СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5-9 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры России» для 5-9 классов составлена в соответствии  с федеральным образовательным стандартом основного общего образования на основе требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5-9 класс»

Приложение

основной общеобразовательной программе

основного общего образования

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Утверждена приказом №214/1/ОД от 30.08.2017












Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Основы духовно-нравственной культуры

народов России»

5-9 класс






















Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры России» для 5-9 классов составлена в соответствии с федеральным образовательным стандартом основного общего образования на основе требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Цели:

Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

  • воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.



Личностные, метапредметные и предметные результаты


Личностные результаты

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

• развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

• наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства еѐ осуществления;

• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учѐтом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

• адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных

технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• определение общей цели и путей еѐ достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих.

Предметные результаты

• знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

• знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

• формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

• осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


5 класс

Выпускник научится:

- определять понятия: духовность, нравственность, культура, религия, этнос, быт, фольклор, эпос, традиции и применять их в своих суждениях, высказываниях, в беседе, в исследовательских и иных работах;

- использовать различные виды литературы (научную, художественную), карт (политические, географические, исторические, этнические, лингвистические) как источники информации о расселении и проживании народов России, местах важнейших событий её прошлого и настоящего;

- проводить поиск информации, используя письменные и вещественные свидетельства;

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни, традиции, верования, быт, фольклор многонационального народа России;

- выявлять характерные черты национальных характеров народов России;

- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства предметов повседневного обихода, промыслов, фольклора, произведений искусства;

- давать оценку наиболее значительным событиям, личностям и явлениям отечественной истории и культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

- давать характеристику нравственным качествами духовным ценностям русского народа и других народов России;

- сопоставлять нравственные понятия народов России, выявляя в них общее и различия;

- видеть проявления влияния искусства в окружающей среде;

- высказывать суждения о значении и месте духовного и культурного наследия России в мире.

6 класс

Выпускник научится:

- выделять этапы становления и развития народов России, их духовно-нравственных и культурно-религиозных традиций;

- использовать этнографическую, лингвистическую, конфессиональную карты как источники информации о территории, народах, этно-языковых группах, религиях России, о направлениях миграционных потоков внутри Российской федерации;

- проводить поиск информации о культуре, истории, религии, фольклоре народов России в разных источниках (письменные, вещественные, телевидение, интернет);

- составлять описание образа жизни, культуры, духовно-нравственных традиций, менталитетов, занятий, быта, языков, истории народов России; рассказывать о значительных событиях в их прошлом и настоящем;

- раскрывать понятия: традиции, личность, мировоззрение, нравственность, менталитет, традиционные религии; выявлять главные характеристики этих понятий;

- сравнивать менталитеты народов России, выявлять их различия и сходства;

- объяснять причины и следствия ключевых явлений в духовно-нравственной культуре народов России;

- давать оценку событиям, явлениям и личностям отечественной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

- давать сопоставительную характеристику традиций, религий, менталитетов, ценностей народов России;

- сравнивать свидетельства различных источников, выявлять в них общее и различия;

- составлять на основе полученной на уроке информации и дополнительной литературы описания событий, явлений, имен, памятников, традиций духовно-нравственной культуры народов России.

7 класс

Выпускник научится:

- оценивать роль и подвиги выдающихся личностей и героев народов России, их вклад в общее дело развития нравственной культуры страны, их пример для молодых поколений граждан Российской Федерации;

- локализовать в пространстве ареалы проживания различных народов России; соотносить народ и территорию его проживания; определять место нахождения важнейших культурных памятников страны;

- использовать политическую карту как источник информации о границах России и соседних с ней государств, направлениях передвижения населения по территории Российской федерации, культурной миграции;

- использовать географическую карту для определения городов и населенных пунктов, связанных с жизнью выдающихся людей России, внесших вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры;

- ориентироваться в религиозной символике традиционных российских религий и характеризовать их основные идеи;

- оценивать роль и место религии в духовной жизни россиян, её вклад в формирование общероссийских нравственных ценностей

Выпускник получит возможность научиться:

- используя политическую и географическую карты описывать места проживания различных российских народов, объяснять, как природа и климат местности влияли на мировоззрение народа, его менталитет, быт, характер, формирование нравственных представлений, самооценку и оценивание окружающих людей;

- использовать материал источников для описания характеров народов нашей стран, их деятельности, прошлом и настоящем.


