МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании | Согласовано | Утверждено |
методического объединения | с зам. директора школы по УВР | Директор школы |
учителей начальных классов. | ______________Воронина И. Н. | ______________ Кузнецова Е. А. |
Протокол №_1_ | Протокол №1 | |
от «21» 08. 2023г. | «_21_» 08._2023- г | Приказ № 149____________ |
Руководитель МО | | |
_______________ Дворянчикова Ю. Н. | | от «21» 08. 2023 г. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Эколята»
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
для обучающихся 1 класса.
Разработана и реализуется
учителем начальных
классов
Дворянчиковой Ю.Н..
с.Бодеевка, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
2. Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
3. Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
4. ООП НОО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
5. в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».
Объем часов:
В год-33 часа
В неделю - 1час
Актуальность Программы «Эколята»
В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
«Эколята» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Цель курса: создание психолого-педагогических условий для воспитания, обучения и развития личности ребенка, направленных на сохранение и развитие любви к природе, получение новых знаний о мире природы, а также на формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи курса:
1. Формировать у детей системы знаний об окружающем их мире животных и растений
2. Способствовать развитию системы практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности.
3. Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации
4. Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными и растениями.
5. Способствовать воспитанию навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе, развитию логического мышления, внимания
6. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным
7. Совершенствовать навыки коллективной работы
8. Развивать познавательный интерес ребенка к миру животных и растений
9.Развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной)
10..Развивать умение учащихся оценивать состояние окружающей среды, растений, животных
11. Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации
12. Способствовать развитию творческих способностей.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций Программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Программе воспитания; ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности; интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается программой воспитания.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
В преподавании курса «Эколята» используются разнообразные методы и формы обучения. У младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Познавательная активность, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание до тех пор, пока не иссякнет интерес. Учебная деятельность побуждает ребенка к произвольным действиям в воображении. По мере развития воображение становится более гибким и подвижным. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок и других творческих работах.
Память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Непроизвольно запоминается интересный материал, ребенок схватывает значимые для него события и сведения и сохраняет их.
С учетом психофизиологических особенностей детей этого возраста были подобраны использующиеся на занятиях методы (объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, беседа, проблемное обучение и др.) и формы (игра, экскурсия, практическая работа, творческая работа, работа в группах) организации учебной деятельности.
На занятиях предусмотрены коллективные формы работы, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят, развитию навыков работы в команде.
На занятиях проводятся перерывы в виде динамических пауз, чтобы избежать переутомления детей.
Программой предусмотрены экскурсии в микрорайон школы, которые направлены на закрепление теоретического материала и сбор материалов для проведения собственных исследовательских работ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- понимать и принимать самоценность любого организма;
- проявлять целостное восприятие окружающего мира;
- бережно относится к окружающему миру
- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды
- оценивать свои достижения на уроке
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
Метапредметные результаты:
-определять цели изучения разделов курса;
- понимать учебную задачу занятия;
-оценивать достижения на уроке;
- работать в паре, группе, рассуждать и делать выводы;
-приводить примеры ответственного отношения к природе;
- сравнивать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
-осуществлять оценку и самооценку, проверку и взаимопроверку;
-высказывать и обосновывать предположения;
-анализировать иллюстрации –
знать основные приемы работы с бумагой, пластилином, карандашами и красками;
- уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и рисунков по темам курса;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
Предметные результаты:
- осознавать ценность природы для человека;
-ориентироваться в понятиях курса;
-знать наиболее типичных представителей животного мира России, Воронежской области, Лискинского района;
-знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- понимать, что планета Земля - наш большой дом, а Солнце - источник жизни на Земле;
-различать неживое и живое в природе;
-объяснять приспособленность живых организмов к условиям существования;
-оценивать влияние деятельности человека на живые организмы;
-знать значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
-знать значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-ориентироваться в многообразии растений, животных, грибов, экологических связях между ними;
-знать организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
-объяснять разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-знать условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;
-знать различия съедобных и несъедобных грибов;
-знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;
-различать положительные и отрицательные влияния человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;
- понимать особое место заповедников и охраняемых территорий для сохранения биоразнообразия;
-знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;
- применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные правила поведения в природе; - оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-составлять экологические модели, трофические цепи;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение (1 час)
Теоретические знания
Что такое экология. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Законы экологии. Живая и неживая природа.
Практическая деятельность
Подвижная игра «Живое - неживое»
Экскурсия в школьный сад «Живая и неживая природа»
Осень (9 часов)
Теоретические знания
Приметы и признаки осени. Осенние явления в жизни живых организмов. Беседа о подготовке животных к зиме: запас корма, спячка, маскировка. Рассказ о животных и растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: медведь, насекомые, божья коровка, бабочка, береза, синичка.
Практическая деятельность
Конкурс загадок об осени и осенних явлениях
Экскурсия в школьный сад.
