СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Эколята» НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ для обучающихся 1 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Эколята" - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривают многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и ипути его познания, развиваются эстетическое воспитание и художекственно-образное мышление младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Эколята» НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ для обучающихся 1 класса.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




Рассмотрено на заседании

Согласовано

Утверждено

методического объединения

с зам. директора школы по УВР

Директор школы

учителей начальных классов.

______________Воронина И. Н.

______________ Кузнецова Е. А.

Протокол №_1_

Протокол №1


от «21» 08. 2023г.

«_21_» 08._2023- г

Приказ № 149____________

Руководитель МО



_______________ Дворянчикова Ю. Н.


от «21» 08. 2023 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Эколята»

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

для обучающихся 1 класса.











Разработана и реализуется

учителем начальных

классов

Дворянчиковой Ю.Н..











с.Бодеевка, 2023





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе следующих документов:

1. Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

2. Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

3. Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

4. ООП НОО МКОУ «Бодеевская СОШ»;

5. в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».

Объем часов:

В год-33 часа

В неделю - 1час

Актуальность Программы «Эколята»



В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

«Эколята» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Цель курса: создание психолого-педагогических условий для воспитания, обучения и развития личности ребенка, направленных на сохранение и развитие любви к природе, получение новых знаний о мире природы, а также на формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи курса:

1. Формировать у детей системы знаний об окружающем их мире животных и растений

2. Способствовать развитию системы практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности.

3. Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации

4. Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными и растениями.

5. Способствовать воспитанию навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе, развитию логического мышления, внимания

6. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным

7. Совершенствовать навыки коллективной работы

8. Развивать познавательный интерес ребенка к миру животных и растений

9.Развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной)

10..Развивать умение учащихся оценивать состояние окружающей среды, растений, животных

11. Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации

12. Способствовать развитию творческих способностей.

Взаимосвязь с программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций Программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Программе воспитания; ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности; интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается программой воспитания.



Варианты реализации программы и формы проведения занятий


В преподавании курса «Эколята» используются разнообразные методы и формы обучения. У младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Познавательная активность, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание до тех пор, пока не иссякнет интерес. Учебная деятельность побуждает ребенка к произвольным действиям в воображении. По мере развития воображение становится более гибким и подвижным. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок и других творческих работах.

Память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Непроизвольно запоминается интересный материал, ребенок схватывает значимые для него события и сведения и сохраняет их.

С учетом психофизиологических особенностей детей этого возраста были подобраны использующиеся на занятиях методы (объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, беседа, проблемное обучение и др.) и формы (игра, экскурсия, практическая работа, творческая работа, работа в группах) организации учебной деятельности.

На занятиях предусмотрены коллективные формы работы, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят, развитию навыков работы в команде.

На занятиях проводятся перерывы в виде динамических пауз, чтобы избежать переутомления детей.

Программой предусмотрены экскурсии в микрорайон школы, которые направлены на закрепление теоретического материала и сбор материалов для проведения собственных исследовательских работ



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- понимать и принимать самоценность любого организма;

- проявлять целостное восприятие окружающего мира;

- бережно относится к окружающему миру

- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды

- оценивать свои достижения на уроке

- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

Метапредметные результаты:

-определять цели изучения разделов курса;

- понимать учебную задачу занятия;

-оценивать достижения на уроке;

- работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;

-приводить примеры ответственного отношения к природе;

- сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

-осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;

-высказывать и обосновывать предположения;

-анализировать иллюстрации –

знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками;

- уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и рисунков по темам курса;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

Предметные результаты:

- осознавать ценность природы для человека;

-ориентироваться в понятиях курса;

-знать наиболее типичных представителей животного мира России, Воронежской области, Лискинского района;

-знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- понимать, что планета Земля - наш большой дом, а Солнце - источник жизни на Земле;

-различать неживое и живое в природе;

-объяснять приспособленность живых организмов к условиям существования;

-оценивать влияние деятельности человека на живые организмы;

-знать значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

-знать значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-ориентироваться в многообразии растений, животных, грибов, экологических связях между ними;

-знать организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

-объяснять разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-знать условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;

-знать различия съедобных и несъедобных грибов;

-знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;

-различать положительные и отрицательные влияния человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;

- понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения биоразнообразия;

-знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;

- применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе; - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-составлять экологические модели, трофические цепи;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение (1 час)

Теоретические знания

Что такое экология. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Законы экологии. Живая и неживая природа.

Практическая деятельность

 Подвижная игра «Живое - неживое»

 Экскурсия в школьный сад «Живая и неживая природа»

Осень (9 часов)

Теоретические знания

Приметы и признаки осени. Осенние явления в жизни живых организмов. Беседа о подготовке животных к зиме: запас корма, спячка, маскировка. Рассказ о животных и растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: медведь, насекомые, божья коровка, бабочка, береза, синичка.

Практическая деятельность

 Конкурс загадок об осени и осенних явлениях

 Экскурсия в школьный сад.

 Сбор листьев для поделок

Исследовательская деятельность

 Наблюдение за листопадом и осенними явлениями природы

Творческая деятельность

 Рисунки «Осень», «Береза»

 Раскраска «Медведь»

 Поделки из бумаги «Заяц», «Паучок», «Божья коровка», «Бабочка»

 Аппликация «Синичка»

Зима (8 часов)

Теоретические знания

Приметы зимы. Зимние явления в жизни живых организмов. Приспособление растений и животных к жизни зимой. Взаимоотношения организмов в зимнем лесу. Рассказ о животных и растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: ель и снегирь

Практическая деятельность

 Конкурс загадок о зиме и явлениях зимы

 Игра «Кто поет?»

 Акция «Покормите птиц»

 Экскурсия в школьный сад.

 Мозаика «Снегирь»

Исследовательская деятельность

 Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки

Творческая деятельность

 Изготовление снежинки из бумаги

 Творческий проект «Кормушка для птиц»

 Рисунок «Ель»

 Поделка из бумаги «Птичка»

Весна (8 часов)

Теоретические знания

Приметы весны. Весенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок о весне. Беседа о значении воды в природе и жизни человека. Беседа о свойствах воды, ее состояниях. Рассказ о взаимоотношениях живых организмах в воде. Беседа о водных обитателях. Беседа о водных растениях. Беседа о загрязнении воды, необходимости ее защиты и охраны.

Практическая деятельность

 Конкурс загадок о весне и весенних явлениях

 Игра «Путешествие капельки воды».

 Экскурсия в школьный сад

Исследовательская деятельность

 Исследование свойств воды

 Наблюдение за весенними явлениями и первоцветами

 Наблюдение за организмами в аквариуме

Творческая деятельность

 Поделка из бумаги «Осьминожка»

 Рисунки «Рыбка», «Озеро», «Берегите воду»

Лето (6 часов)

Теоретические знания

Приметы и явления лета. Анализ поговорок о лете. Беседа о составе воздухе и его необходимости для жизни на планете. Охрана воздуха. Путешествие «По страницам Красной книги». Рассказ о животных и растениях Красной книги, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: тигр, бобр, лотос.

Практическая деятельность

 Конкурс загадок о лете

 Викторина «Явления природы»

 Путешествие «По страницам Красной книги»

Творческая деятельность

 Раскраска «Тигр»

 Поделки из бумаги «Лотос», «Самолет»

 Аппликация «Бобр»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п\п

Тема раздела

Кол-во часов

Введение

Времена года. Осень

Времена года. Зима

Времена года. Весна

Времена года. Лето

Подведение итогов


Итого:

33ч





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Введение

1

https://ecoclass.me/lk/lessons/



1.

Экология и мы. Живая и неживая природа

1

Осень

9

https://ecoclass.me/lk/lessons/

http://potomy.ru/


2

Времена года. Краски осени.

1

3

Как растения готовятся к зиме. Почему опадают листья?

1

4

Как животные готовятся к зиме.

1

5

Медведь – хозяин леса

1

6

Шестиногие хозяева Земли

1

7

Божья коровка

1

8

Бабочки – летающие цветы

1

9

Синичка - сестричка

1

10

Береза – символ России

1

Зима

8

https://ecoclass.me/lk/lessons/


http://potomy.ru/

https://urok.fedcdo.ru/


11

Времена года. Зима

1

12

Снег кружится…

1

13

Наши пернатые друзья. Дятел – «лесной доктор»

1

14

Творческая мастерская

1

15

Покормите птиц

1

16

Зимние наблюдения за птицами

1

17

Ель – лесная красавица

1

18

Снегирь – зимняя птичка

1

Весна

8

https://ecoclass.me/lk/lessons/


http://potomy.ru/


19

Времена года. Весна

1

20

Самое важное вещество на Земле

1

21

Свойства воды

1

22

Цепочка жизни в море

1

23

В мире безмолвия

1

24

Что растет в воде

1

25

Берегите воду

1

26

Весенние явления в природе

1

Лето

6

https://ecoclass.me/lk/lessons/


http://potomy.ru/

https://urok.fedcdo.ru/


27

Времена года. Лето

1

28

Для чего нужен воздух

1

29

Красная книга. Что это такое?

1

30

Амурский тигр – полосатый хищник

1

31

Лотос

1

32

Бобр - строитель

1

33

Подведение итогов

1






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА


Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!