8 класс

Выпускник научится:

- анализировать информацию различных источников по духовно-нравственной культуре народов России;

- составлять описание образа жизни, традиций, праздников, нравственных представлений, культурных и религиозных особенностей больших и малых народов Российской федерации; памятников материальной, художественной и духовной культуры;

- рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной культуры;

- систематизировать материал, содержащийся в литературе и других источниках, рассказывающих о духовно-нравственной культуре народов России.

Выпускник получит возможность научиться:

- используя материалы по духовно-нравственной культуре России рассказывать об особенностях мировоззрения русского народа и других народов России, как его нравственные ценности повлияли на историческое и политическое развитие нашей страны, её прошлое и настоящее, помогли пережить драматические моменты истории, выстоять в сложнейших жизненных ситуациях;

- применять знания по основам духовно-нравственной культуры при изучении истории страны, истории родного края, обществознания, литературы, изобразительного искусства, музыки; при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, области и т. д.


9 класс

Выпускник научится:

- систематизировать материал из разных источников по духовно-нравственной культуре народов России;

- характеризовать суть понятий: духовность, нравственность, вера, менталитет, мировоззрение, коллективный разум, религия, культура, быт, этнос, нация, народ, ареал, национальный характер, душа, образ жизни, коллективное поведение, индивидуальность, национальный этикет, традиции, ритуалы, обряды, обычаи, привычки, этика, межнациональное общение, мировосприятие, духовные ценности симбиоз культур, культурная миграция и др. и применять их в практической деятельности;

- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

- описывать явления духовной культуры;

- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

- раскрывать роль религии в современном обществе;

- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

- объяснять закономерности развития российской духовно-нравственной культуры и её особенностей, сформировавшихся в процессе исторического развития страны;

сопоставлять особенности духовно-нравственных ценностей России с духовно-нравственными ценностями народов и обществ Востока и Запада;

- давать оценку событиям и личностям, оставившим заметный след в духовно-нравственной культуре нашей страны;

- объяснять, как природно-географические и климатические особенности России повлияли на характер её народов, выработали уникальный механизм их взаимодействия, позволяющий сохранять свою самобытность и одновременно ощущать себя частью единого многонационального народа Российской федерации

Выпускник получит возможность научиться:

- сравнивать развитие представлений о морали, нравственности, духовных ценностях России с аналогичными процессами в зарубежных странах; объяснять, в чем заключаются общие черты, а в чем - особенности;

- применять знания по духовно-нравственной культуре России в научной деятельности и в повседневной жизни;

- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений духовной культуры;

- характеризовать основные направления развития отечественной духовной культуры в современных условиях.


Содержание программы


5 КЛАСС

Введение. Что такое нравственность?

Раздел 1. Быт народов России Многонациональный народ России. Быт русского народа. Быт татарского народа. Быт украинского и белорусского народов. Быт башкирского народа. Быт народов Кавказа и Закавказья. Быт казахского народа. Быт малых народов.

Раздел 2. Нравственность, религия и культура Роль религии в формировании нравственности. История появление христианства в России. Монастыри – как духовные центры России. Особенности христианского календаря. История появления ислама в России. Особенности мусульманского календаря. Возникновения буддизма в России.

Восточный календарь и его значение.

Раздел 3. Культура России как выражение общих духовных ценностей её народов

Культура России как совокупность культур её народов. Герои национального эпоса разных народов России. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Мораль в фольклоре народов России. Семейные ценности в фольклоре народов России. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Одушевление природы нашими предками. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Семья – первый трудовой коллектив. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Толерантность.

Итоговый урок.


6 КЛАСС

Раздел 1. Традиции народов России Влияние нации на формирование народности. Традиции и обычаи русского народа. Традиции и обычаи татарского народа. Традиции и обычаи украинского и белорусского народов. Традиции и обычаи башкирского народа. Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья. Традиции и обычаи казахского народа. Традиции и обычаи малых народов.

Раздел 2. Традиционные религии России. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианские конфессии. Первые мусульманские государства на территории России. Направления в исламе. Народы России, исповедующие буддизм. Течения в буддизме.

Раздел 3. Влияние культуры на личность. Невозможность жизни человека вне культуры. Влияние характера личности на её вклад в культуру.

Раздел 4. Менталитет народов России. Особенности менталитета русского народа. Особенности менталитета украинского и белорусского народов. Особенности менталитета татарского народа. Особенности менталитета башкирского народа. Особенности менталитета казахского народа. Особенности менталитета малых народов России.

Раздел 5. Культура и нравственность. Законы нравственности – часть культуры общества. Роль семьи в жизни человека. Православные Софийские соборы. Совесть.

Честь. Героизм. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.

Итоговый урок.


7 КЛАСС

Раздел 1. Нравственное воспитание в культуре народов России Особенности нравственного воспитания народов России. Герои русского народа. Герои татарского народа. Герои украинского и белорусского народов. Герои башкирского народа. Герои народов Кавказа и Закавказья. Герои казахского народа. Герои малых народов.

Раздел 2. Религиозная символика в традиционных религиях России. Религиозное мировоззрение Значение религии в формировании нравственного воспитания общества. Символы христианской веры. Иерархия в христианской церкви. Символы ислама. Особенности иерархии в исламе. Символы буддизма. Особенности мировоззрения в буддизме.

Раздел 3. Выдающиеся деятели науки и культуры многонационального народа России Выдающиеся ученые и культурные деятели русского народа. Выдающиеся ученые и культурные деятели украинского и белорусского народов. Выдающиеся ученые и культурные деятели татарского народов. Выдающиеся ученые и культурные деятели башкирского народа. Выдающиеся ученые и культурные деятели казахского народа. Выдающиеся ученые и культурные деятели малых народов России на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

Раздел 4. Наши нравственные ценности Источники, создающие нравственные установки. Воспитание милосердия и сострадания. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Процесс воспитания в традициях народов России. Семейные ценности в традиционных религиях России. Троице – Сергиев монастырь как образец нравственного служения Отечеству. На страже духовных рубежей – из истории строительства кремлей. Патриотизм. Гражданственность. Итоговый урок.


8 КЛАСС

Раздел 1. В мире культуры. Искусство – зеркало жизни. Искусство вокруг нас. Виды искусства. Роль искусства в жизни людей. Художественный образ – стиль – язык. Дискуссия на тему: «Может ли искусство быть использовано против человека?». Роль искусства в сближении народов. Знаки и символы искусства. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Человек творец и носитель культуры. Известные деятели российской науки и культуры. Создание рекламной листовки на социально значимую тему: «Экология души», «Мир моих увлечений», «Красота спасёт мир», «Миром правит любовь» и др. Законы красоты. Гармония, композиция, симметрия, пропорция, ритм. Предназначение искусства, его действенная сила.

Раздел 2. Религия и культура. Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Понятия «вера», «религиозная вера». Предпосылки возникновения и нравственные основы мировых религий. История возникновения. Религиозные традиции мира. Национальные религии. Многобожие Особенности религиозной веры. Причины возникновения религии. Формы религии и их наличие в современных культах. Появление и распространение буддизма. Сущность и вероучение буддизма. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Буддийский календарь. История возникновения ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Коран, Столпы ислама. Культовые здания ислама. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие

Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Еврейский календарь. Христианство, Библия, Ветхий завет. Новый завет, Евангелие. Культурное наследие христианской Руси. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Христианские праздники. Особенности истории различных религий в России. Основные этапы возникновения и развития православия и других религий в России. Роль православия в истории России. Христианские конфессии.

Раздел 3. Нравственные ценности российского народа. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Понятие «мораль». Моральные нормы. Соблюдение моральных норм. Человеческие ценности.

Нравственные заповеди в религиях мира. Роль правил в жизни общества. Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Золотое правило нравственности. Общественно-исторический характер морали и совести. Понятия «совесть», «стыд». Совесть – мерило нравственности. Психологическая сторона совести. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека. Понятие «правда» и «ложь». Нравственные качества личности: честность, порядочность, справедливость, их значимость в жизни человека. Суть добра и зла, представление об этих двух понятиях, их взаимосвязь в жизни. Противоречие понятий добро и зло. Ценностное отношение к понятиям добра и зла, греха, раскаяния и воздаяния. Сострадание, забота о слабых, любовное отношение к другому человеку. Доброжелательность, взаимопомощь.

Раздел 4. Твой духовный мир. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь к Родине. Понятия «служение», «патриотизм». Понятия «свобода», «долг», «ответственность» в разных религиях. Ответственное поведение, обязанности, свободный выбор личности. Понятие «этика». Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. Воспитание. Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Семья – хранитель духовных ценностей. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка–главные семейные ценности. Родовой герб.


9 класс

Раздел 1. Гуманность – основа этики Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон (С. Марешаль). Моральная зависимость, моральные критерии, нравственные обязанности человека, внутренние убеждения, понятие долга, нравственный долг. Этический диалог. Разумное и нравственное всегда совпадают (Л.Н. Толстой). Здравый смысл, нравственное здоровье, нравственное решение, разумное решение, самоуважение, взаимное уважение. Гуманизм, как сочетание уважения и доброжелательности. Дискуссия, просмотр художественного фильма по теме занятия Гуманность – сгусток всех других добродетелей (Гельвеций). Гуманность, критерии гуманности, добродетель, нравственное несовершенство, проблема долженствования – этическая проблема. Понятие долга. Этическое исследование. Добродетель есть не что иное, как душевная деликатность (О. Бальзак). Ранние эмоции как основа добродетели. Разные подходы к определению добродетели. Добродетель в мировой литературе. Дискуссия. Методика «свитка». Обсуждение литературных источников. Прекрасно там, где пребывает милосердие (Конфуций) Душевная деликатность и милосердие – близкие понятия. Что мешает человеку проявлять милосердие. Умение видеть, слышать, понять, как условия милосердия. «Дневник долженствования» Милостыня, милость и милосердие. Интерактивное занятие в библиотеке. Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин (Ф.М. Достоевский). Единение человека с природой. Нуждается ли природа в милосердии человека. Как связаны понятия природы и Родины. Экскурсия в парковую зону. Духовность есть норма человеческой жизни (Феофан Затворник). Что определяет жизнь человека – материальное или духовное. Философы о понятии духовности. Философский круглый стол. Одно существо неразлучно с человеком – это он сам (Н.Г. Чернышевский). Гармония человека с окружающими. Гармония человека с самим собой. Занятие с участие психолога гимназии. Психологическое тестирование.

Раздел 2. Жизнь как познание добра Основа сущего – постигаемое умом бытие (Платон). Жизнь как главная ценность. Понятие добра. Какую истину человек постигает в жизни. Этическая беседа. Смысл жизни – это то, что придает ей ценность. Размышления о смысле жизни. Труды Д.С. Лихачева. Что есть ценность жизни. Борьба за смысл жизни. Духовные проблемы и нравственный конфликт. Этика – моральное творчество человека. Этический диалог. Цель жизни – самовыражение. Самовыражение. Что мешает успеху. Сильные и слабые стороны личности. Преодоление сложностей на пути к самовыражению. Психологический тренинг. Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни. Патриотизм. Гражданственность. Гражданин. Понятие Родины в работах русских классиков. Что такое российский менталитет. Этический диалог. Интерактивное занятие в музее гимназии. Добро есть жизнь. Что есть человеческая жизнь. Жизнь – это благо или испытание. Философы о благах человеческой жизни. Этика как «живое отношение к живой жизни». Жизнь и личностное Я. Этический диалог 6. Страдание, боль – это сторожевой крик жизни (А.И. Герцен.) Что стоит на страже жизни. Понятие страдания и боли, лекарства, сохраняющие жизнь. Что ждет человек, взывающий о помощи. Жизнь есть откровение, которым нельзя пренебречь. Этическая беседа. Этический диалог. Зло надо зажить (П.Л. Лавров). Зло как этическое понятие. Можно ли противостоять злу. Что значит «Зло надо зажить». Лучше зажечь маленькую свечку, чем проклинать тьму. Назначение человека – не только победить зло. А обратить его в добро. Просмотр спектакля в драматическом театре. Этическая беседа. Пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью (Ф. Бэкон). Все мы люди – пока хотим стать лучше. Кто такой порядочный человек. «Каждый выбирает ту крепость, которую хочет взять». Этическая дискуссия. Уменьшай страдания около себя и в себе (П.Л. Лавров). «Сочувствие к чужой боли помогает справиться со своей». Совершенствование себя улучшает мир вокруг. Интерактивное занятие.

Раздел 3. Стремление к счастью – закон жизни Мы родимся и живем со множеством влечений и потребностей (В. Соловьев). Образ жизни человека. Потребности примитивные и не примитивные. От чего зависит образ жизни. Образ жизни и жизненные стремления. Потребность в другом человеке, общение, понимание. Связь потребностей и нравственных основ жизни человека. Деловая игра. Цель всех человеческих стремлений состоит в получении наслаждений. Чему может посвятить себя человек. Служение Родине, во имя чего, во имя кого. Человек есть мера всех вещей. Наслаждение и нравственность. Понятие гедонизма. Этическая беседа. Стремление к счастью – это стремление стремлений (Л. Фейербах). В чем главное стремление человека. Понятие счастья. Смысл жизни. Счастье в мировой художественной литературе. Занятие в библиотеке. Счастье – это состояние души (К.С. Станиславский). Счастье – не награда за добродетель, а сама добродетель. Умеем ли мы быть счастливыми. Пути к счастью. Состояние счастья. Этическая беседа. Источник счастья берет свое начало в самом человеке (А. Шопенгауэр). Откуда берет свое начало источник счастья. Счастье в себе. Счастье как категория духовной жизни человека. Этическая беседа. Высшее счастье в том, что вас любят (В. Гюго). Любовь как нравственно-этическое чувство. Самоотдача, духовная близость, самоотверженность, взаимопонимание. Этическая беседа. Счастье есть дело судьбы, ума и характера (Н.М. Карамзин.) От чего зависит возможность счастья. Символы счастья. Ощущение радости, умение дарить его другим. Кто «творит» счастье. Этическая беседа. Дружба как источник счастья. Значение дружбы для счастья человека. Что такое дружба, друг. В чем источник счастья дружбы. Дружба как эмоционально- напряженное чувство. Как отличить дружбу и любовь. Философы о дружбе. Интерактивная игра. В согласии с самим собой. Стремление к счастью – закон жизни. Психологический тренинг.

Раздел 4. Нравственный закон внутри каждого Честь и собственное достоинство сильнее всего (Ф.М. Достоевский). Что способствует напряжению души. Умение и потребность держать ответ за свои мысли и поступки. Цена чести. Честь и достоинство. Честь и совесть. Этическая беседа Честь – это поэзия долга (А. Виньи). Честь как внутренняя честность. Как честь влияет на нравственный выбор. Кодексы чести в истории. Этическая беседа. Твердое сознание долга – есть венец характера (Н.В. Шелгунов) Понятие долга. Долг как нравственное требование. Понятия «хочу» и «надо». Нравственный путь и величие духа. Этическая беседа. Долг основан на чувстве справедливости (Н.В. Шелгунов). Справедливость как нравственная норма и качество. Различные грани справедливости. Категория справедливости в трудах философов. Нравственная ценность справедливости. Этическая беседа. Справедливость – это истина в действии (Ж. Жубер). Выбор поведения во имя справедливости. Процесс думанья как залог нравственного действия. Просмотр кинофильма с последующим обсуждением. Источник всех действий человека есть его воля (В. Соловьев.) Как происходит процесс думанья. От чего зависят действия человека. Что такое воля человека. Этика как философия доброй воли. Этическая беседа. Совесть – это наш внутренний судья (П. Гольбах). Совесть как этическая категория. Чувство стыда. Когда нам бывает стыдно. Этическая беседа Заключение. Будущая жизнь – завтрашний день жизни настоящей (П.Я. Чаадаев).


Формы организации и виды деятельности

Формы организации: сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов; посещение выставочных залов и музеев; походы в театр; конкурсы; посещение библиотек; праздники; этические игры; ситуационные игры; благотворительный марафон; благотворительные акции; экскурсии.

Виды деятельности обучающихся: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досуговое общение, социально-преобразующая добровольческая деятельность







































Календарно-тематическое планирование

5 А класс

п/п

Тема

Кол-во часов

План

Факт

1

Человек творец и носитель культуры.

1

04.09


2

Россия- наша Родина.

1

11.09


3

Возникновение религий . Религии мира и их основатели.

1

18.09


4

Культура и религия.