Сбор листьев для поделок
Исследовательская деятельность
Наблюдение за листопадом и осенними явлениями природы
Творческая деятельность
Рисунки «Осень», «Береза»
Раскраска «Медведь»
Поделки из бумаги «Заяц», «Паучок», «Божья коровка», «Бабочка»
Аппликация «Синичка»
Зима (8 часов)
Теоретические знания
Приметы зимы. Зимние явления в жизни живых организмов. Приспособление растений и животных к жизни зимой. Взаимоотношения организмов в зимнем лесу. Рассказ о животных и растениях, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: ель и снегирь
Практическая деятельность
Конкурс загадок о зиме и явлениях зимы
Игра «Кто поет?»
Акция «Покормите птиц»
Экскурсия в школьный сад.
Мозаика «Снегирь»
Исследовательская деятельность
Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки
Творческая деятельность
Изготовление снежинки из бумаги
Творческий проект «Кормушка для птиц»
Рисунок «Ель»
Поделка из бумаги «Птичка»
Весна (8 часов)
Теоретические знания
Приметы весны. Весенние явления в жизни живых организмов. Анализ поговорок о весне. Беседа о значении воды в природе и жизни человека. Беседа о свойствах воды, ее состояниях. Рассказ о взаимоотношениях живых организмах в воде. Беседа о водных обитателях. Беседа о водных растениях. Беседа о загрязнении воды, необходимости ее защиты и охраны.
Практическая деятельность
Конкурс загадок о весне и весенних явлениях
Игра «Путешествие капельки воды».
Экскурсия в школьный сад
Исследовательская деятельность
Исследование свойств воды
Наблюдение за весенними явлениями и первоцветами
Наблюдение за организмами в аквариуме
Творческая деятельность
Поделка из бумаги «Осьминожка»
Рисунки «Рыбка», «Озеро», «Берегите воду»
Лето (6 часов)
Теоретические знания
Приметы и явления лета. Анализ поговорок о лете. Беседа о составе воздухе и его необходимости для жизни на планете. Охрана воздуха. Путешествие «По страницам Красной книги». Рассказ о животных и растениях Красной книги, их местообитании, образе жизни и питании и способности переносить неблагоприятные условия: тигр, бобр, лотос.
Практическая деятельность
Конкурс загадок о лете
Викторина «Явления природы»
Путешествие «По страницам Красной книги»
Творческая деятельность
Раскраска «Тигр»
Поделки из бумаги «Лотос», «Самолет»
Аппликация «Бобр»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов |
| Введение | 1ч |
| Времена года. Осень | 9ч |
| Времена года. Зима | 8ч |
| Времена года. Весна | 8ч |
| Времена года. Лето | 6ч |
| Подведение итогов | 1ч |
| Итого: | 33ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Введение | 1 | https://ecoclass.me/lk/lessons/ |
1. | Экология и мы. Живая и неживая природа | 1 |
Осень | 9 | https://ecoclass.me/lk/lessons/ http://potomy.ru/ |
2 | Времена года. Краски осени. | 1 |
3 | Как растения готовятся к зиме. Почему опадают листья? | 1 |
4 | Как животные готовятся к зиме. | 1 |
5 | Медведь – хозяин леса | 1 |
6 | Шестиногие хозяева Земли | 1 |
7 | Божья коровка | 1 |
8 | Бабочки – летающие цветы | 1 |
9 | Синичка - сестричка | 1 |
10 | Береза – символ России | 1 |
Зима | 8 | https://ecoclass.me/lk/lessons/ http://potomy.ru/ https://urok.fedcdo.ru/ |
11 | Времена года. Зима | 1 |
12 | Снег кружится… | 1 |
13 | Наши пернатые друзья. Дятел – «лесной доктор» | 1 |
14 | Творческая мастерская | 1 |
15 | Покормите птиц | 1 |
16 | Зимние наблюдения за птицами | 1 |
17 | Ель – лесная красавица | 1 |
18 | Снегирь – зимняя птичка | 1 |
Весна | 8 | https://ecoclass.me/lk/lessons/ http://potomy.ru/ |
19 | Времена года. Весна | 1 |
20 | Самое важное вещество на Земле | 1 |
21 | Свойства воды | 1 |
22 | Цепочка жизни в море | 1 |
23 | В мире безмолвия | 1 |
24 | Что растет в воде | 1 |
25 | Берегите воду | 1 |
26 | Весенние явления в природе | 1 |
Лето | 6 | https://ecoclass.me/lk/lessons/ http://potomy.ru/ https://urok.fedcdo.ru/ |
27 | Времена года. Лето | 1 |
28 | Для чего нужен воздух | 1 |
29 | Красная книга. Что это такое? | 1 |
30 | Амурский тигр – полосатый хищник | 1 |
31 | Лотос | 1 |
32 | Бобр - строитель | 1 |
33 | Подведение итогов | 1 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами