирование
2 класс
п/п | Название темы занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
Многоцветье природы - 9 часов |
| Знакомство с красками и инструментами | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Три основных цвета, основные и составные цвета. Ковер из листьев. | 1 | | |
| Композиция в орнаменте. | 1 | | |
| Теплые и холодные цвета. Два натюрморта. | 1 | | |
| Теплые и холодные цвета. Два натюрморта. | 1 | | |
| Пять красок. Изображение стихий. | 1 | | |
| Возможности восковых мелков. Осенний лес. | 1 | | |
| Выразительные возможности акварели. Осенний лес | 1 | | |
| Аппликация. Тема на выбор | 1 | | |
«В мастерской художника» - 7 часов |
| Лепка. Рисунок пластилином на картоне. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Выразительные возможности графических материалов: мелки, пастель, уголь. | 1 | | |
| Народные промыслы. Роспись по мотивам народных промыслов. | 1 | | |
| Народные промыслы. Роспись по мотивам народных промыслов. | 1 | | |
| Птицы в городе. Ритм, движение. | 1 | | |
| Новый год в школе. | 1 | | |
| Новый год в школе. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Реальность и фантазия – 10 часов |
| Изображение сказочных животных в движении, в среде обитания. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Изображение сказочных животных в движении, в среде обитания. | 1 | | |
| Лепка в паре. Сказка | 1 | | |
| Бумажная пластика. Подводный мир | 1 | | |
| Бумажная пластика. Подводный мир | 1 | | |
| Изображение животных в движении. | 1 | | |
| Изображение животных в движении. | 1 | | |
| Искусство портрета. | 1 | | |
| Сказочные образы-портреты: Баба - Яга, Леший, и др. | 1 | | |
| Сказочные образы-портреты: Баба - Яга, Леший, и др. | 1 | | |
| «Рисуем, фантазируем, украшаем» - 8 часов |
| Выражение характера через украшение. Костюм воина или сказочного героя. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Выражение характера через украшение. Костюм воина или сказочного героя. | 1 | | |
| Сказочные птицы: Феникс, Жар- птица и др. | 1 | | |
| Сказочные птицы: Феникс, Жар- птица и др. | 1 | | |
| Аппликация «Чудная весна» | 1 | | |
| Аппликация «Чудная весна» | 1 | | |
| Творческая работа с выбором техники. | 1 | | |
| Творческая работа с выбором техники. | 1 | | |
| Итого: | 34 часа | | | |
Тематическое планирование
3 класс
п/п | Название темы занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
Виды и жанры изобразительного искусства - 9 часов |
| Вводное занятие. Беседа о материалах и инструментах. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Пейзаж с дождем. Учимся рисовать дождь | 1 | | |
| Аппликация «Осенний лес» | 1 | | |
| Аппликация «Осенний лес» | 1 | | |
| Выполнение поздравительной открытки к дню учителя. | 1 | | |
| Изображение фигуры человека в движении. | 1 | | |
| Знакомство с техникой папье - маше, изготовление и роспись тарелочки | 1 | | |
| Знакомство с техникой папье - маше, изготовление и роспись тарелочки | 1 | | |
| Знакомство с техникой папье - маше, изготовление и роспись тарелочки | 1 | | |
«Рисунок - основа изобразительного искусства» - 7 часов |
| Натюрморт графическими материалами. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Натюрморт графическими материалами. | 1 | | |
| Изготовление геометрических тел по шаблону (цилиндр, пирамида), последующая роспись по мотивам народных промыслов. | 1 | | |
| Изготовление геометрических тел по шаблону (цилиндр, пирамида), последующая роспись по мотивам народных промыслов. | 1 | | |
| Готовимся к Новому году. Изготовление объемной снежинки | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| «Наш театр». Конструирование настольного театра по мотивам зимних сказок | 1 | | |
| «Наш театр». Конструирование настольного театра по мотивам зимних сказок | 1 | | |
| «Наша мастерская» – 10 часов |
| Иллюстрация к сказкам о животных. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Аппликация «Две стихии» | 1 | | |
| Аппликация «Две стихии» | 1 | | |
| Аппликация «Две стихии» | | | |
| Портрет графическими материалами | 1 | | |
| Сказочные образы в картинах русских художников. Выполнение рисунка по мотивам иллюстраций Билибина. | 1 | | |
| Бумажная пластика «Русская деревня», панно | 1 | | |
| Бумажная пластика «Русская деревня», панно | 1 | | |
| Бумажная пластика «Русская деревня», панно | 1 | | |
| Рисуем с натуры. Натюрморт. | 1 | | |
| «Волшебная бумага» - 8 часов |
| Возможности пластических материалов, рисуем пластилином. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| «Мятая бумага» | 1 | | |
| Изготовление объемной поделки из бумаги в технике бумажной пластики. | 1 | | |