1

25.09


5

Милосердие забота о слабых взаимопомощь.

1

02.10


6

Священные книги религий мира

1

09.10


7

Хранители преданий в религиях мира.

1

16.10


8

Быт казахского народа.

1

23.10


9

Быт малых народов.

1

06.11


10

Роль религии в формировании нравственности.

1

13.11


11

История появление христианства в России.

1

20.11


12

Монастыри – как духовные центры России

1

27.11


13

Особенности христианского календаря.

1

04.12


14

История появления ислама в России.

1

11.12


15

Особенности мусульманского календаря.

1

18.12


16

Возникновения буддизма в России.

1

25.12


17

Восточный календарь и его значение.

1

15.01


18

Работа по итогам первого полугодия «Формирование нравственности»

1

22.01


19

Культура России как совокупность культур её народов

1

29.01


20

Герои национального эпоса разных народов России

1

05.02


21

Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и ).

1

12.02


22

Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

1

19.02


23

Мораль в фольклоре народов России.

1

26.02


24

Семейные ценности в фольклоре народов России.

1

05.03


25

Уважение к труду, обычаям, вере предков.

1

12.03


26

Одушевление природы нашими предками.

1

19.03


27

Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности.

1

02.04


28

Семья – первый трудовой коллектив.

1

09.04


29

Примеры благотворительности из российской истории.

1

16.04


30

Известные меценаты России.

1

23.04


31

Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира.

1

30.04


32

Толерантность.

1

12.05


33

Итоговая работа «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

1

19.05


34

Итоговый урок.

1

26.05










6 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

План

Факт

1

Влияние нации на формирование народности.

1



2

Традиции и обычаи русского народа

1



3

Традиции и обычаи татарского народа.

1



4

Традиции и обычаи украинского и белорусского народов.

1



5

Традиции и обычаи башкирского народа.

1



6

Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья.

1



7

Традиции и обычаи казахского народа.

1



8

Традиции и обычаи малых народов.

1



9

Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

1



10

Принятие христианства на Руси, влияние Византии.

1



11

Христианские конфессии.

1



12

Первые мусульманские государства на территории России.

1



13

Направления в исламе.

1



14

Народы России, исповедующие буддизм.

1



15

Течения в буддизме.

1



16

Работ по итогам первого полугодия «Нравственная культура народов России».

1



17

Невозможность жизни человека вне культуры

1



18

Влияние характера личности на её вклад в культуру.

1



19

Особенности менталитета русского народа.

1



20

Особенности менталитета украинского и белорусского народов.

1



21

Особенности менталитета татарского народа.

1



22

Особенности менталитета башкирского народа.

1



23

Особенности менталитета казахского народа.

1



24

Особенности менталитета малых народов России.

1



25

Законы нравственности – часть культуры общества

1



26

Роль семьи в жизни человека.

1



27

Православные Софийские соборы.

1



28

Совесть.

1



29

Честь.

1



30

Героизм.

1



31

Культура поведения человека.

1



32

Этикет в разных жизненных ситуациях.

1



33-34

Итоговая работа «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

1



34

Итоговый урок.

1













7 класс

Тема

Кол-во

часов

План

Факт

1

Особенности нравственного воспитания народов России.

1



2

Герои русского народа

1



3

Герои татарского народа.

1



4

Герои украинского и белорусского народов.

1



5

Герои башкирского народа.

1



6

Герои народов Кавказа и Закавказья.

1



7

Герои казахского народа.

1



8

Герои малых народов.

1



9

Значение религии в формировании нравственного воспитания общества.

1



10

Символы христианской веры.

1



11

Иерархия в христианской церкви.

1



12

Символы ислама.

1



13

Особенности иерархии в исламе.

1



14

Символы буддизма.

1



15

Особенности мировоззрения в буддизме.

1



16

Работа по итогам первого полугодия «Особенности духовно- нравственной культуры народов России».

1



17

Деятели науки и культуры – представители разных национальностей.

1



18

Выдающиеся научные и культурные деятели русского народа.

1



19

Выдающиеся научные и культурные деятели украинского и белорусского народов.

1



20

Выдающиеся научные и культурные деятели татарского народа.

1



21

Выдающиеся научные и культурные деятели башкирского народа.

1



22

Выдающиеся научные и культурные деятели казахского народа.

1



23

Выдающиеся научные и культурные деятели малых народов России.

1



24

Источники, создающие нравственные установки.

1



25

Воспитание милосердия и сострадания.

1



26

Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).

1



27

Процесс воспитания в традициях народов России.

1



28

Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме.

1



29

Троице – Сергиев монастырь.

1



30

История строительства кремлей.

1



31

Патриотизм.

1



32

Гражданственность.

1



33

Итоговая работа «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

1



34

Итоговый урок.

1







8 класс

п/п

тема урока

кол-во

часов

План

Факт

1

Культура – неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека.

1

8 А

8 Б

8 В


2-3

Искусство в жизни современного человека.

2

8 А

8 Б

8 В


4-5

Величие многонациональной российской культуры.

2

8 А

8 Б

8 В


6

Преобразующая сила искусства

1

8 А

8 Б

8 В


7

Символика Ростовской области, Азовского района.

1

8 А

8 Б

8 В


8

Развитие культуры на Дону.

1

8 А

8 Б

8 В


9

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

1

8 А

8 Б

8 В


10

Культурные традиции буддизма.

1

8 А

8 Б

8 В


11

Культура ислама.

1

8 А

8 Б

8 В


12

Иудаизм и культура.

1

8 А

8 Б

8 В


13

Культурное наследие христианства.

1

8 А

8 Б

8 В


14

История религий в России.

1

8 А

8 Б

8 В


15

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

1

8 А

8 Б

8 В


16

Религия и мораль.

1

8 А

8 Б

8 В


17-18

Мораль и нравственность.

2

8 А

8 Б

8 В


19

Совесть как всеобщий естественный закон.

1

8 А

8 Б

8 В


20

Правда и ложь

1

8 А

8 Б

8 В


21

Добро и зло.

1

8 А

8 Б

8 В


22

Милосердие, сочувствие.

1

8 А

8 Б

8 В


23

Совершенствование человека в труде.

1

8 А

8 Б

8 В


24

О дружбе и друзьях.

1

8 А

8 Б

8 В


25

Гражданственность и патриотизм

1

8 А

8 Б

8 В


26

Любовь и уважение к Отечеству.

1

8 А

8 Б

8 В


27

Долг, свобода, ответственность.

1

8 А

8 Б

8 В


28-29

Культура поведения человека.

2

8 А

8 Б

8 В


30-31

Семья, дом. Семейные традиции.

2

8 А

8 Б

8 В


32-33

Обобщающее повторение

2

8 А

8 Б

8 В






























9 класс


п/п

тема урока

кол-во

часов

План

Факт

1

Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон

1



2

Разумное и нравственное всегда совпадают

1



3

Гуманность – сгусток всех других добродетелей

1



4

Добродетель есть не что иное, как душевная деликатность

1



5

Прекрасно там, где пребывает милосердие

1



6

Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин

1



7

Духовность есть норма человеческой жизни

1



8

Одно существо неразлучно с человеком – это он сам

1



9

Основа сущего – постигаемое умом бытие

1



10

Смысл жизни – это то, что придает ей ценность

1



11

Цель жизни – самовыражение.

1



12

Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни.

1



13

Добро есть жизнь.

1



14

Страдание, боль – это сторожевой крик жизни

1



15

Зло надо зажить

1



16

Пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью

1



17

Уменьшай страдания около себя и в себе

1



18

Мы родимся и живем со множеством влечений и потребностей




19

Цель всех человеческих стремлений состоит в получении наслаждений.

1



20

Стремление к счастью – это стремление стремлений

1



21

Счастье – это состояние души

1



22

Источник счастья берет свое начало в самом человеке

1



23

Высшее счастье в том, что вас любят

1



24

Счастье есть дело судьбы, ума и характера

1



25

Дружба как источник счастья.

1



26

В согласии с самим собой

1



27

Честь и собственное достоинство сильнее всего

1



28

Честь – это поэзия долга

1



29

Твердое сознание долга – есть венец характера

1



30

Долг основан на чувстве справедливости

2



31

Справедливость – это истина в действии

1



32

Источник всех действий человека есть его воля

1



33

Совесть – это наш внутренний судья

1































Пронумеровано, прошито и скреплено печатью ( ) листов



Учитель_______________ С.В.Охрименко



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!