| Искусство монотипии. | 1 | | |
| Знакомство с новыми техниками работы с бумагой (квиллинг, киригами) выполнение простейших поделок. | 1 | | |
| Знакомство с новыми техниками работы с бумагой (квиллинг, киригами) выполнение простейших поделок. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Знакомство с новыми техниками работы с бумагой (квиллинг, киригами) выполнение простейших поделок. | 1 | | |
| Знакомство с новыми техниками работы с бумагой (квиллинг, киригами) выполнение простейших поделок. | 1 | | |
| Итого: | 34 часа | | | |
Тематическое планирование
4 класс
п/п | Название темы занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | ЦОР |
«Искусство живописи» - 9 часов |
| Рисунок по летним впечатлениям. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Рисунок по летним впечатлениям. | 1 | | |
| Осень в произведениях русских художников, этюд акварельными красками. | 1 | | |
| Осень в произведениях русских художников, этюд акварельными красками. | 1 | | |
| Дерево под дождем, этюд, графика | 1 | | |
| Фигурки под дождем. Фигура человека в движении. | 1 | | |
| Фигурки под дождем. Фигура человека в движении. | 1 | | |
| Декоративное панно по мотивам времен года. | 1 | | |
| Декоративное панно по мотивам времен года. | 1 | | |
Образ русского человека - 7 часов |
| Образ древнего города. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Образ древнего города. | 1 | | |
| Образ русского человека. Русский костюм. | 1 | | |
| Образ русского человека. Русский костюм. | 1 | | |
| Новогодний базар. Изготовление новогодних поделок и игрушек. Участие в оформлении школы. | 1 | | |
| Новогодний базар. Изготовление новогодних поделок и игрушек. Участие в оформлении школы. | 1 | | |
| Новогодний базар. Изготовление новогодних поделок и игрушек. Участие в оформлении школы. | 1 | | |
| «Искусство русского народа» – 10 часов |
| Народные промыслы. Знакомство с хохломой | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Народные промыслы. Знакомство с хохломой | 1 | | |
| Роспись изделия хохломской росписью. | 1 | | |
| Роспись изделия хохломской росписью. | | | |
| Городецкая роспись, элементы росписи. | 1 | | |
| Городецкая роспись, элементы росписи. | 1 | | |
| Роспись изделия городецкой росписью. | 1 | | |
| Роспись изделия городецкой росписью. | 1 | | |
| «Голубое чудо», Гжель, элементы, роспись. | 1 | | |
| «Голубое чудо», Гжель, элементы, роспись. | 1 | | |
| «Духовная красота человека» - 8 часов |
| Искусство портрета. Просмотр картин русских и зарубежных художников. | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
| Искусство портрета. Просмотр картин русских и зарубежных художников. | 1 | | |
| Карикатурный портрет, шарж. | 1 | | |
| Образ материнства в изобразительном искусстве. | 1 | | |
| Образ материнства в изобразительном искусстве. | 1 | | |
| Тема войны в изобразительном искусстве. | 1 | | |
| Тема войны в изобразительном искусстве. | 1 | | |
| «Скоро лето», творческая работа. | 1 | | |
| Итого: | 34 часа | | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для учителя
Рабочие программы. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под/ред. Б.М. Неменского. 1-4 классы. М., «Просвещение», 2012г.
Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс, М., «Просвещение», 2012г.;
Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс. М.,«Просвещение», 2012г
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс, М.,«Просвещение», 2012г
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс
Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс., «Просвещение», 2012г
Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)
Методические журналы по искусству
Учебно-наглядные пособия
Энциклопедии по искусству, справочные издания
Альбомы по искусству
Книги о художниках и художественных музеях
Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage?lng=ru
Русский музей http://www.rusmuseum.ru
Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru
Печатные пособия:
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Экранно-звуковые пособия:
Аудиозаписи по музыке, литературные произведения
Презентации на CD или DVD-дисках: по видам изобразительных (пластических) искусств; по жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству художников.
Материально-техническое обеспечение:
оборудование и приборы:
Технические средства обучения (средства ИКТ):
натурный фонд:
Муляжи фруктов (комплект)
Муляжи овощей (комплект)
Изделия декоративно-прикладного искусства
Модуль фигуры человека
Капитель ионическая
Керамические изделия (вазы, крынки и др.)
Драпировки
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо и др.)